Анализ инновационной деятельности гбоу сош №2026 в 2013-2014 учебном год




Скачать 198.72 Kb.
Дата04.05.2016
Размер198.72 Kb.
Анализ инновационной деятельности ГБОУ СОШ №2026 в 2013-2014 учебном году
Изменения в развитии общего образования в стране потребовали изменений в содержании и организации методической работы в школе. Инновационная деятельность образовательных учреждений с вступлением в силу нового закона об образовании стала реальностью, нормой (статья 20 ФЗ «Об образовании в РФ»). Иными словами говоря, инновационная работа – явление, ставшее постоянным почти во всех образовательных организаций. При этом развитие инновационной практики в образовании является затруднительным в силу разноплановости процессов и отсутствия единых показателей и критериальных оценок в сфере реализации инноваций. Имеющиеся теоретические и практические разработки в недостаточной мере обеспечивают потребности системы образования в получении информации о ходе и результатах происходящих изменений. Организация управления инновациями становится одним из наиболее сложных вопросов профессиональной деятельности руководителей и педагогов образовательных учреждений, так как нередко в рамках одной школы одновременно реализуются широкомасштабные государственные нововведения и локальные изменения, направленные на развитие конкретной педагогической практики. Практика показывает: для того чтобы нововведения были эффективными, надо, чтобы они были управляемыми, причем при этом должны реализоваться все функции управления: прогнозирование, планирование, организация, контроль и анализ.
Инновационная деятельность образовательной организации - важнейшее направление системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы №2026, который воспринимает ее как необходимое средство в построении вектора развития образовательного учреждения, так как только развивающаяся школа создает условия для полноценного развития ученика. В связи с этим предполагаются новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов, их готовность осваивать и внедрять инновации, востребованные новой образовательной ситуацией.

Инновационная деятельность в ГБОУ СОШ №2026 направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через Образовательную программу, Программу развития школы и организацию учебно-воспитательного процесса.



Цель инновационной работы: создание условий для обеспечения дальнейшего развития и функционирования образовательного учреждения и возможности самореализации учителя в этом процессе. Инновационная деятельность школы осуществляется на информационно - деятельностном уровне.

Массовый характер современных инновационных процессов в сфере образования, однако, не всегда свидетельствует о качестве проводимых инновационных мероприятий, тем более что оцениванию эффективности нововведений не всегда предшествует процесс объективного, системного, планового и непрерывного наблюдения. При этом возникает опасность смешения истинных инноваций, которые способствуют улучшению работы образовательного учреждения и получению им стабильных положительных результатов, и инноваций, которые не оправдывают затраченных субъектами образовательного процесса усилий на их реализацию, не приводят к получению более высоких результатов, чем при использовании традиционных педагогических средств, либо инноваций, осуществляемых на бумаге. Все это затрудняет управление инновациями и, думается, не только на уровне отдельных образовательных учреждений.

Очень важным в осуществлении любого новшества являются его источники, которые условно можно поделить на две группы в зависимости от того, чем они обусловлены: изменениями во внутренней или во внешней среде школы.

Внешние источники - изменения в образовательной политике, демографические изменения, новое научное знание, нормативно-правовые документы органов управления образованием. Что касается внешних источников, то современная образовательная политика федеральных и городских органов управления образования известна всем: профилизация обучения, создание территориальных образовательных комплексов, реализация независимой экспертизы качества образования, осуществление компетентностного подхода к обучению с целью формирования основных компетентностей, сформулированных в ФГОС нового поколения; сетевое взаимодействие; в сфере воспитания – активизация гражданско-патриотического воспитания учащихся и многое другое.

К внутренним источникам относятся неожиданный успех или неудача, потребности жизнедеятельности школы, профессиональный опыт персонала или руководителя, мониторинг и диагностика учебно-воспитательного процесса. Администрация, методическая служба ГБОУ СОШ №2026 активно апеллирует именно к этой группе источников.


В начале учебного года было проведено анкетирование учителей по исследованию готовности педагогов к инновационной деятельности.

По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:



  • учителя школы готовы к инновационной деятельности;

  • считают, что инновационная деятельность способствует разработке новых форм деятельности, повышает интерес обучающихся к учению;

  • инновационная деятельность способствует методическому и дидактическому обеспечению урока;

  • необходимо создать временные творческие группы, способствующие реализации творческих возможностей педагогов и стимулирующие самопознание и самообразование.

Анализ данных исследования готовности педагогов нашей школы к инновационной деятельности показал: 95% педагогов готовы к ее осуществлению, при этом 45% не знают, с чего начать, какие элементы их педагогической системы можно было бы отнести к инновациям и т.д. Таким образом, решение важнейших задач, которые ставит современное образование перед школой, реализация программы развития школы возможно только при обеспечении непрерывной системы обучения педагогического персонала, т.е. невозможна без организации внутришкольной системы методической учебы.

Ее положительные характеристики:



  • успешное решение проблем, связанных с появлением новых направлений деятельности;

  • использование внутренних ресурсов, что позволяет экономить средства;

  • сохранение и распространение среди сотрудников основных ценностей и приоритетов учреждения.

В школе 2026 создана эффективная система обучения педагогического персонала, в которой выделяются внутришкольные административные формы, которые направлены на всех педагогов:

    • педагогический совет;

    • совещания, посвященные одной проблеме;

    • методические объединения;

    • методический месяц;

    • самообразование.

Каждая из них характеризуется разнообразием форм проведения .
Осуществляя мониторинг образовательно-воспитательного процесса, анализируя его данные, члены коллектива выявляют проблемы, решение которых возможно при более глубоком их изучении. Проработав теоретический материал, учитель намечает план реализации приобретенных знаний в педагогическую практику. Ежегодно на заключительных заседаниях МО учителя защищают свой творческий отчет. Положительный опыт обобщается и рекомендуется для реализации учителям – предметникам.

В течение двух последних лет имеет место такая форма повышения педагогического мастерства, как методический месяц. Были выделены ведущие педагогические технологии (всего 5), формы презентации опыта, спланированы методические недели. Цель проведения месяца: повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива в области теории и практики современного урока через  обобщение и внедрение в образовательную практику  передового педагогического опыта. Задачи:

1.     Демонстрация накопленного педагогами школы опыта работы по современным образовательным технологиям.

2.     Обеспечение индивидуального подхода в формировании и повышении уровня компетенций педагогов.

3.     Создание условий для реализации творческого потенциала как коллектива в целом, так и каждого его члена в отдельности.

4. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;

5. Освоение способов последовательности действий по конструированию урока с использованием современных педагогических технологий.
Применяются также формы, направленные на отдельные группы педагогов ( по уровню сформированности педагогического мастерства):


  • занятия «Школы совершенствования педагогического мастерства»;

  • занятия «Школы педагога-исследователя»;

  • наставничество;

  • творческие группы педагогов;

  • индивидуальные консультации.

С появлением в каждом учебном кабинете сети Интернет стали возможны такие формы, как:

  • использование сетевых образовательных ресурсов;

  • дистанционное обучение (курсовая подготовка).

Содержание методической учебы педагогического персонала по подготовке к осуществлению инновационной деятельности

В истекшем учебном году в рамках деятельности «Школы педагога-исследователя» проведены следующие тематические занятия:

- «Формы самообобщения педагогического опыта»;

- «Типы и виды педагогических разработок»;

- «Алгоритм создания педагогических разработок»;

- «Алгоритм написания научно-методической статьи» и др.

Тематика занятий «Школы совершенствования педагогического мастерства» направлена на освоение учителями педагогических технологий, соответствующих новой образовательной парадигме: проблемно-диалогической, проектной технологий, технологии «Дебаты», исследовательским методам обучения, организации лекционно-семинарской системы обучения на старшей ступени, вариативности форм контроля уровня обученности и домашнего задания и др.
В 2013-2014 учебном году педагогический коллектив продолжил работу по внедрению инноваций в образовательно-воспитательный процесс:


  1. Используемые инновации (институциональный уровень)




Направления

инновационной деятельности



Содержание деятельности

Ступень образования

Классы, предметные области

Результат

В содержании образования

Обучение в условиях независимой оценки знаний

(внешний мониторинг МЦКО, итоговая аттестация в форме ГИА, ЕГЭ)



I, II, III

4 классы,

5-8,10 классы,

9, 11 классы


Осуществляется внешняя экспертиза обученности учащихся. Стандартизация результатов реализации образовательных программ




Реализация ФГОС НОО на первой ступени обучения

I

1-3 классы,

предметы, вошедшие в учебный план



Осуществляется реализация требований ФГОС к содержанию, условиям, результатам учебно-воспитательного процесса.

Контроль качества реализации образовательных программ осуществляется с использованием текстов комплексных контрольных работ






Программа непрерывного филологического образования

(формирование речевых способностей, модуль «Риторизация»), реализуемая под руководством научных сотрудников Пушкинского института



I, II, III

1-11 классы

Осуществляется формирование у обучающихся лингвистических, речевых, творческих способностей, способностей понимания текста, необходимых для становления развитой языковой личности


В организации образовательного процесса

Реализация программ профильного обучения на старшей ступени обучения

III

10-11 классы, предметы, обеспечиваю-щие социально-гуманитар-ный профиль

Расширился спектр образовательных услуг, создаются условия для раннего профессионального самоопределения




Предпрофильная подготовка

II

9 классы

Расширился спектр образовательных услуг, создаются условия для раннего профессионального самоопределения




Реализация учебного плана гимназических классов

II

5б, 6б, 7б, 8б, 9б классы

Расширился спектр образовательных услуг, создаются условия для гуманитаризации образования




Информационно-коммуникативные технологии

I, II, III

1-11 классы

Расширился спектр применения




Здоровьесберегающие технологии

I, II, III

1-11 классы

Создаются условия для сохранения здоровья учащихся на уроках




Личностно ориентированные образовательные технологии

I, II, III

1-11 классы

Создаются условия для повышения качества обучения через индивидуализацию УВП




Проблемно-поисковые, проектные технологии, исследовательский, деятельностный методы обучения

I, II, III

1-11 классы

Создаются условия для реализации метапредметных умений

В содержании воспитывающей деятельности

Ориентированные на личность воспитательные технологии

(технология КТД И. П. Иванова, игровые технологии Н. Е. Щурковой, технология педагогической поддержки О. Г. Газмана., основные целевые ориентации гуманно-личностной технологии Ш. А. Амонашвили, технологии Г.К. Селевко)



I, II, III

1-11 классы

Создаются условия для успешной социализации школьников, самореализации личности школьников. Повысился уровень воспитанности школьников. Наблюдается высокий уровень психологической комфортности всех субъектов УВП




Дополнительные образовательные услуги военно-прикладных видов спорта (ВПК «Рысь»)

II, III

5-11

Создаются условия для профессионального самоопределения выпускников (военно-спортивная направленность), наблюдается разнообразие форм гражданско-патриотического воспитания

В управлении ОУ

Управление ОУ через организацию деятельности Управляющего совета школы







Обеспечение открытости функционирования ОУ, коллегиального принятия решений, определяющих стратегию развития ОУ




Программно-целевое управление качеством образования

I, II, III

1-11 классы

Отсутствуют спорадические, бессистемные контрольные мероприятия, создана нормативно-правовая база, регламентирующая все направления деятельности ОУ




Критериальная оценка результатов педагогической деятельности в условиях новой системы оплаты труда (НСОТ)

Все работники школы




Создаются условия для дифференцированной оплаты труда работника в зависимости от его личного вклада в результат деятельности ОУ


Локальная (индивидуальная) инновационная деятельность педагогов


Направления инновационной деятельности

(темы исследований)



Содержание деятельности

Ступень образования

ФИО педагога,

предметные области



Ожидаемые результаты

Риторизация, образовательная технология, направленная на формирование коммуникативной компетенции учащихся, формирование способности к речевому действию на всех уроках.

Использование элементов риторики без отрыва от программы и текущей темы урока, стимулирование детей к созданию речевого высказывания не в учебно-научном стиле.

III

О.М. Савкина


В результате систематической работы ученики - не боятся создавать текст;

- прежде чем создать текст, четко оценивают речевую ситуацию, в которой нужно создавать текст и используют речевые средства, эффективные в данной ситуации (разрушение шаблонов речи);

-у детей формируется способность к пониманию и оценке чужого текста, а отсюда – формирование собственного индивидуального стиля.


Элементы аксиологии в курсе преподавания русского языка

Работа с ценностно-значимыми элементами национальной концептосферы на уроках русского языка, что способствует формированию культуроведческой компетенции школьников.

II

Санина А.С.,

- формируются представления школьников о значимости слова;

- обогащаются знания школьников о важнейших культурных артефактах, отражающих особенности народных традиций, верований, уклада жизни и воспитывается любовь и уважение к своему народу и языку.



Типы завершения интонационных шкал при обучении английскому языку в средней и старшей школе

Поиск и выбор оснований для применения знаний учащихся о типах завершения интонационных шкал в различных речевых ситуациях

II , III

О.А. Коваль


Высокий уровень сформированности речевой, коммуникативной компетентенций, создание условий для осмысленного восприятия английской речи

Тактики активизации исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка

Поиск способов активизации исследовательской деятельности школьников.

Выработка рекомендаций для применения различных тактик выполнения учебного исследования при изучении разных разделов науки о языке.




II, III

Т.И. Скоромная


Создание условий, способствующих формированию как предметных, так и метапредметных компетентностей (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), что позволит содействовать качественной реализации ФГОС по предмету

Экспедиция как организационная форма интегративного обучения младших подростков

Исследование возможностей экспедиции как интегративной формы обучения школьников на II ступени обучения

II

О.И. Лебедь

Создание условий для формирования ведущих компетенций учащихся основной школы

Планирование самостоятельной деятельности по физической культуре учащихся начальной школы с опорой на учебную мотивацию


Деятельность учащихся по физической культуре в начальной школе, построенная на основе структурирования урочных и внеурочных форм.

Последовательное распределение учебного материала и формирование основ знаний через самостоятельную домашнюю работу с опорой на учебную мотивацию. Использование рабочих тетрадей и методических пособий по физической культуре.



I

О.А. Курносова

Мотивированность к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и сознательное отношение к физической культуре и спорту в целом.



II. Разрабатываемые инновации (институциональный уровень)

Направления инновационной деятельности


Содержание деятельности

Ступень образования

ФИО педагога,

предметные области

Ожидаемые результаты

Территориаль-ный образовательный комплекс

Формирование единой системы методической, образовательной воспитательной деятельности на основе принципов преемственности и целесообразности

ДОУ, I

Работники ДОУ, учителя начальных классов, методическая служба школы

Функционирование территориального комплекса как единой образовательной системы с целью обеспечения качества образования

Пилотный проект по организации профильного обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории города Москвы

(постановление Правительства Москвы от 28.08.2013 №566-ПП)



Реализация направления

«Профориентация»



II- III

(8-11 классы)



Психолог школы – преподава-тель ПСО

Активизация профориентацион-ной деятельности, раннее профессиональное самоопределение, осознанный выбор профиля на старшей ступени, знакомство с рынком труда мегаполиса


Локальная (индивидуальная) инновационная деятельность

Направления инновационной деятельности

(темы исследований)

Содержание деятельности

Ступень образования

ФИО педагога,

предметные области

Ожидаемые результаты

Инклюзивное образование

Образование и социализация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

I

Захарова О.В., учитель начальных классов

Успешная социализация ребенка-инвалида в образовательную среду школы


Содержание образования

Воспитание ученика, способного к нестандартным решениям




Коваль О.А., учитель английского языка




Система работы с интеллектуально одарёнными детьми




Барышникова Л.А., учитель немецкого языка




Составление и использование компетентностно ориентированных заданий как способ оценивания ключевых компетенций обучающихся.





Колпакова Г.И., учитель математики




Инквайр-технологии как средство формирования инновационного стиля мышления ученика на уроках биологии




Филина Н.Л., учитель биологии




Повышение мотивации изучения географии с использованием приема коллажирования




Чалая О.В., учитель географии



С целью поддержки инновационной деятельности педагогов в рамках реализации НСОТ предусмотрена система морального и материального стимулирования участия в конкурсном движении педагогов, осуществляющих инновационную деятельность. Данная система характеризуется устоявшимся характером, доведена до сведения каждого члена коллектива, что призвано способствовать активизации инновационной деятельности. Основные принципы ее осуществления:



  • комплексность (принимается во внимание разработанность педагогом инновационного подхода в какой-либо теоретической форме, практические наработки, имеющие практическую новизну как для ОУ, так и для личного опыта педагога, а также результативность работы);

  • достоверность (выводы об инновационности опыта осуществляются на основе экспертизы – собственной (самим педагогом) и независимой (руководителем МО и заместителем директора, курирующим инновационные процессы в школе);

  • корректность в оценке инноваций;

  • отсутствие негативных тенденций в реализации инноваций.

На основании результатов изучения инноваций применяются следующие меры морального стимулирования:

  • аттестация (с целью повышения квалификационной категории);

  • карьерный рост (руководство школьным МО, организация деятельности по отдельному направлению и др.);

  • создание условий для участия в профессиональных конкурсах (информирование, научно-методическое сопровождение, помощь в оформлении, организация взаимодействия с другими структурами);

  • рекомендации к распространению опыта (на школьном уровне: выступление на МО, педагогическом совете, организация мастер-классов, практических семинаров, выпуск школьного «Методического вестника»; на окружном уровне: рекомендации к трансляции опыта на педагогических чтениях)

Обобщение и распространение педагогического опыта

Администрация и методическая служба школы осознают: обобщение и распространение педагогического опыта не только способствуют его систематизации, осмыслению достигнутых результатов, активизируют деятельность учителя, мотивируют на творчество и стимулируют его, но и являются одним из важных оснований для повышения квалификационной категории педагога. В 2013-2014 учебном году педагоги школы представляли свой инновационный опыт на окружном уровне.

Данные приведены в таблице:

Уровень

Мероприятие

Тема выступления, публикации, (исходные данные публикации)

ФИО учителя, преподаваемый предмет

Окружной


VII Окружные педагогические чтения «


Инновационная деятельность как фактор развития педагогического коллектива (выступление + материалы для публикации сборника)

Скоромная Т.И., руководитель МС

Образование и социализация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

(материалы для публикации сборника)



Захарова О.В., учитель начальных классов

Воспитание ученика, способного к нестандартным решениям

(материалы для публикации сборника)



Коваль О.А., учитель английского языка




Составление и использование компетентностно ориентированных заданий как способ оценивания ключевых компетенций обучающихся.

(материалы для публикации сборника)



Колпакова Г.И.,

учитель математики



Инквайр-технологии как средство формирования инновационного стиля мышления ученика на уроках биологии (материалы для публикации сборника)

Филина Н.Л., учитель биологии

Уклад жизни территориального образовательного комплекса

(материалы для публикации сборника)



Гулицкая Т.А., руководитель МО учителей начальных классов

Окружная ярмарка инноваций. Круглый стол.

«Инновационная площадка «Пушкинское слово»: первые итоги реализации проекта» (выступление + материалы для публикации сборника)

Скоромная Т.И., руководитель МС

Окружной

Окружной методический сборник «Каталог инновационной образовательной деятельности»

Риторизация как технология, обеспечивающая непрерывное филологическое образование, или Промежуточные итоги деятельности первичной инновационной площадки «Пушкинское слово»

Скоромная Т.И., руководитель МС

Использование риторического приема «Продолжи фразу» на уроках немецкого языка.

Барышникова Л.А., учитель немецкого языка

Приёмы риторизации на уроках русского языка в начальной школе


Гулицкая Т.А. учитель начальных классов

Приемы риторизации на уроках русского языка.


Иваницкая И.Ф., учитель русского языка и литературы

Приемы и методы педагогической технологии «Риторизация»


Майорова Н.А., учитель начальных классов

Использование риторических приемов в преподавании истории

Махонина О.И., учитель истории и обществознания




Риторизация как один из аспектов формирования коммуникативно грамотной личности



Санина А.С., учитель русского языка и литературы

Таким образом, в школе созданы условия наибольшего благоприятствования для инновационных процессов, использования в практике работы современных образовательных технологий, вовлечения в поисковую творческую деятельность максимально широкого круга учителей. Анализ приведенных выше данных позволил сделать вывод о том, что за достаточно небольшой период времени ГБОУ СОШ №2026 из режима функционирования перешла в режим развития и может определяться как развивающееся и развивающее образовательное учреждение.

Руководитель МС Т.И. Скоромная


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница