3(19) июль – сентябрь 2014 года Колонка главного редактора




Скачать 465.38 Kb.
страница1/2
Дата09.05.2016
Размер465.38 Kb.
  1   2
3(19) июль – сентябрь 2014 года

Колонка главного редактора

z:\журнал пенсионное обозрение\фотографии\разные\1.jpg

Прошедший год - год обнародования новой концепции пенсионной реформы – ознаменовался массовым выбором застрахованными лицами, так называемыми молчунами, накопительной пенсии.

Вспоминается старый анекдот про то, как молчавший долгие годы после рождения кавказский мальчик в один прекрасный день неожиданно для ошалевших родителей изрек: «В лобио мало соли».

Очевидно, перспектива довольствоваться «несъедобными» пенсионными коэффициентами вместо реальных денег и поспособствовала появлению большого числа «говорунов».

Хочу заметить, что факт определения стоимости коэффициента в момент назначения страховой пенсии, то есть невозможность расчета будущей пенсии в течение трудовой деятельности, не так уж безобидна. Пенсия совмещает воспроизводственную и стимулирующую функции и тем самым увеличивает производительность труда, поскольку у работников возникает уверенность в своей экономической безопасности после окончания трудовой деятельности.

Впрочем, псевдо-реформаторы, заботящиеся о корректировке пенсионной системы страны в краткосрочных интересах Пенсионного фонда, вряд ли способны учитывать такие «мелочи»…

Искренне Ваш,
Иван Заргарян.

ЦИТАТЫ
«Высочайшая степень надежности НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» есть не что иное, как сочетание значительного объема финансовых средств и консервативной, взвешенной инвестиционной политики». И.Костюкова.
«Повышение продолжительности жизни и спад рождаемости, различные льготы и механизмы досрочного выхода на пенсию нанесли удар по государственным бюджетам и обусловили необходимость поиска выхода из сложившегося положения». А.Гвозденко.
«Имеющиеся законодательные ограничения на инвестиционную деятельность НПФ дают основания для востребованности УК». А.Баранов.
«В реформировании пенсионной системы первостепенную роль играет разъяснительная, просветительская работа с гражданами». В.Плотников.
«Для объединения актуариев пенсионных фондов при поддержке Национальной ассоциации пенсионных фондов в декабре 2013 года было зарегистрировано Некоммерческое партнерство «Ассоциация профессиональных актуариев». О.Котляров.
«Как в ходе подготовки, так и процессе реализации реформы были допущены серьезные недочеты и ошибки, которые на протяжении всех лет реформирования только усугублялись». И.Заргарян.

ТЕМА НОМЕРА


НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» - надежность, проверенная временем

фото 1
Инна Васильевна Костюкова
Заместитель начальника Управления
НПФ «Лукойл-Гарант»

Отечественная пенсионная отрасль переживает сегодня период активной реформации. В 2013 году в рамках реформы системы пенсионного обеспечения Российской Федерации было принято более десятка законодательных актов. Вступив в силу в начале этого года, для наших граждан они стали одной из основных мотивационных сил в вопросе формирования будущей пенсии. Раньше россияне относились к своему пенсионному будущему, мягко говоря, скептически: структура их пенсионных активов была им мало интересна, а заинтересованность в обеспечении достойной в финансовом плане старости отсутствовала. Сегодня же видим иную картину. Пожалуй, впервые за 20 с небольшим лет существования негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации граждане всерьез оценили важность работы НПФ в современных экономических условиях и озаботились выбором такого фонда, в котором можно было бы сформировать не прожиточный минимум на старость, а достойный капитал для обеспечения финансовой независимости на заслуженном отдыхе.

Врез 1: о Фонде:

Некоммерческая организация «Негосударственный пенсионный фонд «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» (лицензия ФСФР №11/2 от 29.06.2006 г.) - один из крупнейших НПФ страны. Учрежден в 1994 году нефтяной компанией «ЛУКОЙЛ». Фонд предоставляет полный спектр пенсионных услуг: обязательное пенсионное страхование, дополнительное пенсионное страхование для граждан, участвующих в программе государственного софинансирования пенсии, негосударственное пенсионное обеспечение для частных и юридических лиц (корпоративные пенсионные программы).

Фонд неоднократно подтверждал звание самого надежного НПФ России. Имеет семь рейтингов надежности класса «А++» - «Максимальная надежность» от ведущего российского рейтингового агентства «Эксперт РА». Абсолютный лидер обязательного пенсионного страхования в системе НПФ. Обслуживает более 2,5 млн пенсионных счетов по всей России. Филиальная сеть охватывает свыше 50 регионов страны и насчитывает более 70 обособленных региональных подразделений в крупнейших городах РФ.
Непрерывное развитие

Негосударственный пенсионный фонд «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», основанный без малого два десятка лет тому назад нефтяной компанией «ЛУКОЙЛ» (в июле этого года Фонд отметит своё двадцатилетие), сегодня объективно является одним из самых крупных и надежных пенсионных фондов страны. Когда в 1994 году между администрацией Нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» – основным учредителем Фонда – и профсоюзным объединением было подписано соглашение о негосударственном пенсионном обеспечении, участникам тогда еще только зарождавшегося пенсионного рынка России, было очевидно, что у фонда большое будущее.

Первыми клиентами НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» стали сотрудники 27 предприятий Группы компаний «ЛУКОЙЛ». Три года спустя, в апреле 1997 года, Фонд приступил к первым выплатам негосударственных (дополнительных) пенсий. За неполные 10 лет «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» сумел существенно расширить свою клиентскую базу, и к моменту внесения изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», позволивших НПФ работать в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), участниками пенсионного обеспечения по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) стали сотрудники уже 180 предприятий Группы.

Выход на открытый рынок и начало работы в системе обязательного пенсионного страхования – один из самых успешных периодов в работе НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ». За первый год работы в системе ОПС клиентами Фонда стали почти 58 тысяч человек – так впервые НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» возглавил рейтинг НПФ по количеству застрахованных лиц. В дальнейшем «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» неоднократно подтверждал свое звание безоговорочного лидера системы ОПС - с 2009 по 2012 гг. включительно наибольшее число россиян, выбиравших для формирования накопительной части трудовой пенсии НПФ, выбирали именно НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ». Сегодня, согласно последней отчётности, без учета кампании 2013 года, во время которой более 1 млн. граждан изъявили желание формировать накопительную часть пенсии в НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», пенсионные накопления в Фонде формируют 2,2 млн россиян.

Стремительный рост НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» не мог не подтолкнуть к развитию новых партнерских отношений с ведущими отечественными компаниями финансового сектора. В конце 2012 года Фонд объявил о начале стратегического сотрудничества с Финансовой Корпорацией «Открытие». Сегодня Фонд активно использует передовой опыт Корпорации по управлению средствами пенсионных резервов и накоплений, а также экспертизу по управлению и развитию финансовых бизнесов, при этом продолжая активное сотрудничество с ОАО «ЛУКОЙЛ».

Безусловные гарантии

Говорить о преимуществах негосударственных пенсионных фондов без оценки их финансовых показателей невозможно. Надежность, финансовая устойчивость и грамотная инвестиционная политика - вот три кита успешности любого НПФ и, как следствие, доверия к нему граждан. НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» в полной мере удовлетворяет всем трем требованиям.

В основе инвестиционной политики Фонда лежит стратегия получения стабильного дохода при минимальном уровне риска. На практике это означает, что доля инструментов с рыночными рисками (акций) в инвестиционном портфеле ограничена размерами фиксированного дохода, который НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» может получить за счет инвестирования в инструменты с фиксированной доходностью (облигации и банковские депозиты). Сегодня процент рисковых инструментов в инвестиционном портфеле Фонда минимизирован. Это позволяет в современных условиях неустойчивости финансовых рынков гарантировать клиентам стабильную доходность, покрывающую показатели инфляции.


Рис. 1 (Структура инвестирования пенсионных накоплений НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» на 31.12.2013)

пенсионные накопления_31

Рис. 2 (Структура размещения пенсионных резервов НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" на 31.12.2013)
пенсионные резервы_31

Накопленная доходность Фонда за время работы в системе ОПС с 2005 по 2012 год (исключим из статистики прошлый год, поскольку его итоги еще окончательно не подведены) составила 106%, что более чем в 1,5 раза превышает аналогичный показатель Государственной управляющей компании (ВЭБ) и полностью покрывает накопленную за это время инфляцию.

Сегодня, во время нестабильности на финансовых рынках, ключевым показателем деятельности НПФ является надежность. Она – самый надежный критерий, определяющий принятие решения о заключении договора с фондом.

Сохранность пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах и, в частности, в НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», подразумевает, что в определённый момент времени фонд должен обеспечить выполнение своих пенсионных обязательств перед клиентами в полном объёме. Главным показателем надёжности и устойчивости фонда является отношение его имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД), т.е. собственных средств фонда, к объёму имеющихся пенсионных обязательств. «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» является одним из крупнейших НПФ по размеру ИОУД. На последнюю отчетную дату этот показатель более чем в 200 раз превышал законодательно установленный минимум и оставлял 26,63 млрд рублей. А его отношение к размеру пенсионных обязательств является одним из самых высоких среди крупнейших отечественных НПФ - 24%. Все это говорит лишь об одном: НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» гарантирует своим клиентам максимально возможную степень защиты накоплений, существующую сегодня на отечественном пенсионном рынке.

Высочайшая степень надежности НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» есть не что иное, как сочетание значительного объема финансовых средств и консервативной, взвешенной инвестиционной политики. Вступление фонда в ближайшее время в систему гарантирования пенсионных накоплений еще более укрепит его лидирующее положение на пенсионном рынке.
Врез 2: «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» в цифрах

Более 2,5 млн клиентов.

Более 400 тысяч участков по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Более 2,2 млн застрахованных лиц.

Размер пенсионных резервов (по состоянию на 30.09.2013 г.) – 18,54 млрд рублей.

Размер пенсионных накоплений (по состоянию на 30.09.2013 г.) – 126,48 млрд рублей.

Размер имущества для осуществления уставной деятельности (по состоянию на 30.09.2013г.) – 26,63 млрд рублей.

Негосударственные пенсии в Фонде получают почти 70 тысяч россиян.

В 2013 году Фонд выплатил более 1,49 млрд рублей негосударственных пенсий.

Количество граждан, обратившихся в фонд за выплатами по обязательному пенсионному страхованию с момента вступления в силу «выплатного закона», – более 60 тысяч.

Суммарный объем выплат по обязательному пенсионному страхованию – 1,2 млрд рублей.

Всего за время своей деятельности Фонд выплатил более 8 млрд рублей пенсий, включая выплаты по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению.

Политика клиентоориентирования

Сегодня продуктовая линейка НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», помимо обязательного и дополнительного пенсионного страхования, насчитывает около десятка пенсионных планов по негосударственному пенсионному обеспечению. Клиенты Фонда имеют возможность выбрать программу, что называется «под себя», т.е. в зависимости от индивидуальных потребностей, заранее определив размер и порядок внесения пенсионных взносов, размер и периодичность получения пенсии, указать правопреемников. Заключить договор НПО можно также и в пользу третьих лиц.

Особая роль отводится корпоративным пенсионным программам. Фонд имеет колоссальный опыт разработки корпоративных программ негосударственного пенсионного обеспечения для крупных промышленных объединений нефтехимической, нефтегазовой, оборонной и других отраслей промышленности. Крупнейшими корпоративными клиентами НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», помимо предприятий Группы компаний «ЛУКОЙЛ», являются: химический Холдинг «Уралхимпласт» – один из ведущих отечественных производителей синтетических смол и пластмасс, ФГУП «РАДОН» – федеральное государственное унитарное предприятие, специализирующееся на обращении с радиоактивными отходами средней и низкой активности, производственное объединение «Туламашзавод» – одно из ведущих предприятий военно-промышленного комплекса России, производящее вооружение для сухопутных войск и Военно-Морского Флота, крупнейший научно-образовательный комплекс страны – Тюменский государственный нефтегазовый университет и Государственный академический Малый театр – один из старейших драматических театров России.

Работа во благо каждого клиента стала своего рода визитной карточкой НПФ «ЛУОЙЛ-ГАРАНТ». Фонд работает с людьми и для людей. На каждом из уровней своей деятельности НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» проводит политику клиентоориентрования, стремясь комплексно – в средствах массовой информации, на встречах с работниками предприятий и организаций, участвуя в конференциях, круглых столах и семинарах, доносить до населения информацию о возможностях пенсионного выбора. За годы своей работы Фонд завоевал абсолютный авторитет у всех без исключения категорий граждан.

К мнению НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» прислушиваются и на государственном уровне. Фонд занимает активную позицию в публичном поле рынке, проводя масштабную просветительскую работу в регионах присутствия, сотрудничая с органами государственной власти – ПФР, Центробанком, рабочей группой РСПП по развитию пенсионных систем, Общественной палатой, профильными министерствами и ведомствами, является активным членом и учредителем Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов.

с
Сергей Николаевич Эрлик

Президент фонда
- НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» можно смело назвать гарантом стабильности и финансового благополучия для каждого из двух с половиной миллионов наших клиентов. Фонд динамично развивается, расширяя географию своего присутствия, готовясь к процедуре акционирования и вступлению в систему гарантирования пенсионных накоплений. Новая пенсионная реформа, вступившая в силу в начале этого года, ни в коей мере не затормозила этого развития, а, наоборот, дала нам новые стимулы для движения вперед.

Мы всегда работали на опережение в том, что касается внедрения новых продуктов и применения передовых технологий на рынке. Не отступаем от этого принципа мы и сегодня, развивая продуктовую линейку и расширяя функциональность клиентских сервисов, обеспечивая таким образом максимальную эффективность пенсионных услуг для граждан.



Развитие пенсионной системы России через призму пенсионных реформ

aranjereev

Михаил Михайлович Аранжереев

Советник исполнительного директора

НПФ «Алмазная Осень»

2012

Александра Николаевна Гвозденко,
Президент НПФ «Социальное развитие»

В конце 2013 года был принят комплекс новых для пенсионной системы законов, которые определили ее правовое поле. Традиционно, с точки зрения законодательного регулирования пенсионная отрасль остается одной из самых динамично развивающихся отраслей, одна реформа сменяет другую, изменения в пенсионной системе стали уже привычными для ее участников. Почему возникает необходимость реформировать пенсионную отрасль? В чем причина столь частых пенсионных реформ?

Попытаемся разобраться, обратившись к истории развития пенсионной системы, начиная с истоков.

Пенсионные реформы являются следствием кризиса пенсионных систем. Причины кризиса имеют каждый раз свою специфику. В настоящее время кризис носит экономико-политический характер и имеет демографические наслоения. С подобным кризисом столкнулась не только Россия, в мире наблюдается общая тенденция, связанная с обострением демографических проблем, однако каждое государство предпочитает решать вопросы пенсионного обеспечения по-своему, происходит формирование различных моделей пенсионных систем.

Если проанализировать мировую практику, то в течение XIX - XX вв. сформировалось два базисных теоретико-методологических подхода, которые отражали разные модели пенсионного обеспечения.1

Первая модель предусматривала необходимость обеспечения минимальных государственных гарантий уровня дохода участников пенсионной системы, вторая была нацелен на обеспечение гарантий сохранения дохода застрахованным работником, сопоставимого с его предпенсионным уровнем за счет резервирования определенной части заработной платы.

Если представить природу реформ пенсионной системы России как частного случая в теории эволюции пенсионных систем мира, придем к вполне логичному выводу о том, что, в целом, существуют схожие причины, способствующие проведению реформ и становлению нового этапа в развитии пенсионирования. В каждом случае будет иметь место некая специфика, но базовые предпосылки реформ остаются неизменными. Времена меняются, проблемы пенсионных систем остаются прежними...

В России зачатки пенсионной системы появились в годы реформ Петра I. Первыми пенсионное обеспечение получили морские офицеры. Государство в Российской империи обеспечивало пенсиями только военнослужащих и государственных служащих. Члены их семей получали пособие по потере кормильца. В 1827 году с принятием Общего устава о пенсиях и единовременных пособиях впервые было узаконено право на пожизненную пенсию, размер которой определялся сроком службы, чином, должностным разрядом. Существовали положения о льготных пенсиях. Основная часть расходов покрывалась за счет средств казны.

При Александре III было принято решение оставить под опекой государства лишь тех, кто не мог позаботиться о себе самостоятельно, были образованы пенсионные капиталы при различных ведомствах.

Необходимо отметить, что уже тогда, на этапе формирования российской пенсионной системы проявлялись проблемы, свойственные современной российской пенсионной системе. Так, в 1828 году один пенсионер приходился на 4,5 служащих, в 1843 году - уже на 2,5 служащих, а в 1868 году - на одного служащего2. Уже тогда Россия столкнулась с высоким финансовым бременем, создаваемым посредством перераспределительного механизма, когда пенсионные выплаты формируются за счет доходов работающих. Государство вынуждено сокращать число получателей пенсионного обеспечения ( например, путем увеличения пенсионного возраста), уменьшать размеры выплат, искать альтернативные источники формирования доходов получателей пенсий (дополнительное пенсионное обеспечение). Таким образом, попытки сделать пенсионное страхование всеобщим не привели к созданию эффективной пенсионной системы в дореволюционной России. Веденное в 1912 году социальное страхование для всех рабочих оказалось ничтожным по своему размеру.

Изначально были выработаны два пути социальной защиты рабочих и служащих. Один из них предполагал страховое начало (вариант добровольных взносов самих рабочих, а также вариант принудительного страхования с участием рабочих, предпринимателей и государства), другой - обеспечение за счет государства. Однако выработанные западными странами принципы социального страхования были неприемлемы в условиях российской действительности тех лет.

Тем не менее, в 60-х годах XIX века появились первые законодательные акты о защите наемных работников (Закон "О вспомогательных товариществах при казенных горных заводах" 1861 года). Появились и первые элементы добровольного пенсионного страхования, основанные на накопительном механизме с инвестированием средств, накапливаемых на лицевых счетах будущих пенсионеров и реализованные через систему страховых пенсионных и эмеритальных касс, которые создавались крупными промышленными предприятиями и их объединениями. Взносы в такие кассы делали работодатели и работники.

У всех эмеритальных касс существовал один большой недостаток - отсутствие финансовой стабильности. В основу расчетов пенсионных обязательств таких касс были положены страховые начала. Однако, по факту, пенсии назначались в определенном отношении к заработной плате служащего или в зависимости от чина и должности. Резерв на покрытие дефицита отсутствовал, доходы изменялись в зависимости от количества участников и размера их зарплат. Расходы зависели от количества пенсионеров, их должностей, семейного положения. Поэтому система не всегда оказывалась сбалансированной.

Следует отметить, что проблема несбалансированности пенсионной системы остается актуальной и в наши дни.

В советский период заботу о малообеспеченных и нетрудоспособных категориях населения государство полностью берет на себя. Сформирована система пенсионного страхования с разного уровня органами. В 1924 году была принята первая Конституция СССР, согласно которой социальное страхование распространялось на всех без исключения рабочих и служащих. Взносы в систему уплачивались предприятиями и учреждениями.

В 1938 году в Советском Союзе было решено средства социального страхования включить в состав единого государственного бюджета. Действовавшие до этого страховые принципы исчезли, было внедрено распределение средств государственного бюджета по остаточному принципу. Сохранилась система уплаты страховых взносов, которая позже была дифференцирована по отраслям, что создавало некую видимость социального страхования.

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на сложности военного времени, осуществлялась программа помощи пенсионерам, инвалидам и детям.

В послевоенные годы, в период переориентации на нужды мирного времени, система пенсионного обеспечения получила дальнейшее развитие, в 80-е годы она охватила широкие слои населения, вся деятельность по социальному обеспечению была замкнута на государство. Система пенсионного обеспечения являлась уравнительной. Несмотря на то, что размер страховых тарифов был утвержден в диапазоне от 4,4 до 14 % фонда заработной платы, тарифы только имитировали систему социального страхования и далеко не в полной мере определялись опасностью или вредностью производства.

В пенсионной системе накопилось достаточно социальных и экономических проблем, что привело к необходимости ее реформирования на базе внедрения страховых принципов, признанных западными странами.

Политическое решение о реформировании системы пенсионного обеспечения и коренного обновления пенсионного законодательства было принято апрельским Пленумом ЦК КПСС 1985г. С тех пор начали происходить изменения в системе социального страхования. Были приняты постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 15.08.1990г. N 818 "Об организации Пенсионного фонда СССР" и N 827 "О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение" с созданием Фонда социального страхования СССР. Аналогичные решения были приняты во всех союзных республиках, и созданы соответствующие фонды. Началось развитие пенсионного страхования в направлении устранения недостатков и пороков бывшей нестраховой пенсионной системы и широкого внедрения страховых принципов.

В 1987 г. Совет Министров СССР совместно с ВЦСПС принял постановление "О введении добровольного страхования дополнительной пенсии для рабочих, служащих и колхозников". Страховой фонд формировался в равных долях за счет личных взносов страхователей и средств государственного бюджета СССР.

После распада СССР началось формирование современной пенсионной системы России.

В 1990 году был образован Пенсионный фонд РФ, и с этого момента пенсионная система РФ стала официально считаться страховой. В Указе Президента РФ от 16 сентября 1992 года № 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" были сформулированы правовые и организационные принципы создания и деятельности НПФ. В 1995 году был определен порядок регистрации и лицензирования НПФ. 7 мая 1998 года был принят Федеральный Закон № 75 "О негосударственных пенсионных фондах", регулирующий деятельность НПФ, который систематизировал разрозненные нормы, существовавшие к тому моменту, а также накопленный практический опыт. Персонифицированный учет начал использоваться в тестовом режиме для назначения пенсий (в 2000 году им были охвачены все работающие жители страны).

Этап развития пенсионной системы РФ, имевший место после распада СССР в условиях непростой экономической ситуации, характеризуется попыткой государства переложить большую часть ответственности в части пенсионного обеспечения на самого будущего пенсионера. Были созданы институты, сформированы механизмы, обеспечено правовое поле. Велась пропаганда активной позиции граждан в отношении их будущего и персональной ответственности гражданина за будущую пенсию.

Первая пенсионная реформа началась 1992-1997 годов была направлена на создание корпоративных пенсионных систем и негосударственных пенсионных фондов.

В 1998 году негосударственные пенсионные фонды испытали на себе кризисные явления в экономике страны, но кризис был недолгим, фонды достаточно быстро оправились от него, доказав свою устойчивость.

Последние 20 лет проблемы пенсионного обеспечения во всем мире заметно обострились, что связано с демографическими факторами, которые не всегда учитывались при проведении пенсионных реформ в прошлом. В большинстве стран увеличение продолжительности жизни граждан происходило одновременно с сокращением рождаемости. Эффект «старения населения» породил проблему увеличения коэффициента нагрузки на трудоспособное население. В условиях недостаточно быстрого экономического роста, при тенденции сокращения доли работающих, «стареющие» страны столкнулись с трудностями в части выплат пенсий своим пожилым гражданам.

Повышение продолжительности жизни и спад рождаемости, различные льготы и механизмы досрочного выхода на пенсию нанесли удар по государственным бюджетам и обусловили необходимость поиска выхода из сложившегося положения. Тенденция демографического старения сделала нежизнеспособными прежние системы пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе. Проводимые реформы сводились к снижению доли распределительной системы и увеличению доли накопительной. Однако любые изменения в пользу завтрашнего дня сказываются на положении сегодняшних пенсионеров, составляющих основную массу электората. Социальное недовольство, связанное с сокращением размера выплат, увеличением пенсионного возраста, отказом от льгот, повышением взносов в пенсионные фонды – обратная сторона медали любой реформы, которая является существенным аргументом в пользу устаревшей системы – распределительной.

Россия, как и многие европейские страны, столкнулась с демографическими проблемами. На стыке 2001-2002 года в нашей стране началась пенсионная реформа, целью которой был переход от распределительной пенсионной системы к смешанной модели пенсионного обеспечения. Новый формат пенсионной системы включил в себя: государственное пенсионное обеспечение, формируемое за счет общих налогов и обеспечивающее унифицированные по размерам и условиям получения пенсии; обязательную накопительную и страховую систему и негосударственное пенсионное обеспечение. К 2025 году планировалось увеличить долю накопительного компонента до 41,5%.

Размер будущей пенсии стал зависеть от суммы уплаченных страховых взносов, введена обязательная накопительная часть пенсии, поскольку распределительная система уже не могла справляться с растущей нагрузкой в долгосрочной перспективе.

В 2004 году негосударственные пенсионные фонды получили право заключать договоры обязательного пенсионного страхования (ОПС), а граждане получили право распоряжаться накопительной частью своей пенсии, то есть выбирать НПФ или УК для инвестирования пенсионных накоплений.

В 2008 году негосударственные пенсионные фонды столкнулись с последствиями экономического кризиса, который обнажил несовершенства системы, в том числе связанные с отсутствием гарантий сохранности пенсионных активов. С 2008 года запущена программа государственного софинансирования накопительной части пенсии.

В 2010 году единый социальный налог (ЕСН) заменен на страховые взносы, базовый размер пенсии вошел в страховую часть, была проведена переоценка пенсионного капитала с учетом трудового стажа в советское время (валоризация) и утвержден минимальный размер пенсии, превышающий прожиточный минимум пенсионера. Пенсионная система обременилась фактически невыполнимыми в новых условиях обязательствами.

Спустя более 10 лет после реформы 2002 года, выяснилось, что в существующую систему необходимо вносить коррективы.

В мае 2012 года вышел указ президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в котором Правительству РФ было поручено разработать проект «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы», предусмотрев механизмы увеличения размера пенсии гражданам, выразившим желание работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования».

Основная причина назревших изменений – нехватка средств для текущих выплат пенсий. Ряд экспертов выступал за повышение пенсионного возраста, способное изменить соотношение плательщиков взносов и получателей пенсий. Однако руководство страны не пошло по столь непопулярному пути и обратилось к поиску иных источников средств для выплат пенсий сегодняшним пенсионерам.

В 2013 году увеличился тариф за работников, занятых во вредных производствах, возрос тариф страховых взносов для самозанятого населения.

28 декабря 2013 года Президентом Российской Федерации был подписан комплекс законов, определяющих новую структуру пенсионной системы страны:

- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»;
- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ранее, 4 декабря 2013 года, был подписан Федеральный закон № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения».

Среди законодательных новаций стоит выделить следующие:

1) ликвидация обязательности накопительной компоненты пенсии;


2) введение новой формулы для расчета пенсии;
3) введение системы гарантирования пенсионных накоплений;
4) акционирование негосударственных пенсионных фондов (НПФ);
5) изменение наименования пенсии и ее структуры;
6) «замораживание» в Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФР) перечисления средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, выбравших НПФ, до вступления фондов в систему гарантирования средств пенсионных накоплений.

Изначально гражданам, родившимся после 1966 года, предложили до 1 января 2014 года сделать выбор: или оставить 6% на формирование накопительной части пенсии, или согласиться на ее сокращение втрое - до 2% (для «молчунов»). Однако уже в сентябре 2013 года была предложена схема с обнулением пенсионных накоплений (в части новых взносов) для «молчунов».

Возможно, именно по причине необходимости выбора гражданами тарифа отчислений на накопительную часть пенсии в 2013 г. Пенсионный фонд России (ПФР) получил рекордное количество заявлений от граждан о переводе пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и управляющие компании — 18,1 млн., почти половина из которых, к сожалению, была «забракована».

Граждане до конца 2015 года еще могут выбрать вариант своего пенсионного обеспечения.


Для вновь вступающих в трудовую деятельность этот срок составит 5 лет (или до достижения возраста 22 лет).

Была введена новая пенсионная формула для расчета обязательств по выплатам страховой пенсии. Расчет обязательств в новой формуле осуществляется не в рублях, а в условных единицах – баллах, стоимость которых будет зависеть, в том числе, от наполняемости бюджета ПФ РФ. Таким образом, новая формула позволит сбалансировать бюджет Пенсионного фонда, фактически, за счет замены безусловных обязательств государства некими условными обязательствами, которые зависят от слабо просчитываемых, практически, субъективных факторов. В соответствии с новой пенсионной формулой возраст выхода на пенсию остается прежним: для мужчин - 60 лет; для женщин - 55 лет. Назначение страховой пенсии предусмотрено:- при наличии не менее 15 лет страхового стажа; - при величине индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. Увеличение минимального стажа будет постепенным – в 2015 году начнется 10-летний переходный период. Каждый год минимальный стаж (в настоящее время 5 лет) будет увеличиваться на год, т.е. в 2015 году он составит 6 лет, в 2016 году – 7 и т.д.

Был введен мораторий на поступление средств пенсионных накоплений страховщикам, до тех пор, пока они не войдут в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений. Для НПФ появилось дополнительное требование по акционированию. Предложенные меры были заявлены как меры, направленные на снижение рисков пенсионной системы, однако у экспертов до сих пор остается ряд вопросов, направленных на понимание логики принятых мер (например, «почему система гарантирования не вводилась ранее, несмотря на то, что средства пенсионных накоплений поступали в НПФ и УК с 2003 года и инициативы создания страховых резервов под накопления поступали от участников рынка и ранее (вопрос создания гарантий в системе ОПС был особенно актуален в периоды экономических кризисов)?; или: «каким образом акционирование НПФ обеспечит прозрачность и большую безопасность с точки зрения клиента»). Какими будут ответы на данные вопросы - покажет время. Однако, меру по отнесению накоплений 2014 года в распределительную систему, некоторые эксперты пенсионного рынка до сих пор считают фактом неправомерного использования средств, подчеркивая, что «создание прецедента по переводу пенсионных накоплений в распределительную систему приведет к негативным последствиям, в том числе по причине подрыва доверия россиян к отечественной пенсионной системе. А «замораживание» накоплений может лишить российский фондовый рынок «подушки безопасности», в зоне риска окажутся в первую очередь рынок государственного внутреннего долга и сектор корпоративных облигаций. Это также может привести к росту ставок на депозиты в российских банках, и, как следствие, увеличению процентных ставок по кредитам промышленному сектору, что спровоцирует экономическую стагнацию»3.

Эксперты предрекают реформе 2013 года недолгую жизнь, при этом имеют место опасения, что дальнейшее развитие системы может пойти в сторону отказа от накопительных принципов системы с переходом к устаревшим уравнительным принципам распределительной системы.

Однако проблемы в пенсионной системе невозможно решить путем простого отказа от накопительной системы. Так или иначе, остается нерешенной демографическая проблема, связанная со старением населения, по причине которой и вводился накопительный элемент. Солидарно-распределительная система в чистом виде в случае таких демографических диспропорций работать не будет. Таким образом, комбинированная система остается наиболее приемлемым вариантом в условиях российской действительности. При этом для развития пенсионной системы необходимо работать над деталями. Институты уже сформированы, возможно, есть смысл задаться вопросом, о том, насколько они необходимы и достаточны? Не являются ли они избыточными? Могут ли, например, НПФ управлять пенсионными активами (в том числе пенсионными накоплениями) не менее эффективно, чем управляющие компании, которые сегодня являются обязательными звеньями в цепи?

Необходимо работать над инструментами инвестирования и принципами регулирования для обеспечения приемлемого уровня доходности – ключевого фактора успеха накопительного элемента пенсионной системы. Доходность должна обеспечивать реальную сохранность пенсионных активов (с учетом уровня инфляции).

Если в современных условиях при высокой вероятности роста инфляции, низких темпах прироста ВВП, возможного усложнения сбыта природных ресурсов по политическим причинам, УК не дадут ощутимого результата, возможна дискредитация системы обязательного пенсионного страхования, подрыв доверия граждан к финансовым институтам и государству.

Таким образом, выбор инструментов инвестирования и определение принципов регулирования рынка на современном этапе имеют принципиальное значение. Важно не ошибиться при выборе направлений приложения усилий в этом вопросе. Не все обсуждаемые сегодня инструменты, предназначенные для работы с пенсионными активами (в том числе инфраструктурные продукты), могут оказаться эффективными. Необходим тщательный анализ с привлечением специалистов.

В цивилизованном мире, так или иначе, государство принимает на себя решение вопросов, связанных с обеспечением нетрудоспособных граждан пожилого возраста. Эффективная работа системы обязательного пенсионного страхования возможна только при устойчивом экономическом положении государства. Поэтому вполне резонной выглядит ответственность самого государства за сохранность определенной части накоплений, инвестированных в государственные обязательства.

Планомерное развитие созданной системы без стрессов и кардинальных изменений должно стать приоритетом, для сохранения доверия населения всей пенсионной системе и государству в целом.


  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница