Аналитический материал




Скачать 282.52 Kb.
Дата11.05.2016
Размер282.52 Kb.
Для размещения на сайте

АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Анализ результатов анкетного опроса руководителей сельскохозяйственных организаций и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Ростовской области по выявлению проблемных вопросов в связи со вступлением России в ВТО

Ростов-на-Дону

2014 год

Анализ

результатов анкетного опроса руководителей сельскохозяйственных организаций и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Ростовской области по выявлению проблемных вопросов в связи со вступлением России в ВТО
В 2012 году Россия стала членом Всемирной торговой организации (ВТО). Первые итоги присоединения показывают, что ввиду принятых обязательств по снижению уровня тарифной защиты и изменению правил поддержки сельского хозяйства, сектора агропромышленного комплекса испытывают сложности в адаптации к новым условиям конкуренции. Этому сопутствуют снижение темпов роста и ухудшение макроэкономической конъюнктуры.

Перспективы функционирования отечественного агропродовольственного рынка и возможности адаптации сельского хозяйства к обязательствам России перед ВТО определяются возможностью преодоления факторов, сдерживающих развитие отрасли и оказывающих негативное влияние на конкурентоспособность российских агропродовольственных товаров.

Проблемы развития отрасли условно можно разделить на два стержневых блока. Первый блок характеризует влияние совокупности системных, со временем устоявшихся проблем на отрасль, причины возникновения которых напрямую не связаны с условиями присоединения России к ВТО, а обусловлены несовершенством внутреннего функционирования аграрного комплекса или экономической системы в целом. Второй блок, напротив, отражает барьеры роста российских аграрных рынков, вызванные в результате принятых Россией обязательств со стороны Российских торговых партнеров – стран-участниц ВТО и Таможенного союза.

По данным доклада рабочей группы по подготовке Госсовета Российской Федерации по вопросам развития отечественного бизнеса и создания условий для повышения его конкурентоспособности к системным проблемам развития отрасли можно отнести:

высокую кредиторскую задолженность сельскохозяйственных организаций (основная причина, прежде всего, низкая доходность и, как следствие, низкая инвестиционная привлекательность сельского хозяйства). Рентабельность по России от всей хозяйственной деятельности в 2012 году составляла без субсидий немногим более 1%, с субсидиями - 12%, в 2013 году - соответственно -1,7% и 9,3%. Также необходимо отметить, что в условиях роста цен на основные материально-технические ресурсы, транспортировку и переработку, другие услуги, издержки производства российских сельхозпроизводителей выше, чем в других странах. Так, на сопоставимых по уровню технологии предприятиях по производству свинины себестоимость 1 кг живого веса свиней в России составляет 52,7 рубля, или на 5 рублей выше, чем в США (48,7 рубля).

Существенное влияние на конкурентоспособность продукции российских сельхозпроизводителей оказывают система и механизмы кредитования. Так, процентная ставка по кредитам, даже с учетом их частичного субсидирования, в 2012 году для отечественных сельхозтоваропроизводителей (без субсидии) составила 4,6%, в то время как в США и ЕС- 3%, в Германии – 1%. Более того, кредитные ресурсы отечественным сельхозпроизводителям, как правило, предоставляются на срок от 5 до 8 лет. За этот период создаваемое новое производство не может выйти на уровень, позволяющий обеспечить возврат кредитов. В других странах кредиты предоставляются на срок от 10 до 30 лет. В целом задолженность по кредитам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сельском хозяйстве за 2013 год по сравнению с 2012 годом увеличилась на 14% и достигла 1,95 трлн. рублей;

недостаточность собственных и привлеченных финансовых ресурсов для модернизации сельскохозяйственного производства и обновления сельхозтехники (обеспеченность отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей основными видами техники в несколько раз ниже, чем в развитых странах). По данным Минсельхоза России по тракторам этот разрыв составляет от 3 до 20 раз, зерноуборочным комбайнам – от 2 до 5 раз (тракторов в России в 4,8 раза меньше, чем в США, в 3 - по сравнению с Канадой и в 20 раз - со странами ЕС; комбайнов, соответственно, в 4,8; 2,2 и в 5,7 раза). В условиях слабого притока инвестиций в аграрный сектор, выбытие техники в сельскохозяйственных организациях опережает ее поступление. По оценкам, техническая и технологическая модернизация создаст предпосылки для увеличения производительности труда в сельском хозяйстве в 2018 году к 2011 году в 1,2 раза. Однако, это недостаточный темп для достижения технологического уровня развитых стран;

невысокая обеспеченность аграрного бюджета (объемы государственной поддержки сельского хозяйства в России не позволяют сельхозпроизводителям на равных конкурировать на отечественном и мировых рынках). Уровень совокупной государственной поддержки сельского хозяйства в расчете на единицу произведенной продукции в России составляет 5%, Швейцарии - 95,8%, в Норвегии - 86,1%, в США - 37,2%, в ЕС - 25,7%, в Китае - 11,2%, в Канаде - 9,9%. Российской стороной при вступлении в ВТО согласован агрегированный уровень государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в размере 9 млрд. долл. США с последующим сокращением равными долями до 4,4 млрд. долл. США к 2018 году. Вместе с тем фактическое финансирование из федерального бюджета на поддержку агропромышленного комплекса в 2012 году составило 137,6 млрд. рублей (4,4 млрд. долл. США по курсу на 1 января 2012 г.), в 2013 году - 188,5 млрд. рублей (6,2 млрд. долл. США по курсу на 1 января 2013 г.), что значительно ниже согласованных объемов;

существующая структура распределения дохода от реализации сельскохозяйственной продукции по цепочке «производитель-переработчик-продавец», складывающаяся не в пользу сельскохозяйственных товаропроизводителей (по оценке Минсельхоза России, доля сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечной (розничной) цене продовольствия колеблется на уровне 30%. Удельный вес сферы торговли составляет около 40%);

медленное развитие инфраструктуры общего пользования на сельских территориях;

низкий уровень оплаты труда занятых в сельском хозяйстве работников и нехватка квалифицированных кадров;

нехватка стабильных каналов сбыта сельскохозяйственной продукции, что, в первую очередь, касается малого бизнеса;

дисбаланс спроса и предложения на рынке агропродовольственных товаров (например, рынок свинины, птицы в 2013 г.).

макроэкономические риски (высокие процентные ставки, рост долговой нагрузки на домашние хозяйства, изменение валютного курса и др.);

На конкурентоспособность отечественного аграрного сектора оказывает влияние условия членства России в ВТО и Таможенном союзе. А продвижение продукции на мировые рынки сдерживается пока нереализованными преимуществами от участия в данных организациях (второй блок проблем). К ключевым проблемам данного блока можно отнести:

снижение таможенной защиты, по некоторым товарам достаточно радикальное (в результате ослабления тарифной защиты мяса свиней (внутриквотная – 0%, внеквотная – 65%) уязвимость свиноводческого сектора в среднесрочной перспективе в совокупности с внутренними факторами развития отрасли (перепроизводство) чревато стагнацией сектора. Резкое снижение тарифной защиты риса (в 2015 г. - 10%, но не менее 0,03 евро за 1 кг вместо 0,12 евро/кг до присоединения) создает предпосылки для восстановления импортных поставок. В последние годы наблюдалось бурное развитие отрасли, вызванное практически заградительными пошлинами на импортный рис. В последние годы урожай риса держался на отметке порядка 1 млн. тонн против 681 тыс. тонн в 2006 году);

нетарифные барьеры, создаваемые при поставках отечественной продукции за рубеж (несмотря на присоединение России к ВТО, сохраняются сложности при поставках отечественной продукции на внешние рынки (например, мясо птицы в ЕС);

высокий уровень поддержки в зарубежных странах, поставщиках импортной продукции в Россию;

недобросовестная конкуренция со стороны иностранных производителей (демпинг, фальсификация продукции).

С учетом изменений таможенно-тарифного регулирования, обязательств России перед ВТО в части инструментов и объемов государственной поддержки сельского хозяйства в аграрном секторе формируются следующие риски и угрозы:



  • снижение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства;

  • невыполнение к 2020 году положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации по продукции животноводства;

  • сокращение доходов федерального бюджета из-за снижения налоговых поступлений от сельского хозяйства;

  • увеличение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса по сельскохозяйственному сырью и продовольствию.

В итоге следует отметить, что новые условия хозяйствования, связанные со вступлением России в ВТО, могут усиливать воздействие системных факторов, сдерживающих развитие отечественного АПК.

Однако, анализируя последствия членства России в ВТО за прошедший год, фактор ВТО не оказывал доминирующего влияния на состояние аграрной экономики, что и показал проведенный анализ результатов анкетного опроса руководителей сельскохозяйственных организаций Ростовской области по выявлению проблемных вопросов в связи со вступлением России в ВТО.

Производство пищевых продуктов (включая напитки) и табака характеризуется устойчивой конкурентоспособностью на внутреннем рынке и низкой конкурентоспособностью на внешних рынках, за исключением нескольких нишевых производств. На внутреннем рынке местная продукция занимает доминирующее положение во всех сегментах, где для этого нет объективных ограничений. Импорт формируется в основном из продукции и товаров, отсутствующих, либо ограниченно представленных в ассортименте местных продуцентов по объективным причинам: вина, концентраты фруктовых соков, консервированная продукция тропического земледелия и пр. К нишевым производствам, в которых Россия обладает определенной конкурентоспособностью на мировом рынке, относятся, прежде всего, производство растительных масел, кормов для животных и муки. При этом, обладая значительной площадью неиспользуемых сельхозугодий и имея в целом невысокую интенсивность сельского хозяйства, Россия обладает большим потенциалом для наращивания сельскохозяйственного производства и повышения его эффективности, что будет способствовать расширению экспортного потенциала в пищевых производствах.

В 2013 году мероприятия, направленные на обеспечение качественного роста агросектора, были заложены в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы. В 2013 году вопросы недофинансирования аграрного бюджета были частично сняты благодаря дополнительному выделению 42 млрд. рублей.

В целях обеспечения прозрачности и гармонизации с западными механизмами поддержки, их классификации в соответствии с правилами ВТО, были перенастроены некоторые инструменты поддержки аграрного сектора.

В частности, ряд фрагментарных субсидий (ГСМ, минеральные удобрения), направленных на поддержку производителей растениеводческой продукции, обрел форму единой погектарной субсидии, приблизившись к зарубежному аналогу. Однако на эти цели в 2013 году субъектам Российской Федерации направлено 24,4 млрд. рублей, или в среднем 344 рубля на один гектар пахотных земель. Вместе с тем в странах ЕС объем дотаций в пересчете на гектар в среднем составляет 270 евро, при этом минимальная субсидия в Латвии - 95 евро и максимальная в Нидерландах - 475 евро на гектар.

В настоящее время разрабатывается порядок и критерии отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции, для освобождения от обязательств по сокращению поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в таких регионах, в соответствии с Соглашением ВТО по сельскому хозяйству.

Проводится работа по разработке перечня видов агропродовольственной продукции, в отношении которых устанавливается запрет на закупки для государственных и муниципальных нужд в случае, если страной происхождения такой продукции не являются страны Единого экономического пространства, за исключением случаев отсутствия ее аналогов, производимых на территории Единого экономического пространства.

Несмотря на снижение тарифной защиты отраслей сельского хозяйства, в арсенале у государства существуют инструменты по защите своих производителей: специальные защитные меры, компенсационные пошлины, антидемпинговые меры. Возможность применения данных мер предусмотрена правилами ВТО.

Позитивным эффектом от присоединения к ВТО стала имплементация международных правил в сфере международной торговли и, как следствие, повышение транспарентности торгового режима и инвестиционной привлекательности России. Другим позитивным эффектом от присоединения стала появившаяся возможность требовать от Российских торговых партнеров соблюдения правил ВТО и их обязательств, принятых в ВТО.

В целях дальнейшего повышения эффективности оказания государственной поддержки для осуществления деятельности товаропроизводителей агропромышленного комплекса:

До 1 сентября 2014 года будет разработан комплексный программный документ, направленный на обеспечение эффективного функционирования агропромышленного комплекса России в рамках Всемирной торговой организации, предусматривающего:

повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия за счет улучшения качества, снижения издержек производства и увеличения производительности труда;

повышение эффективности мер тарифного и нетарифного регулирования с целью замещения импортной сельскохозяйственной продукции и продовольствия отечественными товарами;

создание механизма по осуществлению закупок отечественной сельскохозяйственной продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе за счет разработки и принятия программы внутренней продовольственной помощи;

поддержку экспорта продовольствия, включая продукты глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, разрабатываются предложения по решению проблемы сокращения задолженности по кредитам предприятий и организаций агропромышленного комплекса России с целью финансового оздоровления отрасли.
Ростовская область относится к группе субъектов Российской Федерации с развитыми индустриальным и агропромышленным комплексами.

Доля АПК Ростовской области – 4,3% в валовой продукции сельского хозяйства страны. В 2013 году валовой региональный продукт составил 913,9 млрд. рублей, по сравнению с предыдущим годом, вырос на 3,5%. Результат работы донского аграрного сектора – это 19% в общем объёме ВРП.

В общероссийском объеме производства зерна удельный вес Ростовской области в 2013 году составил 7% (3 место в России), подсолнечника – 8% (5 место), овощей – 4% (5 место).

В сфере животноводства область в десятке ведущих регионов страны. По производству яиц область занимает 2-е место в Российской Федерации и 1-е в Южном федеральном округе, молока - 5-е место в Российской Федерации и 2-е по Южному федеральному округу, мяса – 8-е в Российской Федерации и 2-е по Южному федеральному округу.

Предприятия донского региона выпускают разнообразную товарную номенклатуру пищевой продукции, занимая по отдельным видам весомые позиции, как в Южном Федеральном округе, так и в целом по России. Среди субъектов Южного Федерального округа область находится на втором месте по производству хлеба и хлебобулочных изделий, растительного масла, мяса, колбасных изделий, на третьем месте по выпуску цельномолочной продукции.

Индекс производства сельскохозяйственной продукции в 2013 году составил 98,4%.

Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составил 6,7 млн. тонн, что превышает уровень прошлого года более чем на 413 тыс. т. Намолочено семян подсолнечника 814,2 тыс. тонн (100,8% к уровню 2012 года). По сравнению с 2012 годом собрано на 10% меньше овощей открытого грунта (605,1тыс. тонн) и картофеля (360,6 тыс. тонн). Тем не менее, собранный объем урожая позволяет Ростовской области обеспечить жителей в полном объеме и реализовывать продукцию за пределы области.

За 2013 год производство молока составило 1078,6 тыс. тонн на уровне 2012 года, яиц получено 1889,4 млн.шт., что на 6% больше уровня 2012 года, производство мяса составило 300,2 тыс. тонн, или 84,8% к уровню 2012 года.

Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака составил 102,9%. В пищевой и перерабатывающей промышленности по отношению к прошлому году снижено производство мяса птицы (на 47,6%), плодоовощных консервов (на 29,1%), цельномолочной продукции (на 2,3%). Увеличено производство муки (на 12,5%), крупы (на 30,7%), масла сливочного (на 85,9%), колбасных изделий (3,8%), масла подсолнечного нерафинированного (1,9%).

В целом, в прошедшем году обеспечено потребление населением области в расчете на душу населения мяса на уровне 71 кг (норма – 70 кг), яиц – 322,4 шт. (норма – 260 шт.). По молочной продукции потребление на душу населения пока ниже нормы – 279,4 кг (норма – 320 кг).

Доля донских производителей в общих ресурсах Ростовской области по мясу и молоку составляет 66% и 82,2% соответственно, яиц - 96,2%. Вместе с тем, показатели (кроме яиц) пока ниже показателей Доктрины продовольственной безопасности РФ. По мясу нужно стремиться к 85%, молоку - 90%.

Обследование потребительского рынка в 2013 году показало следующую представленность донских производителей на прилавках: крупы – 60 – 86%; муки – 61%; мяса – 43%; масла подсолнечного – 47%; молока – 19%.

Цифры доказывают конкурентоспособность донских производителей.

Основными импортерами агропродовольствия на территорию Ростовской области являются:

Турция (доля 11 %) – поставки цитрусовых плодов, семян подсолнечника,

Бразилия (9%) – табачное сырье,

Греция (5%) - свежие фрукты,

Индонезия (4%) – пальмовое масло,

Польша (4%) – овощи, фрукты,

США (4%) - семена подсолнечника, кукуруза, семена для посева,

Франция (4%) – семена для посева, индюшиные и гусиные яйца,

Испания (3%) – табачное сырье, виноградные вина.

По данным крупных и средних перерабатывающих предприятий сложилась следующая ситуация по использованию импортного сырья в производстве:


Сырье

Закуплено, тн

Итого

Доля импортного сырья, %

Производитель РФ

Производитель др. страны

Мясосырье, 2013г.


20 295,62

10 387,59

(говядина, свинина, шпик)



30 683,21

33,9

Мясосырье 1 кв. 2014г.

3 976,08

1 401,31

(говядина, свинина, шпик)



5 377,39

26,0

Плодоовощная продукция, 2013г.

9 824

1 869

(огурцы, томатная паста)



11 693

9,3

Плодоовощная продукция 1 кв. 2014г.

2 097

1 682

(огурцы, томатная паста)



3 779

80,0

Сырье для производства кондитерских изделий, 2013г.

119 504

5 716

(орехи, изюм, мак, специи)



125 220

4,6

Сырье для производства кондитерских изделий

1 квартал 2014



35 454

1 500

(орехи, изюм, мак, специи)



36 954

4,0

Сырье для хлебопекарной промышленности, 2013г.

177 731,0

2 269,0

(изюм, специи, замороженные фрукты)




180 000,0

1,2

Сырье для хлебопекарной промышленности 1 кв. 2014г.

51 329,0

251

(изюм, специи, замороженные фрукты)



51 580,0

0,4

Сырье для производства чипсов, 2013г.

95 761,0

18 032,0

(картофель, кукуруза добавки)



113 793,0

16,0

Сырье для производства чипсов, 1 кв. 2014г.

23 940,0

4 508,0

(картофель, кукуруза добавки)



28 448,0

15,0

1. При производстве колбасных изделий используется сырье стран ЕС и США, доля которого существенна и составляет практически 34%.

2. Сырье для плодоовощной промышленности завозится из Индии (огурцы) и Китая (томатная паста).

3. Сырье для производства чипсов закупается у местных производителей и соседних регионов. И только перед новым урожаем (в июне – июле) в Ливане и Египте.

4. Сырье для хлебопекарной и кондитерской промышленностей (изюм, специи, замороженные фрукты) поставляются из Греции и Турции.

На реализацию всех направлений Государственной программы в 2013 году направлено получателям 8,7 млрд. руб. (в т.ч. из федерального бюджета – 6,5 млрд. руб., из областного – 2,2 млрд. руб.). Из них: на развитие животноводства - 0,9 млрд. руб., растениеводства – 2,5 млрд. руб., на возмещение процентных ставок по кредитам – 3,6 млрд. руб., на социальное развитие села – 1 млрд. руб.

Государственная поддержка предоставлена 9354 сельскохозяйственным товаропроизводителям по 61 направлению. На рубль затрат сельхозтоваропроизводителей господдержка составила 8,4 копейки.

Сегодня государственная поддержка предприятий области с учетом правового поля ВТО, направлена на повышение их конкурентоспособности и осуществляется в рамках программных мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 №592), предусматривающая период реализации 2014-2020 годы.

В рамках совершенствования системы поддержки сельского хозяйства в Ростовской области расширен перечень применения мер «зеленой корзины». В частности:

оказание несвязанной поддержки занимает 20% общего объема господдержки. Из общего объема средств, предусмотренных на поддержку растениеводства в 2013 году, 72% направлено на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства. В среднем на 1 га выплачено 615 рублей. Данные средства сельхозтоваропроизводители направляли на выполнение агротехнологических работ: приобретение минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, средств защиты растений. Затраты на 1 га пашни в целом при производстве растениеводческой продукции составили 12 тыс. рублей, в том числе на подготовку и сев 1 га пашни составили 2100 рублей;

увеличены средства на поддержку страхования рисков сельскохозяйственной деятельности, кроме того введено страхование сельскохозяйственных животных.

Для повышения конкуренции отечественной продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, повышения технической и технологической оснащенности перерабатывающих предприятий в областном бюджете предусмотрены средства на субсидирование 35% затрат на приобретение технологического и холодильного оборудования, спецавтотранспорта, внедрение стандартов качества, продвижение продукции.

На региональном уровне программными мероприятиями до 2020 года предусмотрена поддержка по переподготовке кадров сельхозтоваропроизводителей и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, внедрению инновационных проектов, обеспечению продвижения продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, внедрению стандартов качества, технического и технологического обновления.

Формирование в Ростовской области системы оптово-логистических центров является частью мероприятий по подготовке к реализации на территории области программы внутренней продовольственной помощи, рекомендованной Концепцией мер по поддержке отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках «зеленой корзины» ВТО, разработанной Минсельхозом России.

Итог вступления России в ВТО проявится лишь спустя несколько лет, а окончательные итоги, как для сельского хозяйства, так и всей экономики страны будут очевидны по истечении переходного периода, который для сельского хозяйства является наиболее длительным.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области с целью изучения мнения руководителей сельскохозяйственных организаций и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности о возникающих проблемах в хозяйственной деятельности в связи со вступлением России в ВТО был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 436 респондентов.

Мониторинг анкетирования показал, что основными проблемами в АПК являются:

снижение закупочных цен на производимую продукцию;

повышение цен на энергоносители, удобрения, семена, ГСМ, корма;

рост конкуренции со стороны импорта продукции и нестабильность рынков сбыта;

снижение реального уровня государственной поддержки по отношению к инфляции.

Ограничивает конкурентоспособность отечественной продукции рынке:

высокая закредитованность сельхозтоваропроизводителей;

недостаточно развитая сеть реализации сельхозпродукции и проблематичность реализации продукции через крупные розничные сети;

высокие транспортные издержки;

низкий уровень используемых технологий при производстве сельскохозяйственной продукции;

недостаточная информация о рынках;

недостаток перерабатывающих мощностей;

недостаточно развитая инфраструктура транспортировки и хранения сельскохозяйственной продукции;

недостаток навыков современной продажи и маркетинга сельскохозяйственных товаров.

Также предприятия в числе факторов указали высокие процентные ставки по кредитам в Российской Федерации, не позволяющие конкурировать с иностранными производителями, отсутствие гарантированной, устойчивой сырьевой базы, диспаритет цен и отсутствие регулирования цен со стороны государства, высокие тарифы на продукцию естественных монополий (свет, газ), ветеринарные услуги, ГСМ, отсутствие квалифицированных кадров.

Большинство опрошенных сельхозтоваропроизводителей оценили уровень государственной поддержки в условиях ВТО как низкий и только 8% от опрашиваемых считают, что уровень поддержки достаточный.

Причинами ограничения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке, по мнению субъектов АПК, являются недостаток государственных механизмов поддержки сельскохозяйственного экспорта, высокие транспортные издержки, недостаток навыков современной продажи и маркетинга сельскохозяйственных товаров, высокие заградительные пошлины на внешних рынках, недостаточная информация о рынках, недостаток перерабатывающих мощностей, недостаточно развитая логистическая инфраструктура для экспорта сельхозпродукции, неспособность соответствовать строгим санитарным и фитосанитарным нормам в импортирующих странах, недостаточно развитая транспортная инфраструктура для экспорта сельскохозяйственной продукции, низкое качество продукции, недостаток аккредитованных сертификационных центров и лабораторий в Российской Федерации.

Также предприятия в числе факторов указали высокую себестоимость продукции, связанную с высокой стоимостью энергоресурсов, обслуживающего производства, постоянно растущих цен на основные виды сырья, отсутствие спроса на отечественную продукцию на мировом рынке, поскольку рынок уже сложился, и имеются собственные производители, поддерживаемые государством.

Из 56 опрошенных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности только 4 организации занимаются внешнеэкономической деятельностью. Экспортируются кондитерские изделия, замороженное мясо, подсолнечное масло рафинированное дезодорированное, а также лимонады и питьевая вода.

Из 380 опрошенных сельскохозяйственных организаций внешнеэкономической деятельностью занимаются только 10 предприятий (в Азовском, Багаевском, Веселовском, Каменском, Обливском, Октябрьском, Песчанокопском, Советском и Цимлянском районах). 1 сельскохозяйственная организация планирует заниматься внешнеэкономической деятельностью с 2014 года, 2 сельхозорганизации - с 2015 года.

Экспортируемые товары: пшеница продовольственная, ячмень, кукуруза, рис, подсолнечник, лен, ядохимикаты.

Большинство организаций отметили, что они не получили преимуществ от присоединения России к ВТО.

К вопросам в области государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства, требующим принятия мер со стороны государственных органов, респонденты отнесли вопросы уменьшения стоимости сельскохозяйственной техники, ГСМ, минеральных удобрений для сельхозпроизводителей, кредитование по низким процентам, увеличение размера субсидий на несвязанную поддержку с дифференциацией в зависимости от кадастровой оценки земель, увеличение государственной поддержки до уровня стран ВТО, поддержки сельскохозяйственного экспорта, сбалансированности спроса и предложения сельскохозяйственной продукции, возможность конкуренции по зонам нахождения, обучения навыкам современной продажи и маркетинга сельскохозяйственной продукции, ценообразования и установления показателей на долгосрочную перспективу, которые дадут возможность грамотно разработать бизнес-планы.

Распределение ответов на вопросы анкеты руководителями сельскохозяйственных организаций и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности представлены в приложении.


Приложение
Распределение ответов на вопросы анкеты руководителями сельскохозяйственных организаций и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Ростовской области по выявлению проблемных вопросов в связи со вступлением России в ВТО
В ходе анкетного опроса руководителям сельскохозяйственных организаций и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности были заданы следующие вопросы:

1. «Достаточно ли у Вас информации об обязательствах России по сельскому хозяйству в ВТО?»

Большинство опрошенных (68%) ответили, что у них недостаточно информации об обязательствах России по сельскому хозяйству в ВТО, достаточно информации у 32% организаций.
2. «Достаточно ли у Вас информации о практических аспектах использования Соглашения ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам?»

Недостаточно информации у 70% участников анкетирования, у 30% предприятий достаточно данной информации.


3. «Достаточно ли у Вас информации о практических аспектах использования Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле?»

Недостаточно информации у 78% опрашиваемых, 22% организаций обладают необходимой информацией по данному вопросу.


4. «Занимается Ваша организация внешнеэкономической деятельностью?»

Внешнеэкономической деятельностью занимаются 4 организации пищевой и перерабатывающей промышленности из 56 опрошенных, 10 сельскохозяйственных организаций из 380 опрошенных.

1 сельскохозяйственная организация планирует заниматься внешнеэкономической деятельностью с 2014 года, 2 сельхозорганизации - с 2015 года.


  1. «Укажите виды экспортируемых товаров»

Экспортируемые товары в пищевой и перерабатывающей промышленности:

кондитерские изделия, замороженное мясо, подсолнечное масло рафинированное дезодорированное, а также лимонады и питьевая вода.

Экспортируемая сельскохозяйственная продукция: пшеница продовольственная, ячмень, кукуруза, рис, подсолнечник, лен, ядохимикаты.


  1. «Оцените изменения наполнения рынка со времени вступления в ВТО аналогичными импортными товарами, которые ваша организация производит и является ли импортная продукция дешевле отечественной?»

Нет изменений, ответили 50% респондентов, наполненность рынка увеличилась как по ассортименту, так и по количеству ответили 40% опрашиваемых, на рынке нет аналогичных импортных товаров, ответили 10% опрашиваемых.

Импортная продукция является дешевле отечественной ответили 34% респондентов, импортная продукция не является дешевле отечественной ответили 16% опрашиваемых, 50% респондентов написали «затрудняюсь ответь».




  1. «Укажите проблемы, возникшие в организации с момента присоединения Российской Федерации ко Всемирной торговой организации?»

Опрошенные указали следующие проблемы, возникшие в организации с момента присоединения Российской Федерации ко Всемирной торговой организации:

не возникло проблем (45% опрашиваемых);

снижение закупочных цен на производимую продукцию (28%);

повышение цен на энергоносители, удобрения, семена, ГСМ, корма (16%);

рост конкуренции со стороны импорта продукции и нестабильность рынков сбыта (6%);

снижения уровня государственной поддержки (5%).




  1. «Какие основные преимущества получила организация от присоединения России к ВТО?»

98 % опрашиваемых считают, что они не получили никаких преимуществ от присоединения России к ВТО. Выделено такое преимущество, как доступ к рынкам и ресурсам, стимулирование сельхозорганизаций к конкурентной борьбе, возможность продвижения товаров на внешних рынках 2%.


  1. «Достаточен ли уровень квалификации персонала, в том числе юридической квалификации, для деятельности в новых условиях тарифного, санитарного и фитосанитарного регулирования?»

58% организаций ответили, что уровень квалификации персонала, в том числе юридической квалификации, для деятельности в новых условиях тарифного, санитарного и фитосанитарного регулирования, недостаточен;

40% ответили, что достаточен;

2 % ответили, что необходимо дополнительное обучение персонала.


  1. «Оцените уровень государственной поддержки организаций агропромышленного комплекса в условиях ВТО»:

Большинство опрошенных (77%) считают, что уровень государственной поддержки организаций агропромышленного комплекса в условиях ВТО низкий;

удовлетворительный – 19%;

достаточный уровень - 8%;

3% руководителей организаций указали на то, что поддержка не носит системного характера, получение субсидий, дотаций слишком усложнено, зачастую поддержка направлена не на то, что требуется предприятию;

3% респондентов не пользовались государственной поддержкой.


  1. «На Ваш взгляд, что ограничивает конкурентоспособность отечественной продукции на российском рынке?

□ высокая закредитованность сельхозтоваропроизводителей

□ высокие транспортные издержки

□ недостаток перерабатывающих мощностей

□ недостаточно развитая сеть реализации сельхозпродукции

□ низкий уровень используемых технологий при производстве сельскохозяйственной продукции

□ недостаточно развитая инфраструктура транспортировки и хранения сельскохозяйственной продукции

□ недостаток навыков современной продажи и маркетинга сельскохозяйственных товаров

□ недостаточная информация о рынках

□ другое (укажите)»:
По мнению организаций, следующие факторы ограничивают конкурентоспособность отечественной продукции на российском рынке:

высокая закредитованность сельхозтоваропроизводителей (51%);

недостаточно развитая сеть реализации сельхозпродукции (39%);

высокие транспортные издержки (33%);

низкий уровень используемых технологий при производстве сельскохозяйственной продукции (25%);

недостаточная информация о рынках (24%);

недостаток перерабатывающих мощностей (23%);

недостаточно развитая инфраструктура транспортировки и хранения сельскохозяйственной продукции (22%);

недостаток навыков современной продажи и маркетинга сельскохозяйственных товаров (18%).

Также предприятия в числе данных факторов указали высокие процентные ставки по кредитам в Российской Федерации, не позволяющие конкурировать с иностранными производителями, проблематичность реализации продукции через крупные розничные сети, отсутствие гарантированной, устойчивой сырьевой базы, диспаритет цен и отсутствие регулирования цен со стороны государства, высокие тарифы на продукцию естественных монополий (свет, газ), ветеринарные услуги, ГСМ, отсутствие квалифицированных кадров.


12. «На Ваш взгляд, что ограничивает конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке?

□ высокие заградительные пошлины на внешних рынках

□ неспособность соответствовать строгим санитарным и фитосанитарным нормам в импортирующих странах

□ недостаток аккредитованных сертификационных центров и лабораторий в РФ

□ недостаточно развитая транспортная инфраструктура для экспорта сельскохозяйственной продукции

□ высокие транспортные издержки

□ недостаток перерабатывающих мощностей

□ низкое качество продукции

□ недостаток навыков современной продажи и маркетинга сельскохозяйственных товаров

□ недостаточная информация о рынках

□ недостаток государственных механизмов поддержки сельскохозяйственного экспорта

□ недостаточно развитая логистическая инфраструктура для экспорта сельхозпродукции

□ другое (укажите).
Респонденты указали следующие ограничения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке:

недостаток государственных механизмов поддержки сельскохозяйственного экспорта (40%);

высокие транспортные издержки (32%);

недостаток навыков современной продажи и маркетинга сельскохозяйственных товаров (24%);

высокие заградительные пошлины на внешних рынках (22%);

недостаточная информация о рынках (21%);

недостаток перерабатывающих мощностей (19%);

недостаточно развитая логистическая инфраструктура для экспорта сельхозпродукции (17%);

неспособность соответствовать строгим санитарным и фитосанитарным нормам в импортирующих странах (16%);

недостаточно развитая транспортная инфраструктура для экспорта сельскохозяйственной продукции (15%);

низкое качество продукции (11%);

недостаток аккредитованных сертификационных центров и лабораторий в Российской Федерации (10%).

Также предприятия в числе ограничительных факторов указали высокую себестоимость продукции, связанную с высокой стоимостью энергоресурсов, обслуживающего производства, постоянно растущих цен на основные виды сырья, отсутствие спроса на отечественную продукцию на мировом рынке, поскольку рынок уже сложился, и имеются собственные производители, поддерживаемые государством.
13. «Какие вопросы в области государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства в условиях ВТО, на Ваш взгляд, требуют дополнительного изучения?»:
Опрашиваемые респонденты выделили следующие вопросы в области государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства, требующие дополнительного изучения:

уменьшение стоимости сельскохозяйственной техники, ГСМ, минеральных удобрений для сельхозпроизводителей;

кредитование по низким процентам;

увеличение размера субсидий на несвязанную поддержку с дифференциацией в зависимости от кадастровой оценки земель;

увеличение государственной поддержки до уровня стран ВТО;

государственные механизмы поддержки сельскохозяйственного экспорта;

соответствие цены и качества на сельскохозяйственную продукцию;

поддержка малого бизнеса;

сокращение рабочих мест;

увеличение отрицательного сальдо внешнеторгового баланса;

сбалансированность спроса и предложения сельскохозяйственной продукции;

паритет цен на продаваемую и покупаемую продукцию;

возможность конкуренции по зонам нахождения;

высокая закредитованность отечественных производителей;

возможность восстановления закрытого производства в сельском хозяйстве;

эффективное использование основных средств;

перевооружение современной техникой всего сельского хозяйства, предоставление в лизинг на 10 и более лет без удорожания и оплаты за нее первые 3 года;

предоставление удобрений и средств защиты сельскохозяйственных культур в лизинг на 1 год;

обучение навыкам современной продажи и маркетинга сельскохозяйственной продукции;

процесс ценообразования и установления показателей на долгосрочную перспективу, которые дадут возможность грамотно разработать бизнес-планы и др.





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница