Банки в финансировании инновационных проектов на основе кластеров 08. 00. 10 «Финансы, денежное обращение и кредит»




Скачать 326.24 Kb.
Дата24.04.2016
Размер326.24 Kb.



На правах рукописи

Кизыма Андрей Юрьевич

БАНКИ В ФИНАНСИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРОВ

08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит»



Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва - 2013


Диссертационная работа выполнена в Центре финансовых исследований Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт экономики РАН




Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

КАРАВАЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА




Официальные оппоненты:


ЧЕРНЫХ СЕРГЕЙ ИННОКЕНТЬЕВИЧ, доктор экономических наук, профессор, заведующий сектором Института проблем развития науки РАН
КОЛОМИЕЦ АНДРЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической социологии и маркетинга социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова


Ведущая организация:

Московский государственный институт международных отношений (МГИМО-Университет) МИД России,

кафедра Международных финансов



Защита состоится 15 октября 2013 года в 12.00 часов на заседании Диссертационного совета Д.002.009.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГБУН Институт экономики РАН по адресу: 117218, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 32, ауд. 1125.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБУН Института экономики РАН по адресу: 117218, г. Москва, Нахимовский пр-т, д. 32., с авторефератом – на сайте Института экономики РАН
Автореферат разослан 30 августа 2013 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета Д.002.009.01,

кандидат экономических наук, доцент


Потапов В.А.




I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития мировой экономики происходят радикальные изменения, связанные с широким применением инновационных технологий во всех сферах производства. Вместе с тем для российской экономики начала XXI в. характерно ослабление её стратегических позиций в мировой социально-экономической системе, в числе главных причин которого – экспортно сырьевая модель экономического роста, преобладание топливно-сырьевой направленности структуры экономики, высокая зависимость от мировых цен на энерго системы, деградация производства. Положение осложняется недостаточной разработанностью долгосрочной стратегии перехода на инновационный путь развития.

Современные инновации представляют собой «комплексный процесс, объединяющий таких различных участников, как фирмы – производители новых знаний, технологические центры, аналитические центры, которые соединены множеством взаимосвязей, создающих таким образом инновационную систему»1. В России банковское финансирование инновационных проектов пока не получило широкого развития вследствие значительных рисков, возникающих при их реализации, и плохо функционирующей системы оценки таких проектов.

Развитие российской экономики требует формирования новых организационно-финансовых механизмов участия банков в финансировании инновационных проектов с целью формирования эффективной конкурентной среды отечественного рынка наукоемкой продукции и трансформации всей структуры российской экономики. Именно поэтому интеграция потенциалов финансовых институтов и инновационных проектов, а также её оценка экономической целесообразности сегодня особенно важна.

Недостаточная изученность теоретических аспектов банковского финансирования инновационных проектов, нехватка научного обоснованного анализа источников поступления финансовых средств, необходимость новых форм и способов выстраивания отношений между банковскими структурами и реальным сектором экономики предопределили выбор темы данного диссертационного исследования. Высокая практическая значимость обеспечения финансовой базы инновационного развития экономики, подкрепленная президентскими посланиями и масштабными программными установками, придает теме исследования особую актуальность.



Степень разработанности проблемы.

Научные исследования природы и принципов развития инновационных процессов берут свое начало в классических работах Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера и других ученых, сформировавших фундаментальные основы теории инноваций в начале прошлого века. Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах Б. Санто, Б. Твисса, Р. Фостера и других авторов, изучавших проблемы управления научно-техническими нововведениями и обновления основных средств производства.

Исследованию проблем банковского финансирования, как важнейшего финансового института современной инвестиционной политики, посвящены работы ведущих зарубежных исследователей, среди которых необходимо отметить таких авторов, как М. Аоки, Д. Барлетт, Л. Баттерсон, Б. Бишоп, Д. Брофи, Д. Гарнер, Д. Глэдстоун, П. Гомперс, Р. Дамари, К. Кемпбелл, Р. Конвей, С. Кортума, Р. Ланглуи, Д. Лернер, Р. Оуэн, М. Питерс, М. Люри, П. Робертсон, Д. Сингер, А. Соломон, Т. Хеллманн, Р. Чандлер и др.

Непосредственно вопросами кредитования и финансирования инновационной деятельности и инновационных проектов занимались такие ученые как: С.А. Андрюшин, Л.О. Арутюнян, А.Б. Боунегра, Г.С. Дорошенко, А.А. Зубкова, А.Б. Идрисов, П.А. Имануилов, С.Ю. Карпова, В.Ю. Кривдина, О.В. Кузнецова, М.Ю. Лукичев, С.В. Матвиенко, И.В. Матлах, Н.А. Новицкий, О.Л. Рогова, О.В. Панкова, Ю.В. Самосонова, А.А. Солопов, Ю.Н. Тихомиров, А.И. Удовиченко, В.А. Хлебникова, Э.Ю. Чепасова и др. В их работах исследуются вопросы банковского кредитования предприятий, управления банковскими ресурсами и рисками. Однако несмотря на глубокую проработку концепции финансирования инновационного бизнеса предприятий, достаточно мало внимания уделяется вопросам совершенствования процедуры организации банковского финансирования (кредитования) инновационных проектов, что обусловлено происходящими в финансово-кредитной системе процессами.

Отдельно необходимо отметить работы И.С. Воловика, В.В Маганова, И.А. Щетинина, посвященные непосредственно банковскому финансированию инновационных проектов и освещающие некоторые аспекты повышения эффективности кредитования предприятий, реализующих инновационные проекты.

Проведенный анализ проблематики исследования показал, что концептуальные основы банковского финансирования инновационных проектов на основе кластеров в трудах вышеупомянутых зарубежных и отечественных ученых в специальной литературе затронуты явно недостаточно. Вместе с тем наличие исходных теоретико-методологических наработок, существование значительных информационно-аналитических пробелов в развитии возможностей кластерного финансирования позволили сформулировать цель, установить основные научные задачи, выбрать объект и предмет исследования.



Область исследований. Диссертационная работа выполнена в рамках обозначенной в паспорте специальностей ВАК области исследований 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит», пункты 9.3. Развитие инфраструктуры кредитных отношений современных кредитных инструментов, форм и методов кредитования; 10.10. Финансовые инновации в банковском секторе; 10.12. Совершенствование системы управления рисками российских банков; 10.13. Проблемы оценки и обеспечения надежности банка.

Объектом диссертационного исследования является кредитный механизм банковского сектора, связанного с финансированием инновационных проектов.

Предметом диссертационного исследования является теория и методика банковского кредитования, организация процесса финансирования инновационных программ на основе кластеров.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в теоретическом обосновании необходимых преобразований в системе банковского финансирования инновационных проектов в условиях посткризисного развития экономики в Российской Федерации и в разработке структуры и методов банковского финансирования инновационных проектов на основе кластеров.

Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие основные задачи, определившие логику и структуру исследования:

обобщить и систематизировать теоретические подходы к оценке оптимальных форм и методов банковского финансирования инновационных проектов;

– рассмотреть методологические особенности финансового обеспечения инновационных проектов до мирового финансового кризиса 2008 – 2010 гг. в разрезе выделенных типов банковского финансирования: американского, западно-европейского, восточно-европейского, российского, а также основных типов успешных систем финансирования инноваций: рыночной, корпоративно-государственной, кластерной и мезо-корпоративной;



определить особенности трансформации системы банковского финансирования инновационных проектов в российской экономике периода 2008 – 2010 гг., оценить влияние мирового финансового кризиса на финансирование инновационных проектов в Российской Федерации;

- разработать современную банковскую систему оценки, анализа рисков и контроля процесса финансирования инновационных;



- определить приоритетные направления развития банковского финансирования инновационных проектов в современной экономике Российской Федерации на основе кластеров.

Методология и методика исследования. В процессе исследования применялись следующие методы познания: комплексный системный подход, диалектический, сравнительный и функциональный методы. Методика исследования основывалась на анализе отечественной, зарубежной теории и практики финансирования инновационных проектов в структуре инвестиционной политики банков.

Теоретической основой исследования послужили фундаментальные труды таких всемирно известных отечественных и зарубежных ученых-экономистов, как Дж. Кейнс, Н. Кондратьев, Й. Шумпетер, Р. Вернон, Р. Солоу, Дж. Фридман, Т. Стейметц, М. Портер, Н. Ордуэй, Р. Страйк и др., в работах которых сформулированы экономическое содержание финансирования инноваций, методологические основы развития инновационных циклов в рыночной экономике, определена ведущая роль государства в становлении экономики инновационного типа.

Информационная база исследования. При выполнении исследования была использована специальная литература отечественных и зарубежных авторов в области финансов, менеджмента, экономического анализа, статистики, а также законодательные и нормативные акты федеральных, региональных и муниципальных органов власти, данные Росстата, международные стандарты финансовой отчетности, материалы специализированной периодической печати, материалы научных конференций, ресурсы Интернет.

Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна результатов исследования заключается в систематизации и дальнейшем развитии теоретических, и методологических основ банковского финансирования инновационных проектов как системы стратегического управления финансовыми ресурсами.

В диссертации сформулированы и обоснованы следующие выводы и предложения, содержащие научную новизну:



  1. Определены особенности трансформации системы банковского финансирования инновационных проектов в российской экономике периода 2008 – 2010 гг.: превалирующая область банковского инвестирования – торгово-посредническая сфера, энергосбережение, транспорт; низкая доля вложений в стартапы, малый и средний бизнес; высокая доля вложений в интернет-проекты; финансирование проектов, находящихся на более поздних стадиях инновационного процесса. Охарактеризованы основные направления трансформации системы банковского финансирования инновационных проектов: кооперация банковского финансирования с ассоциациациями «бизнес-ангелов», создание крупных объединений, венчурных и инвестиционных фондов; смещение инвестиций частных инвесторов в область вложений в компании, находящиеся на более поздних стадиях развития.

  2. Выявлены и охарактеризованы основные признаки функционирующих на современном рынке четырех основных моделей успешного финансирования инноваций: рыночной, корпоративно-государственной, кластерной (сетевой), мезо-корпоративной. Показано, что в своем развитии банковское кредитование инноваций прошло следующие значимые этапы: этап зарождения (1946-1970 гг.); этап ознаменованный ростом рынка банковского кредитования инновационных проектов – новая эпоха (1970-1990 гг.); этап быстрого развития на основе государственной поддержки – новейшая эпоха (1990 г. – настоящее время). Обоснована целесообразность формирования в рамках современной российской финансовой системы группы акционерных инновационных банков как ее отдельного структурного элемента при инициативной поддержке государства.

  3. Разработан оптимальный вариант финансирования инновационной деятельности предприятия на основе симбиоза венчурной формы финансирования, инновационного проекта и банковского кредита – банковский кластер, формирующий основу новой формы финансирования инновационных проектов.

  4. Предложена система оценки рисков и контроля финансирования в рамках банковского кластера. Разработана схема анализа кредитной заявки заемщиков, реализующих инновационные проекты, с учетом неопределенности условий реализации инновационной составляющей кредитных проектов банка. Обосновано, что данный способ финансирования позволяет перераспределять риски, содержащиеся в проекте, а также осуществлять дополнительную оценку состоятельности финансируемого проекта экспертами банка.

  5. Разработаны методы (сочетание проектного и венчурного финансирования, кластерный метод) непрерывного финансирования инновационных проектов, направленных на системное развитие современной научно-инновационной, инвестиционно-финансовой, производственной и социальной инфраструктуры, которые реализуются в форме интегрированных кластерных структур. Обосновано, что организация проектного и венчурного финансирования с первоначальных этапов создания и развития кластера максимизирует возможности кластерного метода в снижении общей стоимости инновационных проектов и увеличении объема привлекаемых финансовых ресурсов, позволяет перераспределять риски, осуществлять реальную оценку состоятельности финансируемого проекта и тем самым обеспечивать непрерывность финансирования инновационных проектов.

Теоретическое значение полученных автором результатов состоит в обобщении и систематизации методологических и практических исследований, позволивших автору разработать систему методов, комплексное использование которых банком способно обеспечить его стратегическое участие в финансировании инновационных проектов с учетом приемлемого уровня рисков.

Научно-практическая значимость исследования.

Практическая ценность полученных результатов проведенного исследования определяется возможностью их широкого применения для дальнейшего совершенствования деятельности кредитных организаций и органов государственного управления инновационной деятельностью, для научно-исследовательских организаций. Теоретические материалы и методологические разработки диссертационного исследования могут найти применение в исследовательской деятельности, при чтении лекций и проведении семинарских занятий в учебном процессе в учреждениях профессионального образования и на курсах повышения квалификации, в процессе формирования учебных курсов по финансированию инноваций в условиях посткризисной экономики.

Объем и структура работы. Структура и содержание работы обусловлены логикой, целью и задачами проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, библиографического списка. Работа изложена на 208 страницах машинописного текста, содержит 9 таблиц и 10 рисунков. Список используемой литературы включает 135 наименований.
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

1.1. Теоретическое обоснование развития методов перспективного финансирования инновационных проектов в трудах отечественных и зарубежных исследователей

1.2. Особенности применения методов банковского финансирования инновационных проектов в современной российской экономике

1.3. Этапы развития структур банковского кредитования инновационных проектов

ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДОВ БАНКОВСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 2008–2010гг.

2.1. Особенности проявления экономического кризиса и оценка его влияния на инновационную политику банковской системы

2.2. Тенденции развития методов финансирования инновационных проектов в современной мировой практике

2.3. Российский опыт банковского финансирования инновационных проектов в условиях кризисной и посткризисной ситуации

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРОВ

3.1. Современные подходы к формированию модели финансово-инновационного кластера с участием банка

3.2. Приоритетные направления банковского финансирования инновационных проектов в кластере: региональный аспект

3.3. Система оценки, анализа рисков и контроля банковского финансирования инновационных проектов. Структура и методы банковского финансирования инновационных проектов на основе кластеров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



БИБЛИОГРАФИЯ
II. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
Во введении обоснованы актуальность темы исследования и степень ее разработанности, определены цели и задачи диссертационной работы, раскрыты ее методология и информационная база, обоснована практическая значимость полученных результатов и выводов, представлена научная новизна диссертационного исследования.

Первая группа проблем, рассматриваемых в диссертации, ориентирована на обобщение и систематизацию теоретических взглядов на современные формы и направления банковского финансирования инноваций в современной экономике.

В диссертации представлено теоретическое обоснование развития методов финансирования инновационных проектов в трудах отечественных и зарубежных исследователей, выявляются особенности применения методов банковского финансирования в современной российской экономике и рассматриваются этапы развития структур банковского кредитования инновационных проектов.

Исследование развития методов финансирования инновационных проектов в трудах отечественных и зарубежных ученых дает нам возможность выделить следующие типы банковского финансирования инновационных проектов:

- американский, подразумевающий финансирование начинающих перспективных компаний, имеющих высокую конкурентоспособность;

- западно-европейский, представляющий собой инвестиции во все этапы развития предприятий малого и среднего бизнеса в области высоких технологий, не котирующихся на фондовом рынке;

- восточно-европейский, предполагающий финансирование ввода в действие компании, ее развития, захвата или выкупа инвестором при реструктуризации собственности;

- российский, представляющий высокорисковые вложения капитала в объекты инвестирования в расчете на быстрое получение высокой нормы дохода.

В диссертации подробно исследуется опыт банковского финансирования в развитых странах мира, позволивший автору выделить четыре основных типа успешных систем финансирования инноваций:

- рыночную, благоприятную для реализации стратегий пионерного инновационного развития;

- корпоративно-государственную, благоприятную для реализации стратегий устойчивого (сбалансированного) инновационного развития в условиях умеренной интенсивности технологических вызовов;

- кластерную (сетевую), благоприятную для реализации инновационных стратегий «нишевого» превосходства;

- так называемую мезо-корпоративную, благоприятную для реализации стратегий форсированного инновационного развития.

В рамках диссертационного исследования были выделены этапы формирования и развития финансирования инновационных проектов:

Первый этап – зарождение (1946 г. – конец 1970-х годов). Также в некоторых источниках2 данный этап называется классической эпохой. Рынку венчурного капитала в данный период присущи следующие признаки первой фазы развития «возникающего» рынка: общеэкономический рост, доминирование на рынке национальных инвесторов, масштабные изменения в экономической политике, дефицит финансовых ресурсов вследствие недооценки рынка инновационных проектов.

Второй этап (или новая эпоха) – этап роста рынка банковского кредитования инновационных проектов (конец 1970-х - середина 1990-х годов). На данном этапе венчурный капитал получает окончательное институциональное оформление, учитывающее интересы всей совокупности факторов, с которыми он взаимодействует.

Третий этап (или новейшая эпоха) – этап быстрого развития на основе государственной поддержки (середина 1990-х годов - настоящее время). Данный этап характеризуется резким увеличением объемов инвестируемого капитала, пик увеличения которого приходится на 2000 г.

Для лучшего понимания логики развития банковской системы России и её связи с инвестиционными процессами автором было проведено сравнение двух типов финансовых систем, сложившихся в развитых странах: так называемого континентального (Франция, Германия, другие страны Европы, Япония) и англосаксонского (США, Великобритания) типов.

В диссертации обосновано, что в процессе развития переходной экономики в России проявляются признаки явного тяготения к формированию типа экономики, свойственного континентальной модели банковской системы. Об этом свидетельствует целый ряд тенденций в развитии банковской системы страны: происходящие процессы централизации, слияния и поглощения банков, ведущие к усилению позиций крупных банков; резкое замедление роста числа кредитных учреждений; увеличение количества банкротств и отзывов лицензий на право банковской деятельности.

Исследование российского опыта банковского финансирования показало низкий уровень развития таких рыночных институтов, как правовая защищенность инвестиций, развитость рынка слияний и поглощений, информационное обеспечение. Банковская система финансирования инноваций неустойчива и подвержена циклическим колебаниям. Вместе с тем на современном этапе российских экономических реформ коммерческие банки являются институциональным элементом инвестиционной инфраструктуры, обладающим достаточным организационным, технологическим, финансово-производственным потенциалами для аккумуляции и оптимального перераспределения необходимых инвестиционных ресурсов.

Современная банковская система России нуждается в формировании группы акционерных банков в качестве ее отдельного структурного элемента, ориентированных на сектор инновации. Это способствовало бы увеличению совокупного оборота финансирования инновационных проектов, а также совершенствованию его организации. Инициатива создания такого рода банков должна исходить от государства, которое на первоначальном этапе будет владеть контрольными пакетами их акций.

Исследование развития методов финансирования инновационных проектов в трудах отечественных и зарубежных ученых дает нам возможность характеризовать банковское финансирование как гибкий инструмент, объединяющий в себе аспекты традиционного кредитования и венчурного финансирования и призванный обслуживать инновационное предпринимательство в сочетании с выполнением нефинансовых функций в области организации производства и менеджмента.
Вторая группа рассматриваемых в диссертации проблем просвещена исследованию возможностей и проблем банковского финансирования инноваций в кризисных условиях.

В работе анализируются особенности проявления экономического кризиса 2008 – 2010 гг. в секторе банковской системы, исследуются новые тенденции развития методов финансирования инновационных проектов в современной мировой практике, а также обобщен российский опыт банковского финансирования инновационных проектов в условиях кризисной и посткризисной ситуациях.

Автор характеризует основные направления изменений, произошедших в результате экономического кризиса в инновационном секторе банковской системы Российской Федерации. Отмечается, что прежде всего они коснулись государственной политики в данной сфере: было сокращено количество банков (в 2007 и 2008 гг. количество банков, у которых были отозваны лицензии, составило 70 с небольшим, в 2009-м банков стало меньше на 112, тогда как за 2012 г. всего 193), происходило их укрупнение и последующая поддержка государством. Банки начали вкладывать средства в инновационные проекты, стали предлагать дифференцированный кредитный продукт.

В США сокращение банковского сектора произошло за счет массовых банкротств. Резервный фонд оказал поддержку только крупным банкам. Так, банкротства английского Northern Rock (сентябрь 2007 г.), Bear Steams (март 2008 г.), Merrill Lynch (в августе 2008 г. его в экстренном порядке приобрел Bank of America) и Lehman Brothers (в сентябре 2008 г.) стали причиной начавшейся c конца 2008 г. рецессии во всех без исключения национальных экономиках. По данным газеты The Wall Street Journal4, начиная с 2008 г. в США обанкротилось 322 банка с активами в $633,7 млрд. и общей стоимостью $79,5 млрд. В 2009 г. в США обанкротились 140 банков, однако их суммарные активы были гораздо больше – $169,7 млрд., в 2010 г. разорились 157 банков – максимальное число со времен банковского кризиса 1992 г. Сводная информация по банкротству американских банков представлена в таблице 15.



Таблица 1.

Банкротство американских банков

Годы

на дату

с начала года (шт.)

с 2007 г. (шт.)

2007




3

3

2008




25

28

2009

25 мая

36

64




25 июля

64

92




1 августа

69

97




29 августа

84

109




3 октября

98

123




23 октября

106

131




14 ноября

123

148




6 декабря

130

155




31 декабря

140

165

2010

23 января

5

170




24 февраля

20

190




8 мая

68

233




26 июля

100

265




29 ноября

153

318




30 декабря

157

322

2011

5 февраля

14

336




19 февраля

201

342




26 марта

26

348

В целом наблюдался спад инвестиций и ужесточение требований к заемщику. Финансовые вложения сконцентрировались в секторе высокоскоростного ж/д транспорта, телекоммуникаций и энергосбережения, интернет-проектах. В США банковское кредитование приостановилось и сократилось с целью «спасения» банков. В России сокращение количества банков явилось следствием целенаправленной государственной политики. С 1 января 2012 г. минимальный размер уставного капитала, установленный законом, должен составлять не менее 180 млн. рублей. Ряд банков не пройдут этот минимальный порог, поэтому будут вынуждены либо уйти, либо слиться с другими банками.

Переход на инновационный путь развития и обеспечение экономической безопасности страны невозможны без расширения банковского финансирования структурных преобразований реального сектора экономики.

В ходе диссертационного исследования было выявлено, что основные тенденции кредитования инновационных проектов касаются укрупнения инвестиционных объединений, взаимодействия государственного и частного секторов в сфере инвестиций; смещения инвестиций в сторону быстрореализуемых проектов, либо проектов, находящихся на поздней стадии развития; расширения кредитных продуктов и др. Вследствие экономического кризиса произошла переориентация банков на проекты, обеспечивающие выпуск продукции с усовершенствованными характеристиками, позволяющими получить дополнительные доходы от модернизации, и проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой.

С точки зрения развития инвестиционного потенциала процесс концен­трации банковского капитала является благоприятной тенденцией, так как небольшие и мелкие банки способны обеспечивать выполнение текущих операций и краткосрочное коммерческое кредитование, но они не обладают достаточными финансовыми ресурсами и запасом ликвидности для реализа­ции большинства инвестиционных проектов.

Важной проблемой для развития отечественного банковского сектора является повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций в условиях роста конкуренции на мировом рынке банковских услуг. При этом макроэкономическая значимость рассматриваемой проблемы увеличилась в связи с вступлением России в ВТО и с перспективами либерализации рынка банковских услуг. Основные конкурентные преимущества иностранных банков состоят в наличии мощной ресурсной базы, что определяет их возможность осуществлять кредитование субъектов экономики в крупных масштабах при использовании более привлекательных процентных ставок, чем у большинства российских банков, а также применять передовые технологии кредитования. Круг российских банков, способных эффективно конкурировать с зарубежными финансовыми институтами в случае возможной либерализации финансовых рынков, весьма узок и, по сути, ограничивается несколькими крупнейшими участниками банковской системы, поддерживаемыми государством: Сбербанк России, группа ВТБ, Россельхозбанк и Банк Москвы. На сегодняшний день они удерживают 81,7 % активов среди банков данной категории и 42,9 % всех бан­ковских активов страны (без Сбербанка России, к свободному капиталу государственных банков добавлены 180 млрд. руб. рекапитализации ВТБ, произведенной в августе 2009 г.)6.

В современных российских макроэкономических условиях банковский кредит далеко не основной и наиболее привлекательный источник финансирования бизнеса для большей части российских предприятий (см. Рис. 1). Другие альтернативные источники финансово-кредитных средств (микрофинансовые институты, фонды под­держки НИОКР и др.) также слабо развиты.




Источник: Россия в цифрах 2006-2012

Рис. 1
В результате кризисных явлений к началу лета 2009 г. в стране резко снизился спрос на деньги. Характерной тенденцией развития российского кредитного рынка стала устойчиво высо­кая доля предприятий торгово-посреднической сферы в общем объеме кредитов, предоставленных банками юридическим лицам (53% по данным на 1 июля 2009 г.), и низкая инвестиционная привлекательность обрабатывающих отраслей промышленности (доля всего 20%) по сравнению с торгово-посреднической сферой. Применительно к российской практике указанная доля кредитов в торгово-посредническую сферу представляется гипертрофированной и наглядно отражает спад в промышленных отраслях страны. Необходимо заметить, что и на сегодняшний день показатель объемов кредитования торгово-посреднической отрасли по отношению к обрабатывающим отраслям промышленности в целом не изменился (по данным на 1 ноября 2012 г. - 23,9% к 12,5 %)7.

Однако следует отметить ряд факторов, обусловливающих недостаточное участие банков в процессе кредитования предприятий, реализующих инновационные проекты. В основном они касаются высоких рисков и связанных с ними проблем: отсутствие страхования, недостаточная разработка регулирующей системы и оценочного инструментария.



Привлечение коммерческих банков к кредитованию инноваций возможно при уменьшении ставки налога на прибыль, получаемую ими от реализации проектов, а также при предоставлении "льготной" ставки рефинансирования в зависимости от доли средств коммерческих банков в финансировании инновационных проектов, в соответствии с программами льготного кредитования при компенсации части процентной ставки по кредитам, полученным в уполномоченных банках. Данные меры позволят активизировать банки в кредитовании и будут способствовать поиску путей кооперации банков и инновационно активных компаний для решения проблемы привлечения значительных сумм на длительные сроки.

Несмотря на большое количество трудностей, стоящих перед банками при финансировании инновационных проектов, существует ряд примеров участия банков в финансировании инновационных производств. Так в марте 2009 г. Альфа-Банк совместно с ОАО «РОСНАНО» выступил организатором финансирования проекта по созданию в России производства поликристаллического кремния, реализуемого группой компаний «Нитол», в феврале 2011 г. Альфа-Банк представил инновационный проект в области мобильной коммерции.

Согласно заключенным соглашениям между администрацией Томской области и Сбербанком России ОАО, а также с ВТБ-24, банки поддержали малое предпринимательство в инновационной сфере, начав кредитование малых предприятий на стадии «бизнес-инкубирования», когда у них еще нет больших денежных оборотов.

В апреле 2010 г. институты развития, банки и другие заинтересованные организации заключили соглашение о взаимодействии в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла8. Участниками соглашения выступили госкорпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «РОСНАНО», ОАО «Российский банк развития», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Российская ассоциация венчурного инвестирования, а также ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и Федеральное агентство по делам молодежи.

Целью соглашения является организация взаимодействия сторон по определению потребностей инновационных компаний и их обеспечение инструментами, сервисами и условиями для эффективной деятельности по реализации инновационных проектов на территории Российской Федерации и на глобальном рынке. Его реализация позволит создать механизм обмена информацией, обеспечивающий постоянное взаимодействие участников соглашения при сопровождении и реализации инновационных проектов, а также обеспечить последовательную передачу проектов на сопровождение профильным институтам развития.

Основными механизмами участия банков в реализации инвестиционных проектов являются:



  • предоставление кредитов, займов, осуществление лизинговых операций;

  • выдача гарантий и поручительств;

  • участие в уставных капиталах хозяйственных обществ (не более 20%);

  • гарантийная поддержка экспорта;

Исследование объемов и условий кредитования инновационных проектов позволило выявить основные проблемы банков при организации их финансирования:

- чрезмерно рискованную политику банков. Кризис ликвидности банков напрямую связан с низким качеством активов – наличием необеспеченных кредитов связанным лицами и др.;

- отсутствие эффективной системы страхования вкладов, стабилизирующей банковскую и социальную систему в обществе;

- необходимость создания комплексной системы регулирования и надзора, обеспечивающей своевременное выявление и адекватное реагирование на системные риски и угрозы;

- отсутствие адекватных методов оценки эффективности инвестируемых инновационных проектов.

Решение этих жизненно важных для развития сегмента инновационной деятельности российских банков проблем следует реализовывать в направлении:

- изменения подходов к оценке кредитоспособности заемщиков, реализующих инновационные проекты;

- совершенствования организационной структуры кредитующих подразделений банков;

- разработки новых методов организации кредитования инновационных проектов, позволяющих оценить их эффективность, а также нивелировать сопутствующие риски.

Часть выработанных в ходе диссертационного исследования рекомендаций по решению выше означенных проблем представлена на схеме анализа кредитной заявки заемщиков, реализующих инновационные проекты (см. Рис. 2).


Рис. 2. Схема анализа кредитной заявки заемщиков, реализующих инновационные проекты


В заключительном разделе диссертационного исследования обосновываются перспективы развития банковского финансирования инновационных проектов в Российской Федерации в процессе формирования регионального банковского кластера.

В диссертации рассматриваются современные подходы к формированию экономического кластера с участием банка, предлагаются направления стимулирования банковского финансирования инновационных проектов в кластере, разработаны структура и методы банковского финансирования инновационных проектов на основе кластеров.

Переход российской экономики к постиндустриальному развитию возможен при условии использования новых технологий управления регионом, в том числе и с использованием новых моделей банковского финансирования. Одним из таких подходов, базирующихся на исследованиях региональных интеграционных процессов, сетевых структур, конкурентоспособности, является экономический кластер. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве одного из направлений создания общенациональной системы ин­новационного развития на основе обеспечения территориальной сбалансированности рассматривает стимулирование возникновения и расширения деятельности кластеров.

Мировой опыт развитых стран в области кластеризации свидетельствует как об эффективности, так и о неизбежной закономерности возникновения разных видов кластеров. Наиболее динамичное развитие и экономический рост демонстрируют те регионы, на территории которых сформировались кластеры. Примерами реализации кластер ориентированный региональной политики в мировой практике являются автомобильный (Северный Рейн – Вестфалии в Германии), химический (Сингапур), биотехнологический (Швеция), продуктовый (Аризона в США), теле­коммуникационный (Италия) кластеры.

На сегодняшний день Министерством экономического развития России отобраны инновационные кластеры, которые за 5 млрд. руб. обеспечат России осуществить модернизационный прорыв. Отбор прошел с профицитом: вместо ранее заявленных пяти-шести в итоговый список вошли 25 проектов. Впрочем, только половина из них (примерно 13) может рассчитывать на государственные деньги. Остальные будут рекомендованы к включению в состав федеральных целевых программ и к участию в работе государственных компаний. Полный перечень инновационных территориальных кластеров, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации 28.08.2012 г., размещен на официальном сайте Министерства экономического развития России. В число 13-ти территориальных образований, претендующих на средства федерального бюджета, вошли Новосибирский, Томский, Нижнекамский, Саровский, Железногорский, Самарский, Обнинский, а также Зеленоградский кластеры.

Доля инновационной продукции через десять лет должна увеличиться с 4,5—5 до 25—30%, а расходы на НИОКР должны возрасти в два раза, – дал поручение правительству Владимир Путин в конце января 2012 г. Добрать недостающие проценты государство должно с помощью кластеров: регионы «получают дополнительные налоговые поступления, создаются новые рабочие места, расшиваются многие социальные проблемы», а предприниматель «чувствует реальную поддержку на этапе старта, снижает свои риски и издержки на пути от бизнес-идей до открытия производства»9.

В последние годы кластерная политика получила приоритетное развитие и при разработке программ регионального развития. Так, по решению правительства Санкт-Петербурга Институт региональных инновационных систем приступил к разработке проекта Концепции кластерной политики Санкт-Петербурга до 2025 г. В Самарской области Министерством экономического развития, инвестиций и тор­говли была разработана ведомственная программа формирования территориально-производственных кластеров на 2009–2011 гг10. В Республике Алтай 19.06.2008 г. создана рабочая группа по разработке Концепции кластерной политики11. Постановлением Правительства Ярославской области утверждена Концепция развития кластерной политики Правительства области (№ 650-П от 30.06.2009 г.)12.

Организационное оформление банковского кластера становится благо­приятной основой для появления региональных инструментов банковского регулирования, одним из которых является кластерное кредитование, под которым понимается совокупность экономических отношений, возникающих между участниками банковского кластера и заемщиком в связи с консолидацией денежных средств для финансирования региональных инвестиционных проектов и целевых программ на принципах срочности, платности, возвратности, использования элементов государственной региональной поддержки (см. Рис. 3).



Рис. 3. Модель организации кластерного кредитования для субъектов Российской Федерации


Таким образом, развитие кредитных отношений коммерческих банков с реальным сектором экономики зависит от работы и усилий коммерческих банков и предприятий-заемщиков.

В числе важнейших направлений, способствующих развитию данных отношений, необходимо выделить три:

- создание совершенной законодательной базы организации кредитования коммерческими банками предприятий, реализующих наукоемкие проекты;

- повышение уровня капитализации и создание долгосрочной ресурсной базы коммерческих банков;

- снижение кредитных рисков.

Реализация программы банковского финансирования инновационных проектов на основе кластеров позволяет достичь наиболее полной и рациональной оценки предлагаемого к реализации инновационного проекта.

Кластерная форма структурирования экономики является необходимым условием эффективного функционирования экономической системы региона в целом, и ее банковского сектора в частности, представляя собой наиболее адекватную организационную форму реализации концепции синтеза, положенную в основу организации регионального банковского кластера.

Как правило, процесс формирования банковского кластера начинается с определения принципов его построения, определения институциональной и организационной структуры кластера, его типовой идентификации. Предлагаемая автором диссертационного исследования модель регионального банковского кластера проходит несколько этапов в процессе своего формирования (см. рис. 4).




  1. Оценка достигнутого уровня развития банковского сектора региона

    1. Анализ отчетности коммерческих банков(филиала) региона

    2. Анализ сводных отчетов территориальных управлений Банка России

    3. Оценка достоверности и точности исходной информации

стрелка вниз 1


  1. Определение целей долгосрочного развития банковского региона

    1. Анализ концепции долгосрочного развития региона

    2. Определение долгосрочного развития банковского сектора региона

    3. Количественный и качественный анализ факторов, ограничений и рисков развития банковского сектора региона

стрелка вниз 2

  1. Оценка потенциала кластеризации региона

    1. оценка экономического потенциала региона и формирования кластеров

    2. Оценка кластеризации потенциала банковского сектора региона

стрелка вниз 3


  1. Моделирование регионального банковского кластера

    1. Моделирование институциональной конфигурации РБК

    2. Изучение вертикальных и горизонтальных связей РБК в регионе

    3. Определение форм взаимодействия участников РБК

    4. Использование действующих и разработка новых инструментов государственного регулирования развития РБК

стрелка вниз 4


  1. Разработка сбалансированной системы показателей РБК

    1. Определение миссии и стратегических целей развития РБК

    2. Проектирование стратегической карты развития РБК

    3. Формирование сбалансированной системы показателей развития РБК

стрелка вниз 5

  1. Оценка эффективности функционирования РБК и его влияние на экономический рост региона

    1. Формирование информационного массива

    2. Разработка рекомендаций по трансформации РБК


Рис. 4. Этапы проектирования регионального банковского кластера
В Заключении представлены выводы, полученные автором в ходе проведенного исследования, сформулированы практические рекомендации, адресованные органам федерального (в части совершенствования законодательной базы) и регионального (в части реализации конкретных инновационных проектов) уровней, коммерческим банкам и непосредственно субъектам инновационной деятельности в части использования кластерного метода как инструмента обеспечения непрерывного финансирования инноваций.

Апробация результатов исследования.

Основные идеи, новые положения, выводы и предложения, содержащиеся в исследовании, нашли свое отражение в докладе на научно-практической конференции: "Инновационная система Москвы: проблемы и подходы к организации мониторинга инновационного потенциала и эффективности инновационной деятельности". Заседание состоялось 04 октября 2012 года в Московской городской Думе.


По теме диссертации опубликовано четыре работы в журналах, рекомендованных ВАК, общим объемом 2,9 п.л.:
1. Банковское финансирования инновационных проектов в посткризисной экономике // Вестник Института Экономики РАН. – 2010. – № 1. – 0,8 п.л.

2. Стратегия формирования банковского кластера в регионе // Федерализм № 2. (66) - 2012. - 0,7 п.л.

3. Банковский кластер в системе финансирования инновационных проектов // Вестник Института экономики РАН – 2012. – № 5.– 0,7 п.л.

4. Статья (в соавторстве) "Приоритеты банковского финансирования инновационных проектов в условиях современной рецессии" // Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова (серия экономическая). 2013. – №4. Объем – 0,7 п.л.



1 Lundvall B. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London, 1992; Nelson R. National Systems of Innovation: A Comparative Analysis. Oxford, 1993.

2 Аммосов Ю. Никакого блефа // Эксперт. № 47. 16.12.2002.

3 Бюллетень банковской статистики. 2012. № 12 (235).

4Сайт газеты The Wall Street Journal // URL: http://europe.wsj.com/home-page.

5 По данным сайта РБК // URL: http://rbc.ru/.

6 Хоришко Е.Г. Хоришко И.П., Прядко А.А. Проблемы функционирования банковского сектора в период кризиса. // Инновационный Вестник Регион. 2010. №2. С. 3.

7 Бюллетень банковской статистики. 2012. № 12 (235).

8 Соглашение о взаимодействии в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла// URL: http://opora.ru/about/2047/.

9 Газета «РБК-daily». 18.06.2012 г

10 Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации до 2020 года. Электронный ресурс. URL: http://www.min-region.ru.

11 Баженов А.В., Кабашкин В.А. Новые финансовые возможности реализации региональных инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства// Финансовая аналитика. 2008 №8(8). С.9–12.

12 http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc201001081654.



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница