Бухгалтерский учет на биржах тема Организация бухгалтерского учета на биржах




Скачать 84.63 Kb.
Дата11.05.2016
Размер84.63 Kb.


М ЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE

Раздел 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА БИРЖАХ

Тема 3. Организация бухгалтерского учета на биржах


Цель – изучение организации бухгалтерского учета на биржах.

Задачи:

  • изучить организацию бухгалтерского учета на биржах;

  • изучить особенности формирования учетной политики биржи.

Оглавление


Раздел 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА БИРЖАХ 1

Тема 3. Организация бухгалтерского учета на биржах 1

Оглавление 1

3.1. Нормативное регулирование ведения бухгалтерского учета на биржах. Организация бухгалтерского учета на бирже 1

3.2. Особенности формирования учетной политики биржи 2

Выводы 4


Вопросы для самопроверки 4

Библиография 4





3.1. Нормативное регулирование ведения бухгалтерского учета на биржах. Организация бухгалтерского учета на бирже


Организация ведения бухгалтерского учета на биржах осуществляется в соответствии с четырехуровневой системой нормативного регулирования, действующей в настоящее время в Российской Федерации.

Первый уровень — это законы Российской Федерации и указы Президента РФ, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ.

К данному уровню относятся Гражданский кодекс РФ (часть 1), Налоговый кодекс РФ.

Основополагающими нормативными документами первого уровня являются:


  1. ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, с учетом последующих дополнений и изменений;

  2. «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г.;

  3. ФЗ № 39-ФЗ от 22.04.1996 г. «О рынке ценных бумаг» и другие федеральные законы.

  4. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов от 29.07.1998 г. № 34н, с учетом последующих дополнений и изменений.

На втором уровне нормативного регулирования регулирующим органом выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Основными нормативными документами второго уровня являются положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, базовые правила оценки и учета активов, капитала и обязательств, доходов и расходов организации, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.



Третий уровень включает методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые детализируют положения нормативных актов первого и второго уровня. К ним, в частности, относятся: Методические указания по учету основных средств, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, План счетов бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и Инструкция по его применению.

Четвертый уровень — это внутренние рабочие документы предприятия, среди которых главное место занимает учетная политика организации.

В соответствии с документами первого и второго уровней, в частности ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ и Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного приказом МФ РФ от 29.07.1998 г. № 34н, организация бухгалтерского учета находится в компетенции бухгалтерии. В соответствии со ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель организации несет ответственность за организацию бухгалтерского учета и имеет право организовать бухгалтерскую службу в четырех формах:



  1. Учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.

  2. Ввести в штат должность бухгалтера.

  3. Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

  4. Вести бухгалтерский учет лично.

Структура бухгалтерской службы может устанавливаться по функциональному, предметному или линейному признаку.

На биржах, как правило, применяется линейный тип организации бухгалтерской службы, когда все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

Деятельность главного бухгалтера регламентируется ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете».

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается руководителем организации; несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Разногласия между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных операций разрешаются путем письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за свершение таких операций.

3.2. Особенности формирования учетной политики биржи


В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ МФ РФ № 22н от 11.03.2009 г.) под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика биржи формируется главным бухгалтером на основании ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и утверждается приказом руководителя.

В составе учетной политики утверждается:


  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета;

  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

  • порядок и сроки проведения инвентаризации активов и обязательств организации (1 ноября – основные средства, 1 октября – материалы; 1 января – расчеты);

  • способы оценки активов и обязательств;

  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;

  • порядок контроля за хозяйственными операциями;

  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая учетная политика применяется последовательно из года в год, а изменения могут быть в случаях изменения законодательства или нормативных актов по бухгалтерскому учету, либо разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, существенных изменений условий деятельности организации. В целях сопоставимости изменения вводятся в учетную политику с начала финансового года — с 1 января года, следующего за годом утверждения. Учетная политика включает организационный, технический и методический аспекты.

Организационная составляющая учетной политики заключается в определении организационной формы управленческих служб, осуществляющих учетные процессы. В частности, руководитель организации должен установить: кто и в какой форме осуществляет финансовый и налоговый учет, насколько интегрированы процедуры перечисленных видов учета, а также в какой мере централизованы или децентрализованы учетные процедуры при наличии в организационной структуре организации обособленных подразделений.

Методический аспект учетной политики предполагает выбор методов осуществления учетных процедур, способов измерения и оценки объектов учета, группировки информации на счетах или в регистрах учета.

Технический аспект учетной политики раскрывает приемы осуществления учетных процедур и заключается в обеспечении единообразия их осуществления в рамках организации. К числу технических приемов относятся: формы и способы ведения бухгалтерского учета, рабочий план счетов, документирование и организация документооборота, определение порядка проведения инвентаризаций, регламент материальной ответственности и расчетов с работниками по подотчетным суммам.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета биржи разрабатывается в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н.

В процессе разработки рабочего плана счетов уточняется их назначение в соответствии со спецификой деятельности биржи и разрабатывается конкретная номенклатура субсчетов, позволяющая наиболее полно отражать суть фактов хозяйственной деятельности для осуществления контроля, анализа, управления деятельностью биржи и составления соответствующей отчетности.

В рабочем плане счетов бухгалтерского учета биржи главное место при организации учета затрат занимает счет 26 «Общехозяйственные расходы».

По дебету данного счета отражают затраты, связанные с функционированием биржи как юридического лица, выполняющего свои уставные обязательства. Данный счет ежемесячно закрывается путем списания понесенных расходов на уменьшение полученных доходов.

Для учета доходов от основной деятельности (услуги по оказанию торгов) используется счет 90 «Продажи».

По кредиту данного счета отражается выручка, полученная за оказание услуг по регистрации сделок с ценными бумагами , за предоставление торговых мест, за услуги по включению и поддержанию ценных бумаг в котировальных списках и др.

Для учета доходов и расходов по прочим видам деятельности используется счет 91 «Прочие доходы и расходы».

На данном счете отражаются операции по предоставлению за плату во временное пользование активов организации, по продаже основных средств, материалов и других активов.

Для учета расчетов с бюджетом используется счет 68 «Расчеты с бюджетом».

Для учета средств целевого финансирования, а также для целевых поступлений в виде членских взносов от членов биржи используется счет 86 «Целевое финансирование».

В тех случаях, когда спецоснастка и спецодежда не учитываются в составе основных средств организации планом счетов должен быть предусмотрен счет 10 «Материалы», к которому открывается два субсчета:

10/10 «Спецоснастка и спецодежда на складе»;

10/11 «Спецоснастка и спецодежда в эксплуатации».


Выводы


Организация и ведение бухгалтерского учета на биржах осуществляется в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. с учетом последующих дополнений и изменений; Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ№ 34н от 29.07.1998 г., с учетом последующих дополнений и изменений; Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) № 22н от 11.03.2009 г.

На биржах, как правило, применяется линейный тип организации бухгалтерской службы, когда все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.



Формирование учетной политики биржи осуществляется в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ МФ РФ № 22н от 11.03.2009 г.).

Вопросы для самопроверки


  1. На основании каких нормативных документов осуществляется организация и ведение бухгалтерского учета на биржах?

  2. Назовите четыре уровня нормативного регулирования организации ведения бухгалтерского учета на бирже.

  3. Какой тип организационной структуры бухгалтерской службы применяется при создании бухгалтерии на бирже?

  4. В соответствии с каким документом формируется учетная политика биржи?

  5. Что разрабатывается и утверждается в составе учетной политики?

  6. Какие счета включаются в рабочий план счетов, утверждаемый в составе «Учетной политики биржи»?

Библиография


  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ.

  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 24.03.2000 г. № 31н.








База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница