Анализ результатов




Скачать 188.65 Kb.
Дата22.04.2016
Размер188.65 Kb.
10 лет экономических реформ в Республике Карелия:

анализ результатов

А.С. Ревайкин, д.э.н., профессор


При оценке изменений, происшедших за 10 лет экономических реформ в Республике Карелия необходимо исходить из того, что республике, как одному из субъектов Российской Федерации присущи общие процессы, тенденции. Региональные особенности не меняют содержание, характер преобразований. Они оказывают, влияние на масштабы, скорость преобразований, на их социально-экономические последствия.

При оценке результатов изменений, происшедших в социально-экономической системе России, ее субъектов, на наш взгляд, недостаточно учитывается влияние исходного состояния, предшествующего экономическим реформам, начатым в 1992 году. По-разному трактуется исходное состояние, его последствия на ход экономических реформ, ее результаты. Вот, что пишет по этому вопросу академик Д.С. Львов: "Настала пора непредвзято оценить, что, собственно, произошло с нами, какую экономику мы получили в результате реформ, какую общественную систему выстроили на обломках разрушенного социализма. При объяснение причин наших провалов на пути к рынку обычно сталкиваются две точки зрения. Был застой, ясно почему: не та система. Большевистская национальная идея довела страну до краха, породила громадные военные расходы и казарменную экономику. Перемена социально-экономической системы - единственный выход.

Не было застоя. Страна стояла на пороге нового подъема. Надо было менять не систему, а ее отдельные звенья, и главное омолаживать и демократизировать власть.

Я придерживаюсь третьей точки зрения. Застой был, но происшедшее за последние годы это не выход из него, а его новая, еще более тяжелая и бесперспективная фаза. Никакой "глубокой вспашки " в действительности не было. Сменились декорации и отчасти исполнители заглавных ролей. Но разыгрывается прежний спектакль, все более втягивая экономику в фазу застойного хаоса... Источником российского застоя является власть, существующая для себя, даже если она демократически избрана. И общество, которое пока плохо приспособлено к иному типу отношений к власти" 1. При всем уважении к академику Львову не могу согласиться с таким пониманием исходного состояния, предшествующего экономическим реформам, ни с оценкой ее результатов. По моему глубокому убеждению, исходное состояние накануне рыночных преобразований в обобщенном виде характеризуется системным кризисом в стране. Это означает глубокое кризисное состояние во всех сферах жизнедеятельности государства и общества, невозможность преодоления его в рамках командно-административной, тоталитарной системы. Кризис в социально-экономическом положении наиболее значительно проявлялся в неспособности обеспечить эффективность экономики, стимулы к высокопроизводительному, квалифицированному труду, к использованию достижений науки и техники. Следствием этого явилось необеспеченность достойных условий жизни всем социальным группам населения. Заметное влияние на исходное состояние оказал распад СССР.

Обострение политического кризиса, резкое ухудшение социально-экономической ситуации, особенно в связи с тяжелым финансовым положением, товарным голодом поставили страну по существу на грань катастрофы. Возможности старой системы были исчерпаны, переход к новой, принципиально отличной от командно-административной к социально ориентированной рыночной системе стал объективно необходим. При этом, конечно, следует учитывать, что последствия системного кризиса, распада СССР, их влияния на исходное состояние, предшествующие экономическим реформам, в регионах существенно различалось.

При оценке изменений, происшедших за десятилетие экономических реформ, следует учитывать, что переходный период - это сложный и длительный процесс, обусловленный:



  • глубиной и масштабностью задач переходного периода;

  • отсутствием готового опыта такого перехода и в этой связи беспрецедентностью в мировой практике и теории по тому, что и как предстоит осуществить;

  • влиянием последствий системного кризиса, порожденного командно- административной, тоталитарной системой;

  • отсутствием адекватных переходному периоду, особенно его первоначальному этапу институтов, включая и государственных;

  • необычайной сложностью адаптации населения к рыночным условиям хозяйствования, новому образу жизни, перерождения самого человека, превращения его в главного субъекта общества, в свободную личность, осознающую собственную ответственность;

  • выбором реформаторами вариантов преобразований, особенно в начале переходного период неадекватных конкретно-историческим условиям России. Существенным является и то, что при любом варианте экономических реформ наиболее трудным, острым, особенно по своим социально-экономическим последствиям, является первоначальный этап. Это связано, прежде всего, с преобладанием в этот период разрушительных тенденций. В обществе создается ситуация, когда старая система исчерпала свои созидательные возможности, а новая, рыночная система находится в процессе формирования и ее созидательный потенциал незначителен. Для этого этапа характерным является спад производства, снижение его эффективности, обострение социальных проблем, снижения уровня жизни основной части населения.

  • "Навязывание" экономических реформ населению сверху, неготовность его к шоковому варианту, преимущественно негативные социально-экономические последствия на первоначальном этапе вызвали у большинства населения, особенно старших и средних возрастов;

  • неудовлетворенность, недоверие к экономическим реформам.

Важным фактором, оказавшим серьезное влияние на результаты экономических реформ, является политическая нестабильность в течение длительного периода. Нельзя не учитывать и отсутствие по существу у федеральных органов власти региональной политики.

Важным, с точки зрения методологии анализа и оценки результатов 10 лет экономических реформ, является вопрос о критериях. Исходя из того, что экономические реформы, начатые в 1992 году, направлены на замену одной - командно-административной качественно другой - социально ориентированной рыночной системой. Основным критерием . оценки . является формирование рыночных отношений. Этот критерий характеризует процесс трансформации плановой экономики в рыночную, показывает достигнутую степень рыночности.

Состояние экономики, ее эффективность, социальное положение, уровень и ячество жизни населения - это критериальные показатели последствий экономических реформ. При этом следует учитывать, что между институциональными результатами экономических реформ и социально-экономическими последствиями, существует связь,. но она имеет нелинейный характер. Повышение эффективности экономики, уровня, качества жизни происходит по мере нарастания созидательного потенциала реформ.

Анализ и оценка изменений, происшедших за 10 лет экономических реформ в России и в Республике Карелия, как одном из ее субъектов, позволяет сделать следующие основные выводы.

В результате институциональных преобразований созданы основы рыночной экономики (по оценке США, Совета Европы Россия относится к странам с рыночной экономикой). Основанием для такого вывода являются:


  • создана смешанная экономика с многообразными организационно- правовыми формами хозяйствующих субъектов, с преобладанием негосударственного сектора экономики, а в его составе частной собственности;

  • созданы основные институты рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, различные негосударственные фонды, рынки товаров и услуг, основы рынка труда, рынок ценных бумаг и др. );

  • произошла либерализация экономики; экономика стала открытой;

  • основным механизмом взаимоотношений между производителем и потребителем стал спрос и предложение, ликвидирован дефицит в экономике;

  • получает развитие, хотя и пока медленное, конкуренция, .особенно на потребительском рынке;

  • основным методом координации социально-экономического развития становится государственное регулирование;

  • созданы правовые основы функционирования институтов рыночной экономики;

  • создана сеть негосударственных образовательных учреждений по подготовке и переподготовке кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики.

В тоже время следует признать, что при наличии основных институтов рынка, созидательный их потенциал незначителен. Обусловлено это прежде всего отсутствием, как массового явления, реального собственника и реальной частной собственности. Существенным является незащищенность добросовестного собственника, слабая конкуренция, криминальный характер экономики, коррупция во властных структурах.

Произошли качественные изменения в социальной структуре общества. Основными из них являются:



  • в результате приватизации государственной и муниципальной собственности, последующего ее "передела" образовалось три группы частных собственников: крупные, средние и мелкие с различными интересами и мотивами владения, распоряжения и использования приобретенного в процессе приватизации имущества, нематериальных активов, созидательным и "разрушительным" поведением. Мелкие собственники – это владельцы незначительного количества акций в акционерных обществах или долей уставного капитала различных товариществ. Численность их по сравнению с первичным распределением в процессе "передела" собственности значительно сократилась. Произошел и происходит процесс "размывания" собственности коллективов и концентрации ее, как правило, у руководителей предприятий (организаций), менеджеров и сторонних инвесторов. В создании института частной собственности все большее значение приобретают предприятия и организации, учрежденные отдельными гражданами (юридические лица) и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и прошедшие регистрацию в этом качестве (индивидуальные предприниматели). Значительная часть населения стала собственниками квартир, гаражей, земельных участков.

Произошло расслоение общества не только по критерию собственности, но и по уровню личного благосостояния, источникам и уровню доходов населения. Заметным стал слой богатых и очень значительным по численности населения слой бедных. Следует заметить, что в обществе существует негативное отношение к богатым. Объясняется это не только менталитетом прошлого, но и в значительной степени тем, что богатство нередко приобретено недобросовестным, а иногда и криминальным путем. Сложилась неоправданно большая дифференциация по денежным доходам населения, заработной плате, источникам доходов. Масштабы бедности, дифференциация по доходам достигла социально опасного уровня. В социальной структуре не произошло главного изменения - появления заметного по численности и влиянию на социально-экономическое положение общества среднего класса - основы социально ориентированной рыночной экономики, демократической системы.

Важным изменением в обществе является формирование нового уклада, образа жизни, менталитета у населения, особенно у молодежи, адаптация к условиям рыночной экономики (свобода выбора сферы приложения труда, конкуренция на рынке труда, особенно квалифицированного, ответственность за свое благополучие и др.). В то же время очевидно, что новый образ жизни находится пока в стадии становления. Реальностью пока является разнообразие моделей образа жизни. С одной стороны, поведение, определяемое наследием советского периода, с другой - принципиальными преобразованиями в ходе экономических реформ.

Есть основание для вывода о том, что в настоящее время "рыночность" пронизывает все сферы жизни нашего государства и общества. Это в полной мере относится и к Республике Карелия. На этом основании. иногда дергается вывод о том, что в России закончился переходный период. Выше отмечалось, что переходный период - это сложный и длительный период. То, что сделано - это, хотя и очень важный, но лишь первоначальный этап переходного периода. Он означает в основном разрушение командно-административной системы, плановой экономики, создание основных формальных институтов рыночной экономики, но по-прежнему обременен тяжелым наследием прошлого, не решены главные проблемы социально ориентированной рыночной экономики, демократической системы. Экономическую систему России в настоящее время можно назвать рыночной системой с переходной экономикой.

Рассмотрим более подробно на основе данных статистики изменения в социально-экономическом положении Республики Карелия, происшедшие за 10 лет экономических реформ.

Обобщенной характеристикой институциональных преобразований является увеличение числа хозяйствующих субъектов, создание в республике смешанной экономики, с преобладанием негосударственных форм собственности, а в их составе преимущественно частной собственности, с различными организационно-правовыми формами. Об этом свидетельствуют следующие данные. По данным государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (НРПО) на 01.11.2002 г. в республике зарегистрировано 16000 предприятий и организаций, это в 9 раз больше, чем в 1991 г.

По формам собственности предприятия и организации распределяются следующим образом (в процентах к итогу): - 6,4%, муниципальная собственность - 7,9%, собственность общественных организаций - 9,4%, частная собственность - 68,2%, смешанная собственность, собственность иностранных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства - 8,1%. В 2001 г. негосударственные формы собственности были представлены 11977 коммерческими предприятиями и организациями, в числе которых 209 открытых акционерных обществ, 1224 закрытых акционерных обществ, 1925 товариществ с ограниченной ответственностью, 5585 обществ с ограниченной ответственностью, 214 производственных кооперативов. Индивидуальных предпринимателей насчитывалось 6522 человека.


Состояние экономики. Ведущее место в экономике Республики Карелия занимает промышленность, доля, которой в валовом региональном продукте республики (2000 г.) составила 43% , а в производстве товаров 83%. Общей тенденцией для промышленности, ее важнейших отраслей за годы экономических реформ явился спад производства. За 1991-2001 гг. в целом по промышленности объем производства снизился на 36,3%.


Определяющее влияние на изменение в объемах промышленного производства оказывает лесопромышленный комплекс (ЛПК). Объем производства за 1991-2001 гг. в целом по ЛПК сократился на 32,2%. В черной металлургии, занимающей второе место в структуре промышленности объем производства снизился на 21%.

Менее всего адаптированными к условиям перехода к рыночной экономике оказались предприятия, ориентированные на внутренний рынок, в них произошел наибольший спад производства. Снижение объемов производства составило: в машиностроении и металлообработке 69,8%, в промышленности строительных материалов 80,6%, легкой промышленности 83,6 %, пищевой промышленности 53%. В 1999-2001 гг. в промышленности республики наметались положительные тенденции. За 1999-2001 гг. объем промышленного производства увеличился на 33,3%. Самый высокий рост произошел в промышленности стройматериалов (в 2,13 раза), в машиностроении и металлообработке (66,7%), легкой промышленности (66,5%). В лесопромышленном комплексе объем производства увеличился на 44,7%. В черной металлургии объем производства снизился на 3,2%.

Рост объемов производства в 1999-2000 гг. обусловлены в значительной мере благоприятными условиями для экспортно ориентированных отраслей, прежде всего лесопромышленного комплекса. Связано это было с девальвацией рубля, ростом цен в рублевом эквиваленте, существенно опережающим рост цен на внутреннем рынке. В свою очередь рост цен в рублевом эквиваленте стимулировал рост цен на внутреннем рынке и конкурентоспособность по ценам предприятий, работающих на внутренний рынок.

В связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности, приграничным положением республики, падением спроса на внутреннем рынке существенно возросло влияние экспорта промышленной продукции на ее объем в республике. В 1991 г. доля экспорта товаров в общем объеме промышленного производства составляла 3%, в 1997 г. – 42,7 %, в 1999- 2000 гг. - 67%.

Внешняя торговля является важным фактором, определяющим социально-экономическое положение в республике. В то же время она определяет зависимость от конъюнктуры мирового рынка необходимость адекватного реагирования, на ее изменение.

По сравнению с началом экономических реформ отраслевая структура промышленного производства претерпела существенное изменение. Значительно возросла доля отраслей ориентированных на экспорт (черная металлургия, лесопромышленный комплекс) с 51,3% до 70,2% и снизилась доля отраслей работающих на внутренний рынок (машиностроение и металлообработка, легкая и пищевая промышленность) с 45,5 % до 17,2%.



Строительство. Строительство занимает второе место в структуре ВВП по производству товаров. Самый глубокий спад из всех отраслей экономики в РК произошел в строительстве, который за 1991-1998 гг. по объему работ, выполненных по договорам строительного подряда составил 82 %. Ситуация изменилась в 1999-2001 гг. За 3 года произошел рост в 3,3 раза. Однако, даже столь существенный рост не компенсировал падения за предыдущие. В 2001 г. по сравнению с 1991 г. оно составило 42,4%. Такое положение обусловлено отсутствием у многих хозяйствующих субъектов, бюджетных организаций в основной капитал, объем которых с 1991-1998гг. уменьшился на 75,8%. В 1999-2001 гг. объем инвестиций в основной капитал увеличился в 2,8 раза.

Одним из источников инвестиций в республике, показывающего о степени ее привлекательности являются иностранные инвестиции. За 1994-2001 гг. общий объем иностранных инвестиций составил 123,6 млн. долларов США, в том числе в 1999-2001гг. – 79,4 млн. долларов. В 1998 г. 97,7% всех привлеченных в республику иностранных инвестиций 97,7% приходилось на две страны: Кипр (64,6%) и США (33,1%); соответственно в 1999 г. 91,9% - на три страны: Австрия (58,8%), США (26%), Англия - 7,1%; в 2000 г. 86,5% - на 4 страны: Австрия (38,3%), США (28%), Швеция (13,6%), Великобритания (6,6%).



Сельское хозяйство. В сельском хозяйстве за 1990-2001 гг. произошло:

- снижение объемов производства на 55,6%, в растениеводстве за счет уменьшения посевных площадей и урожайности сельскохозяйственных культур, в животноводстве в основном из-за сокращения поголовья скота;

- изменение отраслевой структуры валовой продукции сельского хозяйства. Удельный вес продукции животноводства уменьшился с 84 до 63%, соответственно продукции растениеводства увеличился с 16 до 37%;

– увеличение доли производства населением в общем объеме сельскохозяйственной продукции с 15 до 47,9%, в производстве мяса с 25 до 47%, молока с 11 до 37%, яиц с 2 до 3%. За 1999-2001 гг. объем продукции сельского хозяйства увеличился на 27,6 %.



Транспорт. Спад производства оказал влияние на работу транспорта. За 1991-2001 гг. объем грузооборота транспорта общего пользования снизился на 38,7%.

Товарные рынки. Одним из результатов экономических реформ является формирование товарных рынков (оптового и потребительского), ориентирующихся прежде всего на спрос.

Оптовый рынок. С реформированием экономики начался процесс становления единого рынка товаров народного потребления и производственно-технического назначения. Создались условия для формирования оптового рынка со свободным выбором хозяйственных связей, была снята проблема дефицита ресурсов.

Ведущую роль (более 90%) на оптовом рынке занимают предприятия с негосударственной формой собственности. В 2000 г. оборот организаций оптовой торговли составил 10533 млн. руб.



Потребительский рынок. Состояние потребительского рынка в последние годы характеризуется высоким уровнем насьпценности товарными ресурсами. Удельный вес негосударственной торговли в 2001 г. составил 92% (в 1991 г. – 26%).

Значительно изменилась структура товарных ресурсов для обеспечения розничного товарооборота. Возросла доля товаров, поступающих извне республики, включая импорт.



Внешняя торговля. В связи с .либерализацией внешнеэкономической деятельности существенно возросло влияние экспорт на экономику республики.

В 2001 г. экспорт составил 646,6 млн. долларов США. На долю экспорта товаров 62,9% приходится на продукцию лесопромышленного комплекса, 13,3 % на продукцию черной и цветной металлургии и лишь 4,9 % - на машиностроение.

Особенностью внешней торговли РК является положительное сальдо торгового баланса. В 2001 г. коэффициент покрытия импорта экспортом составил 4,6 раза.

Важнейшей частью проводимой в Республике Карелия, как и по всей России, стала либерализация цен, сопровождающаяся их ростом, особенно высокими темпами в 1992-1995 гг. и после резкого падения курса рубля в августе 1998 г. За 1991-2000 гг. цены на потребительские товары и услуги возросли в 8032 раза, а цены на промышленную продукцию в 15400 раз.



Финансовое состояние экономики. Финансовое состояние государственных финансов республики определяется консолидированным бюджетом. В 1999 и 2000 гг. доходы превышали расходы. Профицит за 2 года составил 271,1 млн. руб. В 2001 г. консолидированный бюджет республики исполнен с дефицитом в 129,5 млн. руб.

Финансовое состояние предприятий и организаций определяется сальдированным финансовым результатом (прибыль минус убытки), суммарной задолженностью (кредиторская задолженность, задолженность по кредитам банкам), показателями платежеспособности. В течение 1996-1998 гг. сальдированный результат в экономике республики был отрицательным. Убытки составили 2040 млн. руб. В связи, главным образом, с девальвацией рубля. ситуация изменилась, особенно в экспортно ориентированных отраслях промышленности. В 1999-2001 гг. сальдированный результат в экономике республики был положительным. Прибыль за эти годы составила 8695,3 млн. руб. В 2001 г. рентабельность продукции в экономике составила 7,8% (1999 г. - 17,1). Положительным является существенное снижение превышения кредиторской задолженности над дебиторской. В 1998 г. превышение кредиторской задолженности над кредиторской в экономике республики составляло 1,9 раза, в 2001 г.- 30,7%. Заметно увеличились кредитные вложения в экономику. В 2001 г. они составили 2400,7 млн. руб.(1997 г. - 354,4 млн. руб.), из них долгосрочные 27,6% (1997 г. - 1,9%). За 1999-2001 гг. несколько улучшились основные показатели платежеспособности.



Рынок труда. Основу рынка труда, обеспечивающего предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, составляет экономически активное население, включающее занятых и безработных.

С 1992 по 2000 год численность экономически активною населения в республике уменьшилась на 35 тыс. чел. (на 8,1%). Численность занятых в экономике в 2000 г. составила 345,5 тыс. чел. и сократилась по сравнению с 1992 г. на 56,6 чел. (14%).

Существенные изменения произошли в распределении занятых по предприятиям различных форм собственности. В 2000 г. на негосударственных и муниципальных предприятиях было занято 53,6 %, в том числе в частном секторе 34,9 %.

Для дореформенного периода характерным был дефицит рабочей силы. Отличительной чертой экономических реформ стала безработица. В 2000 г. уровень безработицы (в % к экономически активному населению) составил 11,6 % (1997 г. - 11,9%), зарегистрированной безработицы 2,4 % (1997 г. – 6,4%).

Приведенные данные о безработице, особенно зарегистрированной, создают впечатление о более или менее благополучной ситуации. На самом деле в настоящее время, особенно в перспективе проблема занятости приобретает наибольшую остроту как проблема экономическая, и в большей степени социальная. Обусловлено это рядом причин. Во-первых, масштабы безработицы значительно больше за счет скрытой безработицы. К ней следует отнести неполную занятость, а главное условно избыточную занятость, причиной которой является снижение производительности труда. По расчетам в 2000 г. условно избыточных работников насчитывалось в промышленности 10,8 тыс., в сельском хозяйстве - 12,2 тыс., в строительстве 3,6 тыс. чел. Только по этим трем отраслям численность условно избыточных работников составляет 26,6 тыс. и превышает численность зарегистрированных работников в 2,7 раза. Во-вторых, условно избыточная занятость ограничивает возможности повышения заработной платы, тем самым подрывает материальную заинтересованность необходимых для производства работников.

Уровень жизни населения. Наиболее трудно оценить количественно, а особенно качественно, изменения в уровне жизни за годы экономических реформ, исходя из нашего понимания этой категории. Не претендуя на бесспорность, дадим такое определение: уровень жизни - это сложная комплексная социально-экономическая категория, которая выражает уровень развития физических и духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения, а также условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.

Все три составляющие уровня жизни населения за годы экономических реформ претерпели качественные изменения. Изменились условия формирования потребностей, определяемые ныне в решающей степени рыночными механизмами. Они, с одной стороны, снимают ограничения для развития потребностей, их удовлетворения, с другой, ограничивают в связи со значительной дифференциацией в реальных доходах населения, большей долей населения, находящегося за чертой бедности.

Ликвидация дефицита, насыщение потребительского рынка товарами в большем ассортименте по количеству и качеству, рассчитанные на различные по доходам группы населения, изменили условия в сфере потребления. Заметим, что эти новые явления во многом обусловлены низким уровнем платежеспособного спроса значительной части населения. В магазинах нет очередей. Однако многие продукты питания, особенно мясные и рыбные продукты, фрукты стали недоступны большинству людей.

Важнейшими индикаторами уровня жизни в статистике России являются реально располагаемые денежные доходы населения, реальная начисленная заработная плата, реальный размер назначенной пенсии. За 10 лет экономических реформ в республике произошло снижение реально располагаемых денежных доходов населения на 62,5%, реальной заработной платы – 57,8%, реальной назначенной пенсии – 67%. Наибольшее падение произошло в первый год реформ (1992 г.) и в связи с девальвацией рубля в 1998-1999 гг. Так, в 1992 г. по сравнению с 1991 г. реально располагаемые денежные доходы населения снизились на 53%, реальная начисленная заработная плата – 36,%, средний размер назначенной пенсии - 71%, соответственно за 1998 и 1999 гг.: на 29,6%, 24,7%, 43,2%. В 2000 и 2001 гг. наметилась тенденция повышения. Так, реально располагаемые денежные доходы за два года повысились на 9,3%, реальная начисленная заработная плата - 28,6%, реальная назначенная пенсия -60,5%.

Важным показателем является покупательная способность денежных доходов населения ( соотношение денежных доходов и прожиточного минимума). В 2001 г. она составила 262% (1999 г. – 164%).

Обострились проблемы дифференциации денежных доходов населения, заработной платы, бедности. Так, соотношение между 10% населения с наименьшими доходами и 10% с наиболее высокими доходами (коэффициент фондов) в 2001 г. составило 8,9 раза (1993 г. - 6,9 раза). Вырос коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) с 0,277 в 1995 г. до О,333 в 2001 г., что свидетельствует о росте неравенства в распределении доходов населения. Увеличилась межотраслевая и внутри отраслевая дифференциация заработной платы. В 1991 г. соотношение между самой высокой (кредитование, страхование, финансы) и самой низкой (культура и искусство) заработной платой составляло 2,3 раза. В 2001 г. это соотношение составило 5 раз. В 2001 г. 61,8% населения имели среднедушевые денежные доходы ниже среднедушевого денежного дохода по республике. 163,2 тыс. чел. или 21,3% от общей численности населения республики имели денежные доходы ниже прожиточного минимума



Анализ изменений в социально-экономическом положении Республики Карелия, произошедших за 10 лет экономических реформ, позволяет сделать вывод, что в 1991-1998 гг. преобладали негативные явления. Позитивные сдвиги в 1999-2001 гг. носят неустойчивый характер. Высокая социальная плата за реформы, объективно необходимая на первоначальном этапе переходного периода, властными структурами страны постоянно преуменьшалась, преобладал популизм, обещания, несоразмерные с реальностью. Основная цель, провозглашенная российской властью в начале реформ - формирование реальных собственников, повышение эффективности экономики и на этой основе обеспечение качественно нового уровня жизни - не достигнута. Обусловлено это в значительной мере объективными, а также субъективными причинами. Вместе с тем очевидным является и то, что за 10 лет экономических реформ пройден, может быть, самый трудный участок пути перехода от командно-административной к рыночной системе.

Литература


  1. Республика Карелия в цифрах. Статсборник. Петрозаводск - 1999.

  2. Республика Карелия в цифрах. Статсборник. Петрозаводск - 2001.

  3. Республика Карелия в цифрах. Статсборник. Петрозаводск - 2002.

  4. Социально-экономическое положение Республики Карелия за 1991-1997 годы. Петрозаводск - 1998.

  5. Статистический ежегодник. Петрозаводск - 1999.

6. Д.С. Львов Экономика развития. «Экзамен». М., 2002.


1 Д.С. Львов. Экономика развития. Экзамен. М., 2002, с. 9-10





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница