Академия генеральной прокуратуры




страница1/5
Дата05.05.2016
Размер1.57 Mb.
  1   2   3   4   5
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАЩИТА ПРОКУРОРОМ В СУДЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ЕЕ СУБЪЕКТОВ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ФАКТОВ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОТЧУЖДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА

Пособие


Москва • 2015

УДК 347.962

ББК 67.721-92

З-40
Рецензенты:



Л.Е. Васильева, начальник управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

А.Г. Воробьев, ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук;

Е.А. Глебова, начальник управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере;

А.В. Паламарчук, начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук.


З-40


Защита прокурором в суде экономических интересов Российской Федерации и ее субъектов при выявлении фактов, связанных с незаконным отчуждением государственного имущества: пособие / [Ю.Г. Насонов и др.]; Ген. прокуратура Рос. Федерации; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2015. – 108 с.

В пособии отражены законодательное регулирование права собственности Российской Федерации и ее субъектов, перечень прав и обязанностей органов управления государственным имуществом, а также организаций, получивших его во владение и пользование. Рассмотрены вопросы организации прокурорских проверок. Значительное внимание уделено практике обращения прокурора в суд в защиту имущественных интересов государства.

Для работников органов прокуратуры. Также может быть использовано в системе повышения квалификации прокурорских работников.

УДК 347.962

ББК 67.721-92

© Генеральная прокуратура

Российской Федерации, 2015

©Академия Генеральной прокуратуры

Российской Федерации, 2015

Авторы
Ю.Г. Насонов, заведующий отделом НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук (руководитель авторского коллектива) – введение, заключение;

Л.И. Александрова, старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации – параграф 2.3
гл. 2 (в соавторстве);

Т.А. Диканова, заведующая отделом НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук – параграф 2.3 гл. 2 (в соавторстве);

А.А. Ермольев, старший прокурор отдела управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации – параграф 3.2
гл. 3 (в соавторстве);

Е.В. Кремнева, старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации – параграф 1.3 гл. 1, образцы исковых заявлений, список источников;

Ю.В. Корулина, старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации – параграфы 1.1 и 1.2 гл. 1, образец заявления в суд;

М.Ю. Кагамлык, научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации – параграф 2.1 гл. 2;

А.В. Концевой, научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации – параграф 3.1 гл. 3;

С.М. Михайлов, старший прокурор отдела управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук – параграф 2.2 гл. 2;

М.В. Юдина, старший прокурор отдела управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации – параграф 3.2 гл. 3
(в соавторстве).

Введение
Государственная собственность в Российской Федерации служит экономической основой реализации государством общезначимых задач, в том числе стратегического характера. Проводящаяся в стране приватизация, которая ведет к расширению индивидуальной и групповой формы собственности, не означает, что государственная собственность полностью исчезнет.

В российской экономике имеются такие отрасли, которые нецелесообразно передавать в частную собственность. Это относится к наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Государственная собственность применима в сферах экономики, в которых велика потребность в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не служит критерием, достаточным для их функционирования. В настоящее время объем государственной и муниципальной собственности, несмотря на масштабную приватизацию, остается достаточно большим, объекты государственной собственности становятся необходимой имущественной основой для предпринимательской деятельности.

Доходы от государственного имущества представляют собой важный источник пополнения бюджета страны.

Российская Федерация и ее субъекты наряду с осуществлением властных функций являются участниками правоотношений, регулируемых нормами гражданского права. Выступая субъектом гражданского права, государство подчиняется действию основополагающего принципа – принципа равенства участников правоотношений. Сочетание публично-правовых и частноправовых отношений при осуществлении государством правомочий собственника определяет особенности выступления в гражданском обороте системы уполномоченных органов.

Организационные функции по управлению федеральным имуществом выполняют в той или иной мере все органы власти. Правительство Российской Федерации утверждает основные направления управления федеральным имуществом, вырабатывает организационные основы такого управления. Кроме того, в ведении Президента и Правительства Российской Федерации находится формирование круга субъектов управления государственной собственностью и утверждение положения об органах исполнительной власти, за которыми закрепляются полномочия по управлению объектами федеральной собственности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» функции по управлению федеральным имуществом возложены на уполномоченные федеральные агентства.

Прокурорский надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти – действенный механизм реализации государственной экономической политики, к целям которой относится и защита имущественных интересов страны.

Переходный период в реформировании экономики показал,
что дальнейшее ее развитие не может происходить без государственного регулирования. Одна из его форм – это деятельность прокуратуры по защите интересов государства и общества, в том числе государственного имущества. Прокурорский надзор, направляя свои усилия на укрепление законности в стране, присущими ему средствами в состоянии оказать мощное стабилизирующее влияние на экономику и имущественные отношения.

Противодействие незаконному отчуждению государственной собственности имеет приоритетное значение при осуществлении надзора в сфере экономики1.

Защита прокурором в суде экономических интересов Российской Федерации и ее субъектов при выявлении фактов, связанных с незаконным отчуждением государственного имущества, строится как на властных полномочиях, так и на условиях паритета. При получении сигнала о нарушении законов в сфере управления государственной собственностью прокурор вправе провести проверку всех обстоятельств в любом поднадзорном органе. При обращении прокурора в суд с заявлением (исковым заявлением) он пользуется одинаковыми процессуальными правами и несет процессуальные обязанности, как и другие участники процесса.

Между тем действующий механизм правового регулирования отношений по осуществлению и защите государством права государственной собственности характеризуется разрозненностью, несогласованностью и не обеспечивает в полной мере интересы собственников.

Законодательство существенно ограничивает полномочия прокурора в арбитражном процессе. Однако вступившие в 2014 г. в законную силу дополнения и изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации значительно усиливают возможности для обращения прокурора в арбитражный суд.

Направление прокурором заявления в суд, – как правило, завершающий этап надзора за исполнением законов федеральными министерствами и иными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, другими организациями и учреждениями.

Обозначенные аспекты обусловливают актуальность данного пособия, цель издания которого состоит в оказании помощи прокурорам в защите в суде экономических интересов Российской Федерации и ее субъектов при выявлении фактов незаконного отчуждения государственного имущества.

Рассматривая вопросы оспаривания прокурором в суде сделок по отчуждению государственного имущества, авторы не ограничились лишь незаконными договорами купли-продажи и противоправной приватизацией. По сути отчуждение – это отдельные факты незаконной аренды публичной собственности, когда государство, формально оставаясь собственником, на длительное время лишается имущества и доходов от него. В этом же ряду находятся и владение, и пользование имуществом государства без надлежащего вещного права, наносящие материальный ущерб Российской Федерации и субъектам Российской Федерации.


Глава 1. Правовые основы и полномочия субъектов права

государственной собственности
1.1. Правовое регулирование права собственности

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
Основные принципы и положения, регулирующие отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением государственной собственностью, закреплены в основном законе Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в нашей стране признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8). Федеральная государственная собственность и управление ею входят в предмет ведения Российской Федерации (п. «д» ст. 71, п. «г» ст. 72), а вопросы, связанные с разграничением государственной собственности, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Положения Конституции Российской Федерации нашли свое развитие в нормах гражданского законодательства.

Согласно ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, граждан и юридических лиц. Некоторые определенные законом виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. При этом законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, в чьей собственности оно находится.

В ст. 214 ГК РФ дано понятие государственной собственности, под которой подразумевается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение согласно ст. 294, 296 ГК РФ.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями


и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Ряд федеральных законов содержат положения об отнесении тех или иных объектов к федеральной собственности.

Правоотношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением государственной собственностью, регулируются в основном нормами отраслевого законодательства, а также специальных законов.

Например, в силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в
государственной собственности, может быть приватизировано, т.е. передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (Законом Российской Федерации
от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», федеральными законами от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ряд положений, касающихся приватизации государственного имущества, содержат также Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и Федеральный закон от 24.07.2002
№ 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

В ст. 17Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» указаны особенности порядка заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В ст. 501 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отражены порядок и основания отчуждения объектов культурного наследия из государственной собственности, а ст. 7 Федерального закона


от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» содержит перечень архивных документов, относящихся к государственной собственности. Федеральный закон от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» определяет порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Множественность законодательных актов во многом обусловлена разнообразием видов имущества, которые могут быть объектами права государственной собственности.

В государственной собственности могут находиться как недвижимые, так и движимые вещи: здания, жилые и нежилые помещения, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания; объекты инфраструктуры морских портов (некоторые из таких объектов в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а также Федеральным законом от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» могут находиться исключительно в федеральной собственности и не подлежат отчуждению в частную или муниципальную собственность), объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения, объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности (в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, является федеральной собственностью); объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного значения; имущественные комплексы государственных унитарных предприятий; деньги и ценные бумаги (ст. 142 ГК РФ).

В соответствии со ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.



Природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением находящимися в государственной собственности землями различного целевого назначения регулируются Гражданским, Земельным и Лесным кодексами Российской Федерации, Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральным законом


от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации могут находиться: участки недр (Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»); водные объекты (Водный кодекс Российской Федерации); объекты растительного мира (Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»); объекты животного мира (Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»).

В государственной собственности могут также быть доли (акции) в уставных капиталах юридических лиц, государственные облигации,
а также подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1226 ГК РФ).

Для правового регулирования отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением государственной собственностью, характерно широкое использование бланкетных норм, предусматривающих принятие подзаконных нормативных правовых актов.

Так, согласно ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с государственной собственностью, регулируются также указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Например, Указ Президента Российской Федерации от 26.07.2001


№ 923 «О порядке разграничения государственной собственности на территории Чеченской Республики», Указ Президента Российской Федерации от 17.11.2008 № 1624 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 1106-р.

В каждом субъекте Российской Федерации приняты законы, подробно и комплексно регулирующие вопросы, связанные с управлением собственностью этого субъекта Российской Федерации. Таковы, в частности, Закон г. Москвы от 19.12.2007 № 49 «Об основах управления собственностью города Москвы», Закон Московской области от 11.01.2007 № 4/2007-оз «О собственности Московской области», Закон Ленинградской области от 19.01.2001 № 4-оз «Об отдельных вопросах управления и распоряжения государственным имуществом Ленинградской области».

С учетом изложенного представляется, что определенная сложность правоприменения в данной сфере обусловлена наличием большего количества нормативных правовых актов различного уровня и юридической силы, их нестабильности ввиду постоянной корректировки с учетом складывающейся социальной обстановки, экономических факторов и меняющихся приоритетов государственной политики.

1.2. Полномочия органов управления государственным
имуществом

Согласно ст. 125, 214 ГК РФ от имени Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации


от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Перечислим основные из них.



В ведении Министерства экономического развития Российской Федерации находится Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

По Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее – Положение), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Росимущество также – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 77 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Росимущество, в частности:

заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество;

приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность;

закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества;

закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений;

принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации;

выступает организатором торгов при продаже находящихся


в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов;

осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом.

Росимущество обладает и другими полномочиями, предусмотренными Положением.

Функции по управлению федеральной собственностью, находящейся в ведении Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляет Министерство обороны Российской Федерации (Мин-обороны России).

Минобороны России в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации


от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся в ведении Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее – имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).

Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции:

а) совершает от имени Российской Федерации юридические действия по защите ее имущественных и иных прав и законных интересов при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника – подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

б) контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;

в) производит в установленном порядке изъятие у учреждений излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации;

г) осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность;

д) закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;


е) выступает от имени Российской Федерации учредителем (участником) открытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, создаваемых путем приватизации подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации выступает учредителем создаваемых с участием государства иных юридических лиц;

и) осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества;

к) выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним;

л) организует в установленном порядке работы по изъятию,


в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты;

м) принимает решения о включении жилых помещений


в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда;

н) осуществляет формирование специализированного жилищного фонда за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Департамент имущественных отношений Минобороны России
в соответствии с Положением о нем, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.04.2009 № 335, осуществляет реализацию указанных полномочий по управлению имуществом
Минобороны России.

Полномочия собственника федерального имущества исполняет также Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации
от 08.02.2011 № 155 «Вопросы Министерства культуры Российской Федерации» Правительством Российской Федерации постановлением от 20.07.2011 № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации» утверждено Положение о названном Министерстве. Согласно
п. 5.4.1 этого положения Минкультуры России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности и осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя федеральных автономных, бюджетных и казенных учреждений,
а также полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в указанной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного подведомственным федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям.

В структуру Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации входит Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Положение о нем утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, в соответствии с которым Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Рослесхоз, в частности, осуществляет:

в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в названной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным этому Агентству;

функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в области лесных отношений, установленные Лесным кодексом Российской Федерации, в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в ч. 2 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и (или) в случаях, когда указанные полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности этого органа;

Рослесхоз вправе в установленном законодательством Российской Федерации порядке направлять материалы о нарушении лесного законодательства в органы внутренних дел, прокуратуру, суд и предъявлять в суд и арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного лесам.

Полномочия собственника отдельных объектов федерального имущества, находящегося в структуре Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, выполняет Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы). Положение о нем утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 282, в соответствии с которым Росводресурсы – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

В указанной сфере деятельности Росводресурсы осуществляет:

в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным этому Агентству;

в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности; предоставление водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации, или частей таких водоемов, морей или их отдельных частей в пользование на основании договора водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.

К Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации также относится Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Согласно Положению о Роснедрах, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, оно представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Роснедра, в частности, осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным этому органу.

К числу уполномоченных органов относится Федеральное агентство связи (Россвязь). В силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 320 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве связи» Россвязь – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания (далее – связь).

Россвязь осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника
в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в названной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным этому Агентству.

Согласно Положению об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 17.09.2008 № 1370, названное управление представляет собой федеральный орган исполнительной власти (федеральное агентство), осуществляющий в пределах своей компетенции функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также другие функции, предусмотренные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Управление делами, в частности, осуществляет:

функции главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении организаций, созданных при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации, подведомственных учреждений, а также иных организаций, финансовое обеспечение которых осуществляет Управление делами;

функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления делами и реализацию возложенных на него задач;

защиту имущественных и иных интересов государства в отношении федерального имущества, расположенного за пределами Российской Федерации и находящегося во владении третьих лиц, а также по поручению Правительства Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации защиту имущественных и иных интересов государства в отношении иного федерального имущества.

Управление делами Президента Российской Федерации вправе обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы
с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, расположенным за пределами Российской Федерации и находящимся во владении третьих лиц.

Названные органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность по управлению государственным имуществом непосредственно и через свои территориальные органы в субъектах Российской Федерации, а также через подведомственные им организации.

В случаях и порядке, предусмотренных законодательством, отдельными полномочиями собственника государственного имущества могут быть наделены юридические лица (п. 3 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ).

Например, государственная корпорация «Ростех» в соответствии с положениями п. 12.1 ст. 7, п. 5 ст. 18.1 Федерального закона от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» после принятия Правительством Российской Федерации решения о преобразовании федеральных


государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности, с последующей передачей их Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации вправе осуществлять права собственника имущества таких федеральных государственных унитарных предприятий.

Во многих субъектах Российской Федерации в соответствии


с их нормативными правовыми актами созданы фонды имущества субъектов, которые осуществляют отдельные полномочия собственника регионального имущества.

1.3. Правомочия государственных унитарных предприятий,
а также иных организаций по владению, пользованию,
распоряжению государственным имуществом

Правовое положение унитарных предприятий определяется нормами, закрепленными в ст. 48, 65, 113, 114 ГК РФ, и специальным Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон об унитарных предприятиях).

Понятие унитарного предприятия раскрывается в ст. 113 ГК РФ, которая признает унитарным предприятием коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Аналогичная дефиниция содержится и в ст. 2 Закона об унитарных предприятиях.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия, поэтому имущество государственного или муниципального унитарного предприятия (далее – унитарное предприятие) находится соответственно в государственной или муниципальной собственности, неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Само понятие «унитарный» означает «единый, объединенный, составляющий одно целое»1 и происходит от латинского unitas – единство.

Государство, создавая предприятие на базе своей собственности, всегда при утверждении устава2 определяет цели деятельности, ради которых учреждается данное государственное или муниципальное предприятие.

В зависимости от характера права такого юридического лица на переданное ему учредителем имущество законодатель различает унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (казенные предприятия).

Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права более широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника по сравнению с правом оперативного управления. Реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде. В свою очередь круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом (ст. 295 ГК РФ, ст. 20 Закона об унитарных предприятиях). Вмешательство государственных органов в деятельность унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий неправомерно. Тем не менее законодательством установлены определенные ограничения права хозяйственного ведения, связанные с распоряжением недвижимым имуществом.

Так, предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Право оперативного управления означает возможность унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом не только в пределах, установленных законом, но и в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Распоряжение закрепленным на праве оперативного управления имуществом, в том числе и отчуждение, возможно только лишь с согласия собственника этого имущества, если иное не установлено законом. Право оперативного управления предполагает возможность самостоятельной реализации производимой продукции, при этом порядок распределения доходов определяется собственником его имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (ст. 296 – 297 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и оперативного управления возникает в момент передачи имущества государственным и муниципальным предприятиям, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Прекращается право хозяйственного ведения или оперативного управления либо по общим основаниям, либо по решению собственника в случаях правомерного изъятия имущества. В случае смены собственника переданного или закрепленного имущества предприятия сохраняют право хозяйственного ведения или оперативного управления на принадлежащее им имущество.

Правоспособность унитарного предприятия, так же как и любого юридического лица, возникает с момента внесения записи о создании унитарного предприятия в государственный реестр, т.е., иными словами, с этого момента унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо и может осуществлять деятельность, определенную уставом указанного предприятия, реализовывая свои права и обязанности в рамках, очерченных его правовым статусом.

Между тем для унитарного предприятия установлены исключения: государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда, а именно в течение трех месяцев с момента государственной регистрации (ст. 13 Закона об унитарных предприятиях), не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.

Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии (п. 3 ст. 3 Закона об унитарных предприятиях). Данное правило – общее для всех юридических лиц


и индивидуальных предпринимателей (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ1).

Конкретные виды деятельности, подлежащие лицензированию, законодатель закрепил в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций,
в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц (ст. 6 Закона об унитарных предприятиях).

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только


с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Такое ограничение связано с необходимостью распоряжения имуществом собственника. При этом согласия собственника требует не только вопрос об участии унитарного предприятия в коммерческих или некоммерческих организациях, но и непосредственно вопрос распоряжения вкладом (долями) в уставном капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями.

Вместе с тем, несмотря на согласие собственника, при решении вопроса об участии унитарного предприятия в коммерческих


и некоммерческих организациях либо о распоряжении вкладом, акциями унитарного предприятия необходимо учитывать, что унитарное предприятие распоряжается движимым и недвижимым имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом
(ст. 18 Закона об унитарных предприятиях).

Данная позиция законодателя находит отражение и в судебной практике (см. определение ВАС РФ от 29.04.2014 № ВАС-4599/14


по делу № А65-4920/2013).

Государственное предприятие вправе самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения. Ввиду этого унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, сами вырабатывают свою стратегию и план производства, распределяют финансы, устанавливают цены на свою продукцию, организуют ее сбыт и т.д. Таким образом, степень их самостоятельности достаточно близка к хозяйственной самостоятельности собственника имущества1.

По-иному законодатель установил правомочия унитарного предприятия по распоряжению недвижимым имуществом, а именно ограничение на распоряжение недвижимым имуществом, которое заключается в необходимости получения согласия собственника на данное правомочие.

Согласие собственника должно, во-первых, носить предварительный характер, о чем свидетельствует и судебная практика


(см. дело № А60-8150/2008 по иску прокурора Свердловской области к ФГУП «Почта России» о признании недействительным (ничтожным) договора о сдаче в аренду недвижимого имущества, рассмотренное Семнадцатым аппелляционным арбитражным судом от 18.09.2008 № 17АП-6598/2008-ГК).

Во-вторых, согласие собственника должно иметь письменную форму и закрепляться, как правило, в акте уполномоченного органа власти или органа местного самоуправления, принятого в рамках их компетенции, обладающем соответствующими реквизитами: дата, номер, подпись должностного лица и т.п. После такого согласования сделка может считаться удовлетворяющей интересам собственника и предприятия1.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему на праве оперативного управления как движимым, так и недвижимым имуществом, в том числе передавать его третьим лицам по договорам аренды, только с согласия собственника имущества2.

Доходы казенного предприятия, после уплаты установленных законодательством Российской Федерации налогов, сборов и других обязательных платежей, а также отчислений в фонды предприятия остаются в распоряжении предприятия и используются им для достижения целей деятельности предприятия, которые определены уставом. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации может предусматриваться и иной порядок реализации продукции казенным предприятием1.

Решение о совершении крупной сделки (ст. 23 Закона об унитарных предприятиях) принимается руководителем унитарного предприятия только с согласия собственника имущества такого предприятия.

Раскрывая сущность понятия «крупная сделка», законодатель исходит из следующих признаков:

в основе лежит одна сделка или несколько взаимосвязанных сделок. Взаимосвязанные сделки предполагают совершение двух и более сделок, когда предшествующая сделка обуславливает возможность (необходимость) совершения последующих сделок2;

сделки должны быть связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно3 имущества;

критерием отнесения сделок к крупным служит стоимость приобретаемого (отчуждаемого) имущества (более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда). Применение в данной норме двух взаимоисключающих способов определения размера крупной сделки связано с тем, что в казенных предприятиях уставный фонд не формируется.
В связи с этим критерием крупной сделки для казенного предприятия следует считать превышение стоимости имущества, являющегося предметом сделки, установленного федеральным законом о минимальном размере оплаты труда, в 50 тыс. раз4. Приведенная позиция подтверждается отдельными судебными актами (постановление ФАС Московского округа от 21.11.2013 № Ф05-14141/2013, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.09.2013 № А42-8300/2011).

Стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества – на основании цены предложения такого имущества.

Согласно ст. 123 ГК РФ1 учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель – собственник имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с данным Кодексом. Учреждение, созданное Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, представляет собой государственное учреждение и не отвечает по обязательствам собственников своего имущества.

Государственное учреждение может быть:

казенным (отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, при их недостаточности собственник имущества несет субсидиарную ответственность);

бюджетным (отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества. Собственник имущества несет субсидиарную ответственность лишь по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам);

автономное учреждение (отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества. Собственник имущества несет субсидиарную ответственность лишь по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам). В отличие от бюджетного учреждения автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница