А. Б. Галагап Мировой финансово-экономи­ческий кризис, начавшийся со вто­рой половины 2008 г., затронул эко­номику и финансовые институты всех стран. Масштаб и глубина ре­цессии заставляют правительства разных госу




Скачать 167.74 Kb.
Дата26.04.2016
Размер167.74 Kb.

Мировой финансово-экономический кризис и меры правительства Китая по преодолению его негативных последствий

А. Б. Галагап

Мировой финансово-экономи­ческий кризис, начавшийся со вто­рой половины 2008 г., затронул эко­номику и финансовые институты всех стран. Масштаб и глубина ре­цессии заставляют правительства разных государств принимать мак­симально согласованные меры по выходу из кризиса.

Согласно последним прогнозам международных организаций, объем мирового ВВП в 2009 г. бу­дет ниже, чем в 2008 г. Необходимо отметить, что за всю историю мо­ниторинга данного показателя па-

дение ВВП к предыдущему году пока ни разу не фиксировалось. Текущий финансово-экономичес­кий кризис имеет глобальный ха­рактер, и со времени окончания Второй мировой войны в мировой экономике не наблюдалось такой глубокой рецессии.

Ниже представлены данные прогнозов роста мировой экономи­ки, подготовленные Всемирным банком (март 2009 г.), ОЭСР (март 2009 г.) и Международным Валют­ным Фондом (апрель 2009 г.) (% к предыдущему году):








Всемирный

банк

ОЭСР







МВФ




I

II

I

II

I

II

В мире

-1,7

2.3

-2,7'"

1,2]>

-1,3

1,9

Страны ОЭСР

-3.0

1.5

-4,3

-ОД

-3,82)

0,02)

Страны Еврозоыы

-2,7

0.9

-4 Л

-0,3

-4,2

-0,4

США

-2,4

2,0

-4,0

0,0

-2,8

0.0

Япония

-5,3

1,5

-6,6

-0,5

-6,2

0,5

Развивающиеся страны



















и государства с форми-



















рующимися рынками

2,1

4,4

...

...

1,6

4,0

Китай

6,5

7,5

6,3

8,5

6,5

• 7,5

Россия

-4.5

0,0

-5,6

0,7

-6,0

0,5

Бразилия

0,5

3,2

-0,3

3,8

-1,3

2,2

Х) 30 стран ОЭСР (а также Бразилия, Россия, Индия и Китай), на которые приходится 82% мирового ВВП. 2) Страны с развитой экономикой.

П р и м е ч а н и е. I - 2009 г., II - 2010 г.

Источник: Global Economic Prospects 2009; Forecast update; March 30, 2009. World Bank - DEC Prospects Group; OECD Interim Economic Outlook, March 2009; World Economic Outlook, April 2009, IMF.


БИКИ № 73 (9468), 2 июля 2009 г.

Прогноз ОЭСР относительно рос­та мировой экономики наиболее пес­симистичен: падение на 2,7%. Соглас­но данным Всемирного банка, умень­шение объемов мирового ВВП соста­вит 1,7%, по данным МВФ - 1,3%. В январе 2009 г. МВФ прогнозиро­вал рост мировой экономики в те­кущем году на 0,5%. Пересмотр про­гнозов в сторону снижения показа­телей роста является тенденцией для всех международных организаций.

Согласно прогнозу Всемирного банка, подготовленному в марте те­кущего года, темпы роста ВВП Ки­тая в 2009 г. составят 6.5%, что на 1 процентный пункт ниже прогноза, опубликованного в ноябре 2008 г. Прогноз МВФ относительно темпов роста КНР в 2009 г. также состав­ляет 6,5% (на 2 процентных пункта ниже, чем в прогнозе, опублико­ванном в ноябре.2008 г.). Прогноз ОЭСР относительно развития эко­номики Китая в 2009 г. (прирост на 6,3%) является самым пессимистич­ным, однако его оценка экономичес­кого роста КНР в 2010 г. на уровне 8,5% оптимистичнее сделанных МВФ и ВБ (7,5%). В прогнозах всех трех организаций темпы роста ВВП Китая остаются самыми высокими среди рассматриваемых стран.

Одна из главных задач, постав­ленных правительством КНР на 2009 г., - сохранить темпы роста экономики на уровне 8%. В 2008 г. ВВП Китая возрос на 9% (миро­вой ВВП - на 1,7%). Если благода­ря внутренней организации и ме­рам, которые принимаются прави­тельством, КНР сможет сохранить темпы роста, это станет свидетель­ством внутренней мощи экономи­ки и экономической политики стра­ны.

На протяжении десятилетий экономика Китая развивалась бы­стрыми темпами благодаря экспор­тной ориентации своих производств и притоку прямых иностранных инвестиций. Согласно данным Все­мирной торговой организации, ре­альный прирост объемов мировой торговли в 2008 г. составил 2%, что в 3 раза меньше показателя 2007 г. Прогноз ВТО на 2009 г. является самым пессимистичным за после­дние 62 года. В соответствии с ним объем торговлр1 в промышленно развитых странах в 2009 г. в ре­альном выражении сократится на 10%, а в развивающихся на 2 - 3%.

С 2007 г. КНР занимает 2-е место в мире (после Германии) по объему экспортируемой продукции и 3-е (после США и Германии) - по объе-

му импорта. В 1990 - 2000 гг. еже­годный рост товарного экспорта КНР составил в среднем 15%, а в 2000 -2008 гг. - 24%. Экономический кри­зис и снижение спроса в странах, являющихся основными импортера­ми китайской продукции (США, го­сударства Евросоюза и Япония), не могли не повлиять на динамику раз­вития экономики страны.

Во II полугодии 2008 г. замедле­ние темпов роста экспорта Китая повлекло за собой закрытие большого числа экспортоориентированных предприятий страны, вследствие чего стал возрастать уровень безработи­цы. Повышение цен на энергоноси­тели и продукты питания способство­вало росту инфляции. Инфляция и снижение темпов роста экспорта ста­ли основными факторами, которые свидетельствовали о наступлении кризиса в КНР. Китайское прави­тельство быстро отреагировало на ухудшение макроэкономических по­казателей. В ноябре 2008 г. было про­ведено специальное совещание Гос­совета, на котором было признано, что Китай вступил в полосу эконо­мического кризиса. Тогда же были утверждены 10 пунктов программы по улучшению экономической ситу­ации, которые были направлены прежде всего на повышение внутрен­него спроса в стране.

Вышеназванные 10 пунктов включают следующие меры: уско­рение строительства в рамках про­граммы гарантированного эконо­мичного и удобного жилья для на­селения; расширение строительства инфраструктурных объектов в сельской местности; повышение темпов сооружения железных, ав­томобильных дорог, аэропортов и других ключевых инфраструктур­ных объектов; ускорение развития здравоохранения, культуры и об­разования; повышение темпов стро­ительства экологических объектов; поощрение развития независимых инноваций и проведения структур­ных преобразований; ускорение восстановительных работ по лик­видации последствий землетрясе­ния в пров. Сычуань; повышение доходов городского и сельского на­селения; проведение во всех perpi-онах страны и во всех отраслях реформы, корректргрующей изъя­тие налога на добавленную сто­имость; поощрение технической реконструкции прор1зводств, chpi-жение налоговой нагрузки пред­приятий на 120 млрд. юаней; уве-личение степени финансовой под­держки экономического роста.

Данный пакет мер был утверж­ден вместе со специальной антикри­зисной инвестиционной программой. Правительство КНР выделило 4 трлн. юаней (около 580 млрд. долл.) для реализации данной программы в рамках двухлетнего плана, кото­рый был опубликован в ноябре

2008 г. При этом из центрального


бюджета на реализацию програм­
мы направлено 1,18 трлн. юаней
(около 170 млрд. долл.), или 30% об­
щих затрат.

Согласно плану, практически по­ловина инвестиций (1,8 трлн. юаней) вкладывается в строительство же­лезных, автомобрхльных дорог, аэро­портов и электросетей в городской и сельской местности, 1 трлн. пла­нируется направить на проведение восстановительных работ по ликви­дации последствий землетрясения в пров. Сычуань. На сооружение ин­фраструктурных объектов в сельс­кой местности направляется 370 млрд. юаней, развитие природоох­ранной инфраструктурной среды -350 млрд., строительство гаранти­рованного экономичного жилья - 280 млрд. На разработку незавршимых инноваций и осуществление струк­турных преобразований будет вы­делено 160 млрд. юаней, развитие здравоохранения, культуры и обра­зования - 40 млрд.

Согласно публикациям китайской прессы, совокупный объем инвести­ций в основные фонды КНР в 2007 г. составил 13 трлн. юаней; в 2008 г. он должен был превысрпъ 17 трлн., а в

2009 г. ожидается его рост до 20


трлн. Согласно прогнозу Государ­
ственного комитета по реформе pi
развитию КНР, инвестиционная
программа объемом в 4 трлн. юаней
должна привестр! к росту экономи­
ки на 1 процентный пункт.

В рамках мер по стимулирова­нию промышленного развития ки­тайское правительство разработа­ло 10 среднесрочных программ в следующих отраслях экономики: черная металлургия, автомобиль­ная, текстильная и легкая про­мышленность, производство обору­дования, судостроение, нефтехи­мия, цветная металлургия, транс­порт, а также сфера высоких тех-нологий.

В 2009 г. центральное праврх-тельство направит 146,1 млрд. юаней в научно-технический сек­тор, что на 25,6% больше, чем в 2008 г. Важным моментом являет­ся строгий контроль за реализа­цией каждого проекта.

БИКИ № 73 (9468), 2 июля 2009 г.

Мировой финансово-экономический кризис и меры правительства Китая по преодолению его негативных последствий

К числу ключевых составляю­щих бюджетно-налоговой полити­ки КНР в 2009 г. относятся значи­тельное повышение государствен­ных расходов, а также изменения в налоговом законодательстве, на­правленные на повышение покупа­тельского спроса, развитие опера­ций с ценными бумагами, поддер­жку малого и среднего предприни­мательства, помощь предприяти­ям, работающим в сфере недвижи­мости.

Дефицит бюджета в 2009 г. пла­нируется на уровне 750 млрд. юаней, что на 570 млрд. больше, чем в 2008 г. Региональные власти смогут разместить через Мини­стерство финансов КНР государ­ственные ценные бумаги на сумму 200 млрд. юаней. Таким образом, совокупный дефицит государ­ственного бюджета составит 950 млрд. юаней, или 2,93% ВВП, что станет самым высоким показате­лем за последние 60 лет. По пред­варительным расчетам, в ходе ком­плексной реформы НДС налоговая нагрузка на предприятия и насе­ление в 2009 г. уменьшится на 500 млрд. юаней. Будут упразднены либо временно отменены 100 ви­дов налоговых сборов.

В рамках денежно-кредитной политики правительство КНР уделит много внимания улучше­нию механизмов взаимодействия, усилению контроля и надзора за кредитными институтами и pix управлением, совершенствованию кредитной структуры. Денежная масса увеличится на 17%; 5 трлн. юаней будет предоставлено в ка­честве дополнительных заемных средств для обеспечения гаран­тии того, что потребности эконо­мического развития удовлетво­ряются имеющимися на рынке массой денег и кредитными ин­струментами.

БИКИ 2.VII.2009

МВФ - Прогноз развития экономики США

В июне текущего года МВФ пе­ресмотрел краткосрочный прогноз развития экономики США в сторо­ну повышения. В соответствии с но­вым прогнозом в 2009 г. ВВП сокра­тится на 2,5% (в апрельском прогно­зе - на 2,8%), а в 2010 г. - возрастет на 0,75% (в апрельском прогнозе рост не ожидался). Однако возобновление стабильного подъема американской экономики ожидается не ранее се­редины 2010 г. Основными рисками, которые могут препятствовать реа­лизации данного прогноза, являют­ся возможное увеличение числа слу­чаев лишения заемщика, нарушив­шего условия кредита, прав на за­ложенный дом; дальнейшее сниже­ние цен на рынке жилья; обострение проблем на финансовом рынке, а так­же продолжение роста безработицы.

В числе положительных тенден­ций, появившихся в последнее вре­мя в экономике США, эксперты от­мечают стабилизацию положения в финансовом секторе, замедление падения на рынках жилья и труда, а также постепенное снижение тем­пов хозяйственного спада в целом.

Базовая инфляция (исключая цены на энергоносители и продук­ты питания) в США, по прогнозу МВФ, в 2010 г. упадет до 0,5%, а затем начнет снова постепенно по­вышаться. Дефицит федерального бюджета в 2009 - 2011 гг., как ожи­дают, составит примерно 9% ВВП, а государственный долг может уве­личиться почти в 2 раза - до 75% ВВП. Эксперты МВФ положитель­но оценили проект бюджета США на 2010 фин. г., однако они подчер­кнули, что он основан на оптимис­тичном экономическом прогнозе.

Эксперты отметили, что адми­нистрация США своевременно при­няла пакет эффективных финансо­вых стимулов, которые благопри­ятно повлияли на экономическую ситуацию и помогли смягчить не­гативные последствия спада. Поло­жительную роль сыграли также меры, направленные на поддерж­ку рынков жилья и труда.

Эксперты МВФ позитршно оце­нили "тесты на стресс" для банков,

введенные Федеральной резервной системой и Министерством финан­сов США, и государственную фи­нансовую помощь банковской системе. Тщательный мониторинг состояния банковской сферы, по мнению экспертов, необходимо про­должить.

Согласно анализу, проведенному МВФ, финансово-экономический кризис привел к ухудшению состоя­ния государственных финансов Со­единенных Штатов и оказал повы­шательное давление на процентные ставки по долгосрочным кредрггам.

Основными задачами, которые стоят перед правительством США в краткосрочной перспективе, по мнению экспертов МВФ, являют­ся: принятие дополнительных мер, направленных на завершение про­цесса экономической и финансовой стабилизации, что должно создать основу для возобновления хозяй­ственного подъема; разработка стратегии для широкомасштабной государственной интервенции, ко­торая должна быть скоординирова­на с другими странами; борьба с долгосрочными негативными по­следствиями финансового кризиса (включая дефицит государственно­го бюджета и ухудшившееся фи­нансовое состояние домохозяйств).

Одним из важнейших послед­ствий мирового финансово-эконо­мического кризиса, полагают экс­перты МВФ, станет изменение роли США в мировой экономике. Резкое снижение уровня благосостояния американских домохозяйств приве­ло к существенному увеличению объема личных сбережений, и эта тенденция, по мнению экспертов, продолжится, что будет способство­вать устойчивому сокращешпо де­фицита платежного баланса США по текущим операциям. Рост объе­ма личных сбережений означает также, что американские потреби­тели уже не будут главными поку­пателями на мировом рынке, поэто­му функции локомотива роста ми­ровой экономики, которые испол­няли Соединенные Штаты, долж­ны будут взять на себя другие стра­ны.



БИКИ 2.VII.2009 ЛС


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница