Брайко В. Н. Иванов В. Н. О некоторых результатах золотодобывающей промышленности в 2003 г




Скачать 40.39 Kb.
Дата11.05.2016
Размер40.39 Kb.
Брайко В.Н.

Иванов В.Н.
О некоторых результатах золотодобывающей промышленности в 2003 г.
В России продолжается 5й год рост золотодобычи, который за этот период составил 51 %.

В 2003 году, несмотря на резкое снижение объёмов добычи Омолонской ЗРК (на 7 тонн) и уменьшение объёмов добычи золота из россыпей, общий объём добычи всё же увеличен более чем на 1,3 тонн. Впервые за последние 70 лет российской золотодобывающей промышленности среди территорий на первое место поднялся Красноярский Край, потеснив на второе место «бессменного» лидера – Магаданскую область.

В мировом рейтинге золотодобывающих стран Россия занимает пятое место после ЮАР, США, Австралии и Китая.

Структурно увеличивается удельный вес добычи из коренных месторождений, по нашей оценке он достиг в 2003 году 58% против 51,7% в 2002 году. Данные о добыче золота в России в разрезе территорий и предприятий представлены в таблицах 1, 2 и 3. Данные о вывозе золота и серебра с территории Российской Федерации представлен в таблице 4. Прогноз цен рядом мировых аналитиков представлен в таблице 5.

Важно понимать что, несмотря на увеличение за год цены золота на мировом рынке на 16%, в связи с укреплением рубля рост цены золота в рублях увеличился на 3% , при увеличении цен промышленности на 14 %.

По экспертной оценке Союза рентабельность подавляющего большинства золотодобывающих предприятий составит от 10 до 20 %.

Оценивая возможности золотодобывающей промышленности в 2004 году необходимо отметить два фактора:


  • на коренных месторождения не планируется ввода крупных мощностей в начале года (кроме рудника Дарасун), Омолонская ЗРК еще уменьшит объемы добычи примерно на 1,5 тонн, но за счёт наращивания мощностей предприятиями, введёнными в 2003 году, объемы добычи из коренных месторождений возрастут примерно на 4 или 5 тонн;

  • на россыпях очень многое зависит от позиции МПР России.

Минприроды РФ объявило об аннулировании лицензий на право добычи золота в Хабаровском крае, Свердловской и Иркутской областях. В частности в Хабаровском крае предложено признать недействительными 9 лицензий у ЗАО "Артель старателей "Амур", 2 – у ПК "Артель старателей "Восток", 2 – у ОАО " Артель старателей "Чаэтын", 4 – у ЗАО "Артель старателей "Дальзолото", 6 – у ОАО "Дальневосточные ресурсы", 2 – у ТОО "Марекан" и 1 – у ООО "Пласт - ДВР".

Известно, что после проведения приватизации в золотодобывающей отрасли насчитывалось более 600 юридических лиц, которые получили лицензии на право пользования недрами. Всего за 1992-2002 гг. было выдано 67,5 тыс. лицензий, в том числе 4,2 тыс. на драгоценные металлы и драгоценные камни. Лицензии предоставлялись всем недропользователям без конкурса в соответствии

- 2 -

с пунктом 19 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 3314-1.



Вспомним, как выживали золотодобывающие предприятия в условиях отказа государства от оплаты за сданное золото, дефолта 1998 года, низкой цены золота на мировом рынке и т.д. Вследствие этого неизбежны были банкротства, смена владельца, изменение организационно-правовых форм предприятий.

В соответствии с действующим в то время законодательством о недрах переуступка (переход) прав пользования недрами не предусматривалась. Более того, на основании подпункта 6 части 2 статьи 20 право пользования недрами прекращается в случае ликвидации предприятия.

Статья 17-1 Закона РФ «О недрах» в редакции от 8 февраля 1995 года устанавливала возможность перехода прав пользования недрами в случаях изменений организационно-правовых форм или простого изменения названия предприятия. Но порядок переоформления лицензий в соответствии с указанным законом должен был утверждаться Федеральным Собранием Российской Федерации. Кстати проект такого федерального закона четыре года провалялся в Государственной Думе сначала с положительным, а потом с отрицательным заключениями Правительства РФ.

И только в действующей редакции этого закона с изменениями и дополнениями, внесенными 8 августа 2001 года, порядок переоформления лицензий может устанавливаться федеральным органом управления государственным фондом недр.

Инструкция о порядке переоформления лицензий, утвержденная приказом Роскомнедра от 18 мая 1995 года № 65, могла вступить в силу только после принятия изменений и дополнений от 8 августа 2001 года.

В настоящее время эта Инструкция отменена приказом МПР России от 19 ноября 2003 года №1026 «Об утверждении Порядка переоформления лицензий на пользование участками недр».

Таким образом, жизнь не могла остановиться из-за того, что между федеральным законодательством в сфере недропользования, с одной стороны, и нормативными правовыми актами субъектов РФ, с другой, искусственно образованы правовые несоответствия.

Вопросы преемственности прав пользования недрами решались без нарушения принципа «двух ключей» территориальными органами МПР России и администрациями субъектов РФ. Необходимая оперативность принимаемых решений оправдывалась социально-экономическими последствиями, которые могли возникнуть в случаях длительных согласований с федеральными органами исполнительной власти. Да и объем запасов по многим объектам россыпного золота не превышал 100 кг.

Вопросы решались «двумя ключами» путем утверждения принятых решений о передаче прав пользования недрами от ликвидируемого предприятия на основании договорных отношений; путем продления лицензии по окончании срока действия лицензии; путем прямых переговоров о передаче права пользования недрами от одного недропользования к другому и т.д.

- 3 -


Мы считаем, эти действия по вопросам лицензирования недр на региональном уровне были законными и оправданными на момент выдачи каждых конкретных лицензий. Многие вопросы по лицензированию недр не были тогда до конца решены законодательно и федеральный орган по управлению государственным фондом недр в этой обстановке был беспомощен.

В результате проведенной работы золотодобывающая промышленность России за последние шесть лет увеличила добычу на 151 %. Рост производства золота обеспечивает рост поступления налогов в бюджеты всех уровней, многие горнодобывающие предприятия работают в отдаленных районах края, обеспечивая местное население не только рабочими местами, но и разрешая многие социальные проблемы.



Действия МПР России наносят ущерб экономической безопасности России.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница