Анализ путей реформирования системы социальной защиты специалистов фармации украины в рамках адаптивного управления персоналом




Скачать 51.45 Kb.
Дата10.05.2016
Размер51.45 Kb.


М.В.Заричковая, Т.А. Артюх

Институт повышения квалификации специалистов фармации Национального фармацевтического университета, г.Харьков, Украина

АНАЛИЗ ПУТЕЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦИИ УКРАИНЫ В РАМКАХ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

В современных условиях сложной экономической ситуации на фармацевтическом рынке Украины отличительными чертами каждого аптечного учреждения, которые позволяют не потеряться среди конкурентов и поддерживать высокий уровень эффективности, являются философия и идеология управления, ценностные ориентации персонала, ожидания, нормы и правила, на которых базируются отношения и взаимодействия как внутри учреждения, так и за его пределами. Осуществить все это позволяет современная организационная культура аптечного учреждения, как инструмент адаптивного управления персоналом [4].

Одной из базовых составляющих организационной культуры аптечных учреждений, как элемента системы управления персоналом, которая постоянно требует адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, является социальная защита специалистов фармации (СЗСФ). Поскольку, одним из приоритетных направлений любого государства является обеспечение здоровья нации, а за это отвечает фармацевтическая отрасль. Право человека на охрану здоровья является одним из основных, однако заботиться о здоровье пациента, защищать его права на здоровье, специалист фармации (СФ) может лишь тогда, когда он сам чувствует защищенность. Поэтому определение приоритетных путей реформирования СЗСФ в Украине в рамках адаптивного управления персоналом аптечных учреждений является актуальным [3].

Анализ литературных источников показал, что комплексные исследования по вопросу адаптивного управления персоналом аптечных учреждений не проводились или имеют фрагментарный характер. А потребность в СЗ, как определенной системе правовых норм, возникла в середине 50-х годов ХХ в., но до сих пор, в Украине не существует четко определенного законодательного регулирования СЗФЗ однако существует немало проблем в этом направлении. Мы в своих исследованиях делаем акцент именно на СЗСФ и предлагаем пути ее совершенствования.

Материалы и методы. В ходе исследования нами использовались методы логического, исторического, аналитического анализа. Сбор материалов и данных проводился методами социологических исследований.

Результаты и их обсуждение. На основе проведенного анализа литературных источников мы считаем полезным привлечение зарубежного опыта для создания современной и эффективной системы СЗСФ в Украине [2, 3]. Для решения вопросов, связанных с СЗ, сегодня создано много влиятельных международных организаций: Международная ассоциация социальной защиты, Международная организация труда, ООН, ЕС, ЕБРР, МВФ, которые прилагают много усилий для улучшения социально-экономической ситуации в мире.

Что касается Украины то, процесс создания эффективной системы СЗСФ зависит от многих факторов, один из которых это достижение высоких социальных стандартов жизни в нашей стране, а также разработка для отечественной фармацевтической отрасли различных социальных программ. Украина пошла путем евроинтеграции, что требует создания новых адаптированных нормативно-правовых норм для внедрения европейской системы социальной защиты населения. Украина выбрала путь Германии и Франции, и применяет принцип профессиональной солидарности с акцентом на страховые фонды, аккумуляцию социальных отчислений с заработной платы и зависимость уровня СЗ от продолжительности профессиональной деятельности. Конечно, невозможно скопировать систему СЗ развитых стран на правовое поле Украины, но следует использовать их положительный опыт, выстраивая собственную систему СЗСФ [1].

Сегодня украинское законодательство, регламентирующее социальные вопросы, распределено между различными министерствами, структурами, фондами и регулируется более 5,5 тыс. нормативно-правовыми актами. Их количество велико и требует реформации с целью систематизации, упрощения использования, усиления эффективности, а самое главное обязательный учет отраслевой специфики. Следует принять специальные законы, которые помогут решить конкретные проблемы фармацевтической отрасли, в частности наполнения реальным содержанием прав и гарантий СФ, например, Закон «О социальной защите специалистов фармации». Так исторически сложилось, что в Украине получил развитие только СЗ населения, а отраслевая специфика и СЗСФ остались без должного внимания. Такое игнорирование СЗСФ негативно повлияло на социальную ситуацию в фармацевтической отрасли, в частности мало уделяется внимания в СФ, как личности. Недостаточная защищенность прав СФ вызвана такими причинами, как отсутствие четких законодательных механизмов реализации этих прав; неосведомленность и отсутствие опыта СФ в их отстаивании, что свидетельствует о низком уровне организационной культуры и недостаточной степени использования приемов адаптивного управления [4].

Важным мероприятием для защиты прав СФ, должно стать введение профессионального самоуправления в системе здравоохранения, которое существует во всех развитых странах мира и введение практики медиации. Медиация как способ защиты прав и интересов субъектов правоотношений в сфере здравоохранения имеет определенные преимущества - скорость, отсутствие финансовых затрат и решения конфликтов без подачи иска в суд [1,2].

Для успешной реформы в фармацевтической отрасли и создания действенной системы СЗ необходимо формирование четкой системы согласования действий между СФ работодателем, органами исполнительной власти. Для улучшения взаимодействия между сторонами социального партнерства: «СФ - работодатель», ликвидации социальной напряженности и урегулирования возможных конфликтных ситуаций нужно ввести в трудовой коллектив (ТК) фармацевтических учреждений всех форм собственности уполномоченное лицо по социальным вопросам (УОСП). В зависимости от количества ТК возможно введение отдельной должности Уосп или возложение соответствующих обязанностей на представителя ТК, избираемой непосредственно на трудовом собрании. Тогда взаимоотношения будут иметь следующий вид: «ТК - работодатель - УОСП - общественные организации - исполнительная власть» [1].



Выводы: Существующая система СЗСФ свидетельствует о необходимости пересмотра нормативно-правовых документов по этим вопросам в контексте адаптивного управления персоналом и их гармонизации с фактическими условиями труда в фармацевтической отрасли по ряду приоритетных направлений. В первую очередь это реформирование существующей системы СЗСФ на политическом, философском и экономическом плане. Так же необходима разработка механизма определения потребностей СФ в социальных услугах и механизма их предоставления в фармацевтической отрасли. Это возможно путем усовершенствования безопасности труда СФ, разработки каталога основных жалоб СФ, урегулирования конфликтных ситуаций между СФ-работодателем-исполнительной властью, как отдельных элементов организационной культуры.

ЛІТЕРАТУРА

  1. Толочко В. М. Фармацевтичне право: Аналіз сучасного переліку соціальних послуг в Україні та їх застосування в фармацевтичній галузі / В. М. Толочко, М. В. Зарічкова // Українській вісник психоневрології. – 2013. –Том 21, вип.2(75), додаток – С.136 – 137.

  2. Толочко В.М. Проблемні аспекти соціального захисту спеціалістів фармації у сучасних умовах / В.М.Толочко, М.В.Зарічкова // Вісник фармації. – 2012. – №2. – С.37–39.

  3. Tolochko V. Research of priorities of social protection of population in some countries and possibility of their use in pharmaceutical sector [Online resource] / V. Tolochko, M. Zarichkova, Y. Medvedyeva, K. Tolochko // International journal of pharmaceutical sciences review and research - Volume 18, Issue 1, January – February 2013 - [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.globalresearchonline.net/pharmajournal/vol18iss1.aspx.

4. Толочко В.М. Актуальные аспекты современного состояния организационной культуры фармацевтических учреждений Украины / В.М. Толочко., Т.А. Артюх // Медико-социальная экология личности: состояние и перспективы: Материалы ХІІ Международной конференции 11-12 апреля 2014 г. – Минск: Издательский центр БГУ. – 20143. - С. 96-98.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница