Аналитическая записка о ходе исполнения федерального бюджета за январь – декабрь 2015 года




страница1/37
Дата09.05.2016
Размер5.52 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«__» февраля 2016 г.

№ АСП-___/16-09


Аналитическая записка

о ходе исполнения федерального бюджета

за январь – декабрь 2015 года

Содержание











1.

Общие положения

3










2.

Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета

3










3.

Анализ исполнения основных характеристик федерального бюджета в январе – декабре 2015 года и организации исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

14










4.

Анализ исполнения доходов федерального бюджета

20










5.

Анализ исполнения расходов федерального бюджета

58










6.

Анализ исполнения бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Российской Федерации и непрограммных направлений деятельности

150










7.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета


184










8.

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния


203










9.

Государственный долг Российской Федерации


212










10.

Выводы и предложения

231











1. Общие положения

Оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь – декабрь 2015 года (далее – оперативный доклад) подготовлен Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» и пунктом 1.2.2 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год, рассмотрен и утвержден Коллегией Счетной палаты (протокол от 4 февраля 2016 г. № 4К (1079).

Оперативный доклад подготовлен на основании результатов оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета в 2015 году, контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой, казначейских уведомлений, расходных расписаний, расчетных документов, явившихся основанием для операции со средствами федерального бюджета, а также данных отчетности Минфина России, Федерального казначейства, главных администраторов средств федерального бюджета и иных участников бюджетного процесса, на которых законодательством Российской Федерации возложены бюджетные полномочия.

2. Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета

2.1. Исполнение федерального бюджета в 2015 году происходило в условиях продолжения действия основных внешне- и внутриэкономических тенденций, сформировавшихся в 2014 году, и характеризовалось критическим для российского экспорта и доходов бюджета снижением уровня цен на нефть на мировом рынке, повышенным уровнем инфляции, продолжающейся девальвацией и высокой волатильностью курса национальной валюты, отрицательными темпами прироста ВВП и промышленного производства, падением реальной заработной платы и ростом просроченной задолженности по заработной плате. Негативные тенденции в формировании совокупного внутреннего спроса, наблюдавшиеся в 2015 году, создают значительные риски по переходу российской экономики в 2016 году на траекторию восстановительного роста.

2.2. Средняя мировая цена на нефть марки «Юралс» в 2015 году составила 51,23 доллара США за баррель, что на 47,5 % ниже уровня 2014 года (97,6 доллара США за баррель) и на 3,3 %, или на 1,77 доллара США, ниже среднегодовой ожидаемой цены на нефть в 2015 году, учтенной в расчетах к Федеральному закону от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (с изменениями от 28 ноября 2015 г. № 329-ФЗ) (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ (с изменениями) – 53 доллара США за баррель.

2015 год характеризовался повышенной волатильностью цен на нефть на мировом рынке. В первые пять месяцев года наблюдалась повышательная динамика, а начиная с июня среднемесячные цены снижались (за исключением сентября и октября 2015 года). Диапазон колебаний среднемесячных цен на нефть в 2015 году составил 27,3 доллара США.

Среднемесячные значения мировых цен на нефть марки «Юралс» по месяцам 2015 года представлены в следующей таблице.

(долларов США за баррель)



Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

46,58

57,3

54,53

59,16

63,69

61,35

55,51

45,63

46,66

46,77

42,11

36,42

Наблюдаемый в настоящее время низкий уровень мировых цен на нефть марки «Юралс» и сохраняющиеся риски их дальнейшего снижения свидетельствуют о целесообразности пересмотра прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год1, а также корректировки Федерального закона от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» (далее – Федеральный закон № 359-ФЗ).



2.3. В 2015 году курс рубля по отношению к доллару США демонстрировал заметную волатильность.

После относительно продолжительного периода ослабления рубля (с июля 2014 года по февраль 2015 года) с марта по май 2015 года наблюдалось его укрепление, в июне – сентябре произошла вторая волна девальвации, в октябре курс несколько укрепился, а в ноябре - декабре девальвация продолжилась.

Средний номинальный курс доллара США к рублю представлен в следующей таблице.

(рублей за 1 доллар США)



Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

61,70

64,63

60,23

52,87

50,58

54,50

57,07

65,15

66,77

63,07

65,03

69,66

За январь – декабрь 2015 года официальный номинальный курс доллара США к рублю составил 60,66 рубля за доллар США, что на 22,69 рубля, или в 1,6 раза, выше уровня января – декабря 2014 года (37,97 рубля за доллар США) и на 0,34 рубля за доллар США ниже его значения на 2015 год, используемого в расчетах к Федеральному закону № 384-ФЗ (с изменениями) - 61 рубль за 1 доллар США).

За период с 1 по 29 января 2016 года средний номинальный курс доллара США к рублю составил 76,39 рубля за 1 доллар США, увеличившись с 72,93 рубля за доллар США по состоянию на 1 января 2016 года до 77,37 рубля за доллар США на 29 января 2016 года.

Риски дальнейшего ослабления курса национальной валюты в 2016 году и превышения значения курса рубля к доллару США, использовавшегося в расчетах к Федеральному закону № 359-ФЗ (63,3 рубля за доллар США), связаны с сохраняющимся неблагоприятным влиянием международных санкций и низким уровнем мировых цен на нефть марки «Юралс».

Ослабление курса рубля по отношению к основным мировым валютам происходило на фоне сокращения международных резервов, которые по состоянию на 1 января 2016 года составили 368,4 млрд. долларов США. Международные резервы за период с начала 2015 года уменьшились на 17,1 млрд. долларов США, или на 4,4 %. Их сокращение наблюдалось на протяжении 2014 и 2015 годов.



2.4. Основные характеристики федерального бюджета на 2015 год определены Федеральным законом № 384-ФЗ (с изменениями) исходя из номинального объема ВВП в размере 73 515,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 12,2 % (декабрь 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года).

В целом за 2015 год, по первой оценке Росстата, объем ВВП составил в текущих рыночных ценах 80 412,52 млрд. рублей, или 109,4 % прогнозируемого объема (73 515,0 млрд. рублей), предусмотренного на 2015 год в Федеральном законе № 384-ФЗ (с изменениями).

Темпы прироста физического объема ВВП на протяжении всего 2015 года оставались отрицательными впервые с 2009 года. В 2015 году, по предварительным данным Росстата, падение ВВП составило 3,7 %.

Темпы прироста физического объема ВВП представлены в следующей таблице.

(прирост в % к соответствующему периоду предыдущего года)

I квартал

II квартал

III квартал

-2,2

-4,6

-4,1

В 2015 году ухудшилась динамика большинства основных макроэкономических показателей.

Существенно снизились показатели, характеризующие внешнеэкономическую деятельность. Так, по оценке Банка России, торговый баланс в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизился и составил 76,8 % (в 2014 году по сравнению с 2013 годом – 104,3 %), в том числе экспорт товаров – 68,2 % (95 %), импорт товаров – 63 % (90,2 %). Продолжилось падение инвестиций в основной капитал, уровень которых в 2015 году по сравнению с 2014 годом составил 91,6 % (в 2014 году по сравнению с 2013 годом – 98,5 %). В ряде видов экономической деятельности, в которых в 2014 году наблюдался рост, в 2015 году было отмечено снижение. Так, объем платных услуг населению составил 97,9 % (в 2014 году по сравнению с 2013 годом - 101,3 %), индекс промышленного производства - 96,6 % (101,7 %).

При этом падение темпов промышленного производства было менее глубоким, чем сокращение ВВП. Небольшой положительный прирост по промышленным видам деятельности зафиксирован только в добыче полезных ископаемых – на 0,3 % (в 2014 году – на 1,4 %), в основном за счет опережающего роста добычи угля и металлических руд. Усилилось снижение в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 1,6 % (в 2014 году – на 0,1 %) за счет сокращения энергопотребления при снижающихся темпах роста в обрабатывающей промышленности и в связи с повышенным температурным режимом в 2015 году по сравнению с 2014 годом. Наибольший спад отмечен в обрабатывающих производствах - на 5,4 % (в 2014 году – рост на 2,1 %).

Динамика выпуска по отдельным видам продукции обрабатывающих производств приведена в следующей таблице.



(в % к 2014 году, по убыванию показателя)

Вид промышленной продукции

Изменение показателя, %

Увеличение выпуска

Изделия медицинские

119,4

Сыры и продукты сырные

117,1

Красители органические синтетические

115,1

Ткани

114,7

Электровозы магистральные постоянного тока

114,5

Стекло листовое литое

113,9

Мясо и субпродукты пищевые

113,0

Материалы для покрытий пола, стен и потолка полимерные

112,3

Сахар

111,9

Сокращение выпуска

Станки металлорежущие

88,8

Автомобили грузовые

85,3

Обувь

83,5

Автобусы

83,0

Конструкции и детали сборные железобетонные

80,9

Трикотажные изделия

78,1

Блоки стеновые крупные

76,7

Тракторы для сельского и лесного хозяйства

76,2

Автомобили легковые

72,3

Двигатели внутреннего сгорания

69,7

В 2015 году в отдельных отраслях промышленности и в сельском хозяйстве в соответствии с планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р (далее также – План), осуществлялись меры государственной поддержки. Однако указанные меры лишь частично повлияли на экономическую ситуацию в субсидируемых отраслях. Так, производство легковых автомобилей составило 72,3 % уровня 2014 года (1 213 тыс. штук), автобусов – 83 % (36,7 тыс. штук), зерноуборочных комбайнов – 82,5 % (4 575 штук), машин и приспособлений для уборки незерновой части урожая – 96,8 % (8 362 штуки).

Одним из пунктов Плана было утверждение и обеспечение реализации отраслевых программ (планов) импортозамещения (пункт 41). В наибольшей степени процессы импортозамещения проявились в производстве сельскохозяйственной продукции, однако в промышленном производстве эти процессы в 2015 году реализовались не в полной мере, так как соответствующие планы Минпромторга России были рассчитаны на среднесрочную перспективу.

При этом необходимо учитывать, что перестройка сложившейся в настоящее время структуры экономики в направлении создания высокотехнологичных импортозамещающих производств требует немалого времени и ресурсов, включая финансовые.

В сложившихся экономических условиях при сохраняющемся высоком уровне износа основных фондов, наличии ресурсных и технологических ограничений, недостаточном предложении высококвалифицированной рабочей силы на рынке труда необходимы комплексные решения Правительства Российской Федерации по поддержке отдельных производств и отраслей, дающих ощутимый эффект для экономического роста, например, в сфере экспортных поставок готовой продукции с высокой долей добавочной стоимости или в производстве конкурентоспособной продукции для внутреннего рынка.

Основными причинами отрицательной динамики экономического развития в 2015 году по сравнению с предыдущими годами помимо критических внешних условий явились внутриэкономические факторы, среди которых следует выделить прежде всего значительное снижение совокупного внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного.

Увеличение сальдированного положительного финансового результата, который в январе - ноябре 2015 года вырос на 48,6 % (в аналогичном периоде 2014 года – снижение на 14,9 %), не способствовало росту инвестиционной активности вследствие повышения рисков осуществления инвестиционной деятельности.

Падение внутреннего инвестиционного спроса в 2015 году было обусловлено недостаточной инвестиционной активностью организаций в различных секторах экономики в связи со значительными рисками в перспективном развитии деятельности, с ухудшением условий заимствований, включая ограничения по привлечению кредитов на внешних рынках для крупнейших российских банков и компаний, ростом себестоимости в связи с инфляцией издержек.

Средневзвешенная ставка по рублевым кредитам (сроком до 1 года) нефинансовым организациям после повышения в конце 2014 года достигла максимального значения в январе 2015 года – 19,86 % годовых. В последующем в течение года ставка постепенно снижалась - до 13,75 % годовых в ноябре 2015 года.

Ставки по рублевым кредитам нефинансовым организациям следовали динамике ключевой ставки Банка России. В период со 2 февраля по 3 августа 2015 года ключевая ставка Банка России последовательно снижалась пять раз (с 17 % до 11 %) и сохранилась на этом уровне до конца 2015 года из-за усиления инфляционных рисков.

Как уже отмечалось, замедление экономического роста в 2015 году было также связано с падением потребительского спроса вследствие снижения темпов роста реальных располагаемых доходов населения (в 2015 году - на 4 %, в 2014 году – на 0,7 %), снижением реальной заработной платы (в 2015 году – на 9,5 %, в 2014 году - рост на 1,2 %), а также со снижением роста потребительского кредитования (с 113,8 % по состоянию на 1 января 2015 года до 94,3 % по состоянию на 1 января 2016 года).

При этом, по информации Банка России, по состоянию на 1 января 2016 года по сравнению с 1 января 2015 года просроченная задолженность по кредитам и прочим средствам, предоставленным физическим лицам, выросла на 29,4 % (на 1 января 2015 года по сравнению с 1 января 2014 года - рост на 51,6 %), что свидетельствует о сокращении у населения финансовых источников (зарплаты и в целом денежных доходов) для погашения кредиторской задолженности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница