Безналичные расчеты между предприятиями




Скачать 95.84 Kb.
Дата06.05.2016
Размер95.84 Kb.
ТЕМА ЛЕКЦИИ:

БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ МЕЖДУ ПРЕДПРИЯТИЯМИ.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Безналичный денежный оборот и принципы организации безналичных расчетов.

  2. Классификация форм безналичных расчетов.

  3. Традиционные формы безналичных расчетов на бумажных носителях.

  4. Расчеты с использованием пластиковых карт (электронные платежи).


ВОПРОС №1. БЕЗНАЛИЧНЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.
БЕЗНАЛИЧНЫЙ ОБОРОТ – движение денежных средств и передача долговых обязательств между субъектами экономических отношений без участия наличных денег.
Безналичный оборот осуществляется посредством БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ, которые представляют собой процесс движения безналичных денег и платежных документов между двумя сторонами: плательщиком и получателем (взыскателем) средств.
БЕЗНАЛИЧНЫЙ ПЛАТЕЖ – движение каждой отдельной суммы.
БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ могут проводиться путем:

  1. Осуществления записей по счетам бухгалтерского учета на основании первичных документов на бумажных носителях;

  2. Передачи специальных платежных инструментов – чеков и векселей;

  3. Проведения зачета взаимных требований;

  4. Передачи электронных сигналов.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ:



  1. Принцип единого порядка проведения расчетов на территории страны.

  2. Принцип соответствия действующему законодательству.

  3. Принцип зеркального отражения сумм платежей по счетам бухгалтерского учета плательщиков, получателей и кредитных организаций – посредников.

  4. Принцип соблюдения сроков платежей и сроков погашения долговых обязательств.

Различают ПЛАТЕЖИ:



  1. Досрочные, предварительные или авансовые;

  2. Срочные или текущие;

  3. Последующие (отсроченные);

  4. Просроченные.

ОБЩИЙ СРОК БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ ДВУХ ОПЕРАЦИОННЫХ ДНЕЙ В ПРЕДЕЛАХ СУБЪЕКТА РФ, ПЯТИ ОПЕРАЦИОННЫХ ДНЕЙ – В ПРЕДЕЛАХ РФ.


ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКИХ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ:

  1. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и (или) Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

  2. Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами;

  3. Денежные средства списываются со счета по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством и (или) договором между банков и клиентом.

  4. Денежные средства списываются со счета на основании расчетных документов, составленных и оформленных в соответствии с требованиями Банка России.

  5. Денежные средства списываются со счета плательщика в пределах имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договорах, заключаемых между Банком России или кредитными организациями и их клиентами.

  6. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к владельцу счета требований и отсутствии права на пользование кредитом средства списываются со счета по мере их поступления в очередности, установленной законодательством.

  7. Ограничение прав владельца счета на распоряжение находящимися на нем денежными средствами не допускается.

  8. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов.


ВОПРОС №2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.
Под ФОРМОЙ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ подразумевается совокупность экономических отношений, возникающих в процессе перечисления средств между плательщиками, получателями (взыскателями) и посредниками. Эти отношения должны быть зафиксированы документально.
ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ:

  1. Способ передачи информации;

  2. Вид расчетного документа;

  3. Порядок документооборота.

Формы безналичных расчетов классифицируются по следующим критериям:




  1. В зависимости от наличия или отсутствия посредников между плательщиком и получателем средств:

    1. Расчеты без участия посредников.

    2. Расчеты с помощью третьего юридического лица – посредника.

МАРШРУТ ПЛАТЕЖА – направление платежа от плательщика до получателя в указанной последовательности их расчетных (текущих) счетов, корреспондентских счетов кредитных организаций, филиалов, счетов межфилиальных расчетов.


Этапы маршрута платежа:

  1. Плательщик – банк плательщика;

  2. Банк плательщика – банк получателя;

  3. Банк получателя – получатель.




  1. В зависимости от уровня прохождения платежа:

    1. Межхозяйственные расчеты (1, 3 этапы маршрута платежа);

    2. Межбанковские расчеты (2 этап маршрута платежа).




  1. В зависимости от того, кто является плательщиком и получателем средств:

    1. Расчеты по поручению клиентов банка, когда в качестве плательщиков и получателей выступают организации, не являющиеся банками или иными кредитными организациями. Могут быть товарными и нетоварными платежами.

    2. Расчеты между банками и клиентами банков.

    3. Расчеты банков по собственным операциям на рынке межбанковских кредитов, валютном и фондовом рынках.




  1. В зависимости от статуса и степени обособленности учреждений банка, обслуживающих плательщика и получателя средств:

    1. Внутрибанковские расчеты, которые проводятся в пределах одного учреждения путем списания суммы со счета плательщика и ее зачисления на счет получателя.

    2. Межфилиальные расчеты, при которых сумма перечисляется получателю через счета межфилиальных оборотов без ограничений, независимо от наличия или отсутствия средств на них.

    3. Межбанковские расчеты, обязательным условием проведения которых является открытие банками на балансе друг у друга или в третьей кредитной организации корреспондентских счетов.




  1. В зависимости от способа хранения, обработки и передачи информации:

    1. Расчеты, проводимые путем записей по счетам бухгалтерского учета на основании первичных бумажных документов.

    2. Расчеты, осуществляемые путем передачи в виде электронных сигналов.




  1. В зависимости от видов используемых расчетных документов и установленного порядка документооборота:

    1. Традиционные формы безналичных расчетов на бумажных носителях.

      1. Расчеты платежными поручениями.

      2. Расчеты по аккредитиву.

      3. Расчеты чеками.

      4. Расчеты по инкассо: расчеты платежными требованиями и расчеты инкассовыми поручениями.

    2. Электронные платежи.

      1. Расчеты с использованием электронных платежных поручений.

      2. Расчеты с использованием пластиковых карт.

РАСЧЕТНЫЙ ДОКУМЕНТ – оформленное в соответствии с установленными правилами на бумажном носителе или в электронном виде распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств, либо распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).


ВОПРОС №3. ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ НА БУМАЖНЫХ НОСИТЕЛЯХ.
Расчеты платежными поручениями.
ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ – распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежные поручения принимаются банком вне зависимости от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». ПП применяются для проведения всех видов товарных и нетоварных платежей, используются как на бумажных носителях, так и в электронном виде.


Расчеты по аккредитиву.
АККРЕДИТИВ – условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому (исполняющему) банку произвести такие платежи.
Банки могут открывать следующие виды аккредитивов:

  1. Покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

  2. Отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

В настоящее время в России аккредитивная форма расчетов практически не используется.


Расчеты чеками.
РАСЧЕТНЫЙ ЧЕК – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на внебалансовом счете 91207 «Бланки строгой отчетности».


Расчеты по инкассо.
РАСЧЕТЫ ПО ИНКАССО – это банковская операция, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов совершает действия по получению от плательщика платежа.

Расчеты по инкассо проводятся на основании ПЛАТЕЖНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, которые могут оплачиваться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и ИНКАССОВЫХ ПОРУЧЕНИЙ, которые оплачиваются без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).


ВОПРОС №4. РАСЧЕТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ (ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛАТЕЖИ).
БАНКОВСКАЯ КАРТА – это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. Также банковскую карту можно определить как персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий держателю возможность безналичной оплаты товаров или услуг и получения наличных денежных средств в отделениях (филиалах) банков и банкоматах.
БАНКОМАТ – электронный программно-вычислительный комплекс, предназначенный для выдачи и приема наличных денежных средств, составления документов по операциям с использованием банковских карт, выдачи информации по счету, осуществления безналичных платежей.
ДЕРЖАТЕЛЬ БАНКОВСКОЙ КАРТЫ – физическое лицо, использующее банковскую карту на основании договора с эмитентом, или физическое лицо – уполномоченный представитель клиента эмитента.
ИМПРИНТЕР – механическое устройство, предназначенное для переноса оттиска рельефных реквизитов банковской карты на документ, составленный на бумажном носителе.
КЛИЕНТ – физическое или юридическое лицо, заключившее с кредитной организацией – эмитентом договор (банковского счета, банковского вклада, кредитный договор), предусматривающий осуществление операций с использованием банковских карт.
КОРПОРАТИВНАЯ КАРТА – банковская карта, позволяющая ее держателю проводить операции по счету юридического лица.
ПРЕДПРИЯТИЕ ТОРГОВЛИ (УСЛУГ) – юридическое лицо, которое в соответствии с подписанным им соглашением с эквайрером несет обязательства по приему документов, составленных с использованием банковских карт, в качестве оплаты предоставляемых товаров (услуг).
ПРОЦЕССИНГ – деятельность, включающая в себя сбор, обработку и рассылку участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами, осуществляемая процессинговым центром.
ЭКВАЙРИНГ – деятельность кредитной организации, включающая в себя осуществление расчетов с предприятиями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием банковских карт, и осуществление операций по выдаче наличных денежных средств держателям банковских карт, не являющимися клиентами данной кредитной организации.
ЭКВАЙРЕР – кредитная организация, осуществляющая эквайринг.
ЭМИТЕНТ – кредитная организация (филиал), осуществляющая эмиссию банковских карт.

Физическим лицам эмитент банковских карт может выдавать банковские карты следующих типов:



  1. Расчетная или дебетовая карта;

  2. Кредитная карта.

Юридическим лицам эмитент может выдавать банковские карты следующих типов:



  1. Расчетная корпоративная карта;

  2. Кредитная корпоративная карта.

Запрещается использование корпоративных карт для выплаты заработной платы и других выплат социального характера.
За совершение операций по счетам пластиковых карт кредитные организации получают следующие виды комиссионного вознаграждения:

- комиссии межбанковские;

- комиссии за процессинг;

- комиссия эквайрера;



- комиссия эмитента.




База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница