Бизнес-инновации в социальной среде (на примере сельских территорий Республики Карелия)




Дата05.05.2016
Размер95.3 Kb.
Гучек А.С., аспирантка Института экономики КарНЦ РАН, г. Петрозаводск

Бизнес-инновации в социальной среде (на примере сельских территорий Республики Карелия)

Сельские территории характеризуются массой социально-экономических проблем. Низкий уровень жизни населения, безработица, отток местных жителей, в том числе молодежи ставит под угрозу исчезновение целых поселений с карты региона, обезлюдивание территории.

На сегодняшний день существует множество программ, концепций и публикаций по данной проблематике, в которых описываются способы выхода из данной ситуации.

Автор остановится на одном из таких способов, который можно характеризовать как «решение социальных проблем предпринимательскими средствами»1. Данный феномен получил определение «социального предпринимательства» - явление в России мало изученное, но широко практикующееся за рубежом. Б.Драйтон (основателя компа­нии «Ашока» — глобальной ассоциации лидеров социального пред­принимательства) дал, пожалуй, наиболее точное определение этому феномену. Ключевым моментом являются понятия инновации и предпринимательства. В соответствии с этим «социальное предпринимательство стремится уменьшить социальные беды инновационным методом, изобретая или комбинируя социальные и экономические ресурсы так, чтобы создать самовоспроизводящийся, способный к расширению механизм произ­водства и предоставления целевого социального блага»2.

Итак, проблемы в сельской местности можно объяснить неразвитостью сельской экономики, отсутствием каких-либо производств.

Существует масса государственных программ поддержки, направленных на решение вышеперечисленных проблем. Но мало просто решить проблему, необходимо выработать механизм, способный «катализировать общественные трансформации, которые приведут к гораздо более широким и долгосрочным изменениям, чем это предполагает изначальный фокус решаемой проблемы»3. Эффективное же развитие начинается тогда, когда оно утрачивает зависимость от внешних источников, освобождается от иждивенческих позиций, то есть приобретает способность к саморазвитию. И здесь невозможно обойтись без самоорганизации общества для решения общей проблемы. Эффективная самоорганизация начинается с возникновения на территории драйверов – людей, носителей эффективных инициатив, опирающихся на внутренний потенциал территории. Таких людей мы будем называть социальными предпринимателями. Сталкиваясь с невозможностью встроиться в неразвитую институциональную среду, социальные предприниматели воздействуют на нее, тем самым способствуя изменению или возникновение новых институтов в процессе предпринимательской деятельности. Изучение этого явления породило понятие институционального предпринимателя. «Институциональные предприниматели определяются как акторы, заинтересованные в изменении или создании новых институциональных структур, они накапливают ресурсы для создания новых институтов или трансформации существующих».4


Роль социального предпринимательства в трансформации социальной среды и институциональной среды

Трансформации социальной среды

Социальный предприниматель



предприниматель

Институциональный предприниматель

Воздействует в процессе предпринимательской деятельности

на формальные и неформальные институты, организационные сферы



Трансформация институциональной среды

Изменение, порождение новых практик, норм, институтов, структур

Барьеры (неразвитости) институциональной среды

ускорение социальных изменений

Решает социальные проблемы экономическими методами



столкновение

снятие

То есть, социальный предприниматель может ускорять социальные изменения, воздействуя на различные формальные и неформальные институты или организационные сферы. Способность социальных предпринимателей изменять институциональную среду по значению конечного результата может оказаться более важной, чем те задачи, на которых изначально фокусировалось социальное предпринимательство. Таким образом, институциональное предпринимательство выявляет и обосновывает роли социального предпринимательства в изменении или порождении новых практик, норм, институтов, структур.

Примером подобных явлений (создание новых организационных форм) может служить активизация населения местными жителями, представителями бизнес-структур на создание эффективных структур самоорганизации общества для достижения общих целей для развития предпринимательской деятельности, самозанятости, а также для повышения уровня жизни населения. Подобным примером может служить создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов на селе (далее СПК). Потребительские кооперативы – это некоммерческие объединения, чья деятельность направлена на достижение целей их членов, и эта форма предполагает наиболее простую схему объединения ресурсов для комплексного развития. В рамках оказания помощи своим пайщикам (материальной, консультационной и т.д.) кооператив также выступает в роли социального предпринимателя, способствуя развитию самозанятости населения.

Конкретным примером изменения институциональной среды и создания новых организационных форм путем самоорганизации общества можно считать создание кредитных потребительских кооперативов ввиду отсутствия финансовых возможностей у потенциальных предпринимателей, а также доступности кредитных продуктов на селе. Преимуществом данных структур является то, что если государственной субсидией на развитие самозанятости можно воспользоваться однажды, то услуги займов кооператива не ограничены в количестве раз использований.

Итак, в данной статье на основе построения модели:

а) интеграции малого бизнеса и самозанятого населения;

б) кооперации (самоорганизации местного сообщества для достижения общих целей),

автор рассматривает роль социальных предпринимателей в их способности трансформировать не только социальную, но и институциональную среду, а также случаи, когда новые организационные компоненты институциональной среды начинают выступать в роли социального предпринимателя, взаимодействуя между властью и бизнесом.

Такая модель была выработана и реализована в Беломорском районе. Идея саморазвития вылилась в создание схемы предпринимательской деятельности по развитию сельского туризма в районе с ярко выраженным саморазвитием и финансовой устойчивостью.
Кластерная инфраструктура устойчивого развития сельского туризма на примере Беломорского района5

Туроператор «Беломорье»

СПК «Карельская усадьба»

СКПК «Карелагро»



Обеспечение финансовой устойчивости
СКПК «Беломорье+»

Интеграционные процессы

бюджет


перевозчики, ЛПХ, организаторы охоты и рыбалки, мастера народных промыслов и ремесел, торговые точки и т.д.

СПК «О*БЕРЕГ»

Гостевые дома

ОАО «Россельхоз-банк»

население

Саморазвитие

Общественные организации

Наука

Институциональная среда

Бизнес


Власть
Беломорский район обладает мощнейшим туристическим потенциалом, грамотное использование которого улучшило бы социально-экономическое положение территории, способствовало стремлению жителей, особенно молодежи, оставаться в своих деревнях и селах, что особенно актуально для такого депрессивного района как Беломорский. Но, несмотря на это, в районе слабо развивается инфраструктура туризма, отсутствует конкуренция, несмотря на возрастающий спрос на отдых в гостевых домах, особенно со стороны жителей крупных городов. В результате в 2008 году местная туристическая фирма «Беломорье» выступила инициатором создания сельскохозяйственного потребительского кооператива «О*БЕРЕГ», цель которого – увеличение и улучшение качества предлагаемых туристических услуг, посредством мотивации населения и помощи в создании гостевых домов.

Развитие сельского туризма является прибыльным делом, которое не требует больших затрат у населения. Стоит отметить и тот факт, что подобный бизнес на селе обладает ярко выраженным мультипликационным эффектом: гостевой дом создает рабочие места и в других сферах (транспорт, сельское хозяйство, строительство, культура, местные ремесла и т.д.)6.

На сегодняшний день в кооператив входит уже 8 гостевых домов, туристическая фирма «Беломорье», а также поставщики сопутствующих услуг. Функциями кооператива является:

- организация участия пайщиков в тренингах и мастер-классах;

- консультационная деятельность;

- маркетинговая деятельность, реклама и PR.

Для пайщиков кооператива, турфирма «Беломорье» за небольшую комиссию (в отличие от турфирм-посредников) предоставляет туристов для отдыха в гостевых домах, а также включает остановки в гостевых домах при организации туристических программ.

Кроме того, СПК «О*БЕРЕГ» входит в СПК «Карельская усадьба» - кооператив с туристической направленностью. По сути, «Карельская усадьба» - это кооператив второго уровня, включающий в себя 6 кооперативов первого уровня по всей Карелии, один кредитный кооператив, а также другие организации, предоставляющие сопутствующие услуги.

Беломорский район отличается слаборазвитой банковской сферой, наличием различных барьеров в предоставлении потребительски кредитов и кредитов для малого бизнеса. Ввиду недоступности банковского кредита, для поддержки сельских жителей и сельского хозяйства турфирма в 2006 году выступила инициатором в организации сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Беломорье+». В свою очередь СКПК «Беломорье+» является пайщиком сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива второго уровня «Карелагро», основными функциями которого являются: выдача займов кооперативам первого уровня, консалтинг, организация учебных курсов. С развитием сельского туризма в районе займы в СПК «Беломорье+» стали выдаваться не только на развитие сельского хозяйства, но и на организацию гостевых домов. Необходимо отметить и тот факт, что развитие сельского туризма положительно сказывается на сельском хозяйстве, увеличивая сбыт его продукции. В свою очередь сельское хозяйство является базой для возникновения и развития сельского туризма, так как оказывает существенное влияние на формирование сельской самобытной культуры.

Образовавшаяся модель позволяет владельцам сельских усадеб не только быстрее и легче начать свой бизнес, но и со временем вывести сельский туризм в районе на стадию устойчивого развития.



Таким образом, выступая драйвером социальных изменений, катализируя общественные трансформации, «Беломорье» функционирует как социальный предприниматель, играя важную роль в переходе сельской территории на устойчивое развитие. Также отчетливо видна способность социального предпринимателя влиять не только на социальные изменения, но и на институциональную среду, в рамки которой он заключен изначально и, впоследствии, ее изменять. В частности, удалось сломать институциональные барьеры для начала ведения бизнеса, сделать систему, в которой функционирует бизнес, саморазвивающейся.
Список используемой литературы:

  1. Артамонов А.Д., Бетин О.И., Богданов И.Я., Гордеев А.В., Мерзллов А.В., Сергеев И.И. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. – Тамбов: Изд-во «Юлис», 2005.

  2. Баталина М., Московская А., Тарадина Л.. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России: Препринт WP1/2008/02. – М.: ГУ ВШЭ, 2008. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.hse.ru/data/2010/05/04/1216403244/WP1_2008_02.pdf

  3. Сестренский О. социальное предпринимательство: сила новых идей // Социальная ответственность – 2008. - №22.




1 Баталина М., Московская А., Тарадина Л.. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России, 2008. С.49.

2 Там же.

3 Сестренский О. социальное предпринимательство: сила новых идей // Социальная ответственность – 2008. - №22. С.11.

4 Баталина М., Московская А., Тарадина Л.. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России, 2008. С.49.

5 Схема составлена по материалам интервью с председателем СПК «О*БЕРЕГ» Платовой Т.А.

6 Артамонов А.Д., Бетин О.И., Богданов и др. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века, 2005, с. 157.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница