7. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия как анализируются состав и динамика прибыли?




Скачать 356.62 Kb.
страница1/4
Дата11.05.2016
Размер356.62 Kb.
  1   2   3   4

Экономический анализ 7. Анализ прибыли и рентабельности предприятия

7. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

7.1. Как анализируются состав и динамика прибыли?

Сумма прибыли и уровень рентабельности являются основны­ми показателями, характеризующими финансовые результаты пред­приятия. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабель­ности, тем эффективнее функционирует предприятие и устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в лю­бой сфере бизнеса.

Большое значение в процессе управления финансовыми резуль­татами отводится экономическому анализу, основными задачами которого являются:


  1. систематический контроль за формированием финансовых результатов;

  2. определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

  3. выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;

  4. оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

  5. разработка рекомендаций по использованию выявленных ре­зервов.

Основные источники информации для анализа: данные аналити­ческого бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о при­былях и убытках» (форма № 2), «Отчет о движении капитала» (фор­ма № 3), «Приложение к балансу» (форма № 5), а также соответ­ствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

В процессе анализа используются следующие показатели при­были:



  • маржинальная (валовая) прибыль — разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализован­ной продукции;

  • прибыль от реализации продукции (операционная прибыль) - раз­ность между суммой маржинальной прибыли и постоянными рас­ходами отчетного периода;

  • общая сумма брутто-прибыли отчетного периода — финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и рас­ходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализа­ционные и чрезвычайные доходы и расходы;

  • налогооблагаемая прибыль — разность между суммой брутто-при­были и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым за­конодательством, которое периодически пересматривается;

  • чистая прибыль - прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

  • капитализированная (реинвестированная) прибыль — часть нерас­пределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;

  • потребленная прибыль — та ее часть, которая израсходована на выплату дивидендов, премии персоналу предприятия или на соци­альные программы.

Механизм формирования данных показателей представлен на рис. 6.1.

Статья

Операция

Величина

Результат

Показатель

Выручка от реализации

+

10 000







Налоги из выручки



1 800

8 200

Нетто-выручка

Переменные расходы



2 500

5 700

Маржинальная (валовая) прибыль

Постоянные расходы



3000

2 700

Финансовый результат от реализации

Вне реализации (сальдо)

+

500

3 200

Фин. результат от операций

Прибыль от инвестиций

+

300

3 500

Фин. результат от деятельности

Чрезвычайка

+

-100

3 400

Брутто-прибыль

Проценты на капитал



800

2 600

Прибыль до налогооблажения

Налог на прибыль



338

2 262

Нетто-прибыль

Потребленная прибыль



2000

262

Нераспределенная прибыль

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год (табл. 6.1).

АНАЛИЗ СОСТАВА, ДИНАМИКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПРИБЫЛИ ЗА ОТЧЕТНЫЙ ГОД

Показатель

Базовый период

Отчетный период

Прибыль отчетного периода в ценах базового

Сумма, тыс.руб.

Доля, %

План

Факт

Сумма, тыс.руб.

Доля, %

Сумма, тыс.руб.

Доля, %

















При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции умень­шают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Далее следует изучить факторы изменения каждой составляющей общей суммы прибыли.



  1. Прибыль от реализации

1) Объем продаж (объем выпуска, изменение остатков переходящих запасов ГП и остатков неоплаченной продукции). 2) Структура продаж. 3) Цены реализации (качество продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляция, сроки реализации продукции). 4) Себестоимость продукции

  1. Прибыль от инвестиционной и финансовой деятельности

1) Прибыль от реализации имущества. 2) Прибыль от участия в СП. 3) Проценты к получению

  1. Внереализационные финансовые результаты

1) Прибыли и убытки прошлых лет. 2) Возмещение убытков, причиненных неисполнением обязательств. 3) Курсовые разницы по операциям в инвалюте. 4) Полученные и выплаченные штрафы и пени. 5) Убытки от списания дебиторской задолженности

  1. Чрезвычайные доходы и расходы

7.2. Как производится анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг?

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выпол­нение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.



Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию (см. рис. 6.2) зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

  • объема реализации продукции (VРП);

  • структуры продаж (Уд);

  • себестоимости единицы продукции или услуг (С);

  • уровня среднереализационных цен (Ц).

Ее факторная модель выглядит следующим образом:

П =  [VРПi  (Цi – Сi)] = VРПОБЩ  Удi  (Цi – Сi)].



Объем реализации продукции может оказывать как положитель­ное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличе­нии объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура продаж также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реа­лизации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции об­щая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно про­порциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина при­были находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня отпускных цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выпол­нить способом цепной подстановки, используя данные табл. 6.2.



Таблица 6.2

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, тыс. руб.



Показатель

Базовый период

Условные показатели*

Отчетный период

Объем реализации продукции

20 500

18 405

18 405

Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)

83 414

81 032

97 120

Полная себе­стоимость реализованной продукции (3)

67 937

65 534

78 523

Прибыль (П)

15 477

15 498

18 597

/* Условные показатели – это данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода

Сначала нужно найти сумму прибыли при объеме продаж отчет­ного периода и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем сумму прибыли скорректировать на его уровень.

Если продукция однородна по своему составу, индекс объема реализации продукции исчисляют путем отношения фактического объема продаж отчетного периода к объему продаж базового перио­да в натуральном или условно-натуральном измерении:

IРП = VРП1 / VРП0

Когда продукция неоднородна по своему составу, индекс про­даж рассчитывают отношением объема продаж отчетного периода в оценке по себестоимости базового периода к объему продаж базо­вого периода в той же оценке:

IРП = i (VРП1  С0) / (VРП0  С0)

На анализируемом предприятии продукция однородна по сво­ему составу, поэтому индекс продаж рассчитан по физическому объему продаж:

IРП = VРП1 / VРП0 = 18 405 / 20 500 = 0,9

Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сум­ма прибыли должна была бы уменьшиться на 10% и составить 13 930 тыс. руб. = 15477  0,9.

Затем следует определить влияние структуры продукции, цен реализации и себестоимости продукции на изменение прибыли предприятия по следующей схеме:



РАСЧЕТ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ПЕРВОГО УРОВНЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ СУММЫ ПРИБЫЛИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛОМ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ

Показатель прибыли

Факторы

Порядок расчета

Прибыль, тыс. руб.

Влияние фактора

Объем продаж

Структура продаж

Цены

Себесто­имость

Прошлый год

0

0

0

0

В0 – З0

15477




Усл.1

1

0

0

0

П0  IРП

13930

– 1 547

Усл.2.

1

1

0

0

ВУСЛ – ЗУСЛ

15498

+1 568

Усл.3.

1

1

1

0

В1 – ЗУСЛ

31 586

+16 088

Отчетный год

1

1

1

1

В1 – З1

18597

–12 898

Итого



















+3 120
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница