Автоматизированный процесс камеральной и выездной проверки




Скачать 195.58 Kb.
Дата29.04.2016
Размер195.58 Kb.
Автоматизированный процесс

камеральной и выездной проверки
Одним из эффективных способов выявления налоговых правонарушений, применяемых налоговыми органами как при проведении камеральных, так и выездных налоговых проверок является истребование у налогоплательщика документов (информации) (ст. 93 НК РФ), а также у его контрагентов и других лиц, располагающих информацией о деятельности проверяемого налогоплательщика (ст. 93.1 НК РФ).

При проведении камеральных налоговых проверок должностное лицо налоговых органов руководствуется Конституцией РФ, ЗОНС РФ, Таможенное законодательство РФ, Гражданское законодательство РФ, Законодательство РФ по бухгалтерскому учету, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, обязательные для территориальных налоговых органов, приказы, инструкции и методические указания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов.

КНП проводится по месту нахождения налогового органа уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации . Специалисты налоговых органов, занимающиеся налоговыми проверками, работают в режиме ПК «Система ЭОД местного уровня». Эта система имеет доступ к федеральным информационным ресурсам, сопровождаемым МИ ФНС России по ЦОД ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, «Сведения о доходах физических лиц», «Банковские счета», ИР «Расчеты с бюджетом», ИР «Риски», ПК «Однодневка», «Ограничения», ПИК «НДС», ПИК «Таможня Ф», ПК «ВАИ», СПАРК, ФИРА, ПК «Поиск сведений», ПК Таможенный союз - обмен, ПК «ККТ», «Недействительные паспорта», «СЛПФЛ, Реестр дисквалифицированных лиц» и др.

Представленные налогоплательщиками налоговые декларации проходят автоматизированный камеральный контроль, отправной точкой является фиксация в ПК даты начала проверки, которая должна соответствовать дате представления в налоговый орган налоговой декларации. Это необходимо для контроля времени, в течение которого будет проверяться налоговая декларация, поскольку ст. 88 НК РФ установлено ограничение на проведение КНП - 3 месяца.

Результатом автоматического арифметического контроля, осуществляемого при вводе данных налоговых деклараций в СЭОД, является протокол разногласий и протокол проверки по контрольным соотношениям. Сотрудники отдела камеральной проверки должны провести анализ полученных результатов.

Кроме того, производится проверка представления налоговых деклараций. В случае непредставления налогоплательщиком в установленный ЗОНС РФ срок документов, налогоплательщик привлекается к ответственности, предусмотренной статьей 126 НК РФ и к административной ответственности (пункт 1 статьи 19.4 КоАП РФ).

На основе анализа результатов автоматизированного контроля и документов, представленных налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией принимается решение: либо налоговая декларация прошла камеральный контроль, либо необходимо проводить другие мероприятий налогового контроля.

При принятии решения об отсутствии необходимости проведения мероприятий налогового контроля камеральная проверка считается законченной, в СЭОД вводится дата окончания комплекса мероприятий.

Налоговый контроль проводится с помощью QBE-запросов и аналитических выборок в целях сопоставления данных налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных данных, содержащихся в информационных ресурсах СЭОД.

В целях проверки полноты представления налоговых деклараций, правильности исчисления налоговой базы, проверки обоснованности применения налоговых льгот, налоговых ставок и т.д.

Также проводится построчный контроль данных налоговых деклараций, при необходимости сопоставляются (сверяются):


  • показатели текущей декларации с ранее представленными;

  • показатели декларации и бухгалтерской отчетности по аналогичным налогоплательщикам и со среднеотраслевыми показателями (в случае значительного отклонения устанавливаются причины расхождений, проводятся необходимые мероприятия налогового контроля);

  • в целях проверки достоверности показателей представленных налоговых деклараций, в обязательном порядке используются данные, как имеющиеся у налогового органа, так и полученные в ходе иных мероприятий налогового контроля, в т.ч. истребованные при проведении мероприятий налогового контроля, как самим налоговым органом, так и по поручениям других налоговых органов.

Самой эффективной формой камерального контроля является истребование документов у проверяемого лица и у иных лиц в соответствии со ст.ст. 93 и 93.1 НК РФ[6,с.48].

Учитывая положения п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, за исключением:



  • подтверждающих право на налоговые льготы у налогоплательщиков, использующих такие льготы (пункт 6 статьи 88 Кодекса);

  • которые в соответствии с положениями Кодекса должны прилагаться к налоговой декларации, если они не были представлены вместе с декларацией или расчетом (пункт 7 статьи 88 Кодекса);

  • подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога (пункт 8 статьи 88 Кодекса);

  • сведений о периоде участия участника договора инвестиционного товарищества в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа (при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц);

  • любых документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов;

  • на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 23 Кодекса налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет вправе запросить книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций[7,с.75].

Процедура истребования осуществляется средствами СЭОД: готовится запрос в федеральную картотеку истребованных документов МИ ФНС России по ЦОД о наличии документов, ранее истребованных налоговыми органами, при их отсутствии готовится требование о представлении документов (информации), не истребованных ранее, по форме № 5 приказа ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@.

В случае непредставления в установленный срок налогоплательщиком документов он привлекается к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.126 НК, в случае отказа, уклонения от предоставления документов, либо предоставления документов с заведомо недостоверными сведениями - к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Кодекса.

По указанным налоговым правонарушениям составляется акт по форме и с учетом Требований, утвержденных Приказом ФНС России от 13.12.2006 № САЭ-3-06/860@, выносится Решение о привлечении (об отказе в привлечении) лица к ответственности за налоговое правонарушение по формам № 14 и № 15 приказа ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@, а также составляется прокол об административном правонарушении о привлечении должностных лиц организации к административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Если при проведении камеральной налоговой проверки у должностного лица налогового органа, проводящего проверку, возникла необходимость получения документов (информации), касающейся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора), проводится процедура истребования в соответствии со статьей 93.1 Кодекса.

Должностное лицо налогового органа, проводящее камеральную налоговую проверку, вправе истребовать:


  • документы (информацию), касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) у контрагента или у иных лиц, располагающих этими документами (информацией), в том числе информацию относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке;

  • сведения, касающиеся деятельности инвестиционного товарищества за проверяемый период при проведении камеральной налоговой проверки расчета финансового результата инвестиционного товарищества, налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества, у участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета;

  • состав участников договора инвестиционного товарищества - управляющих товарищей, включая сведения об изменениях состава таких участников указанного договора;

  • доля прибыли (расходов, убытков), приходящаяся на каждого из управляющих товарищей и товарищей;

  • доля участия каждого из управляющих товарищей и товарищей в прибыли инвестиционного товарищества, установленная договором инвестиционного товарищества;

  • изменения в порядке определения участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расходов, произведенных в интересах всех товарищей для ведения общих дел товарищей, в случае, если такой порядок установлен договором инвестиционного товарищества.

Согласно пункту 5 статьи 93 Кодекса в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении КНП или ВНП данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков). Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Подготовка и осуществление запросов осуществляется в автоматизированном режиме. В этих целях в отношении лица, которому направляется требование о представлении необходимых для проверки документов (информации), средствами (системы электронной обработки данных (далее – СЭОД) формируется запрос в федеральные ресурсы ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП по лицу для проверки и подтверждении наименования, ИНН/КПП, кода налогового органа Исполнителя и т.д.

В целях проверки наличия ранее истребованных документов направляются запросы в МИ ФНС России по ЦОД, при обнаружении указанных документов в базе данных запрашиваются их образцы.

В автоматизированном режиме готовится поручение на истребование документов по форме № 6 Приказа ФНС России от 31.05.2007 №ММ-3-06/338@, далее оно сканируется и направляется в налоговый орган - исполнитель.

Полученные сведения от налогоплательщика либо от контрагентов проверяемого налогоплательщика сравниваются с теми данными, которыми располагает налоговый орган и которые послужили поводом для истребования.

В реальном времени производится автоматизированное взаимодействие с вышестоящим налоговым органом в случае неисполнения Поручения в установленные сроки с просьбой оказать содействие в получении запрашиваемых документов (информации) с указанием реквизитов неисполненного Поручения.

В целях получения оперативной информации в электронном виде, имеющейся у налогового органа по месту учета контрагента, соответствующий запрос направляется налоговому органу по месту регистрации контрагента, который из своей базы данных производит выгрузку деклараций и бухгалтерской отчетности из СЭОД и направляет по СЭОД в налоговый орган, осуществляющий налоговую проверку.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, проведенные мероприятия налогового контроля отражаются в акте камеральной налоговой проверки. На основании этих документов осуществляется заполнение информационного ресурса «Истребование документов (информации) в рамках статьи 93.1 НК РФ

В соответствии с общими требованиями к автоматизированному рабочему месту налогового инспектора, каждый персональный компьютер подключен к ЛВС инспекции и имеет доступ:

1) к режимам ПК «Система ЭОД местного уровня» (далее – СЭОД), в соответствии с должностным регламентом и функциональной ролью, определяемой ответственным технолгом;

2) к федеральным информационным ресурсам, сопровождаемым МИ ФНС России по ЦОД (при наличии на АРМ средств защиты от несанкционированного доступа и соблюдении требований по информационной безопасности): ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, «Сведения о доходах физических лиц», «Банковские счета», ИР «Расчеты с бюджетом», ИР «Риски», ПК «Однодневка», «Ограничения», ПИК «НДС», ПИК «Таможня-Ф», «Справочник КО», ПК «ВАИ», СПАРК, ФИРА, ПК «Поиск сведений», ПК Таможенный союз - обмен, ПК «ККТ», «Недействительные паспорта», «СЛПФЛ, Реестр дисквалифицированных лиц» и др.;

3) к справочным правовым системам («Консультант Плюс»/ «Гарант»);

4) к сети Интернет (при наличии на АРМ средств защиты от несанкционированного доступа и соблюдении требований по информационной безопасности).

При проведении выездных налоговых проверок должностное лицо налоговых органов должно знать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, таможенное законодательство Российской Федерации, гражданское законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации по бухгалтерскому учету, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, обязательные для территориальных налоговых органов, приказы, инструкции и методические указания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Проведение выездной налоговой проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (далее - налогоплательщиков), консолидированных групп налогоплательщиков, включая проверки филиалов и представительств организаций – налогоплательщиков, осуществляется в порядке и с соблюдением сроков, установленных Кодексом.

Планирование деятельности по проведению
предпроверочного анализа





Этап№1
Ознакомление сотрудника налогового органа с деятельностью налогоплательщика,

включенного в план ВНП




Факторы Источники


Интернет, статистические материалы, СМИ, внутренние и внешние источники




1.Экономические факторы



Интернет, статистические, аналитические материалы.

2.Особенности отрасли




3.Управление и структура собственности налогоплательщика




ИНН, ОГРН, ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, Досье налогоплательщиков


ПК «Таможенный союз - обмен"

ПК «Камеральные проверки»




4. Продукция, рынки, поставщики, расходы, налогоплательщика



ПК «Аналитика», статистические и аналитические материалы

5.Факторы, относящиеся к финансовому положению налогоплательщика



ПК «Поиск сведений», «Консультант Плюс» «Гарант»


6.Особенности законодательства


7.Соблюдение ЗОНС по преставлению налоговой отчетности




ПК «Камеральные проверки»



ПК «Камеральные проверки», ВНП, Учет налогоплательщиков (ККМ, Алкоголь)





8.Нарушения ЗОНС, выявленные в результате предыдущих проверок

Рисунок 4. Первый этап предпроверочного анализа

Один из сотрудников налогового органа, поручается проведение проверки, по решению начальника отдела, согласованному с заместителем начальника инспекции, курирующим отдел выездных налоговых проверок, назначается руководителем проверяющей группы (бригады).

Руководитель проверяющей группы (бригады) осуществляет проверку, организует работу проверяющей группы (бригады), дает сотрудникам, участвующим в проведении проверки, задания и обязательные указания по сбору доказательств, контролирует их выполнение и уполномочен совершать действия, установленные Кодексом.

Руководитель проверяющей группы (бригады) изучает материалы предпроверочного анализа и намечает мероприятия налогового контроля, необходимые для подтверждения предполагаемых налоговых правонарушений и сбора доказательственной базы.

Первым этапом предпроверочного анализа является ознакомление сотрудника налогового органа, осуществляющего предпроверочный анализ, с деятельностью налогоплательщика, включенного в план выездных налоговых проверок (см.рис.4).

При осуществлении предпроверочного анализа сотрудник, должен обладать соответствующими знаниями или получить знания о деятельности налогоплательщика, являющегося объектом анализа, в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, хозяйственных операций и методов работы, которые оказывают влияние на достоверность представленных налогоплательщиком налоговых деклараций.

Данная информация используется сотрудником при оценке степени налогового риска в различных сферах финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, при определении характера, временных рамок и объема мероприятий налогового контроля в процессе предстоящей выездной проверки.

Для ознакомления с деятельностью объекта предпроверочного анализа сотруднику необходимо получить информацию по следующим основным вопросам:

1) Общие экономические факторы: общий уровень развития экономики (например, спад или рост); процентные ставки и наличие финансовых ресурсов; курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля.

2) Особенности отрасли, влияющие на деятельность налогоплательщика: рынок и конкуренция в отрасли; цикличная или сезонная деятельность; изменения в технологии производства; коммерческий риск (например, новая технология, применяемая в производстве продукции, легкий доступ на рынок новых конкурентов); сокращение или расширение деятельности; требования нормативных правовых актов, в том числе регулирующих сферу деятельности налогоплательщика.

3) Управление и структура собственности налогоплательщика: акционеры и аффилированные лица (их деловая репутация и опыт); структура капитала (включая любые недавние или запланированные изменения); цели, принципы, стратегические планы руководства; источники и методы финансирования (текущие, первоначальные); совет директоров (состав, деловая репутация и профессиональный опыт отдельных членов).

4) Продукция, рынки, поставщики, расходы, производственная деятельность налогоплательщика: характер деятельности; местонахождение производственных помещений, складов, служебных помещений; рынки сбыта продукции или предоставления услуг; поставщики товаров и услуг; товарно-материальные; лицензии, патенты; основные виды расходов; научные исследования и разработки; активы, обязательства и операции в иностранной валюте.

5) Факторы, относящиеся к финансовому положению налогоплательщика, включающие основные финансовые показатели и тенденции их изменения.

6) Особенности законодательства: требования нормативных правовых актов, применяемых в процессе деятельности налогоплательщика, в том числе в сфере налогообложения; требования раскрытия информации, характерные для данного вида деятельности.

7) Соблюдение ЗОНС по представлению налоговой отчетности.

8) Нарушения ЗОНС выявленные результате предыдущих проверок.

Получение информации о деятельности налогоплательщика, являющегося объектом предпроверочного анализа, представляет собой непрерывный процесс сбора и оценки информации, а также соотнесения ее с полученными сведениями на всех стадиях предпроверочного анализа.



Сотрудник, осуществляющий предпроверочный анализ, получает сведения о налогоплательщике и его финансово-хозяйственной деятельности из следующих основных источников:

  • предыдущий опыт работы с налогоплательщиком. При отсутствии указанного опыта у сотрудника, проводящего предпроверочный анализ, ему целесообразно получить информацию об особенностях налогоплательщика, которые необходимо учитывать при подготовке к его выездной проверке, у сотрудников налогового органа, ранее участвовавших в проведении мероприятий налогового контроля в отношении данного налогоплательщика;

  • данные Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН);

  • материалы камеральных, выездных налоговых проверок налогоплательщика, проверок по вопросам соблюдения валютного законодательства, использования контрольно-кассовой техники;

  • заключения отделов камеральных проверок;

  • налоговые декларации, включая уточненные налоговые декларации;

  • информация о принятой налогоплательщиком учетной политике для целей налогообложения;

  • сведения о выданных налогоплательщику лицензиях и сертификатах;

  • сведения из лицевых счетов налогоплательщика;

  • материалы юридического отдела, касающиеся претензионной и судебно-исковой работы с налогоплательщиком;

  • материалы переписки с налогоплательщиком по иным вопросам;

  • копии договоров, контрактов, связанных с реализацией налогоплательщиком продукции, товаров, работ, услуг, а также других гражданско-правовых договоров;

  • материалы проверок контрагентов налогоплательщика;

  • автоматизированные информационные ресурсы налоговых органов: АИС «Налог», база данных грузовых таможенных деклараций, ПИК «НДС»; ПТК «Однодневки», ПТК «Счет – фактура» и др.;

  • сообщения банков об открытии и закрытии счетов налогоплательщику, об изменениях реквизитов счетов;

  • информация органов, учреждений, организаций и должностных лиц, обязанных сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщика (на основании положений статьи 85 НК РФ);

  • информация, поступившая от других организаций и граждан;

  • пояснения налогоплательщика (его должностных лиц) в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов, полученные на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ;

  • публикации и сообщения в средствах массовой информации, относящиеся к налогоплательщику и сфере его деятельности (государственные статистические данные, аналитические материалы, экономические и профессиональные газеты и журналы, публикации в системе ИНТЕРНЕТ и других изданиях, рекламные объявления, содержащие информацию о реализации налогоплательщиком продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг и т.д.).

Кроме того, на первоначальной стадии предпроверочного анализа сотрудник изучает основные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность налогоплательщика, а также нормативные правовые акты, разъяснения Минфина России, ФНС России, других органов государственной власти об особенностях налогообложения и бухгалтерского учета применительно к сфере деятельности налогоплательщика. При наличии проблемных вопросов методологии налогообложения, которые могут возникнуть при проведении ВНП сотрудник может использовать материалы Конституционного Суда РФ и арбитражной практики.

Этап №2
Составление плана выездной налоговой проверки





Цели
выездной


налоговой проверки

Проверка соблюдения действующего законодательства о налогах и сборах, организация взыскания недоимок по налогам, пеней.






Выявление и предупреждение налоговых

правонарушений





Ст.89 НК РФ

Организация

мероприятия

Требуемые действия по осуществлению

налогового контроля






План проверки



Формирование

бригады


Решение проверки
частично


автоматизировано

Осмотр




Экспертиза




Период проверки

Выемка документов


Перечень

проверяемых

налогов

Истребование

документов






Инвентаризация

имущества





Программа полностью автоматизирована

Привлечение сотрудников органов полиции

Рисунок 5. Второй этап - составление плана


Далее руководитель проверяющей группы (бригады) уточняет полученный проект программы выездной налоговой проверки и на основании материалов предпроверочного анализа средствами СЭОД составляет план (программу) проведения выездной налоговой проверки. Вторым этапом ВНП является составление плана (см. рис.5). План (программа) проверки содержит перечень и последовательность необходимых действий, направленных на сбор доказательственной базы по каждому предполагаемому факту правонарушения в установленные сроки с указанием конкретных исполнителей данных мероприятий. Указанный план проведения проверки утверждается руководителем налогового органа.

Третьем и заключительным этапов по подготовке к выездной налоговой проверки является формирование решения о проведении выездной налоговой проверки. Формирование решения частично автоматизировано, готовые бланки размешены в ПК СЭОД.

Если выездная (повторная выездная) налоговая проверка проводится с участием сотрудников органов внутренних дел, в Решении указывается Ф.И.О, должности этих сотрудников, выделенных на основании запроса налогового органа для участия в проведении выездной налоговой проверки и входящих в состав проверяющей группы, за исключением сотрудников органов внутренних дел, которые привлекаются для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа.

В случае назначения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налогоплательщика - организации с одновременной проверкой филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений дополнительно подготовить количество экземпляров решений о проведении выездной налоговой проверки, соответствующее количеству филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений проверяемого налогоплательщика-организации.



Также в случае если в период проведения выездной налоговой проверки до момента ее окончания возникли обстоятельства, вызывающие необходимость изменения состава проверяющей группы (в том числе в случае привлечения сотрудников органов внутренних дел к проведению ранее начавшейся выездной налоговой проверки), формируется средствами СЭОД проект Решения о внесении изменений в Решение о проведении выездной налоговой проверки.
Решение о внесении изменений в Решение о проведении выездной налоговой проверки, визируется начальником отдела, подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется печатью налогового органа. Зарегистрированное в установленном порядке Решение о внесении изменений в Решение о проведении выездной налоговой проверки вручается представителю налогоплательщика для регистрации и направления налогоплательщику.
О.А. Биязь


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница