Анализ рисков с целью повышения конкурентоспособности предприятий кондитерской отрасли




Скачать 89.97 Kb.
Дата10.05.2016
Размер89.97 Kb.
АНАЛИЗ РИСКОВ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ КОНДИТЕРСКОЙ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ «ОДЕССАКОНДИТЕР»)

RISK ANALYSIS IN ORDER TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES OF THE CONFECTIONERY INDUSTRY



Лютая Е.А.

Студентка Одесский национальный

экономический университет г. Одесса

Научный руководитель: доктор экономических наук,

доцент Балджи М.Д.
Аннотация: В статье проанализировано современное состояние рынка кондитерской продукции, рассмотрены риски, присущие кондитерской отрасли, исследованы методические подходы к оценке рисков, методика управления рисками, обоснована необходимость внедрения на предприятии системы управления рисками с целью повышения его конкурентоспособности.

Ключевые слова: анализ рисков, конкурентоспособность, система управления рисками, кондитерская отрасль, «Одессакондитер».
Abstract: In the article analyzed the current state of the market confectionery, considered the risks inherent in the confectionery industry, investigated the methodological approaches to risk assessment, risk management techniques, the necessity of implementing an enterprise risk management system in order to increase its competitiveness.

Keywords: risk management, competitiveness, risk management system, confectionery industry, "Odessakonditer".

Постановка проблемы. Проблема управления рисками стара как мир. Риск окружает нас во времени и пространстве, является сложной неразрешимой и неизбежной частью нашей жизни. Особенно эта проблема актуальна сегодня, когда украинские предприятия вне зависимости от формы организации и собственности в процессе своей хозяйственной деятельности подвержены рискам, присущим странам с рыночной экономикой.

Трансформация экономики Украины выдвигает новые требования к поведению предприятий на рынке. Одной из важных особенностей хозяйственной деятельности предприятий кондитерской отрасли сейчас является то, что в обрасли ощущается постоянное усиление конкуренции. Вследствие того, что рынок кондитерских изделий находится в постоянном развитии, предприятия должны динамично решать вопросы, связанные с оценкой стратегии своего поведения не только в перспективе, но и сегодня, а также определять степень своей устойчивости на этом рынке.


Постановка задания. Целью исследования является анализ рисков предприятий кондитерской отрасли с целью повышения их конкурентоспособности, а также обоснование необходимости внедрения системы управления рисками.
Анализ последних исследований и публикаций. Общие вопросы оценки конкурентоспособности предприятий и выявления рисков деятельности отображены в работах Баканова М.М., Бороненковой С.А., Верещагина В.В., Грузинова В.П., Дмитриева А. А., Дмитриевой О.В., Ефимовой О.В., Каплана Р., Костина А.А., Кузнецова Б.Т., Мартиновського В. С., Неймана Е.В., Нисенбойма Л., Нортона Д., та др.
Основные результаты исследования. Украинский рынок кондитерских изделий является одним из самых развитых в отечественной пищевой промышленности. Общий объем производства составляет около 3% ВВП страны [3].

Сегодня кондитерская промышленность Украины - это 28 крупных специализированных предприятий, а также масса малых цехов. Совокупная мощность этих фабрик составляет примерно 625 тыс. тонн в год. Кроме этого сладкое печенье производят и хлебозаводы, отдельные виды кондитерских изделий выпускают заводы продовольственных товаров [2, 14].

Украинский кондитерский рынок характеризуется высоким уровнем конкуренции и высокой степенью консолидации - около 70% этого рынка занимают 8 - 10 лидирующих компаний. Это крупные предприятия с масштабными ресурсами, командами профессионалов, популярными продуктами, между которыми ведется основная борьба за потребление и полки магазинов. Среди них можно выделить следующие: «Рошен», «Конти», «Крафт Фудз Украина», «АВК», «Бисквит-шоколад», «Житомирские ласощи», «Полтавакондитер», «Свиточ». Лидирующие позиции занимают компания «Рошен», группа «Конти» и «АВК». Наибольшая доля такого производства сосредоточена в Днепропетровской, Донецкой, Львовской, Черниговской и Одесской областях [5].

Следует отметить, что кондитерская отрасль является одной из наиболее потенциально эффективных среди всех пищевых. Это связано с особенностями производимой продукции, а именно, большой и постоянно обновляемый ассортимент, отсутствие государственного регулирования ценообразования, определяет относительно высокий уровень рентабельности продукции, значительный срок годности продукции, что делает географический национальный рынок почти неограниченным. Также следует отметить значительный экспортный потенциал отрасли.

Кондитерские изделия являются традиционно популярными в Украине. При уровне потребления 5,3 кг на душу населения в год, страна является восьмой в мире по потреблению сладостей. По данным международной исследовательской группы TNS, средний восточноевропейский уровень ежегодного потребления шоколада на душу населения - 4-5 кг, тогда как в Западной Европе и США - 5-6 кг в год, но и это не предел. Например, среднестатистический житель Швейцарии потребляет более 13 кг шоколадной продукции в год [2, 16]. Данный факт свидетельствует о возможном значительном росте объемов реализации продукции отрасли в ближайшие годы в сегменте шоколадных изделий.

Тем не менее, экономический кризис и его последствия привели к некоторому снижению эффективности деятельности отрасли, что отразилось в сокращении спроса на продукцию и снижении деловой активности предприятий (рис.1).





Рис. 1. Динамика производства кондитерской продукции в Украине в 2003-2011 годах(составлено по данным Государственной службы статистики Украины [15])

Кризисный период практически не отразился на производстве сахаристых кондитерских изделий. Несмотря на снижение потребительского спроса, украинцы не изменили в целом свои вкусы. Как покупали шоколадные и мучные кондитерские изделия, так и продолжают покупать, уменьшив количество потребляемой продукции. Так, по сравнению с кризисным 2008 годом, в 2011 году общий выпуск кондитерской продукции уменьшился с 969 тыс. тонн до 936,2 тыс. тонн, т.е. на 32,8 тыс. тонн, или 3,4%.

Хотелось бы обратить внимание на конкретную кондитерскую фабрику и на примере данного предприятия рассмотреть основные виды рисков, присущие предприятиям кондитерской отрасли в целом и для предприятия «Одессакондитер» в частности.

ЗАО «Одессакондитер» - одно из старейших предприятий Украины. В 1820 году в Одессе было создано небольшое частное предприятие - торговый дом «Братья Крахмальникова» - первая кондитерская фабрика на юге страны. Кондитерские изделия их торгового дома не нуждались в особой рекламе и пользовались заслуженной популярностью не только в тогдашней Российской империи: они завоевали гран-при на международных промышленных выставках в Лондоне и Париже, награждались золотыми медалями в Ростове-на-Дону, Москве, Лондоне [6].

Продукция данного предприятия пользуется большим спросом и сейчас; она неоднократно завоевывала престижные награды не только в Украине, но и на международных выставках-ярмарках в Венгрии, Канаде, США, Германии, Италии и других странах.

Основные виды рисков, присущие ЗАО «Одессакондитер»:

1. Наличие значительных внешних рисков, а именно валютных рисков, а также рисков страны. В значительной степени влияет на эффективность производства кондитерской продукции большой удельный вес в структуре потребляемых материальных ресурсов импортированного сырья. Так, все меньше поддается прогнозам аналитиков шоколад. Виной тому мировые колебания цен на сырье - какао-бобы. Однако совершенно точно можно ожидать дальнейшего подорожания в новом году.

2. Финансовые риски. Значительное влияние на эффективность функционирования также оказывает уровень инвестиционной привлекательности предприятия и уровень привлечения инвестиций, ведь продукция отрасли является высокотехнологичной и постоянно обновляется, что требует соответствующей технической базы, своевременного ее обновления, в свою очередь это невозможно без привлечения значительных средств. Рассчитывать на отечественного инвестора, учитывая крайне дорогие кредитные ресурсы при неопределенности внешней среды и общей нехватки свободных средств в государстве, не приходится. Что касается иностранных компаний, то они начали осваивать украинский рынок кондитерских изделий еще в 90-х годах, покупая местные работающие компании (Kraft Foods, Nestle), и на сегодня заняли свои ниши на рынке. Но кризис внес свои коррективы, и сегодня у иностранцев нет особого желания инвестировать в украинских производителей кондитерской продукции (влияют, прежде всего, риски). Однако, по мнению большинства экспертов, зарубежные компании могут вновь заинтересоваться украинской кондитерскими активами, но лишь тогда, когда всем станет ясно, что кризис закончился.

3. Правовые риски. Правовая система в Украине развита пока недостаточно. В связи с этим, не исключен риск противоречивого и/или произвольного толкования и применения законов и правил, в т.ч. затрагивающих деятельность предприятия. Также оказывает влияние на деятельность предприятия изменение налогового законодательства – увеличение налоговых ставок по основным видам налогов или введение новых налогов может привести к удорожанию производимых кондитерских изделий и другие.

Несмотря на довольно широкий ассортимент и высокое качество продукции, предприятие «Одессакондитер» занимает далеко не лучшее место среди своих конкурентов. Для укрепления своих позиций на внутренних и внешних рынках и повышения конкурентоспособности ЗАО «Одессакондитер» необходимо проводить анализ возможных рисков своей деятельности, то есть внедрять систему риск-менеджмента. «Если мы не будем управлять рисками, они начнут управлять нами...» [4].

Определение понятия «риск» в современной литературе не является установившимся и однозначным. В обобщенном виде он может быть определен следующим образом. Риск — соотношение вероятности возникновения рисковых ситуаций и их возможных последствий. Реализация риска приводит к отклонению фактических результатов деятельности от запланированных [4]. Наглядно определение понятия «риск» можно представить в виде схемы (рис.2).


Вероятность
Риск

Факт

План

Отклонение фактических результатов от запланированных



Последствия

Рис. 2. Графическое определение понятия «риск» (составлено автором)
Для того, чтобы чего-то добиться, нужно инициировать благоприятные изменения и управлять рисками, которые с ними связаны. Когда же происходят внешние изменения, которые не всегда благоприятны, задача менеджера состоит в том, чтобы максимально быстро и правильно среагировать на них.

Существует прямая взаимосвязь между практическими результатами деятельности компании — повышением конкурентоспособности — и наличием на предприятии систем управления рисками. С созданием системы управления рисками повышаются экономические показатели эффективности бизнеса, потому что собственников волнует не столько отчетность, сколько реальные деньги, реальная прибыль [1;51]. Но главная проблема, в частности малых и средних предприятий — очень большая стоимость систем управления рисками. Это довольно затратные проекты — как по финансам, так и по человеческому капиталу.

Несколько лет назад общество «РусРиск» проводило по этому поводу исследование. В целом тенденция следующая. Средние компании с бюджетом, начиная от 10 тыс. до 100 тыс. долл. США, — одна градация, от 100 тыс. до 500 тыс. долл. США в год — другая, и более 500 тыс. долл. США в год — третья. В расходной части бюджета предприятия, направленной на повышение эффективности бизнеса, примерно 9–10 %, не больше, уходит на создание системы управления рисками [1;51].

Но процесс идет, последний кризис показывает, что этим нужно заниматься. Уже сегодня для компаний, которые экспортируют свою продукцию или привлекают зарубежные инвестиции, наличие такой системы стало практически обязательным требованием со стороны западных партнеров. И это один из факторов, мотивирующих компании к созданию таких систем.

На Западе даже средним компаниям не нужно объяснять важность управления рисками: все из них либо отдают эту функцию на аутсорсинг, либо имеют свои системы риск-менеджмента, также среди малых и ниже среднего размера компаний большинство уделяют внимание этому направлению. Там это уже повседневная практика.

Вывод. «Одессакондитер» входит в десятку крупнейших производителей кондитерской продукции в Украине и является лидером на региональном рынке кондитерских изделий. Однако, данное предприятие занимает далеко не лучшие позиции по сравнению с его основными конкурентами. Для того, чтобы данное предприятие могло продолжать свою деятельность и повышало свою эффективность и конкурентоспособность в будущем на данном этапе необходимо внедрить систему управления рисками. Это поможет правильно оценивать степень риска и уметь управлять риском, чтобы добиваться более эффективных результатов на рынке.
Литература

1. Верещагин В.В. На уровне идей мы конкурентоспособны // Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. – 2012. - №6. – С. 50-54.

2. Мартиновський В. С. Сучасний стан та оцінка ефективності виробництва підприємств кондитерської промисловості України//Економіка харчової промисловості. – 2012. - № 2 (14). –

С.14-16.


3. Заяц В. Перспективы развития пищевой отрасли в Украине. Режим доступа: http://ibcontacts.com.ua/ru/perspectivy_food_in_ukrane

4. Марцынковский Д. Обзор основных аспектов риск-менеджмента. Режим доступа: http://www.cfin.ru/finanalysis/risk/main_meths.shtml

5. Мягченко Є.В. Стратегії розвитку підприємств кондитерської галузі. Режим доступу: http://www.rusnauka.com/9_NND_2012/Economics/9_105531.doc.htm

6. Официальный сайт предприятия «Одессакондитер». Режим доступа: http://odessalux.com/history



7. Офіційний сайт Державної служби статистики України. Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница