Академия генеральной прокуратуры




страница1/4
Дата29.04.2016
Размер1.17 Mb.
  1   2   3   4
АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

выявление, пресечение

и предупреждение правонарушений в связи с незаконным вывозом

и ввозом морепродуктов,

транспортных средств,

контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, оружия и культурных ценностей
Сборник материалов

российско-норвежского круглого стола,

проведенного 24 апреля 2013 г. в г. Москве

Москва • 2013

УДК 343

ББК 67.51+67.408.1



В95





Рецензенты:

П.В. Агапов, кандидат юридических наук,

Д.А. Соколов,

Южная транспортная прокуратура.



В95


Выявление, пресечение и предупреждение правонарушений в связи с незаконным вывозом и ввозом морепродуктов, транспортных средств, контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, оружия и культурных ценностей: сб. материалов российско-норвежского круглого стола, проведенного 24 апреля 2013 г. в г. Москве / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2013. – 80 с.





Сборник содержит материалы круглого стола, проведенного в г. Москве 24 апреля 2013 г. в соответствии с п. 4 распоряжения Генерального прокурора Российской Федерации от 13.04.2012 № 157/35р «О порядке выполнения Программы сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством юстиции и по чрезвычайным ситуациям Королевства Норвегия на 2012–2013 годы».

Материалы круглого стола затрагивают актуальные проблемы борьбы с преступностью на участке российско-норвежской границы.

Для преподавателей, студентов, слушателей послевузовской профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, аспирантов и научных сотрудников, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами борьбы с преступностью на участке российско-норвежской границы.

УДК 343


ББК 67.51+67.408.1
© Академия Генеральной прокуратуры

Российской Федерации, 2013



М.Ф. Исмаилов,

начальник отдела Управления

по надзору за исполнением законов

на транспорте и в таможенной сфере

Генеральной прокуратуры

Российской Федерации


Вопросы организации прокурорского надзора

за исполнением таможенного законодательства,

в том числе регулирующего ввоз и вывоз с территории

Российской Федерации морепродуктов,

транспортных средств, лекарств и препаратов,

содержащих наркотические средства

и психотропные вещества,

оружия и культурных ценностей
В рамках исполнения Программы сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством юстиции и по чрезвычайным ситуациям Королевства Норвегия и Генеральной прокуратурой Королевства Норвегия на 2012–2013 годы необходимо обозначить приоритетные направления дальнейшего сотрудничества между органами прокуратур наших стран, сделать заметный шаг вперед в достижении поставленных перед нами задач, наметить пути решения обозначенных проблем.

Трансграничная преступность и сопряженные с ней иные формы противоправного поведения приобрели в последнее время характер межгосударственной угрозы. Транснациональные организованные преступные группы стали более мобильными, чаще используют в своих интересах международные границы, планируя преступления в одном государстве, совершая их в другом, а обналичивая полученные от преступной деятельности доходы в третьих странах.

Противодействовать им возможно только путем объединения усилий правоохранительных органов разных стран. В этих условиях приоритетными вопросами в борьбе с трансграничной преступностью должны являться вопросы взаимодействия и обмена необходимой информацией между органами прокуратуры и таможенными органами наших стран.

В условиях интенсивного развития внешнеэкономических отношений, роста объемов перевозок, создания Таможенного союза, в который вошли Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан, и принятия принципиально нового таможенного законодательства надзор за исполнением таможенного законодательства приобрел особую значимость.

Актуальность прокурорского надзора в этой сфере обусловлена в первую очередь многоуровневым регулированием таможенного дела. Помимо международных конвенций и Таможенного кодекса Таможенного союза, действуют решения Комиссии Таможенного союза, российское законодательство, большое количество ведомственных нормативных актов.

Проблема противодействия правонарушениям в таможенной сфере стоит особенно остро, поскольку уклонение от уплаты таможенных платежей приносит нелегальный доход недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и наносит ущерб государственным интересам. В этих условиях особенно важно сконцентрировать работу на защите интересов государства, учитывая, что таможенные платежи составляют примерно половину доходной части бюджета страны.

В нашей стране надзор за исполнением законодательства на транспорте и в таможенной сфере является предметом деятельности специализированных прокуратур – транспортных прокуратур. Усилиями транспортных прокуроров обеспечиваются законность и правопорядок на транспорте и в таможенной сфере, защита прав и законных интересов участников ВЭД и граждан, принимаются исчерпывающие меры по выявлению и пресечению правонарушений, устранению причин и условий, им способствующих.

Всего в 2012 г. транспортными прокурорами выявлено более 15 тыс. нарушений таможенного законодательства. В целях их устранения принесено около 400 протестов на незаконные правовые акты, внесено более 1 тыс. представлений. По материалам прокурорских проверок возбуждено 92 уголовных дела.

Значимость прокурорского надзора за исполнением законодательства о перемещении через таможенную границу водных биоресурсов обусловлена важностью их сохранения и рационального использования, теми отрицательными последствиями, которые имеют контрабанда и незаконная добыча биоресурсов, распространенностью противоправных посягательств на них.

К сожалению, в последние годы преступления в отношении биоресурсов приобрели характер организованной преступной деятельности, нередко осуществляемой должностными лицами с использованием служебного положения, применением современных промысловых орудий лова. Предметом преступлений и правонарушений чаще всего становятся наиболее ценные виды рыб – осетровые, лососевые и крабы. Запасы ценных промысловых видов рыб и водных животных значительно сократились. Ущерб, причиняемый экономическим интересам Российской Федерации браконьерством, исчисляется миллиардами рублей.

Решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19, Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 № 132 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений, который содержит перечень видов дикой природы и флоры, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Товары, предусмотренные этим перечнем, перемещаются через таможенную границу Таможенного союза без оформления лицензий в соответствии с порядком, установленным Конвенцией1.

Основными правонарушениями, совершаемыми участниками ВЭД, являются:

использование подставных организаций, на которые оформляются договоры поставок; легализация через них незаконно добытых биоресурсов, подделка документов (ветеринарных свидетельств, разрешений на добычу биоресурсов, сертификатов изготовителей, качественных удостоверений, платежных документов и др.);

вывоз одной группы товаров под видом другой с целью занижения таможенной стоимости, например экспорт готовых водных биоресурсов под видом предназначенных для промышленной переработки;

добыча морских биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации с последующим незаконным вывозом улова в сопредельные страны без таможенного и какого-либо контроля;

перемещение объектов флоры и фауны через границу мелкими партиями (не превышающими сумму крупного размера) во избежание привлечения к уголовной ответственности и др.

Что касается прокурорского надзора за исполнением законодательства о перемещении через таможенную границу культурных ценностей, то чаще всего в указанной сфере выявляются нарушения требований закона о проведении соответствующих экспертиз при перемещении ценностей через таможенную границу. Так, таможенными органами не всегда истребуются экспертные заключения, в связи с чем возможна ситуация, когда вместо вывезенных оригиналов культурных ценностей (например, на выставку за рубежом) обратно ввозится подделка.

Более подробно об организации прокурорского надзора в сфере выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, вывозом и ввозом морепродуктов, транспортных средств, выскажутся мои коллеги.

Следует отметить, что основными направлениями российско-норвежского сотрудничества в настоящее время являются обмен международными запросами в связи с проводимыми таможенными органами проверками и расследованиями, а также организация оперативного взаимодействия между правоохранительными подразделениями таможенных органов двух стран.

В 2012 г. на канале перемещения товаров между Норвегией и Таможенным союзом российскими таможенными органами проведено 18 задержаний наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, основную массу которых составляют лекарственные препараты, содержащие диазепам, клофелин, трамадол, феназепам и другие сильнодействующие вещества. Основным способом перемещения являлся автомобильный транспорт, в двух случаях задержанные вещества перемещались морским транспортом в составе судовых медикаментов. В пяти случаях указанные вещества нелегально перемещались гражданами Норвегии.

Существенным недостатком в организации международного сотрудничества в таможенной сфере, на мой взгляд, является то обстоятельство, что практически к минимуму сведены прямые официальные контакты между сотрудниками правоохранительных органов сопредельных государств, в результате утрачивается главное – мобильность и оперативность предоставления информации.

В связи с этим необходимо создать такой механизм, который предусматривал бы обмен между правоохранительными органами наших государств информацией об оформляемых и перемещаемых грузах, иными оперативно значимыми сведениями в режиме «онлайн». Это позволит не только раскрыть уже совершенные преступления, но и, что является наиболее важным, не допустить совершения новых преступлений и правонарушений.

Подводя итог сказанному, полагаю, что в целях обеспечения эффективной борьбы с трансграничной преступностью органам прокуратуры, правоохранительным органам наших стран необходимо и в дальнейшем совершенствовать рабочие контакты, улучшать взаимодействие и обмен информацией в рамках правовой помощи по уголовным и административным делам.


Э.Р. Аберхаев,

старший прокурор отдела управления

по надзору за следствием в МВД России

и ФСКН России Главного управления

по надзору за следствием

Генеральной прокуратуры

Российской Федерации
Актуальные проблемы противодействия

наркопреступности в России
Проблема незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации является острой и требует пристального внимания государства. В последние годы руководством нашей страны неоднократно отмечалось, что принимаемые органами государственной власти меры по предупреждению и пресечению нелегального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, профилактике наркомании, лечению и реабилитации больных наркоманией неадекватны масштабам наркоэкспансии. Незаконный оборот наркотиков остается источником широкого спектра угроз безопасности личности, общества и государства.

Несмотря на некоторое повышение эффективности деятельности российских правоохранительных органов, достичь коренного перелома в борьбе с незаконным оборотом наркотиков пока не удается. Наркоситуация в стране продолжает оставаться сложной.

Так, число лиц, зарегистрированных с наркологическими расстройствами в связи с немедицинским потреблением наркотиков, по состоянию на 2012 г., согласно официальным данным, составило 655 тыс. человек.

Согласно последним проведенным исследованиям, регулярно или время от времени наркотики в России употребляют около 8 млн человек, или 6% населения страны. При этом структура зарегистрированных больных наркоманией в прошлом году по сравнению с предыдущими не претерпела существенных изменений. Подавляющее большинство – это больные с опийной зависимостью.

Особое место в контексте проблем распространения наркомании занимает наркотизация молодежи. За счет увеличения числа молодых дегустаторов с опытом периодических наркопроб существенно расширяется социальная база наркомании. Фиксируется уменьшение возраста приобщения к наркотикам. За последние пять лет произошло «омоложение» потребителей психоактивных веществ с 17 до 12–14 лет.

В целом от злоупотребления наркотиками и связанных с этим болезней ежегодно умирает около 30 тыс. человек. Помимо гибели людей, наркоагрессия наносит и явно выраженный экономический ущерб.

По-прежнему одним из основных факторов, оказывающих влияние на наркоситуацию в Российской Федерации, остается проникновение на территорию страны наркотических средств опийной группы афганского происхождения. По оценкам многих экспертов, афганское наркопроизводство достигло масштабов, угрожающих международному миру и безопасности. Международные силы содействия безопасности в Афганистане не добились ощутимых результатов в противодействии наркобизнесу, что способствовало превращению этой страны в абсолютного лидера, производящего более 90% всех опиатов в мире.

По данным Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, в 2011 г. объем производства опия в Афганистане возрос на 61% и достиг 5800 тонн, что, соответственно, способствовало росту объемов производства героина, оцениваемых по итогам 2011 г. на уровне 350 тонн, из которых порядка 25% предназначалось для центральноазиатских государств и Российской Федерации.

Как итог этого – потребление героина в России превышает 200 млн доз в год, и это, разумеется, не может нас не беспокоить.

На протяжении последних пяти лет в общей структуре преступности удельный вес наркопреступлений составляет около 7 –8%. По итогам 2012 г. почти каждое десятое совершенное преступление в Российской Федерации связано с незаконным оборотом наркотиков. Увеличивается и число криминальных посягательств, совершенных в состоянии наркотического опьянения.


В прошедшем году в России всего зарегистрировано 219 тыс. наркопреступлений, почти каждое второе связано со сбытом наркотиков.

Правоохранительными органами выявлено более 106 тыс. лиц, совершивших наркопреступления, по результатам расследования более 26 тыс. уголовных дел направлено в суд, из незаконного оборота изъято свыше 40 тонн наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и сильнодействующих веществ.

В последние годы за наркопреступления осуждается свыше ста тысяч лиц по основной квалификации. В качестве меры наказания судами в основном назначается лишение свободы реально либо условно.

В системе правоохранительных органов Российской Федерации ведущая роль в борьбе с незаконным оборотом наркотиков отведена Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

К числу основных задач органов наркоконтроля отнесены выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование наркопреступлений и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Следует отметить, что в общей структуре всех зарегистрированных наркопреступлений доля выявляемых и расследуемых органами наркоконтроля криминальных посягательств составляет немногим менее 40%. Большая их часть – около 60% – выявляется и расследуется органами внутренних дел.

При рассмотрении вопросов о роли прокуратуры в противодействии преступности в целом и незаконному обороту наркотиков в частности следует отметить, что деятельность органов прокуратуры направлена на обеспечение стабильности внутриполитической системы, укрепление состояния законности, защиту охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина, законных интересов хозяйствующих субъектов.

Органы российской прокуратуры выполняют важнейшие функции: надзорную, правозащитную, уголовного преследования, координационную и иные. Исходя из предусмотренных законом полномочий, прокуроры принимают меры к укреплению законности в сфере оборота наркотиков, привлечению виновных лиц к уголовной и иной ответственности.

Учитывая значимость рассматриваемой проблемы, прокуроры ориентированы на обеспечение системного и эффективного надзора за исполнением законодательства о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Генеральной прокуратурой Российской Федерации с привлечением прокуроров субъектов Российской Федерации на постоянной основе проверяется деятельность территориальных подразделений ФСКН России и МВД России по предупреждению, выявлению и расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, а также исполнение законодательства, направленного на противодействие наркомании.

Кроме того, названные вопросы зачастую рассматриваются на парламентских слушаниях, координационных, межведомственных совещаниях, иных площадках при участии всех заинтересованных ведомств и сторон, представителей гражданского общества, где разрабатываются предложения, направленные на совершенствование проводимой работы по борьбе с наркопреступностью. Эти предложения, как правило, реализовываются внесением соответствующих законодательных инициатив, проведением правоохранительными органами совместных проверок, оперативно-профилактических и иных мероприятий организационно-практического характера.

Нельзя не отметить, что государством, его уполномоченными органами при ключевой роли ФСКН России немало сделано в целях стабилизации обстановки и пресечения незаконного оборота наркотиков, о масштабах которого уже сказано.

Так, Президентом Российской Федерации утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года, предусматривающая комплекс мер по снижению спроса на наркотики, лечению и реабилитации больных наркоманией.

Относительно недавно, 1 июня прошлого года, Указом Президента Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, которая предусматривает меры по обеспечению проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновлению форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией и преступностью.

Внесен ряд существенных поправок в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

К примеру, в 2009 г. в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены изменения, направленные на усиление ответственности за незаконный сбыт наркотиков несовершеннолетним, а также за склонение несовершеннолетних к их употреблению. Усилена ответственность за организацию преступного сообщества и участие в нем.

В конце 2011 г. в уголовном законодательстве появился новый институт – отсрочка отбывания наказания больным наркоманией (ст. 82).

Кроме того, в 2009 г. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации дополнен новеллами, предусматривающими возможность заключения с обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, именуемого также «сделкой с правосудием».

Введение и применение данного института дает положительные результаты в выявлении и расследовании преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами, действующими в сфере незаконного оборота наркотиков: разобщаются преступные группы, выявляются каналы сбыта и дополнительные эпизоды криминальной деятельности, ликвидируются наркопритоны.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, нерешенных вопросов в этой сфере деятельности еще достаточно, и они требуют консолидации усилий всех заинтересованных лиц и органов, в том числе и в сфере международного сотрудничества.

В решении такой сложной социальной проблемы, как наркомания, в первую очередь следует уделять внимание профилактической деятельности, лечебной помощи и реабилитации больных наркозависимых лиц.

Как уже было мною отмечено, одной из проблем остается распространение наркотиков среди молодежи. Ежегодно в незаконный оборот «запускаются» до 30 новых видов психоактивных веществ синтетического происхождения, ориентированных на сбыт в студенческой среде. По-прежнему пользуются спросом курительные смеси, несмотря на запрет их продажи в 2009 г.

В связи с этим важным направлением антинаркотической деятельности государства является создание системы раннего выявления несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества, а также находящихся в социально опасном положении, в связи с употреблением их родителями (законными представителями) наркотических средств и психотропных веществ.

Есть и еще одна проблема, которая требует безотлагательного решения. Сегодня в сети Интернет широко распространяется информация, активно формирующая наркотическую субкультуру. В российском сегменте Интернета имеются сайты, не только пропагандирующие немедицинское потребление наркотиков, но и содержащие подробные сведения об их изготовлении в домашних условиях, местах их продажи.

Представляется, что принятие решений, в том числе законодательных, по установлению ограничений и запретов на распространение продукции средств массовой информации, содержащей показ употребления наркотических средств и их воздействия на человека, позволит в комплексе с другими мерами более эффективно противодействовать этому злу.

При этом наблюдается интерес пользователей сети Интернет к теме дезоморфина. Здесь нужно отметить, что в последние 3 – 4 года в результате проводимой работы по перекрытию каналов поступления героина на территории Российской Федерации наметилась тенденция по замещению его менее дорогими и более доступными наркотическими средствами, такими как дезоморфин, получаемый в условиях наркопритонов из кодеиносодержащих лекарственных препаратов, находящихся в свободной продаже, и ацетилированный опий, изготавливаемый из маковой соломы, замаскированной под пищевой мак.

Если в 2006 г. дезоморфин изымался на территории 19 субъектов Российской Федерации, то в 2011 г. уже на территории 77 регионов, т.е. практически повсеместно. При этом масса изъятого всеми правоохранительными органами дезоморфина увеличилась с 314 г в 2006 г. до 95 кг в 2012 г.

По инициативе ФСКН России Правительством Российской Федерации принято постановление, которым с 1 июня 2012 г. введен рецептурный отпуск препаратов с малым содержанием кодеина и его солей.

После реализации указанных мер возможно прогнозировать улучшение наркоситуации и оперативной обстановки за счет снижения количества потребителей дезоморфина. Соответствующие меры принимаются и в отношении ацетилированного опия.

Претерпела изменения структура незаконного оборота синтетических наркотиков. Все большее распространение получают синтетические наркотики европейского и китайского происхождения: стимуляторы амфетаминового ряда, синтетические анальгетики и синтетические опиаты, синтетические каннабиноиды группы JWH и др.

Данная тенденция подтверждается значительным ростом в прошлом году изъятий правоохранительными органами синтетических наркотических средств. Масса изъятых наркотиков данной группы в 2012 г. достигла 1300 кг. Подобные тенденции требуют принятия соответствующих мер по перекрытию каналов их поставки.

Противодействие организованной наркопреступности остается одной из главных задач, стоящих перед правоохранительными органами, поскольку преступления в области незаконного оборота наркотиков наряду с преступлениями в сфере экономики преобладают в структуре российской организованной преступности.

В связи с этим предстоит предпринять значительные усилия с целью подрыва экономических основ наркобизнеса, нелегальный оборот которого оценивается в миллиарды долларов, своевременно пресекать легализацию преступных доходов, полученных от него.

Нас не может не тревожить тот факт, что Россия наряду с другими странами, подвергается наркоэкспансии транснациональной организованной преступности. Серьезную угрозу представляет непрекращающаяся контрабанда на территорию России наркотиков из государств Центральной Азии, а также через страны Восточной Европы. В совершение наркопреступлений, в том числе сбыта афганских опиатов, активно вовлекаются лица из числа мигрантов. Это обусловливает необходимость усиления контроля при пересечении границы, создания системы мониторинга грузо- и пассажиропотоков из стран, находящихся на наиболее опасных направлениях наркотрафика.

При этом основной задачей остается совершенствование сложившихся механизмов сотрудничества и налаживания тесных контактов российских и зарубежных правоохранительных органов. Тем более что определенный положительный опыт уже наработан. Так, к эффективным формам противодействия незаконному обороту наркотических средств следует отнести осуществление оперативно-информационного обмена, расширение правовой базы международного сотрудничества, а также совместное проведение контролируемых поставок и других специальных операций и особенно комплексной оперативно-профилактической операции «Канал». В результате данной операции в последние годы были выявлены десятки тысяч наркопреступлений, из незаконного оборота изъято более ста тонн наркотиков, а в целом осуществленные мероприятия подорвали экономические основы наркобизнеса на сумму, которая исчисляется в десятках миллиардов долларов.

С учетом сказанного в заключение хотелось бы отметить, что складывающаяся в Российской Федерации обстановка с незаконным оборотом и немедицинским потреблением наркотических средств от уполномоченных органов требует совершения адекватных действий. Рассматриваемая проблема носит комплексный характер, и ее решение, на наш взгляд, включает в себя принятие ряда мер, а именно:

создание надежного пограничного и таможенного заслона от проникновения наркотиков из Афганистана и иных стран в Россию и другие приграничные государства-партнеры;

развитие международного сотрудничества, рассмотрение его в качестве приоритетного направления правоохранительной деятельности в борьбе с наркоагрессией;

нацеленность правоохранительных органов на выявление и пресечение деятельности организованных преступных групп, специализирующихся на торговле и распространении наркотиков, а также активное способствование подрыву экономических основ организованной преступности;

обеспечение надлежащей первичной профилактики, в том числе путем создания системы учреждений медико-социальной адаптации больных наркологического профиля.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница