6. Основные понятия 9 Глава I. Концепция доверия аналитический инструмент




страница1/12
Дата24.04.2016
Размер0.95 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Кредитное бюро как институт доверия


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ –



ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

Факультет социологии

Кафедра экономической социологии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


На тему

«Кредитное бюро как институт доверия»

Студента группы № 432

Мельникова Вадима Вячеславовича

Научный руководитель:

к.э.н., доц. Кузина Ольга Евгеньевна


Москва 2005

Содержание:

Введение 3

1.Описание проблемной ситуации 3

2. Цели и задачи исследования: 4

3. Объект и предмет исследования: 5

4. Гипотезы 5

5. Описание использованных методик 5

6. Основные понятия 9

Глава I. Концепция доверия – аналитический инструмент. 10

1.1.Что такое доверие? 10

1.2 Как и зачем изучают доверие? 12

1.3 Типы доверия 13

1.4 Доверие как инструмент анализа 15

Глава II. «Эволюция» методов оценки кредитоспособности. Необходимость создания института кредитного бюро. 17

2.1 Отношения банка с клиентом, проблема обоюдного доверия 17

2.2 Типология методов оценки кредитоспособности 23

2.3 Выводы: 27

Глава III. Проблема существования доверия для развития института кредитного бюро. 28

3.1. Кредитное бюро «задерживается» – три возможные причины. 28

3.2. Обмениваются ли банки информацией? 32

3.3.Неформальные институт – «фрод форум» vs формальный институт – кредитное бюро. 33

3.4 Проблема кредитного бюро – проблема доверия. 34

3.5 Выводы: 36

4. Заключение 36

5. Библиография 37

5.1 Монографии и учебные пособия 37

5.2 Статьи в сборниках, журналах и СМИ 37

5.3 Статистическая информация, справочные материалы, законодательные акты. 38

6.1 Кредитные бюро – зарубежный опыт 40

6.2Анкета, используемая в ходе проекта 44



Введение

1.Описание проблемной ситуации



«…Величина кредита,

по кредитной карте, которую мы выдаем клиенту,

определяет величину нашего доверия к клиенту…»1
С начала 2000 года Российская банковская система начала ориентацию на увеличение доли бизнеса основанного на выдаче кредитов населению. На 1 января 2005 года по данным Центробанка совокупный объем выданных физическим лицам кредитов составлял 618,9 миллиардов рублей, для сравнения год назад эта сумма была равна 299,7 миллиарда рублей. С социологической точки зрения выдача банком кредита, является по определению ситуацией, значимую роль в которой играет доверие, причем доверие обоюдное. Так банк доверяет клиенту деньги, а клиент в свою очередь доверяет банку свою персональную информацию. В этой ситуации теоретический концепт автоматически получает количественное и качественное выражение. Величина кредита2 и условия его выдачи, по сути, являются таковыми.
Особенным механизмом выдачи кредита физическому лицу является выдача кредита через кредитную карту.3 Вернуть кредит, выданный по кредитной карте, в случае дефолта весьма затруднительно (в случае потребительского кредита или автокредитования в залоге у банка может находиться имущество, под которое выдается кредит). Однако это не означает, что предоставление кредита через кредитную карту надо рассматривать как полностью непредсказуемую ситуацию, для того, чтобы предсказать возможное поведение клиентов в банках используются специальные методы оценки кредитоспособности.
В настоящее время, эксперты отмечают, что наибольший потенциал на рынке банковских услуг имеет как раз рынок кредитных карт. Особенностью развития данного рынка в России является то, что к настоящему времени у банков нет возможности использовать скориноговые методы оценки кредитоспособности, которые используют в развитых странах, по причине отсутствия кредитного бюро4.

Таким образом, вопрос о том, какие инструменты есть у банков для оценки своих клиентов, их кредитоспособности при предоставлении кредитов через кредитные карты, и на основании каких институтов эти инструменты работают в переходных экономиках, является интересной исследовательской проблемой, имеющей как теоретическое, так и практическое значение.


В теоретическом отношении данное исследование интересно тем, что на современном материале и на примере России ставится вопрос об институциональных условиях, при которых становится возможной формальная рациональность.

2. Цели и задачи исследования:

Основной целью исследования является выявление условий становления нового для России института – института бюро кредитных историй.



Задачи:

  1. Описать ситуацию с выдачей кредитов в России.

  • Выявить основные тенденции в развитии рынка.

  • Выявить опасности, возникающие в связи с развитием рынка.

  1. Выяснить, на основании чего делается заключение о кредитоспособности клиентов обращающихся в банки для получения кредита.

  • Выявить какие методы оценки кредитоспособности используются в Российских банках.

  • Выявить условия необходимые для использования методов оценки кредитоспособности.

  • Выявить доверительные стратегии5 российских банков, в отношении клиентов.

  1. Выяснить, является ли кредитное бюро необходимым условием использования скоринга.

  2. Выяснить в каких условиях был создан институт кредитных бюро в России.

  • Выявить причины «задержки» возникновения кредитного бюро в России.

  • Выявить существующие в банках представления, об их участии в деятельности кредитных бюро.



3. Объект и предмет исследования:



Объектом исследования являются руководители кредитных отделов банков, т.е. те сотрудники банков, которые, по сути, определяют политику по вопросам выдачи кредитов и обмена информацией о клиентах. В ходе анализа делается допущение о том, что банк как организация по вопросам обмена информацией с другими банками, а также вопросам выдачи кредитов ( кредитных карт) в полном объеме может быть представлен в лице одного человека. Такого рода допущение имеет право на существование исходя из того, что в ходе опросного этапа выяснилось, что практически во всех банках контроль со стороны руководителя практический равен 100%, т.е опрашиваемое лицо находится в курсе всех происходящих событий, все изменения касающиеся процедуры выдачи кредита, также в значительной степени находятся под контролем руководителей кредитных отделов.
Таким образом, определяя объект исследования, мы говорим о том, что объектом являются банки в лице руководителей кредитных подразделений банков.
Предметом исследования являются условия возникновения института кредитных бюро в России.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница