Цели дисциплины




страница1/2
Дата03.05.2016
Размер0.52 Mb.
  1   2


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«Бюджетная система Российской Федерации»

Рекомендуется для специальности

080105.65 Финансы и кредит

Квалификация выпускника

«экономист»

    1. ЦЕЛИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины «Бюджетная система Российской Федерации» является усвоение студентами теоретических основ, понятий и механизма функционирования бюджетной системы как важнейшего элемента финансовой системы страны, выявление проблем в функционировании бюджетного механизма России и выявление направлений его совершенствования в рамках проводимых в стране реформы местного самоуправления, бюджетной реформы и реформы межбюджетных отношений.
1.2. ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Задачами дисциплины являются:

- овладение знаниями в области теоретических основ, понятий, касающихся бюджета, бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации;

- всестороннее изучение особенностей организации бюджетной системы и бюджетного процесса;

- изучение правового регулирования бюджетных отношений в

Российской Федерации;

- изучение и анализ современных проблем бюджетного устройства;

- овладение навыками аналитической работы с показателями, характеризующими доходную и расходную часть бюджета, практикой планирования, оценки и принятия обоснованных финансовых решений.
1.3.ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

- основные категории, используемые в курсе «Бюджетная система Российской Федерации», их взаимосвязь с категориями других общеэкономических и специальных дисциплин;



- структуру бюджетной системы Российской Федерации и других стран;

- основы организации и функционирования бюджетной системы России;

- стадии бюджетного процесса;

- современные тенденции развития межбюджетных отношений и бюджетно-налогового реформирования в Российской Федерации и за рубежом;

уметь:

- анализировать статистическую информацию о состоянии бюджетов всех уровней;



- использовать полученные знания для оценки основных тенденций развития бюджетных отношений в Российской Федерации;

- исследовать проблемные ситуации, связанные с развитием межбюджетных отношений, планированием бюджета;

- проводить анализ и принимать адекватные решения на основе финансовой информации;

быть ознакомленными с:

- основными направлениями государственной бюджетно-налоговой политики Российской Федерации;

- статистическими материалами, характеризующими состояние бюджетов всех уровней;

- трудами российских и зарубежных экономистов в области бюджета и бюджетного процесса.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

К освоению курса «Финансы организаций (предприятий)» следует приступать обладая знаниями по дисциплинам «Экономическая теория». Знания, приобретенные при изучении дисциплины “Финансы” являются основой для последующего изучения таких курсов как «Налоги и налогообложение», «Страхование» и целого ряда других.




  1. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 100 часов.
Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы (по учебному плану)

Количество часов

очная форма обучения

Общая трудоемкость

100

Переаттестация

0

Аудиторные занятия

54

Семинарские (практические) занятия

18

Самостоятельная работа

46

НИРС




Форма итогового контроля

зачет




  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Тематический план

форма обучения: очная, 5 лет




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма промежуточной аттестации

лекции

прак. занятия

самост. работа






Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации

6

2

2

4






Бюджетная классификация




2




4






Основы бюджетного планирования




2

2

4






Бюджетный процесс




4




4






Характеристика доходов бюджетной системы: их состав, структура




2

2

4






Расходы бюджетной системы




4

2

4






Сбалансированность бюджетов




2

2

4






Государственный долг




4

2

6






Межбюджетные трансферты




2

2

6






Государственные внебюджетные фонды




4

2

6







Итого




36

18

46

зачет



Тематический план

форма обучения: заочная, 6 лет




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма промежуточной аттестации

лекции

практ. занятия

самост. работа






Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации

3

2

4

8






Бюджетная классификация




8






Основы бюджетного планирования




4

8






Бюджетный процесс




8






Характеристика доходов бюджетной системы: их состав, структура




4

8






Расходы бюджетной системы




2

8






Сбалансированность бюджетов




8






Государственный долг




4

8






Межбюджетные трансферты




8






Государственные внебюджетные фонды




8







Итого




12

8

80

зачет


Тематический план

форма обучения: заочная сокращенная, 4 года




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма промежуточной аттестации

лекции

лабораторные занятия

самост. работа






Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации

3

2

2

8






Бюджетная классификация




8






Основы бюджетного планирования




2

8






Бюджетный процесс




8






Характеристика доходов бюджетной системы: их состав, структура




4

4

8






Расходы бюджетной системы




8






Сбалансированность бюджетов




8






Государственный долг




10






Межбюджетные трансферты




10






Государственные внебюджетные фонды




10







Итого




8

6

86

зачет


Программа курса

Тема 1. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации


Бюджет как экономическая и финансовая категория. Связь бюджета с другими экономическими категориями. Бюджетные ресурсы и их роль в сбалансированном развитии экономики. Бюджет как финансовая база государства. Бюджет как основной финансовый план государства, субъектов федерации и муниципальных образований. Распределительная и контрольная функции бюджета. Роль бюджета в регулировании социально-экономических процессов. Бюджетная система. Структура бюджетной системы Российской Федерации. Принципы построения бюджетной системы. Проблемы функционирования бюджетной системы Российской Федерации в современных условиях. Консолидированный бюджет: понятие, структура, источники формирования. Бюджетное устройство Российской Федерации: понятие, сущность, составные элементы и направления его совершенствования. Совершенствование механизма межбюджетных отношений в Российской Федерации на современном этапе реформирования финансовых отношений. Бюджетный Кодекс: общая характеристика. Инструменты реализации и основные задачи бюджетной политики Российской Федерации.
Тема 2. Бюджетная классификация

Понятие «бюджетная классификация» и ее назначение. Состав и принципы построения бюджетной классификации. Реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета. Классификация доходов бюджетов. Классификация расходов бюджетов. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов. Классификация операций сектора государственного управления.


Тема 3. Основы бюджетного планирования

Экономические основы бюджетного планирования. Бюджетное планирование как составная часть финансового планирования. Уровни, этапы и методы бюджетного планирования. Методы расчета бюджетных показателей и виды бюджетных планов. Совершенствование среднесрочного финансового планирования в Российской Федерации. Бюджетное планирование, ориентированное на результат, как мера по повышению эффективности государственного управления. Совершенствование и расширение сферы применения программно- целевых методов бюджетного планирования в России.


Тема 4. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс: понятие, стадии, участники бюджетного процесса и их полномочия. Порядок рассмотрения и утверждения бюджетов. Исполнение бюджета. Организация исполнения бюджетов. Роль финансовых и налоговых органов в этом процессе. Кассовое исполнение бюджета. Функции казначейства. Усиление материальной заинтересованности территориальных органов власти и управления в выявлении дополнительных источников доходов и осуществлении режима экономии в расходовании государственных средств. Задачи и методы анализа исполнения бюджета. Место реформирования бюджетного процесса в системе социально- экономических реформ.


Тема 5. Характеристика доходов бюджетной системы: их состав, структура

Экономическая сущность доходов бюджета. Виды доходов бюджетов. Формирование и зачисление доходов в бюджет. Собственные доходы бюджета. Сущность и функции налогов как важного источника доходов бюджетной системы. Классификация налогов. Прямые и косвенные налоги. Федеральные налоги. Региональные налоги. Местные налоги. Распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней. Характеристика неналоговых и прочих доходов бюджетов. Основные источники доходов федерального бюджета: структура, количественные характеристики в процентах ВВП. Доходы региональных бюджетов. Доходы местных бюджетов. Управление бюджетными доходами в структуре механизма управления финансами в Российской Федерации. Нефтегазовые и не нефтегазовые доходы федерального бюджета. Зависимость федерального бюджета Российской Федерации от нефтегазовых доходов и от косвенного налогообложения.


Тема 6. Расходы бюджетной системы

Расходы бюджетной системы, их экономическое значение. Действующий механизм формирования расходных обязательств и пути его совершенствования. Бюджетные ассигнования. Государственное (муниципальное) задание. Размещение заказов для государственных или муниципальных нужд. Бюджетные кредиты. Предоставление субсидий. Бюджетные инвестиции. Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений. Изменения в порядке финансирования бюджетных учреждений. Состав, структура, динамика расходов федерального бюджета, количественные характеристики в процентах ВВП. Пропорции распределения финансовых ресурсов в федеральном и территориальных бюджетах в целом и по основным направлениям.. Совершенствование нормативно-правового регулирования разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение федеральных целевых программ и пути его совершенствования. Национальные проекты и необходимость их реализации в современной России. Управление бюджетными расходами в структуре механизма управления финансами в Российской Федерации. Необходимость повышения эффективности расходования бюджетных средств в современных условиях.


Тема 7. Сбалансированность бюджетов Сбалансированность бюджета, дефицит, профицит.

Источники финансирования дефицита бюджета. Проблемы сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и формирования эффективной модели бюджетного федерализма в России на современном этапе реформирования организации финансовых отношений. Применение и развитие механизмов и методов бюджетного регулирования в Российской Федерации. Проблемы обеспечения устойчивости федерального бюджета в долгосрочной перспективе. Механизмы формирования нефтегазового баланса бюджета России. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния - инструменты достижения экономической и финансовой стабильности.


Тема 8. Государственный долг

Экономическое содержание государственного долга, формы и состав государственного внутреннего и внешнего долга России. Понятия управления государственным муниципальным) долгом и его обслуживания. Источники покрытия государственного внутреннего и внешнего долга. Осуществление государственных и муниципальных заимствований. Выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг. Предоставление государственных и муниципальных гарантий. Управление государственным долгом в Российской Федерации. Управление долгом субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Состав, структура и динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации и политика внутренних заимствований на долгосрочную перспективу. Состав, структура и динамика государственного внешнего долга Российской Федерации и политика внешних заимствований на долгосрочную перспективу.


Тема 9. Межбюджетные трансферты

Межбюджетные отношения. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы, проблемы формирования эффективной модели бюджетного федерализма в России на современном этапе. Понятие межбюджетных трансфертов. Формы межбюджетных трансфертов, порядок и условия их предоставления из бюджетов различных уровней получателям. Межбюджетные трансферты на федеральном уровне и совершенствование межбюджетного регулирования в Российской Федерации. Расходы федерального бюджета на межбюджетные трансферты: состав, структура, направления реформирования и совершенствование механизма финансирования. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов. Федеральный фонд софинансирования расходов. Федеральный фонд компенсаций. Межбюджетные трансферты на субфедеральном уровне и совершенствование межбюджетного регулирования в субъектах Российской Федерации.


Тема 10. Государственные внебюджетные фонды

Экономическое содержание государственных внебюджетных фондов, причины их создания. Роль и значение государственных внебюджетных фондов в решении социально-экономических задач. Формирование доходов и расходов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального и Территориального Фондов обязательного медицинского страхования. Контроль за эффективным и целевым использованием средств из внебюджетных фондов. Порядок формирования и инвестирование пенсионных накоплений. Проблемы обеспечения устойчивости бюджета Пенсионного фонда России в средней и долгосрочной перспективе. Место и роль Фонда социального страхования Российской Федерации в обеспечении социальной защиты России. Система обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. Роль фондов обязательного медицинского страхования в финансировании расходов на здравоохранение. Координирующая роль Федерального фонда ОМС РФ по осуществлению обязательного медицинского страхования в стране и выравниванию финансовых условий деятельности Территориальных фондов ОМС. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов.




5. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Планы семинарских занятий
. Тема 1. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации
План

1. Бюджет как экономическая и финансовая категория. Связь бюджета с другими экономическими категориями. Бюджетные ресурсы и их роль в сбалансированном развитии экономики.

2. Бюджет как финансовая база государства. Бюджет как основной финансовый план государства, субъектов федерации и органов местного самоуправления.

3. Роль бюджета в регулировании социально-экономических процессов.

4. Бюджет как инструмент общегосударственного контроля. Распределительная и контрольная функции бюджета.

5. Основные задачи бюджетной политики России.

6. Понятия «бюджетное устройство» и «бюджетная система». Звенья и виды бюджетов, их характеристика.

7. Понятие «консолидированный бюджет» Российской Федерации.

8. Принципы построения бюджетной системы. Проблемы функционирования бюджетной системы Российской Федерации в современных условиях.

9. Бюджетное устройство Российской Федерации и направления его дальнейшего развития.

10. Бюджетный Кодекс: общая характеристика.
Тема 2. Бюджетная классификация
План

1. Понятие «бюджетная классификация» и ее назначение. Принципы построения бюджетной классификации.

2. Классификация доходов бюджетов.

3. Классификация расходов бюджетов.

4. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов. Классификация операций сектора государственного управления.

5. Реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета.


Тема 3. Основы бюджетного планирования
План

1. Экономические основы бюджетного планирования. Бюджетное планирование как составная часть финансового планирования.

2. Уровни, этапы и методы бюджетного планирования.

3. Бюджетное планирование, ориентированное на результат.

4. Бюджетное планирование и его совершенствование в условиях реформирования бюджетного процесса.
Тема 4. Бюджетный процесс

План


1. Рассмотрение и утверждение бюджетов. Порядок рассмотрения проекта федерального бюджета в Федеральном собрании.

2. Исполнение бюджета. Организация исполнения бюджетов. Роль финансовых и налоговых органов в этом процессе.

3. Кассовое исполнение бюджета. Функции федерального казначейства.

4. Задачи и методы анализа исполнения бюджета.


Тема 5. Характеристика доходов бюджетной системы: их состав, структура
План

1. Доходы бюджетов: экономическое содержание. Виды доходов бюджетов. Собственные доходы бюджетов.

2. Сущность и функции налогов как источника доходов бюджетной системы. Классификация налогов.

3. Основные источники доходов федерального бюджета.

4. Особенности формирования и использования нефтегазовых доходов федерального бюджета.

5. Основные источники доходов региональных бюджетов.

6. Основные источники доходов местных бюджетов.
Тема 6. Расходы бюджетной системы
План

1. Расходы бюджетной системы, их экономическая природа. Формирование расходов бюджетов.

2. Расходные обязательства РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

3. Бюджетные ассигнования.

4. Государственное (муниципальное) задание. Бюджетные кредиты. Предоставление субсидий. Бюджетные инвестиции.

5. Изменения в порядке финансирования бюджетных учреждений.

6. Национальные проекты и необходимость их реализации в современной России. Порядок планирования расходов и финансирования федеральных целевых программ.

7. Повышение эффективности государственных расходов в рамках комплексной реформы бюджетной системы.


Тема 7. Сбалансированность бюджетов
План

1. Сбалансированность бюджета, дефицит, профицит.

2. Проблема сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

3. Совершенствование межбюджетного регулирования в направлении сбалансированности бюджетов органами власти на каждом уровне.

4. Источники финансирования дефицита бюджетов всех уровней.

5. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния - инструменты достижения экономической и финансовой стабильности.


Тема 8. Государственный долг
План

1. Экономическое содержание государственного внутреннего и внешнего долга, формы и состав государственного внутреннего и внешнего долга России.

2. Состав, структура и динамика государственного внутреннего долга Российской Федерации и политика внутренних заимствований на долгосрочную перспективу.

3. Состав, структура и динамика государственного внешнего долга Российской Федерации и политика внешних заимствований на долгосрочную перспективу.

4. Источники покрытия государственного (муниципального) долга.

5. Управление государственным долгом Российской Федерации

6. Управление долгом субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Тема 9. Межбюджетные трансферты
План

1. Межбюджетные отношения. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы, проблемы формирования эффективной модели бюджетного федерализма в России на современном этапе.

2. Понятие межбюджетных трансфертов. Виды межбюджетных трансфертов и порядок перечисления из бюджетов различных уровней получателям.
3. Межбюджетные трансферты на федеральном уровне и совершенствование межбюджетного регулирования в Российской Федерации.

4. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов. Федеральный фонд софинансирования расходов. Федеральный фонд компенсаций.

5. Межбюджетные трансферты на субфедеральном уровне и совершенствование межбюджетного регулирования в субъектах Российской Федерации.
Тема 10. Государственные внебюджетные фонды
План

1. Экономическая природа внебюджетных фондов. Источники доходов и направление расходования средств из внебюджетных фондов.

2. Пенсионный фонд РФ. Фонд социального страхования РФ. Федеральный и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования. Контроль за эффективным и целевым использованием средств из внебюджетных фондов.

3. Проблемы обеспечения устойчивости бюджета Пенсионного фонда России в средней и долгосрочной перспективе.

4. Доходы и расходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и их динамика.

5. Доходы и расходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и их динамика.




  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


6.1. Методические указания по изучению дисциплины

Основными формами обучения студентов являются лекции, практические занятия, самостоятельная работа, выполнение контрольной (курсовой) работы и консультации. Общие и утвердившиеся в практике правила и приемы конспектирования лекций

1. Конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист которой должен иметь поля (4-5 см) для дополнительных записей.

2. Необходимо записывать тему и план лекций, рекомендуемую литературу к теме. Записи разделов лекции должны иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Для выделения разделов, выводов, определений, основных идей можно использовать цветные карандаши и фломастеры.

3. Названные в лекции ссылки на первоисточники надо пометить на полях, чтобы при самостоятельной работе найти и вписать их.

4. В конспекте дословно записываются определения понятий, категорий и законов. Остальное должно быть записано своими словами.

5. Каждому студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к тому, что со временем в них будет трудно разобраться.

В конспект следует заносить всё, что преподаватель пишет на доске, а также рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Надо иметь в виду, что изучение и отработка прослушанных лекций без промедления значительно экономит время и способствует лучшему усвоению материала.

Эффективными формами контроля за изучением курса студентами являются консультации. Они используются для оказания помощи студентам при их подготовке к семинарским занятиям, для бесед по дискуссионным проблемам и со студентами, пропустившими семинарские занятия, а также индивидуальной работы преподавателя с отстающими студентами.

6.2. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения

Подробные рекомендации по написанию контрольной работы изложены в методическом пособии «Методические указания к оформлению контрольных, курсовых проектов (работ) и рефератов», имеющемся в библиотеке института.

Студенческая контрольная работа – это письменная работа по конкретной теме. Её написание предполагает хорошие знания учебного материала, изучение отдельных глав книг, журналов, газетных статей, а также философского, социологического, политологического, культурологического и др. социально- гуманитарного материала, имеющего прямое отношение к названию работы.

Контрольная работа – один из важнейших элементов самостоятельного углубленного изучения основных вопросов философского знания.

Процесс подготовки и написания контрольной работы включает следующие основные стадии.

I. Выбор темы

Прежде всего, необходимо внимательно изучить рекомендуемую кафедрой тематику контрольных работ. Студенты могут проявлять самостоятельность в выборе темы, то есть определять тему, которая представляет интерес, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Наряду с этим можно выбрать тему, не включенную кафедрой в тематику, но при условии, если она входит в перечень вопросов, изучаемых курсом, и имеет определенную направленность.

II. Работа по изучению материала

Выбирая тему контрольной работы, следует учесть такой фактор, как наличие необходимой литературы. При недостатке литературы невозможно написать содержательную работу. Изучение литературы по теме контрольной работы дает возможность составить ориентировочный план. Конечно, в процессе работы план будет конкретизироваться и уточняться, но это после того, как изучены собранные материалы по теме и в результате у студента сложилось четкое представление, как и о чём писать.

III. Оформление работы Работа должна быть отпечатана на компьютере через два интервала 12-м шрифтом. Работа должна иметь сквозную нумерацию страниц, включая приложения и список литературы. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу. Титульный лист считается первым, но номер на нем не проставляется. Все листы должны быть сброшюрованы (подшиты). Как правило, контрольная работа состоит из трех главных частей: краткого введения, основной части, заключения.

Контрольные работы по данному курсу выполняются вне аудитории. Для выполнения контрольной работы требуется освоение литературы, указанной в списке. При написании контрольной работы могут понадобиться также конспекты лекций, поскольку в лекционном курсе преподаватель может анализировать и сопоставлять материал способом, не описанным в источниках. Кроме того, в лекционном курсе преподаватель может использовать новый материал, который либо еще не опубликован, либо труднодоступен для студентов.

Необходимо отметить, что выполнение контрольной работы является самостоятельным творческим видом деятельности. Студенту предоставляется полная свобода действий для освещения данной темы в рамках требований, изложенных в «Методических указаниях».

Вместе с тем при написании контрольной работы студенту рекомендуется учитывать следующее.

1. Контрольная работа по данной дисциплине это не только проверка усвоенного материала, но и способ его творческого осмысления. Здесь действует хорошо известная закономерность – человек сам начинает лучше понимать то, что рассказал другому. Поэтому простое переписывание текста из источника при выполнении контрольной работы – пустая трата времени и самого студента и того преподавателя, который эту работу будет оценивать. В то же время творческое осмысление материала не означает полного «отлета мысли» от накопленных к настоящему времени знаний. Оно не должно превращаться в пустое резонерство по поводу заявленной темы. Основополагающие суждения должны быть обоснованы ссылками либо на научные факты, либо на авторитетные источники.

2. При написании контрольной работы студентам рекомендуется заострять внимание на основных понятиях. Осмысление основных понятий является важным моментом в освоении темы. Как сказал Л. Фейербах, кто не имеет в самом начале определенное понятие, тому даже не дан объект. Определение понятия не обязательно должно быть формализованным, однако оставлять понятие без его глубокого осмысления значит не иметь в своем сознании его содержания.

Для проверки контрольная работа сдается в деканат института.

При оценке контрольной работы преподаватель руководствуется следующими требованиями:

1. Содержательность. На основе изучения учебного материала и литературы по теме (изданной в последние годы) автором основательно раскрыты и обоснованы основные вопросы контрольной работы.

2. Элементы самостоятельного творчества. Изложение материала «своими словами», то есть по возможности проявить свое «Я» в трактовке вопросов темы.

3. Логичное, четкое, ясное и правильное изложение материала. Анализ контрольных работ показывает следующие типичные и часто встречающиеся недостатки: - поверхностная характеристика экономических процессов, текстуальное заимствование материала из учебных пособий; - отсутствие плана, списка используемой литературы; - неудачная форма изложения, стилистические и грамматические ошибки.

На зачете или экзамене по тексту контрольной работы могут быть заданы отдельные вопросы. Контрольная работа, выполненная с учетом выше указанных методических советов, расширяет кругозор студентов, приобщает их к научной работе.

6.3. Методические указания по работе с литературой

Особое место среди видов самостоятельной работы занимает работа с литературой, являющаяся основным методом самостоятельного овладения знаниями. Изучение литературы - процесс сложный, требующий выработки определенных навыков. Поэтому важно научится работать с книгой.

Перечень и объем литературы, необходимой для изучения дисциплины, определяется программой курса и другими методическими рекомендациями. Всю литературу можно разделить на учебники и учебные пособия, оригинальные научные монографические источники, научные публикации в периодической печати. Из них можно выделить литературу основную (рекомендуемую), дополнительную и литературу для углубленного изучения дисциплины.

Изучение дисциплины следует начинать с учебника, поскольку учебник – это книга, в которой изложены основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой и требованиями дидактики. При работе с литературой следует учитывать, что имеются различные виды чтения, и каждый из них используется на определенных этапах освоения материала. Предварительное чтение направлено на выявление в тексте незнакомых терминов и поиск их значения в справочной литературе. В частности, при чтении указанной литературы необходимо подробнейшим образом анализировать понятия «конфликт», «инцидент», «переговоры», «медиация».

Сквозное чтение предполагает прочтение материала от начала до конца. Сквозное чтение литературы из приведенного списка дает возможность студенту сформировать тезаурус основных понятий из изучаемой области и свободно владеть ими. В

Выборочное – наоборот, имеет целью поиск и отбор материала. В рамках данного курса выборочное чтение, как способ освоения содержания курса, должно использоваться при подготовке к практическим занятиям по соответствующим темам.

Аналитическое чтение – это критический разбор текста с последующим его конспектированием. Освоение указанных понятий будет наиболее эффективным в том случае, если при чтении текстов студент будет задавать к этим текстам вопросы. Часть из этих вопросов сформулирована в приведенном ниже списке контрольных вопросов и заданий. Список этих вопросов по понятным причинам ограничен, поэтому важно не только содержание вопросов, но сам принцип освоения литературы с помощью вопросов к текстам.

Целью изучающего чтения является глубокое и всестороннее понимание учебной информации. Есть несколько приемов изучающего чтения:

1. Чтение по алгоритму предполагает разбиение информации на блоки: название; автор; источник; основная идея текста; фактический материал; анализ текста путем сопоставления имеющихся точек зрения по рассматриваемым вопросам; новизна.

2. Прием постановки вопросов к тексту имеет следующий алгоритм: - медленно прочитать текст, стараясь понять смысл изложенного; - выделить ключевые слова в тексте; - постараться понять основные идеи, подтекст и общий замысел автора.

3. Прием тезирования заключается в формулировании тезисов в виде положений, утверждений, выводов. К этому можно добавить и иные приемы: прием реферирования, прием комментирования.

При работе с литературой по данной дисциплине необходимо иметь в виду, что вся предметная область данной дисциплины имела свою историю развития. Поэтому при чтении текстов необходимо отмечать хронологию текстов. Такое сопоставление дает не только лучшее понимание смысла текстов, но и способствует лучшей организации материала в памяти. Важной составляющей любого солидного научного издания является список литературы, на которую ссылается автор. При возникновении интереса к какой-то обсуждаемой в тексте проблеме всегда есть возможность обратиться к списку относящейся к ней литературы. В этом случае вся проблема как бы разбивается на составляющие части, каждая из которых может изучаться отдельно от других. При этом важно не терять из вида общий контекст и не погружаться чрезмерно в детали, потому что таким образом можно «за деревьями не увидеть леса».

В решении всех учебных задач немаловажную роль играют записи, сделанные в процессе чтения книги. Они являются серьезным подспорьем в подготовке к экзаменам, т.к. позволяют включать глубинную память и воспроизводить содержание ранее прочитанной книги.

Можно выделить три основных способа записи:

а) запись интересных, важных для запоминания или последующего использования положений и фактов;

б) последовательная запись мыслей автора, по разделам, главам, параграфам книги. Такая запись требует творческой переработки прочитанного, что способствует прочному усвоению содержания книги;

в) краткое изложение прочитанного: содержание страниц укладывается в несколько фраз, содержание глав - в несколько страниц связного текста. Этот вид записи проще, ближе к первоисточнику, но при этом творческая мысль читателя пассивнее, а поэтому усвоение материала слабее

Сформулируем основные рекомендации для проведения самостоятельной работы:

- при проведении аудиторных занятий неукоснительно выполняйте самостоятельные работы, а для преуспевающих студентов - усложненные задания. Если необходимы консультации преподавателя, которые обеспечивают педагогическое общение и позволяют наладить регулярный контроль, обращайтесь с просьбой или за пояснением;

- просите четких методических указаний по выполнению самостоятельных работ, сроков и графиков контроля и самоконтроля;

- в начале семестра целесообразно проходите «входную диагностику», что позволит выявить и устранить пробелы в знаниях;

- задания для самостоятельной работы могут содержать две части: обязательную и факультативную, рассчитанные на более сильных студентов, выполнение которых учитывается при итоговом контроле;

- принимайте участие в НИРС.

Самостоятельная работа носит деятельностный характер, в связи с чем можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:

1. Мотивированность учебного задания.

Зачем Вам необходимо выполнение каждого домашнего задания? Что это может Вам дать в теоретическом и практическом плане для повышения профессиональной компетентности и реализации жизненных целей?

2.Четкая постановка познавательных задач.

На что направлен раздел данного курса? С какими разделами связан?

3. Алгоритм выполнения работы студентом.

Как выполнить задание эффективно и быстро?

4. Определение форм отчетности и сроков ее представления.

5. Консультативная помощь преподавателя.

«Что мне не понятно? Какая помощь мне нужна?»

6. Оценочный компонент.



6.4. Методические указания по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа (по В.И. Далю «самостоятельный – человек, имеющий свои твердые убеждения) осуществляется при всех формах обучения: очной, очно-заочной и заочной. Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью процесса обучения. Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.

Самостоятельная работа может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования самостоятельная работа студентов обеспечивается комплексом профессиональных умений студентов, в частности умением осуществлять планирование деятельности, искать ответ на непонятное, неясное, рационально организовывать свое рабочее место и время.

Самостоятельная работа приводит студента к получению нового знания, упорядочению и углублению имеющихся знаний, формированию у него профессиональных навыков и умений.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций:

- развивающую;

-информационно-обучающую (аудиторные занятия, не подкрепленные самостоятельной работой, становятся малорезультативными);

- ориентирующую и стимулирующую;

- воспитывающую;

- исследовательскую.

Виды самостоятельной работы, выполняемые в рамках данного курса:

1. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

2. Проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

3. Выполнение контрольных работ;

4. Решение задач, упражнений;

5. Работа с тестами и вопросами для самопроверки;

6. Моделирование или анализ конкретной ситуации.

Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.

Можно отметить, что некоторые задания для самостоятельной работы по данному курсу имеют определенную специфику.

При освоении данного курса студент может пользоваться библиотекой вуза, которая в полной мере обеспечена соответствующей литературой.

Значительную помощь в подготовке к очередному занятию может оказать имеющийся в данном комплексе краткий конспект лекций. Он же может использоваться и для закрепления полученного в аудитории материала.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

По теме 1. Бюджет, бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации

Задание:

1. Проанализировать статистические данные, характеризующие состав и структуру доходов и расходов бюджета и их динамику за последние три года.

2. Выявить тенденции изменений.

3. Охарактеризовать факторы, вызвавшие эти изменения.

4. Оценить эффективность проводимой бюджетно-налоговой политики. Объектом исследования могут выступать: консолидированный бюджет

РФ, федеральный бюджет, консолидированный бюджет субъектов РФ, региональный бюджет, местный бюджет.


Для выполнения задания рекомендуется составить таблицы, характеризующие состав и структуру доходов и расходов бюджета за последние три года. Необходимо рассчитать показатели, характеризующие удельный вес каждого из видов доходов (расходов) в общем объеме доходов (расходов) соответствующего бюджета и в целом относительно ВВП.
По теме 2. Бюджетная классификация

Задание:


1. Составить сравнительную таблицу изменений, внесенных в бюджетную классификацию за период 2004-2013 г.г.

2. Дать характеристику изменениям и обусловившим их факторам.


По теме 3. Основы бюджетного планирования

Задание:


1. Схематично изобразить уровни, этапы и методы бюджетного планирования.

2. Кратко раскрыть основные направления совершенствование бюджетного планирования.

По теме 4. Бюджетный процесс

Задание:


1. Нарисуйте схему бюджетного процесса в Российской Федерации.

2. Проанализируйте права и обязанности участников бюджетного процесса в России.


По теме 5. Характеристика доходов бюджетной системы: их состав, структура

Задание:


1. Составьте таблицу доходов федерального бюджета и про- анализируйте удельный вес каждого из видов доходов в общем объеме доходов соответствующего бюджета и в целом относительно ВВП.

2. Составьте таблицу доходов бюджета конкретного субъекта РФ и проанализируйте их.

3. Составьте таблицу доходов конкретного местного бюджета и проанализируйте их назначение.
По теме 6. Расходы бюджетной системы
Задание:

1. Составьте таблицу расходов федерального бюджета и охарактеризуйте направления использования бюджетных средств.

2. Составьте таблицу расходов конкретного регионального бюджета и охарактеризуйте направления использования бюджетных средств.

3. Составьте таблицу расходов конкретного местного бюджета и охарактеризуйте направления использования средств.


По теме 7. Сбалансированность бюджетов
Задание:

1. Дать оценку сбалансированности федерального бюджета России за последние три года.

2. Дать оценку сбалансированности субъекта Российской Федерации за последние три года (на примере конкретного субъекта РФ).

3. Дать оценку сбалансированности бюджета муниципального образования Российской Федерации за последние три года (на примере конкретного муниципального района или поселения).

4. Предложить методы достижения сбалансированности бюджетов.
По теме 8. Государственный долг
Задание:

1. Охарактеризуйте динамику общего объема государственных внешних и внутренних заимствований за последние пять лет.

2. Охарактеризуйте политику Правительства РФ в области внутренних и внешних заимствований.
По теме 9. Межбюджетные трансферты

Задание:


1. Схематично показать основные формы межбюджетных трансфертов, фонды, которые они образуют.

2. Назвать основные проблемы формирования эффективной модели бюджетного федерализма в России на современном этапе.

3. Предложить направления совершенствования межбюджетного регулирования.
По теме 10. Государственные внебюджетные фонды
Задание:

1.Провести анализ доходов и расходов бюджета одного из государственных внебюджетных фондов за последние три года.

2. Выявить тенденции, складывающиеся пропорции.
ПРИМЕРНАЯ

  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница