Цель: формирования положительного отношения к труду




Скачать 202.19 Kb.
Дата28.04.2016
Размер202.19 Kb.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области

«ТРУД»

Цель: формирования положительного отношения к труду

Задачи:


  • развитие трудовой деятельности (обеспечение освоения детьми разных видов детской трудовой деятельности, адекватных их возрастным и гендерным возможностям);

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Связь с другими образовательными областями:

«Художественное творчество»

использование продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд»


«Здоровье»

формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, формирование культурно-гигиенических навыков

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых

«Познание»

формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей

«Социализация»

формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых

«Музыка»

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области


«Физическая культура»

развитие физических качеств ребёнка в процессе освоения разных видов труда, формирование навыков по уходу за физкультурным инвентарём и спортивной одеждой

«Чтение художественной литературы»

использование художественных произведений для обогащения содержания области, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности

Программное обеспечение



Перечень программ и технологий

  1. Комарова Т.С. Куцакова Л.В. Павлова Л.Ю Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации . Мозаика синтез ,2006

  2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада. «Учитель».Воронеж.2003.

Перечень пособий



  1. КуцаковаЛ.В. « Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду». М. «Просвещение».2000.

  2. ТарловскаяН.Ф. , Л.А. Топоркова «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». М. «Просвещение». «Владос». 1994

  3. КуцаковаЛ.В. «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 4-5 лет на учебный год». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО.1998.

  4. КуцаковаЛ.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Сфера. Москва. 2012.

  5. Куцакова Л.В.«Лето красное пришло». Организация творческой деятельности дошкольников в детском саду летом. М. МИПКРО. 1992.




Формы образовательной деятельности

Задачи психолого-педагогической работы

2—4 года


  • обеспечивать освоение основных процессов самообслуживания (самостоятельно или при небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться в определённой последовательности, замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых);

  • обеспечивать освоение отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде (в подготовке к приему пищи — расставить хлебницы; в уборке групповой комнаты — расставить игрушки на полках, собрать кубики в коробку, поставить стулья на место; в уборке участка — собрать мусор, подмести дорожки);

  • формировать умения выполнять отдельные трудовые процессы в труде в природе при участии взрослого;

  • формировать представления об удобном и безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений;

  • формировать представления о способах обращения к взрослому и сверстнику за помощью в процессе самообслуживания, умение выражать слова благодарности за оказание помощи в процессе трудовой деятельности;

  • формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

  • помогать вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о детях и близких им людях;

  • развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения;

  • поддерживать положительное отношение к самообслуживанию, другим видам самостоятельного труда и труду взрослых.



Содержание работы

Формы работы

Формы

Примерный







организации

объём







детей

(в неделю)

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Обеспечение освоения процессов самообслуживания

Совместные действия. Наблюдение. Поручение

Индивидуальная. Подгрупповая

1 ч 15 мин

Привлечение к выполнению отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде

Совместные действия. Поручение. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Индивидуальная

5 мин

Формирование представлений о труде взрослых

Наблюдение. Беседа. Чтение. Рассматривание

Подгрупповая

10 мин

Самостоятельная деятельность детей

Самообслуживание

Во всех видах

детской


деятельности

в режимных



моментах

Индивидуальная




4—5 лет

  • обеспечивать самостоятельное и качественное выполнение процессов самообслуживания (без помощи взрослого одеваться и раздеваться, складывать и вешать одежду, обувь, контролировать качество полученного результата, с помощью взрослого приводить одежду и обувь в порядок — почистить, просушить);

  • обращать внимание ребёнка на непорядок во внешнем виде и учить самостоятельно его устранять;

  • поощрять стремление оказать помощь другому при выполнении процессов самообслуживания;

  • обеспечивать под контролем взрослого поддерживание порядка в группе и на участке;

  • учить самостоятельно выполнять трудовые процессы, связанные с дежурством по столовой, контролировать качество, стремиться улучшить результат;

  • обеспечивать самостоятельное выполнение доступных трудовых процессов по уходу за растениями в уголке природы и на участке в соответствии с гендерной принадлежностью;

  • учить соблюдать инструкцию взрослого при выполнении трудовой деятельности с опасными инструментами и материалами (ножницами, клеем); формировать знания и представления о соблюдении безопасности в сложных видах трудовой деятельности, связанных с использованием острых инструментов (грабли, тяпки, лопатки);

  • формировать представления о способах общения и взаимодействия в процессе коллективной деятельности; развивать способы общения со сверстниками на различных этапах трудового процесса;

  • формировать представление о ряде более сложных профессий, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества (помощник воспитателя, повар, врач, водитель, продавец и др.), трудовых операциях и механизмах; формировать первичные представления о мотивах труда людей; продолжать формировать представления о специфике труда мужчин и женщин;

  • формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

  • учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребёнку результат;

  • воспитывать уважительное отношение к профессиям мужчин и женщин, восхищение их мужскими и женскими качествами, проявляющимися в трудовой деятельности;

  • поощрять и закреплять желание трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых адекватно гендерной роли ребёнка, проявления настойчивости в преодолении препятствий.





Задачи и содержание работы

Формы и методы работы

Формы организации

Примерный объём (в неделю)

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Обеспечение качественного

выполнения процессов

самообслуживания


Совместные действия.

Наблюдение.

Поручение


Индивидуальная

Подгрупповая



50 мин


Приобщение к выполнению

отдельных процессов в

хозяйственно-бытовом труде и

труде в природе



Совместные действия.

Наблюдение.

Игра.

Поручение.



Дежурство.

Совместная

деятельность

взрослого и детей

тематического

характера.



Подгрупповая.

Индивидуальная



10 мин

Формирование представлений

Наблюдение.

Подгрупповая

15 мин

о труде взрослых

Чтение. Беседа. Игра.

Рассматривание. Экскурсия









Самостоятельная деятельность детей

Самообслуживание

Во всех видах детской

деятельности, в

режимных моментах


Индивидуальная




Хозяйственно-бытовой труд

Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Подгрупповая

Индивидуальная






Труд в природе






5—6 лет


  • обеспечивать самостоятельное, быстрое и аккуратное выполнение процессов самообслуживания;

  • учить самостоятельно устранять непорядок в своём внешнем виде, бережно относиться к личным вещам;

  • обеспечивать самостоятельное поддерживание порядка в группе и на участке, выполнение обязанностей дежурного по столовой, по занятиям, по уголку природы;

  • обучать некоторым видам ручного труда, подбирая их в соответствии с предпочтениями ребёнка;

  • помогать замечать и осознавать влияние половых и индивидуальных особенностей детей на их трудовую деятельность;

  • приобщать к коллективной трудовой деятельности;

  • способствовать умению помогать другим людям в процессе выполнения трудовой деятельности;

  • учить требовать от других детей соблюдения техники безопасности при выполнении трудовой деятельности; формировать умения использовать различные безопасные способы выполнения собственной трудовой деятельности, объяснять другому ребёнку о соблюдении правил безопасности в процессе совместного труда;

  • формировать представления о формах высказывания собственной точки зрения (предложить свой вариант, способ выполнения) другим детям в процессе выполнения различных видов труда, способы общения для привлечения к сотрудничеству других людей при выполнении трудовой деятельности;

  • расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости, о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

  • продолжать формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы, способность видеть и замечать красоту в труде мужчин и женщин;

  • поощрять устойчивую самостоятельность, настойчивость, ответственность при выполнении трудовых процессов;

  • разделять с ребёнком чувство удовлетворения от процесса индивидуального и коллективного труда, чувство гордости; поддерживать стремление получать от взрослого и сверстников положительную оценку результата и своих качеств, проявленных в труде.



Содержание работы

Формы работы

Формы

Примерный объём







организации

(в неделю)







детей




Непосредственно образовательная деятельность

Освоение некоторых видов

ручного труда



Изготовление украшений

для группового

помещения к праздникам,

предметов для игры,

сувениров, предметов для познавательно-

исследовательской

деятельности. Создание макетов, коллекций и их оформление. Украшение предметов для личного пользования. Рассматривание эстетически-привлекательных предметов. Игра. Организация выставок.


Подгрупповая.

Индивидуальная



20 мин


Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Выполнение процессов самообслуживания и труда в природе хозяйственно-бытового труда отдельных видов


Совместные действия. Наблюдение.

Игра.


Поручение и задание.

Дежурство.

Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера.

Проектная деятельность



Групповая. Подгрупповая.

Индивидуальная



20 мин

Формирование

представлений о труде

взрослых


Наблюдение.

Чтение.


Беседа. Игра.

Рассматривание. Экскурсии



Групповая.

Подгрупповая



15 мин

Самостоятельная деятельность детей

Самообслуживание


Во всех видах детской

деятельности, в

режимных моментах


Индиви-

дуальная





Хозяйственно-бытовой труд

Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Подгрупповая

Индивидуальная






Труд в природе



Труд в природе











База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница