Антонова Татьяна Ивановна управление развитием сельского хозяйства




страница1/27
Дата22.04.2016
Размер3.74 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
На правах рукописи


Антонова

Татьяна Ивановна
управление развитием сельского хозяйства

региона на основе совершенствования

экономического мониторинга
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством

08.00.12. Бухгалтерский учет, статистика


диссертация
на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Научный руководитель:

доктор экон. наук, профессор

Олейник О.С.

Волгоград – 2014

Содержание









Стр.

Введение

3

Глава 1. Теоретическое обоснование инструментов управления

развитием аграрной экономики региона и муниципалитетов



14

    1. 1.1. Методические основы экономического мониторинга развития сельского хозяйства региона

14

    1. 1.2. Анализ практических подходов к оцениванию уровня развития аграрной сферы в муниципальных районах

33

Глава 2. Состояние и тенденции развития сельского хозяйства

Волгоградской области



50

2.1. Институциональная трансформация аграрной сферы региона

50

2.2. Систематизация экономических факторов развития сельского

хозяйства Волгоградской области



63

Глава 3. Алгоритм управления развитием аграрной экономики региона и муниципальных районов Волгоградской области на основе мониторинга

85

3.1. Аналитическое сопровождение процесса управления развитием сельского хозяйства

85

3.2. Интегральная оценка уровня развития аграрной сферы в

муниципальных районах Волгоградской области



102

3.3. Обоснование прогнозов развития сельского хозяйства

Волгоградской области



116

Заключение

127

Список литературы

132

Приложения

154



Введение

Сельское хозяйство является одним из базовых секторов экономики и обеспечивает основу экономической и социальной устойчивости государства. За годы рыночных преобразований в аграрной сфере России и ее регионов произошли значительные институциональные изменения, было свернуто коллективное землепользование, менялась модель сельскохозяйственного производства. Реформирование сопровождалось масштабным сокращением объемов производства сельскохозяйственной продукции. В этих условиях стратегическим направлением стало формирование государственной аграрной политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Регионы получили экономическую самостоятельность в разработке и реализации программ сельскохозяйственного развития. Существенно изменилась региональная система управления процессами аграрного развития, что обусловило потребность региональных органов управления в аналитическом обосновании тактических и стратегических управленческих решений. В целях обеспечения эффективного управления этим сектором экономики региональным органам власти в современных условиях необходимы инструменты, позволяющие не только выявлять проблемы, которые требуют принятия неотложных мер, но и находить «точки экономического роста», проводить диагностику состояния отрасли, определять перспективы и возможные варианты ее развития в режиме мониторинга. Таким образом, вопросы управления развитием сельского хозяйства региона путем совершенствования экономического мониторинга приобрели в современных условиях особую актуальность.

Состояние изученности проблемы. Исследованию трансформационных процессов в сельском хозяйстве, теории факторов производства, стратегий экономического развития, хозяйственного механизма посвящены работы отечественных ученых Л. Абалкина, Н. Балашовой, А. Зинченко, О. Иншакова, Г. Клейнера, Н. Колесова, Н. Кондратьева, Р. Харебавы, И. Шабуниной, Р. Шепитько. Влияние на развитие агропромышленного комплекса производственной, социальной инфраструктур освещено в трудах М. Гузева, А. Гуковой, Н. Лебедевой, Е. Руссковой, Г. Тимофеевой.

В публикациях О. Ломовцевой, Г. Мерзликиной, И. Митрофановой представлены исследования стратегий управления предприятиями, регионом и оценка эффективности механизмов управления; П. Аскеровым, В. Еремеевым, И. Ушачевым, А. Шутьковым проработаны проблемы совершенствования управления сельским хозяйством. Вопросы информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений рассмотрены А. Калининой, М. Мизинцевой, А. Мироедовым, О. Олейник, А. Плякиным, З. Удаловой, Г. Чудилиным и др.

Совершенствованию методических подходов к оценке различных аспектов аграрного сектора посвящены исследования В. Зазимко, К. Королева, К. Кузьмина, А. Мартынова, Д. Мурзина, Д. Самыгина, К. Саубанова, О. Фетюхиной, О. Фроловой и др.

Отдельные направления совершенствования мониторинговых технологий представлены в работах Г. Аралбаевой, С. Вдовина, Е. Заровой, Т. Наседкиной, Ю. Шуваловой и др.

В разработку методологии статистического исследования экономических процессов большой вклад внесли известные российские ученые С. Айвазян, В. Афанасьев, А. Гришин, А. Дубров, И. Елисеева, А. Епихина, Е. Заварина, В. Мхитарян, В. Прокофьев, Б. Рябушкин, В. Рябцев, В. Сивелькин, В. Симчера, А. Суринов, О. Хохлова, Т. Чернова, А. Шеремет, Р. Шмойлова, М. Юзбашев и др., а также зарубежные ученые Р. Аллен, Дж. Джонстон, М. Кэндэл, Г. Смит и др.

Вместе с тем, в условиях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства вопросы повышения эффективности управления развитием регионального аграрного хозяйства, совершенствования используемых в этих целях инструментов нуждаются в дополнительных исследованиях, что определило выбор темы, формулировку целей и задач, логику диссертационной работы.



Целью диссертационного исследования является теоретико-методическое обоснование инструментов и алгоритма управления развитием сельского хозяйства региона, разработка прогнозов экономических показателей с учетом стратегических приоритетов его развития.

В соответствии с указанной целью поставлены и решены следующие задачи:

– раскрыть специфику экономического мониторинга развития сельского хозяйства;

– проанализировать экономические факторы развития сельского хозяйства региона;

– выявить проблемы аналитического сопровождения процесса управления развитием сельского хозяйства на региональном и муниципальном уровнях и предложить направления его модернизации;

– предложить алгоритм управления развитием сельского хозяйства на региональном и муниципальном уровнях;

– разработать методику интегральной рейтинговой оценки уровня развития сельского хозяйства муниципальных районов региона и апробировать ее в локальных условиях;

– определить векторы развития сельского хозяйства муниципальных районов;



– обосновать прогнозы развития сельского хозяйства региона.

Объектом исследования выступает сельское хозяйство региона с позиции осуществления процессов совершенствования регионального и муниципального управления его развитием на основе трансформации существующих и внедрения новых информационно-аналитических элементов.

Предметом исследования являются экономические и управленческие отношения, противоречия и эффекты, возникающие в процессе управления развитием сельского хозяйства региона, а также актуальные теоретические и методические подходы к модернизации экономического мониторинга на исследуемом мезоуровне.

Теоретико-методологической основой исследования послужили разработки отечественных и зарубежных ученых по представленной тематике, методологические положения Федеральной службы государственной статистики, результаты исследований российских ученых и практиков. При выполнении исследования использовались следующие методы в их системном и логическом сочетании: историко-логический, методы экономического анализа (сравнения, относительных величин, графический), метод обобщения информации, экономико-статистический, а также экономико-математическое моделирование и кластерный анализ. Расчеты велись с использованием Microsoft Excel, пакета прикладных программ SPSS Base 19.0 .

Информационной базой исследования послужили федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, данные Федеральной службы государственной статистики, публикации в научных журналах, прикладные разработки экономистов, информационные ресурсы Internet по тематике проведенного исследования.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту.

По специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством:

  1. Экономический мониторинг развития сельского хозяйства, учитывающий особенности организационных структур, производственных процессов, инфраструктурного обеспечения и партнерских отношений сельских товаропроизводителей, представляет собой системную информацию по ключевым экономическим показателям и является основным элементом контроля за реализацией Государственной программы. Обеспечивая возможность оценки достижения стратегических целей развития, экономический мониторинг выступает инструментом управления развитием аграрной сферы. Экономический мониторинг реализации Государственной программы Волгоградской области по развитию сельского хозяйства выполняет функции анализа, оценки и диагностики на двух уровнях (муниципалитет–регион), что позволяет определять перспективы развития и стратегии управления сельским хозяйством региона и муниципалитетов.

  2. Использование методов экономического анализа (сравнения, относительных величин, обобщения и графического представления) позволило систематизировать экономические факторы, оказывающие негативное воздействие на процесс развития сельского хозяйства региона и муниципалитетов (сокращение крупно-товарного производства, неэффективное использование сельскохозяйственных угодий, нестабильное состояние животноводства, несбалансированность межотраслевого обмена, неблагоприятный инвестиционный климат, неудовлетворительное состояние элементов инфраструктуры, неготовность трудовых ресурсов к модернизации производства). Включение в экономический мониторинг показателей, характеризующих экономические факторы, обеспечивает обоснованную поддержку принимаемых управленческих решений по развитию аграрной экономики региона и муниципальных районов.

  3. Информационно-аналитическое обеспечение процесса управления развитием сельского хозяйства региона и муниципалитетов характеризуется: 1) спецификой проведения федеральных статистических наблюдений, которая не отражает интересы органов управления регионального и муниципального уровней; 2) разобщенностью ведомственных информационных ресурсов, способствующей сужению информационной базы, необходимой органам управления для обоснования принимаемых решений. Совершенствование аналитического сопровождения органов власти с учетом региональных особенностей управления развитием сельского хозяйства направлено на обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений по развитию сельского хозяйства на региональном и местном уровнях и повышение эффективности его функционирования.

  4. Алгоритм управления развитием сельского хозяйства региона и муниципальных районов, который представляет собой последовательность процессов нормативно-правового регулирования сферы аграрного хозяйства и процедур обоснования управленческих решений и основывается на интегрировании и сопряженности действий региональных и муниципальных органов власти, уполномоченных организовывать разработку и выполнение программ по развитию сельского хозяйства, территориальных органов Федеральной службы государственной статистики и научных организаций, позволяет осуществлять выработку целевых ориентиров и приоритетов управления развитием сельского хозяйства на принципах непрерывности, релевантности оценок, комплексной диагностики, оперативности.

  5. Для определения среднесрочного прогноза сельского хозяйства Волгоградской области проведено аналитическое выравнивание временного ряда индекса производства продукции, позволяющее предвидеть наиболее вероятный результат развития сельского хозяйства региона в динамике и регулировать управляющие воздействия в агарной сфере. Значительное влияние на производство продукции сельского хозяйства Волгоградской области оказывает состояние зернового хозяйства. Определены наиболее значимые управляемые детерминанты сельскохозяйственной продукции, воздействующие на урожайность зерновых культур (объем внесения минеральных удобрений) и индекс объема производства продукции сельского хозяйства (удельный вес посевов в пашне), необходимые для обоснования возможных альтернатив развития аграрной сферы региона и муниципалитетов.

По специальности 08.00.12 – Бухгалтерский учет, статистика:

  1. Интегральная рейтинговая оценка муниципальных районов по уровню развития сельского хозяйства, определяемая по отклонению от наилучших значений по 42 показателям, отобранным по критерию комплексности и объединенным в 4 блока: «Финансовые ресурсы», «Природные, материальные и демографические ресурсы», «Интенсивность и эффективность производства», «Тенденции развития», позволила получить сравнительную характеристику состояния отрасли в муниципальных районах, найти среди них «точки экономического роста», обозначить проблемные зоны в развитии аграрной сферы конкретных муниципальных районов для принятия оперативных решений по их устранению. «Точками экономического роста» Волгоградской области являются Николаевский, Иловлинский, Новониколаевский, Новоаннинский, Алексеевский, Городищенский, Еланский, Киквидзенский, Михайловский и Нехаевский муниципальные районы.

  2. Вариативность полученных значений интегральных рейтинговых оценок указывает на возможность выделения однородных групп муниципальных районов. Для определения состава и характеристик кластеров реализована процедура кластеризации методом К-средних с предварительной нормировкой исходных показателей. В результате выделены пространственные кластеры муниципальных районов Волгоградской области, наиболее однородные по уровню развития сельского хозяйства. Территориально в состав первого кластера с высоким уровнем развития сельского хозяйства включены в основном пригородные районы г. Волгограда, в состав второго кластера – районы, расположенные на северо-западе и в центральной части, в состав третьего кластера – районы заволжья и юга, различающиеся как по уровню обеспеченности ресурсами, так и по эффективности производства. Группировка муниципальных районов служит инструментом принятия решений при определении направлений развития аграрного сектора и повышения эффективности управления им в кластерах.

Научная новизна диссертационного исследования. Автором на базе теоретических исследований и практического опыта в сфере государственной статистики обоснованы проблемы существующего информационно-аналитического обеспечения процессов управления развитием сельского хозяйства региона и муниципалитетов, что позволило предложить алгоритм управления развитием сельского хозяйства на основе совершенствования экономического мониторинга, основанного на преобразовании исходной информации. Наиболее значимые результаты выполненного исследования состоят в следующем:

По специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством:

– предложено расширить существующий экономический мониторинг развития сельского хозяйства региона, дополнить его оценкой уровня развития аграрного сектора в муниципалитетах и диагностической компонентой по определению перспектив развития аграрной экономики региона;

– сформирован набор экономических показателей, характеризующих факторы, препятствующие развитию сельского хозяйства региона, который позволяет в отличие от существующих подходов ранжировать решаемые управленческие задачи на региональном и муниципальном уровнях;

– определены стратегические направления развития информационного обеспечения системы управления сельским хозяйством региона: создание специализированного регионального информационного ресурса, комплексно характеризующего состояние аграрной сферы региона и муниципальных районов; проведение региональных статистических наблюдений за деятельностью хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов малого бизнеса; трансформация исходных данных федеральных статистических наблюдений в многомерную оценку состояния сельского хозяйства в муниципальных районах, выделение трендов и воздействующих детерминант на уровне региона;

– предложен алгоритм управления развитием сельского хозяйства, предусматривающий межведомственное взаимодействие при обеспечении информационно-аналитического сопровождения и обоснования направлений развития регионального и муниципального сельского хозяйства (Минсельхоз Волгоградской области, Волгоградстат, научные организации);

– аргументированы прогнозы развития сельского хозяйства региона на основе тренда индекса объема производства продукции сельского хозяйства Волгоградской области, определены прогнозы ключевых показателей, характеризующих сельскохозяйственное производство, по выделенным в исследовании управляемым детерминантам (объем внесения минеральных удобрений, удельный вес посевов сельскохозяйственных культур в пашне).



По специальности 08.00.12 – Бухгалтерский учет, статистика:

– разработана и апробирована методика интегральной рейтинговой оценки состояния сельского хозяйства муниципальных районов, которая, в отличие от существующих, дополнена показателями различных категорий сельских товаропроизводителей, что способствует повышению точности распределения районов по уровням аграрного развития, выявлению среди районов «точек экономического роста» и «узких мест» в конкретных районах; усовершенствован алгоритм расчета рейтинговых оценок за счет весовой значимости показателей;

– осуществлена многомерная группировка муниципальных районов Волгоградской области по уровню развития сельского хозяйства в пространственные кластеры, что позволило обосновать приоритетные направления развития аграрного сектора: в первом кластере целесообразна модернизация производства, развитие экономических кластеров и снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов для реализации продукции населения, во втором – развитие животноводства и переработка продукции, в третьем кластере – техническое переоснащение, внедрение новых технологий производства продукции, адаптированных к местным климатическим условиям.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Результаты и выводы, содержащиеся в диссертации, нашли практическое применение в Министерстве сельского хозяйства Волгоградской области при разработке государственной программы развития сельского хозяйства Волгоградской области, при осуществлении мониторинга её реализации.

Методика проведения интегральной рейтинговой оценки и осуществления группировки объектов апробирована территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области при подготовке изданий: «Рейтинговая оценка районов Волгоградской области по сельскохозяйственной отрасли»; «Экономическая устойчивость (рейтинг) сельхозорганизаций Волгоградской области»; «Рейтинговая оценка финансового состояния предприятий и организаций Волгоградской области», используемых органами исполнительной и законодательной власти Волгоградской области при анализе, прогнозировании и стратегическом планировании развития сельского хозяйства Волгоградской области.

Положения диссертации могут применяться в учебном процессе высших учебных заведений по дисциплинам: «Статистика», «Региональная экономика», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности».

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Сформулированные в работе научные положения, выводы и результаты соответствуют области исследования специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством:

пункту 1.2 «АПК и сельское хозяйство. 1.2.39. Обоснование прогнозов и перспектив развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства. 1.2.41. Планирование и управление агропромышленным комплексом, предприятиями и отраслями АПК» – обоснование краткосрочных прогнозов развития сельского хозяйства региона, формирование алгоритма управления развитием сельского хозяйства региона на основе экономического мониторинга, систематизация экономических факторов развития аграрной сферы, разработка основных направлений модернизации информационного обеспечения процесса управления;

специальности 08.00.12 – Бухгалтерский учет, статистика:

пункту 4 «Статистика. 4.11. Методы обработки статистической информации: классификация и группировки, методы анализа социально-экономических явлений и процессов, статистического моделирования, исследования экономической конъюнктуры, деловой активности, выявления трендов и циклов, прогнозирования развития социально-экономических явлений и процессов» – проведение многомерной рейтинговой оценки и группировки муниципальных районов по уровню развития сельского хозяйства.



Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены на Международных, Всероссийских, региональных, межвузовских научно-практических и Интернет-конференциях «Современные подходы к формированию концепции экономического роста: теория и практика» (г. Санкт-Петербург, 2014 г.), «Статистика вчера, сегодня, завтра» (г. Ставрополь, 2013 г.); «Статистика в современном мире: методы, модели, инструменты (г. Ростов-на-Дону, 2012–2013 г.); «Инновационные подходы к модернизации современного общества (г. Чебоксары, 2010 г.); «Актуальные проблемы и перспективы развития государственной статистики в современных условиях (г. Саратов, 2009 г.); «Научное обеспечение национального проекта «Развитие АПК» (г. Волгоград, 2008 г.); «Проблемы и тенденции устойчивого развития аграрной сферы» (г. Волгоград, 2008 г.); «Применение инновационных технологий в подготовке специалистов высшей квалификации для агропромышленного комплекса Волгоградской области» (г. Волгоград, 2008 г.); «Экономическое прогнозирование: модели и методы» (г. Воронеж, 2007 г.); «Актуальные проблемы развития АПК» (г. Волгоград, 2005 г.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 16 работ общим объемом 6,64 п.л. (авторских – 4,8 п.л.), в том числе 5 статей в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих 7 параграфов, заключения, списка литературы, включающего 257 наименований, приложений. Диссертационная работа изложена на 153 страницах текста, включает 13 таблиц, 28 рисунков, 30 приложений.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница