Анализ бухгалтерской отчетности торговой организации Проведем расчеты для коммерческой фирмы за последние полные 3 год




Скачать 75.05 Kb.
Дата27.04.2016
Размер75.05 Kb.
Анализ бухгалтерской отчетности торговой организации
Проведем расчеты для коммерческой фирмы за последние полные 3 года ее работы. Пусть имеются следующие исходные данные, которые были взяты из баланса и отчета о финрезультатах, а также из дополнительных Приложений и пояснений к балансу (таблица №1).
Таблица №1. Исходные данные для расчета, тыс. руб.

Наименование показателей

Год

1-й год

2-й год

3-й год

Годовая выручка по отгрузке (без НДС), Впр

12 000

15 000

16 000

Себестоимость товаров по отгрузке, Спр

10 000

13 000

14 500

Постоянные затраты, Зпост

1 200

1 250

1 300

Дебиторская задолженность на начало года, Дб1

1 100

1 500

1 700

Дебиторская задолженность на конец года, Дб2

1 500

1 700

1 900

Кредиторская задолженность на начало года, Кр1

1 200

1 600

1 800

Кредиторская задолженность на конец года, Кр2

1 600

1 800

2 000

Остаток товаров на начало года (включая НДС), Т1

900

1 200

1 400

Остаток товаров на конец года (включая НДС), Т2

1 200

1 400

1 500

Примем также, что для торгового предприятия в соответствующей строке баланса «Запасы» фигурируют именно только остатки товаров для перепродажи. Далее для расчета оборачиваемости собственных оборотных средств по годам будем считать продолжительность года равной 360 дням, как это обычно принимается в финансовых расчетах.

Из рассмотрения исходных данных за указанные годы уже можно сделать некоторые общие выводы. Прежде всего, идет определенное наращивание оборотного капитала фирмы по годам за счет увеличения объема продаж (выручки). Затем наблюдается тенденция к росту дебиторской задолженности на конец каждого последующего года. С одной стороны, это, возможно, свидетельствует о замедлении процесса погашения долгов покупателями за отпущенный им товар. А ведь известно, что именно дебиторская задолженность, а не запасы, служит основным источником погашения кредиторской задолженности. С другой стороны, это может объясняться ростом объема продаж и пропорциональным увеличением суммы текущей задолженности покупателей. Поэтому без дополнительного рассмотрения относительных показателей или критериев здесь не обойтись.

Пусть в данной таблице величина кредиторской задолженности определяется только расчетами с поставщиками товаров для торговой фирмы. Тем более что оплата других текущих расходов фирмы, как правило, происходит в том же месяце, в котором они были произведены. Это и аренда помещений, транспортные расходы, уплата процентов по заемным средствам (если они присутствуют) и др. Увеличение кредиторской задолженности по годам (таблица №1) показывает, что у фирмы, по-видимому, не хватает средств вовремя отдавать долги поставщикам товаров. К тому же величины кредиторской задолженности на конец каждого рассматриваемого года оказываются выше дебиторской задолженности по окончании того же периода. Но это рассуждение, как и в случае с дебиторской задолженностью, также может быть неоднозначным. Например, при росте объема продаж может потребоваться больше закупать товаров для перепродажи. Отсюда возникает «естественный» рост кредиторской задолженности.

Постепенное повышение остатка товаров на конец года в рассматриваемом интервале лет не дает однозначного ответа. Хорошо это или плохо для предприятия? Это может быть связано как с увеличением прихода товаров, так и с замедлением их расхода (реализации) по годам. Последнее обычно свидетельствует о некотором затоваривании запасов на складе фирмы.

Но все это общие соображения. Далее покажем, что гораздо больше информации для размышления можно получить, если перейти к относительным показателям – критериям финансового состояния фирмы (таблица №2).

Таблица №2. Критерии для анализа финансового состояния фирмы

Наименование показателей

Год

1-й год

2-й год

3-й год

Коэффициент средней наценки на товар, Кнац.ср

1,20

1,15

1,10

Рентабельность работы предприятия, Крент, %

7,10

5,30

1,30

Коэффициент оборачиваемости товарных запасов, Кобт, оборотов

9,50

10,00

10,00

Среднее время возобновления товарных запасов, Тдн, дни

38

36

36

Коэффициент запаса финансовой прочности, Кзфп

1,67

1,60

1,15

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, Кобд, оборотов

9,23

9,38

8,89

Среднее время погашения дебиторской задолженности Пднд, дни

39

38

41

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, Кобк, оборотов

8,57

8,82

8,42

Среднее время погашения кредиторской задолженности, Пднк, дни

42

41

43

Из табл. 2 видно, что со временем (по годам) наблюдается постоянное падение коэффициента средней наценки на товар (Кнац.ср) с 1,2 до 1,1. Уменьшение наценки на покупную стоимость товара при продажах может быть связано со следующими причинами. С одной стороны, это может быть обусловлено неизменным повышением отпускных цен на товары поставщиками.

С другой стороны, с появлением на рынке предложений с более дешевыми аналогичными товарами. А если к тому же существует переизбыток предложений, то это тем более заставляет фирму снижать цены.

Как и следовало ожидать, при средней наценке на товары в 10% на 3-й год работы фирмы не удается получить приемлемую величину рентабельности. Она составляет всего лишь 1,3%, или, грубо говоря, 1 коп прибыли на 1 рубль затрат. Это очень мало для нормальной работы бизнеса. Во всех случаях период оборота товарных запасов составляет немногим более месяца. С одной стороны, это хорошо, поскольку способствует стабильной работе фирмы. С другой стороны, это может излишне затоваривать складские помещения.

В первые два года на фирме сохраняется довольно высокий уровень запаса финансовой прочности по ее хозяйственной деятельности. Валовая прибыль или, другими словами, маржинальный доход превышают все постоянные расходы в 1,6-1,7 раза. Однако на третий год запас финансовой прочности скатывается ниже его критического уровня (1,2) для торгового предприятия. Это объясняется низкой наценкой на товары фирмы, а также некоторым ростом постоянных затрат. Частично это положение можно компенсировать сокращением непроизводственных расходов фирмы, а также повышением объема продаж.

При принятых в табл. 1 размерах дебиторской задолженности среднее время ее погашения примерно одинаково – порядка 39-41 день, то есть не оправдалось опасение (по предыдущей таблице) о значительном замедлении в погашении долгов покупателей к третьему анализируемому году. Однако для торгового предприятия это все равно много. Возможно, что это связано с неблагоприятной концентрацией продаж слишком малому числу покупателей или с неоправданными уступками клиентам по срокам погашения долгов. В любом случае выходом из положения является исключение из числа своих клиентов тех покупателей, которые имеют постоянно просроченные задолженности перед фирмой. Другим способом является применение системы скидок (или бонусов) к цене товара для тех покупателей, которые обеспечивают более раннюю оплату за товар.



Из табл. 3 также видно, что, несмотря на рост кредиторской задолженности на 3-й год, сроки ее погашения вырос незначительно в среднем до 43 дней. Это связано с увеличением коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности до наибольшей величины, что следует также из табл. 1. В ней легко можно подтвердить, что отношение среднего уровня кредиторской задолженности к себестоимости товаров для 3-го года имеет наименьшее значение.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница