Анализ отдачи инвестиций в человеческий капитал на примере образования в россии




страница1/9
Дата29.04.2016
Размер0.74 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Государственный университет
Высшая школа экономики

Факультет экономики


Кафедра государственного управления

и экономики общественного сектора


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)

на тему: АНАЛИЗ ОТДАЧИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Студентки группы 714

Гилёвой Ольги Александровны

Научный руководитель:

Доцент, к.э.н.

Колосницына М.Г.


Москва 2006 год

Оглавление


Оглавление 3

Введение 4

Глава 1. Теоретические аспекты концепции человеческого капитала 7

Основные понятия теории человеческого капитала 7

Понятие инвестиций в человеческий капитал 7

Черты, объединяющие человеческий и вещественный капитал 8

Отличия человеческого и физического капитала 9

Формы человеческого капитала 9

Виды человеческого капитала 12

Критерии эффективности инвестиций в человеческий капитал 13

Нормы отдачи от инвестиций в образование 14

Глава 2. Эволюция подходов к определению норм отдачи от образования 16

Вывод стандартного уравнения заработной платы 16

Спецификация стандартного уравнения Минцера 17

Эмпирическая проверка стандартного уравнения заработной платы в ранних исследованиях 21

Коллективный опыт 23

Независимые переменные уравнения Минцера 24

Эмпирический анализ норм отдачи от инвестиций в человеческий капитал в свете последних работ 28

Общие тенденции изменения норм отдачи от инвестиций в образование 28

Анализ процессов формирования человеческого капитала в переходных экономиках 32

Эмпирический анализ норм отдачи от инвестиций в человеческий капитал в российской экономике переходного периода 33

Глава 3. Определение норм отдачи от инвестиций в человеческий капитал на примере образования в России 38

Предпосылки анализа 38

Информационная база исследования 38

Исследование данных 39

Оценка стандартного уравнения заработной платы Минцера 43

Оценка модифицированного уравнения заработной платы 47

Заключение 50

Список литературы: 51

Приложение 1 54

Приложение 2 56

Приложение 3 58

Приложение 4 59


Введение

Благосостояние любой нации находится в тесной зависимости от качества её рабочей силы, что, в свою очередь, формируется способностями каждого отдельного индивида наилучшим образом использовать свои знания и совершенствоваться через обучение. Стимулирование индивидов к подобным инвестиционным решениям – задача экономической политики любого развитого государства. Иными словами, на сегодняшний день в качестве основного фактора, обеспечивающего экономический рост необходимо рассматривать человеческий капитал.

Идея теории человеческого капитала и его роли для экономического развития и роста впервые была предложена и проверена Теодором Шульцом в 1961 году. В 1964 году Гарри Беккер развил идею до уровня концепции, в соответствии с которой получение образование и приобретение дополнительных навыков рассматриваются как своеобразный инвестиционный проект.

Образование действительно представляет собой длительный инвестиционный проект, требующий затрат времени и денежных средств с целью получения отдачи в будущем, более высокой по сравнению с индивидами, не вкладывающими в обучение. Данная работа отвечает на вопрос относительно того, насколько выгодным является образование в целом, а также отдельные его уровни в период становления рыночных отношений. Ниже мы рассмотрим, действительно ли образование увеличивает поток будущих доходов в качестве вознаграждения за увеличение производительности труда по сравнению с индивидами с более низким уровнем образования.

Отсутствие статистических данных и аналогичных исследований, описывающих трудовые отношения в период командно-административной экономики, не позволяет нам определить, как изменилась отдача от инвестиций в образование за период перехода к рынку. Ситуация значительно облегчается наличием аналогичных эмпирических исследований транзитивной экономики стран Восточной Европы. Эти работы дают возможность сравнить полученные результаты с нормами отдачи от образования на начальных этапах перехода к рынку.

Предметом приведённого ниже исследования являются вложения в человеческий капитал на примере инвестиций в образования. Объектом изучения выступает российская экономика периода 1997-2002 гг.

Цель проведённого ниже исследования заключается в оценке и анализе норм отдачи от инвестиций в образование в России. Для решения поставленной цели были реализованы следующие задачи:

Дать краткую характеристику основных положений теории человеческого капитала и определение норм отдачи от образования как основного критерия эффективности инвестиций в образование; охарактеризовать методы определения отдачи от образования.

Охарактеризовать степень разработки изучаемой проблемы в свете ранних работ.

Проанализировать стандартное уравнение заработной платы Дж. Минцера как основного метода нахождения норм отдачи от инвестиций в человеческий капитал.

Дать эконометрическую оценку стандартного уравнения заработной платы, основываясь на статистических данных России за период 1997-2002 гг. Проследить основные изменения в нормах отдачи за весь период исследования.

Интерпретировать основные тенденции в отдаче от образования в течение перехода к рынку, сравнивая полученные результаты с предыдущими работами.

Провести сравнительный анализ норм отдачи от инвестиций в человеческий капитал в России и других развитых странах.

Систематизировать работы последователей Минцера, опираясь на эконометрические возможности построения моделей, которые за данный период претерпели значительные изменения и усовершенствования.

Разработать более точную спецификацию уравнения заработной платы. Рассмотреть, каким образом изменяется отдача образования в зависимости от пола индивида, формы собственности предприятия, региона и типа местности, в которой проживает индивид.

Инструментом построения модели является простой метод наименьших квадратов, традиционно используемый для оценки эконометрических моделей. Анализ расширенного уравнения заработной платы будет основываться на введении в уравнение дамми-переменных. Оценка будет происходить аналогичным методом наименьших квадратов с учётом специфики анализа дамми-переменных.

Методологическая основа исследования: труды отечественных и зарубежных исследований. Предмет исследования - статистика образования и трудовых отношений базы RLMS за период 1997-2002 гг.

С помощью применения компьютерных методов статистического анализа, проведённого с использованием программного комплекса SPSS 13 версии, ниже будет построена эконометрическая модель стандартного уравнения заработной платы, позволяющая получить оценку отдачи от образования.

Структура приведённого ниже анализа обосновывается поставленными целями и задачами. В первой главе приводятся основные положения теории человеческого капитала, в рамках которой проводится исследование. Вторая глава посвящена состоянию разработки проблемы в аналогичных исследованиях. Третья глава представляет эмпирический анализ статистических данных и приводит интерпретацию полученных результатов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница