4. Классические и неклассические модели развития науки, их соотношение: философские и историко-методологические аспект




страница1/24
Дата10.05.2016
Размер1.64 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Оглавление


Вопрос №1. Предмет философии науки. Философия науки как форма самосознания науки. Философия науки, социология науки, науковедение, их соотношение. Разделы философии науки, ее категориальный аппарат. 2

Вопрос №2. Философские проблемы науки, их сущность, специфика и типология. Историко-философские, онтологические, логико-методологические, аксиологические аспекты науки в их соотношении. 3

Вопрос №3. Проблема генезиса научного знания и плюрализма историко-научных концепций. Интернализм и экстернализм в анализе факторов развития науки. 5

4.Классические и неклассические модели развития науки, их соотношение: философские и историко-методологические аспекты. 8

5.Позитивистская традиция философии науки: эволюция основных подходов и концепций. Методологическая программа критического рационализма. 10

6. Философские аспекты обоснования научного знания. Проблемы формализации и математизации научных теорий: история и современность 13

7. Научная рациональность, её специфика и философский смысл. Типы научной рациональности, их историческая эволюция и современные перспективы 15

8.Научная и философская рациональность, их соотношение. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философские основания научных теорий. 17

9. Естествознание и технознание: общее и особенное. Техническая теория. Ее структура и специфика. 19

10.Типология научных проблем, их философско-методологический анализ. Генезис научной проблемы, пути её разрешения. 21

ВОПРОС 11 Теоретический уровень науки. Генезис научной теории, её внутренняя организация. Математизация и формализация. Проблем интерпретации. 22

ВОПРОС 12 Эмпирический уровень науки. Научный факт, процедура формирования и философский смысл. Критический эксперимент в философии науки. 23

ВОПРОС 13 Теоретико-эмпирические противоречия, их типология и философско-методологический смысл. 24

14.Классическая модель научного знания. Классическая научная рациональность и её философские аспекты. Детерминизм, линейность, телеологичность. 25

15.Неклассическая модель научного знания. Философский и общенаучный смысл теории относительности. Парадоксы квантовой механики. 26

16.Постнеклассическая наука, её ценностно-целевые ориентиры. Парадигма нелинейного мира. 29

17. Эволюционное и революционное в развитии науки. Научная традиция и преемственность. Проблема соотношения творческого и нетворческого в научной деятельности. 30

18.Научная революция, её логико-методологические и социокультурные аспекты, философский и мировоззренческий смысл. История науки и история общества, их соотношение. 32

19.Философско-методологические аспекты соотношения научного и вненаучного. Наука, паранаука, лженаука, мифология: соотношение феноменов и понятий. 35

20.Эволюционная эпистемология, её генезис и современные тенденции развития. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. 39

21. Сциентизм и антисциентизм, их философские основания и историческая эволюция. Сциентизм и технократизм, их соотношение. 41

22.Взаимодействие наук, его модели, механизмы и типология. Проблема редукционизма, её философско-методологический смысл. Интеграция и дифференциация научного знания как тенденция современной науки. 43

23.Синергетика как современная общенаучная парадигма, её основные положения, роль и функции в междисциплинарном взаимодействии наук. 45

24.Социологический дискурс научного знания. Институциональные формы научной деятельности: история и перспективы развития. 46

25.Научное сообщество, его типология и историческая эволюция. Научная школа как информациогенная среда. Особенности научного сообщества в постиндустриальную эпоху. 48

26.Культурологический дискурс науки. Гуманитарные аспекты развития научного знания. Научная рациональность и проблема диалога культур. 50

27.Этические аспекты научной деятельности. Понятие научного этоса и проблема его современного расширения. 52

28.Аксиологические проблемы научной деятельности. Научные ценности и социальные ценности, их соотношение. Проблема идеологизированной науки. 56

Вопрос №29. Эстетические аспекты научной деятельности, их функция и роль в формировании идеала науки. Наука и искусство в их соотношении. 58

Вопрос 30. Космологический дискурс научного знания. Наука как часть ноосферы. Проблемы современной экологической этики. 60

Вопрос 31. Наука в контексте традиционалистского и техногенного цивилизационного развития. Футурологические аспекты научного знания. 62

32. Научное знание в контексте глобальных проблем. Особенности развития науки в глобализующемся мире. Технонаука: настоящее и будущее. 64

33. Виртуальная реальность и виртуально-компьютерная реальность. Исторические формы развития виртуально-компьютерной реальности: возможности и перспективы. 67

34.Искусственный интеллект: сущность, теоретическая и практическая возможность создания. Тест Тьюринга и Колмогорова. Перспективы взаимодействия искусственного и естественного интеллектов. 71




Вопрос №1. Предмет философии науки. Философия науки как форма самосознания науки. Философия науки, социология науки, науковедение, их соотношение. Разделы философии науки, ее категориальный аппарат.

Философия науки как самостоятельное направление исследований начала оформляться примерно со второй половины XIX века.

«Предметом философии науки, как отмечает В.С. Степин, являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте». Философия науки изучает также способы формирования, структуру и динамику как в целом научного знания, так и знания конкретных научных дисциплин.

Философия науки – раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее ипостасях: когнитивной, институциональной, методологической, знаниевой, лингвистической, коммуникационной, и т.д.

Как дисциплина философия науки появилась во второй половине XX века.

[С.А. Лебедев]

Предмет современной философии науки - сущность, структура, методы и закономерности развития реальной науки.

Структура современной философии науки представлена следующими разделами: онтология науки, эпистемология, социология науки, праксеология науки, культурология науки, аксиология науки, антропология науки. Только синтез всех указанных выше аспектов позволяет создать достаточно полную и адекватную общую модель современной науки.

Социология науки — отраслевая социологическая дисциплина, выявляющая социальные условия научной деятельности.

Социология науки исследует взаимоотношения науки как социального института со структурой общества, типологию поведения ученых в различных социальных системах, взаимодействие формальных и профессиональных неформальных сообществ ученых, динамику их групповых взаимодействий, а также конкретные социокультурные условия развития науки в различных типах общественного устройства.

Науковедение – отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с др. социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.

Философия науки пытается ответить на следующие основные вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют?

Философия науки не нужна при решении типовых и традиционных задач, но подлинная творческая работа, как правило, выводит ученого на проблемы философии и методологии. Он нуждается в том, чтобы посмотреть на свою область со стороны, осознать закономерности ее развития, осмыслить ее в контексте науки как целого, нуждается в расширении кругозора. Также философия науки дает ученому понимание того, что такое наука и научное знание, понимание глобального исторического процесса познания.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница