Аналитическая записка о результатах оценки бюджетной и социальной эффективности предоставленных налоговых льгот по местным налогам в 2013 году




Скачать 158.44 Kb.
Дата10.05.2016
Размер158.44 Kb.



Аналитическая записка о результатах оценки бюджетной и социальной эффективности предоставленных налоговых льгот по местным налогам в 2013 году.
Анализ эффективности и целесообразности предоставления налоговых льгот по местным налогам за счет средств бюджета городского округа «Город Калининград» проведен на основании Методики оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, утвержденной постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 31.12.2013 №2076.

Проведение оценки эффективности предоставляемых льгот направлено на оптимизацию перечня действующих льгот, а также обеспечение оптимального выбора категорий плательщиков, в отношении которых устанавливаются льготы.

Данный анализ сформирован на основании отчета № 5-МН представленной УФНС России по Калининградской области 10.07.2014.

На территории городского округа «Город Калининград» предусмотрены льготы по уплате местных налогов. Установленные льготы имеют социальную либо экономическую направленность. Налоговые льготы и преимущества за счет бюджета городского округа «Город Калининград» применяются относительно земельного налога и налога на имущество физических лиц.

По итогам 2013 года сумма выпадающих доходов бюджета в связи с предоставлением налоговых преимуществ составила 23226,0 тыс.руб., в том числе:
(тыс. руб.)

№ п/п

Местные налоги

Выпадающие доходы в

2012 году



Выпадающие доходы в 2013 году

Удельный вес в сумме собствен-ных доходов в 2012 году, %

Удельный вес в сумме собствен-ных доходов в 2013 году, %

Темп роста 2013/2012, %

1.

Земельный налог

20940

23226

0,30

0,32

10,92

2.

Налог на имущество физических лиц

0

0

-

-

-




Итого:

20940

23226

0,30

0,32

10,92


Земельный налог

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 НК РФ, земельный налог относится к местным налогам. Земельный налог устанавливается главой 31 «Земельный налог» НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований, что следует из статьи 387 НК РФ. Также, в соответствии со статьей 387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками земельного налога, согласно статьи 388 НК РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Правом пожизненного наследуемого владения могут обладать только граждане, на что указывает пункт 1 статьи 266 Гражданского кодекса РФ.

Решением городского Совета депутатов Калининграда от 19.10.2005г. №346 «Об установлении на территории г. Калининграда земельного налога» (далее Решение), в соответствии с главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации, на территории города Калининграда с 1 января 2006 года введен земельный налог.

Земельный налог на территории городского округа «Город Калининград» взимается от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с Земельным кодексом РФ.

В 2013 году земельный налог исчислялся исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 28.11.2008 № 769 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калининградской области» по следующим ставкам:




№ п/п

Ставка налога, %

В отношении земельных участков

1.

0,3

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства

2.

0,3

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства

3.

0,3

предоставленных под существующие гаражи, а также под строительство и для завершения строительства гаражей, в том числе расположенных в гаражных обществах

4.

0,3

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также для дачного хозяйства

5.

0,1

занятых спортивными сооружениями - стадионами

6.

1,5

для прочих земельных участков

В соответствии с Решением об установлении на территории города Калининграда земельного налога, в 2013 году предоставлялись льготы по земельному налогу следующим категориям налогоплательщиков:



1. В виде полного освобождения от уплаты земельного налога льгота предоставлялась:

1.1. В целях социальной поддержки:

- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;

- инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, имеющие I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

- инвалиды с детства;

- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;

- граждане, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона РФ от 18.06.1992 № 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», а также в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

- граждане, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданные фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;

- члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей;

- участники становления Калининградской области;

- граждане, переселившиеся в Калининград в период до 1 января 1953 года и переселенные по оргнабору, достигшие на дату переселения 16 лет;

- ветераны труда;

- граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;

- пенсионеры, получающие трудовую пенсию по старости, достигшие возраста 60 лет – мужчины, 55 лет – женщины;

- малоимущие граждане;

- лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо проработавшие не менее шести месяцев и награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны;

- граждане, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Житель блокадного Ленинграда».

1.2. В целях поддержки религиозных организаций:

- религиозные организации.


2. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика:
2.1. В целях социальной поддержки:

- военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более.

Данные категории налогоплательщиков получили муниципальные преференции в отношении земельных участков, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

Снижение налоговой нагрузки по земельному налогу выражается в предоставлении адресной льготы, учитывающей экономическую обеспеченность налогоплательщиков.


3. В виде возможности уплачивать земельный налог в пониженном размере льгота предоставлялась следующей категории налогоплательщиков:

3.1. В целях поддержки объектов спорта:

- в отношении земельных участков, занятых спортивными сооружениями – стадионами – в размере 0,1 процента.
Сведения о суммах выпадающих доходов из бюджета городского округа «Город Калининград» по земельному налогу от предоставленных льгот.






















(тыс.руб.)




№ п/п

Льгота по категории налогоплатель-щиков

Кол-во налого-плательщиков- льготников в 2012 году

Выпада-ющие доходы в 2012 году

Кол-во налого-платель-щиков- льготни-ков в 2013 году

Выпада-ющие доходы в 2013 году

Удельный вес в сумме собственных доходов в 2012 году, %

Удельный вес в сумме собственных доходов в 2013 году,

%


Темп роста 2013/ 2012, %

1.

В виде полного освобождения от уплаты земельного налога

15154

19968

15107

22257

0,29

0,31

11,46

1.1.

В целях социальной поддержки граждан

15144


18888

15093

20930

0,27

0,29

10,81

1.2.

В целях поддержки религиозных организаций

10


1080

14

1327

0,02

0,02

22,87

2.

В виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогопла-тельщика

1283

39

1219

36

0,001

0,001

-7,69

2.1.

В целях социальной поддержки: военнослужа-щие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста

1283

39

1219

36

0,001

0,001

-7,69




пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организацион-но-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более






















3.

В виде возможности уплачивать земельный налог в пониженном размере

2

933

2

933

0,014

0,013

0

3.1.

В целях поддержки объектов спорта

2

933

2

933

0,014

0,013

0




ИТОГО:

16439

20940

15145

23226

0,30

0,32

10,92

Сумма выпадающих доходов бюджета городского округа «Город Калининград» в связи с предоставлением льгот отдельным категориям плательщиков по земельному налогу в 2013 году по отношению с 2012 годом увеличилась на 2286,0 тыс. руб. (10,92%), в том числе:

- за счет увеличения суммы выпадающих доходов от предоставления льгот в виде освобождения от налогообложения физических лиц –2042,0 тыс. руб. (несмотря на уменьшение количества налогоплательщиков на 51 человек),

- за счет увеличения суммы выпадающих доходов от предоставления льгот по земельному налогу в виде поддержки религиозных организаций - 247,0 тыс. руб. (+ 4 налогоплательщика),

- за счет уменьшения суммы выпадающих доходов от предоставления льготы в виде не облагаемой налогом суммы – (-) 3,0 тыс. руб. (- 64 налогоплательщика).

Сумма выпадающих доходов бюджета городского округа «Город Калининград» в связи с предоставлением льгот отдельным категориям плательщиков по земельному налогу за земельные участки, занятые спортивными сооружениями составила в 2013 году 933 тыс.руб. и в сравнении с 2012 годом она не изменилась.

Льготой в виде возможности уплачивать земельный налог в пониженном размере (по ставке 0,1 процента) воспользовались две организации (МАОУ города Калининграда СОШ №28 и МАОУ города Калининграда СОШ №13).

Таким образом, предоставленные физическим лицам льготы направлены на социальную поддержку населения, а именно – поддержку малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, снижение доли расходов на оплату обязательных платежей, то есть предоставленные льготы имеют социальную эффективность.

Учитывая, что религиозные организации финансируются за счет добровольных пожертвований прихожан, предоставленные льготы направлены на поддержку организаций, имеющих общественную значимость в жизнедеятельности города Калининград и можно говорить о социальном эффекте предоставляемых налоговых льгот.

При установлении стоимости платы за предоставляемые образовательные услуги сумма земельного налога учитывается в косвенных расходах образовательных учреждений. Учитывая, что снижение суммы земельного налога привело к снижению стоимости услуг для потребителей (населения города Калининграда), можно говорить о социальном эффекте предоставляемых налоговых льгот.



Бюджетный эффект предоставленных физическим и юридическим лицам льгот равен нулю.
Налог на имущество физических лиц

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и взимается на основании Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 №2003-1 и нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления о введении налога на территории соответствующего муниципального образования.

Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения выступают – жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения, а так же доли в праве общей собственности на вышеуказанное имущество.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 НК РФ представительные органы муниципальных образований определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяются федеральным законодателем в соответствии с требованиями НК РФ.

Ставки налога устанавливаются от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.

Решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 27.10.2010 № 279 «О ставках налога на имущество физических лиц» в 2013 году были установлены следующие ставки налога:



Суммарная инвентаризационная

стоимость объектов

налогообложения


Ставка налога (в процентах)

Жилые строения,

помещения и сооружения



Нежилые строения,

помещения и сооружения



До 300 тыс. руб.

(включительно)



0,1

0,1

Свыше 300 тыс. руб.

до 500 тыс. руб.

(включительно)


0,3

0,3

Свыше 500 тыс. руб.

1

2

Согласно пункту 2 Решения лица, удостоенные звания «Почетный гражданин города Калининграда», освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц.

На основании информации представленной УФНС России по Калининградской области согласно разделу III формы отчета № 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на имущество физических лиц» за 2012 и 2013 годы льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц гражданам, удостоенным звания «Почетный гражданин города Калининграда» не представлялись.


Выводы:
1. Выпадающие доходы бюджета городского округа «Город Калининград» по земельному налогу в результате применения льгот в 2013 году составили 23226,0 тыс. руб., что на 2286,0 тыс. руб. (или 10,92%) больше, чем в 2012 году, в том числе:

- по физическим лицам сумма льгот составила 20996 тыс. руб., с ростом к 2012 году на 10,93%.

- по юридическим лицам – 2260 тыс.руб., с ростом к 2012 году на 12,27%.

2. Выпадающие доходы бюджета городского округа «Город Калининград» по налогу на имущество физических лиц в результате применения льгот в 2013 году равны нулю.

3. Льготы по налоговым доходам предоставлены в целях:

- формирования благоприятных условий жизнедеятельности для незащищенных слоев населения;

- поддержки организаций религиозной направленности, имеющих общественную значимость в жизнедеятельности города Калининграда;

- поддержки организаций, владеющих на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, занятыми спортивными сооружениями, и имеющими общественную значимость в жизнедеятельности города Калининграда.

4. Учитывая, что предоставляемые льготы направлены на повышение уровня жизни населения (поддержка малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, снижение доли расходов на оплату обязательных платежей), поддержку организаций, имеющих общественную значимость в жизнедеятельности города Калининграда, можно говорить о социальном эффекте предоставляемых налоговых льгот.

5. Бюджетная эффективность предоставляемых физическим и юридическим лицам льгот в 2013 году равна нулю.










База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница