А. В. Паламарчук основы работы прокуратуры по обеспечению свободы экономической деятельности монография




страница1/22
Дата29.04.2016
Размер4.67 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н.Д. Бут, А.В. Паламарчук


ОСНОВЫ РАБОТЫ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СВОБОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОНОГРАФИЯ

Москва  2013


УДК 347.962

ББК 67.721-9

Б93
Авторы:

Бут Н.Д. – ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере экономики НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук - введение, главы 1, 2, заключение.

Паламарчук А.В. – начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, Заслуженный юрист Российской Федерации - главы 3,4,5,6.
Рецензенты:

Ларьков А.Н., заведующий отделом проблем латентной преступности и криминологического прогнозирования Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор;

Ашиткова Т.В., ведущий научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук.


Б93


Бут Н.Д., Паламарчук А.В. Основы работы прокуратуры по обеспечению свободы экономической деятельности: монография. – М., Генеральная прокуратура Российской Федерации, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2013. – 417с.

В работе рассматриваются вопросы обеспечения прокуратурой свободы экономической деятельности, включающие понятие свободы экономической деятельности, ее законодательное регулирование, взаимосвязь свободы и законности. Проанализированы основные направления деятельности прокуратуры по защите экономической свободы хозяйствующих субъектов, даны рекомендации по повышению эффективности работы прокуратуры на данном направлении.

Особое внимание уделено вопросам взаимодействия органов прокуратуры с предпринимательским сообществом. Издание предназначено для широкого круга читателей: научных работников, преподавателей, работников органов прокуратуры Российс­кой Федерации, других правоохранительных и контролирующих органов, служащих государственного аппарата, хозяйствующих субъектов и представителей общественных объединений предпринимателей.
УДК 347.962

ББК 67.721-9


© Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2013

© Академия Генеральной прокуратуры

Российской Федерации, 2013

Оглавление





Оглавление 3

Введение 4

Глава I. Понятие свободы экономической деятельности и роль правовых средств в ее реализации 8

1.1. Понятие свободы экономической деятельности (философский и правовой аспекты), формы ее проявления 8

1.2. Свобода экономической деятельности и принцип законности. 51

1.3. Конституционное закрепление и иное нормативно-правовое регулирование свободы экономической деятельности 73

Глава II. Деятельность прокуратуры по снятию административных барьеров 121

2.1. Анализ административных барьеров, ограничивающих свободу экономической деятельности предпринимателей 121

2.2. Работа прокуратуры по устранению административных барьеров 152

2.3. Противодействие прокурорами незаконным внепроцессуальным проверкам органов внутренних дел 177

Глава III. Рейдерство в экономике как средство передела собственности, захвата чужого бизнеса, создания опасных нарушений свободы экономической деятельности 192

3.1. Анализ современных методов рейдерских захватов 192

3.2. Нарушения законодательства, способствующие рейдерским захватам 209

3.3. Организационно-практические меры, направленные на пресечение рейдерских захватов 233

Глава IV. Защита прокурором интеллектуальной собственности и обеспечение свободы экономической деятельности. 240

4.1. Работа прокуратуры по укреплению состояния законности при использовании исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в сети Интерне. 240

4.2. Защита авторских и смежных прав, борьба с контрафактной продукцией 258

4.3. Обеспечение законности использования товарных знаков и иных средств индивидуализации 290

Глава V. Взаимодействие органов прокуратуры с предпринимательским сообществом 317

5.1. Взаимодействие прокуратуры с общественными организациями предпринимателей 317

5.2. Деятельность общественных советов по защите малого и среднего бизнеса 334

Глава VI. Оптимизация работы прокуратуры по защите свободы экономической деятельности 353

6.1. Согласование прокурором проведения органами контроля внеплановых выездных проверок предпринимателей 355

6.2. Деятельность прокуратуры по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок 362

6.3. Предложения по совершенствованию действующего законодательства, обеспечивающего свободу экономической деятельности 369

Заключение 410




Введение

Последние годы характеризуются усилением роли прокуратуры в правовом обеспечении экономических преобразований, формировании цивилизованных рыночных отношений, защите добросовестного предпринимательства и свободы экономической деятельности. На конституционном уровне установлено, что в сфере экономических отношений гарантируются свобода экономической деятельности, поддержка конкуренции, единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, закреплено право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

При этом именно свобода экономической деятельности является основополагающим принципом рыночной экономики, непременным условием ее роста и развития. Без нее невозможно функционирование механизмов хозяйственной инициативы, конкуренции, развитие предпринимательства, а значит, рыночной экономики и гражданского общества. От того, какой смысл вкладывается в понятие свободы экономической деятельности, какие критерии принимаются за ее основу, в значительной степени зависят средства ее обеспечения, теоретические подходы, принципы работы прокуратуры по ее защите. Правильное толкование и понимание свободы экономической деятельности играют важную роль при разработке стратегии и программ поддержки предпринимательства.

Тему свободы экономической деятельности существенно актуализировало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Серьезное внимание данной проблеме уделяет руководство страны, выдвигая в качестве важнейшей задачи развития экономики обеспечение свободы экономической, предпринимательской деятельности.

Важно отметить, что с начала 2008 г. руководством страны активно поддерживаются инициативы прокуратуры в области защиты прав предпринимателей и свободы экономической деятельности, что нашло отражение в ряде недавно принятых законодательных актов, возложивших на органы прокуратуры качественно новые полномочия в сфере защиты прав хозяйствующих субъектов, свободы экономической деятельности.

Будучи сложным социально-экономическим явлением, свобода одних имеет тесную взаимосвязь со свободой других и, соответственно, подвергается неизбежным ограничениям, поэтому должна быть уравновешена ответственностью за злоупотребление ею. Свобода экономической деятельности также неразрывно связана с правом и зависит от точного исполнения законов, ее гарантирующих и охраняющих, что отражается на состоянии законности, обеспечение которой в сфере экономики в значительной мере возлагается на органы прокуратуры. Законность как показатель исполнения законов при положительном состоянии позволяет свободе экономической деятельности активно утверждаться и развиваться.

Научная разработка вопросов деятельности прокуратуры по защите прав предпринимателей, необходима для того, чтобы деятельность государственных органов не создавала условий для нарушений свободы экономической деятельности. Вместе с тем свобода экономической деятельности не должна трансформироваться в бесправие и вседозволенность, что происходит всякий раз, когда она не ограничивается рамками законов или отсутствует точное исполнение законов.

В современной социально-экономической ситуации, когда посягательства на свободу экономической деятельности носят распространенный характер, становится актуальным рассуждать об угрозах свободе экономической деятельности и о средствах противодействия им. Всестороннее исследование подобных угроз в той правовой сфере, где реализуется свобода экономической деятельности, необходимо для повышения эффективности выявления и устранения таких угроз, улучшения состояния законности, обеспечения необходимых условий для реализации свободы экономической деятельности.

Защита свободы экономической деятельности – задача общегосударственная, и в ее решении должны участвовать все государственные органы и органы местного самоуправления. Однако практика показывает, что своими необоснованными, недобросовестными, незаконными действиями именно они нередко нарушают свободу экономической деятельности, создают административные барьеры для хозяйствующих субъектов. Поэтому ответственность за выявление правонарушений и устранение угроз свободе экономической деятельности возложена на прокуратуру.

Прокуратура доказала возможность перехода и перешла от репрессивных методов недалекого прошлого к защите прав хозяйствующих субъектов и свободы экономической деятельности, подтвердив успех работы прокуроров в новых социально-правовых условиях. С недавнего времени прокуратура наделена качественно новыми полномочиями по защите прав предпринимателей, свободы их экономической деятельности, предусматривающими дачу согласия на проведение выездных внеплановых проверок субъектов предпринимательства, а также формирование ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

В связи с произошедшими изменениями надзорной деятельности органов прокуратуры в сфере защиты прав хозяйствующих субъектов многие проблемы, касающиеся организационно-методического обеспечения прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности, остались вне поля зрения представителей юридической науки.

Недостаточная проработка стратегии правотворческой деятельности, связанной с реализацией правоохранительной функции государства по вопросам защиты прав хозяйствующих субъектов, на практике влечет многочисленные законодательные коллизии, что негативно сказывается на работе прокурора по защите свободы экономической деятельности. Эффективность такой работы во многом зависит от качества законов, надзора за исполнением которых осуществляет прокуратура, и обусловливает актуальность исследования насущных проблем совершенствования законодательства, обеспечивающего свободу экономической деятельности.


Наряду с инновациями, свобода экономической деятельности является двигателем экономики, главной составляющей экономического развития государства, поэтому именно защита свободы экономической деятельности становится приоритетом в работе органов прокуратуры. Эта работа в последнее время существенно модернизирована, прокурорами активно используются новые направления и методы.

О роли и значении правозащитной деятельности прокуратуры красноречиво свидетельствует неуклонное увеличение из года в год числа обращений граждан. В рамках демократизации деятельности прокуратуры обрели законодательную основу положения о гласности и прозрачности ее работы, независимости и подчинении только закону.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница