2 Развитие менеджмента в России Развитие менеджмента в XVII в




Скачать 186.24 Kb.
Дата04.05.2016
Размер186.24 Kb.
2.3. Развитие менеджмента в России
Развитие менеджмента в XVII в.
Начало развития менеджмента в России положено в XVII в., когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок. В развитии экономической политики и системы государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин, выступавший против боярского местничества и заботившийся об улучшении организации управления на местах. Он сделал попытку ввести городское самоуправление в западных приграничных городах России. Ордин-Нащокин первым из русских экономистов поставил вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента. Главная цель экономической политики Ордин-Нащокина — ликвидация экономической отсталости России, создание отечественной промышленности и борьба против засилья иностранного торгового капитала.

Особую эпоху в развитии российского менеджмента составляют петровские реформы по совершенствованию управления экономикой. Круг управленческих действий Петра I весьма широк — от изменения летоисчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

· развитие крупной отечественной промышленности и государственная поддержка ремесленных производств;

· содействие развитию сельского хозяйства;

· укрепление финансовой системы;

· активизация развития внешней и внутренней торговли.

Законодательные акты Петра I — указы, регламенты, инструкции и контроль их исполнения — регулировали различные сферы деятельности государства, по сути, это был государственный менеджмент. Для содействия торговому и промышленному развитию были разработаны программы мероприятий, предусматривающие систему предоставления различных привилегий и льгот. Предприниматели получали для устройства фабрик и заводов ссуды без процентов, их снабжали орудиями производства, освобождали от государственной службы, предоставляли временные льготы от налогов, обеспечивали выгодными государственными за-казами.

Центральной задачей экономической политики государства при Пет-ре I было пополнение казны, но он также стремился использовать влияние государства на развитие техники, повышение производительности труда.

Петр I понимал государство как направляющую силу развития экономики, а законодательство считал мощным рычагом реализации намеченных программ. Поэтому издание указов, регламентов, инструкций по претворению их в жизнь было важной формой государственной деятельности.

Заслуживают внимания и управленческие идеи И.Т. Посошкова. К оригинальным его идеям следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства (казны) и народа, под вторым — эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой основывались на решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.

Развитие управленческой мысли в XVIII в.

Первая четверть XVIII в. была периодом петровского реформирования управления экономикой как на макро-, так и на микроуровне. Созданная Петром I система управления имела необратимый характер.

Последовательным идеологом крепостничества был В.Н. Татищев. В области управления хозяйственными делами России он особое значение придавал управлению финансовой политикой. Главным источником богатства он считал торговлю, поэтому настоятельно рекомендовал добиваться активного торгового баланса, превышения экспорта над импортом. С этой целью предлагалось изменить таможенный тариф и ввести специальные тарифы для отдельных портов и городов. Актуален и для современной экономической политики совет Татищева, — не допускать к вывозу за границу золото и серебро в слитках, монете и посуде, разрешить вывоз лишь таких изделий, в цене которых стоимость обработки составляет не менее половины.

Татищев считал крайне необходимым покровительство отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству, при этом государство обязано не наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России.

Во второй половине XVIII в. управленческая мысль развивалась в духе реформ Екатерины II. В целях совершенствования управления экономикой России по ее указанию издано «Учреждение для управления губерний Российской империи». Страна была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, а каждая губерния делилась на 10—12 уездов. При Екатерине II созданы благоприятные условия для развития русского предпринимательства; ликвидирована необходимость получения «разрешительных указов» на открытие нового предприятия. Одновременно объявлено об уничтожении монополий и введении полной свободы торговли. В 1785 г. российские предприниматели получили от Екатерины II жалованную грамоту, согласно которой все купцы были подразделены на три гильдии. Купцы всех гильдий освобождались от личной рекрутской повинности и от подушной подати, вместо которой они платили налог в размере 1% с объявленного капитала. Выше купцов разных гильдий было понятие «именитый гражданин». Обладатель такого титула должен был иметь капитал не менее 100 тыс. рублей и имел право владеть заводами, фабриками, загородными домами, садами. Богатство в этике многих российских предпринимателей не было самоцелью, а служило средством делать добро, служить людям. Богатство, если оно не было следствием труда, а создавалось за счет капитала, рассматривалось как грех.

Неслучайно в течение веков русские предприниматели воздвигали на свои деньги десятки тысяч церквей и часовен во искупление греховности богатства в различных городах страны. Меценатство, собрание и передача в дар городам коллекций произведений искусства, финансирование социально-культурных мероприятий, добровольные пожертвования на нужды обороны — таков далеко не полный перечень славных дел русского купечества.

Именно оно в значительной степени подготовило расцвет национальной культуры, который наблюдался в конце XIX — начале ХХ в.

По существу, русское купечество выполняло функции дворянской аристократии и интеллигенции, которые они осуществляли в других странах.

Используя опыт Запада, в 1769 г. Екатерина II повелела впервые в России выпустить бумажные деньги (ассигнации), курс которых сначала не отклонялся от курса серебряного рубля, но по мере увеличения их выпуска неуклонно падал. В 1765 г. Екатериной II учреждено «Вольное экономическое общество к поощрению в России земледелия и домостроительства», но его деятельность в тот период была направлена на поиск рациональных путей развития сельского хозяйства и повышения его товарности в условиях незыблемости крепостного права.

Особенности управления экономикой России в XIX в.

К началу XIX в. невозможность управления государством старыми методами и необходимость общественных преобразований осознавались уже высшей властью. Основные преобразования управления экономикой в начале XIX в. произошли в период царствования Александра I. Его наиболее значительным мероприятием была реформа центрального управления.

Были учреждены министерства, которые были построены на началах единоличной власти и ответственности.

Особую роль в развитии менеджмента в России сыграл М.М. Сперанский. Цель преобразований он видел в придании самодержавию внешней формы конституционной монархии, опирающейся на силу закона. Систему власти Сперанский предложил разделить на три части: законодательную, исполнительную и судебную, т.е. законодательные вопросы должны были находиться в ведении Государственной Думы, суда — в ведении Сената, управления государством — в ведении министерств, ответственных перед Думой. В 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которым утверждалось всесословное самоуправление.

Развитие менеджмента в XX в.

В начале XX в. управленческие преобразования осуществлялись под руководством С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

Осуществляя денежную реформу, Витте использовал способ понижения золотого содержания рубля до рыночного курса бумажного рубля, благодаря чему удалось на несколько лет закрепить установленный курс рубля, а затем сделать его разменным на золото. Денежная реформа Витте противоречила интересам помещиков, экспортировавших хлеб, но была выгодна промышленному капиталу, импортировавшему машины, и государству, которое платило большие проценты по займам. После введения Витте винной монополии государство снова получило огромную прибыль. Для активного развития экономики России он разумно использовал на практике два объективных фактора того периода: дешевизну капитала на Западе и аграрный кризис, в результате которого образовалась масса дешевой рабочей силы.

Преемником Витте в экономике по праву считается Столыпин. Программа его реформ затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана по замыслу автора на 20 лет. Речь в основном шла о децентрализации управления Россией. Столыпин разработал и реализовал реформу о добровольном переселении крестьян в районы Западной Сибири.

Он также решал триединую задачу, обеспечивающую успех переселенческой политики: организация местного землеустройства, прокладка железных и 11 500 верст грунтовых дорог, предоставление переселенцам льготных ссуд и кредитов. Переселение в районы Сибири значительных масс населения решало важнейшую стратегическую задачу — укрепление обороны страны. По инициативе Столыпина разработана программа строительства шоссейных и железных дорог, предусматривалось повышение заработной платы всех чиновников, полицейских, учителей. Бесплатное начальное образование уже получило широкое распространение в 1908 г. и должно было стать всеобщим к 1922 г. Характерной чертой экономики России был крупный государственный сектор, в состав которого входили Российский государственный банк, большинство железных дорог, огромный земельный фонд, а также многочисленные фабрики и заводы. В значительной степени подъему национальной экономики России способствовала и система государственных заказов, особенно заказов на строительство железных дорог.

Роль государства в экономике страны еще больше возросла в годы Первой мировой войны, когда возникла острая необходимость в милитаризации экономики и улучшении снабжения армии. Для практического решения этих задач и усиления роли государства в управлении экономикой в 1915 г. созданы «Особые совещания» по обороне, по топливу, по перевозкам и по продовольствию.

Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917 г., когда владельцы заводов, фабрик, банков покинули страну, экономика осталась без управления. Переход большого количества предприятий в общественную собственность ставил перед Советом Народных Комиссаров (СНК) вопрос о способах управления ими. В поисках новых форм управления на микро и макроуровнях ВЦИК Совета рабочих и солдатских депутатов и СНК осуществляли ряд мер, наиболее принципиальными из которых являлись следующие: введение рабочего контроля; создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ); образование местных органов экономического управления.

Общественная собственность объективно требовала поиска методов, составляющих единую систему управления. Национализация земли, крупной промышленности, железных дорог, банков, введение монополии внешней торговли заложили основу социалистического сектора в экономике.

В годы иностранной интервенции и гражданской войны экономическая политика советского государства получила название «военного коммунизма». Краткие общие положения его следующие:

· замена постепенного социалистического преобразования «штурмовым» методом ликвидации капиталистических элементов;

· введение монополии государства на торговлю хлебом и запрещение частной торговли;

· использование продразверстки как прямого неэквивалентного обмена между городом и деревней;

· свертывание товарно-денежных отношений и натурализация производственных отношений;

· введение всеобщей трудовой повинности.

Сущность экономики «военного коммунизма» характеризуется директивно-командными методами управления сверху донизу и внеэкономическими формами принуждения к труду.

Победа советской власти в гражданской войне и освобождение регионов от иностранных интервентов создали условия для введения нэпа (новой экономической политики). Центральным звеном стала замена продразверстки продналогом, что создало личную заинтересованность сельских тружеников в увеличении производства сельскохозяйственной продукции и повышении производительности труда. Важнейшим фактором в развитии промышленности в период нэпа было оживление капитализма, наряду с которым разрешалась сдача в аренду частному капиталу мелких предприятий и привлечение иностранного капитала. Исключительно важным элементом нэпа была стабилизация советского рубля. В качестве разменной монеты стали использовать серебро и медь.

На макроуровне разработан и принят научно обоснованный план электрификации России (ГОЭЛРО), рассчитанный на 10 лет, который предполагал строительство электростанций, восстановление основ тяжелой индустрии и транспорта; положено начало плановой работе всех государственных органов.

Нэп дал определенные позитивные результаты: восстановлено сельское хозяйство, возрождалась промышленность, построены новые электростанции, решалась продовольственная проблема. нэп дал импульс для развития производства потребительских товаров и торговли. При этом потребительская кооперация становилась ведущей торговой системой.

Но были и негативные стороны нэпа:

· тресты и предприятия в погоне за прибылью начали резко поднимать цены при уменьшении выпуска продукции;

· шло расслоение в уровне благосостояния народа.

В 1928 г. начался «Великий перелом», ознаменовавшийся «жесткой централизацией управления, сворачиванием нэпа, коллективизацией сельского хозяйства, форсированной индустриализацией страны. Курс на индустриализацию страны был продолжен и в годы довоенных пятилеток. В результате к началу Второй мировой войны наша страна стала мощной, индустриально-аграрной державой, которая смогла выстоять и победить в войне с гитлеровской Германией, покорившей почти всю Европу.

Эта же модель управления экономикой позволила в кратчайшие сроки восстановить разрушенное войной хозяйство, создать атомное оружие, развернуть космические исследования. Однако такая модель, доказавшая свою жизнеспособность в экстремальных ситуациях, стала давать сбои в условиях длительного мира, что стало особенно заметно в конце 80-х годов.

Активно проводил курс на совершенствование системы управления экономикой Н.С. Хрущев. Наиболее принципиальным решением явился переход в 1957 г. от отраслевой системы управления к территориальной (через советы народного хозяйства), что создало более благоприятные условия для организации труда и структуры управления на микроуровне и комплексного развития экономических ресурсов. Негативно сказались на системе управления ликвидация Хрущевым сельских райкомов партии и раздел обкомов на промышленные и сельские, но уже через месяц после отставки Хрущева и выхода его на пенсию А.Н.Косыгин отменил это его решение.

В сентябре 1965 г. принято решение о проведении реформы по улучшению системы управления экономикой. В это время принято постановление «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования». Косыгин утверждал, что показатель объема валовой продукции не ориентирует предприятия на выпуск изделий, действительно необходимых народному хозяйству и населению, и во многих случаях препятствует улучшению ассортимента и качества продукции. Вместо показателя «валовая продукция» предложено было использовать в планах предприятий показатель «объем реализованной продукции». Совершенствование экономического стимулирования включало улучшение системы ценообразования и системы оплаты труда. Оно проводилось, с одной стороны, путем централизованного увеличения ставок заработной платы и окладов, с другой стороны — за счет более широкого использования части доходов предприятия для материального стимулирования. С этой целью на предприятиях созданы фонды экономического стимулирования:

1) фонд материального поощрения (средства используются на выплаты премий);

2) фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства (средства идут на строительство и ремонт жилых домов, детских учреждений и др.);

3) фонд развития производства (для финансирования нецентрализованных капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации и др.).

В сфере управления экономикой в годы горбачевской перестройки следует выделить три этапа:

· ускорение социально-экономического развития (1986—1987 гг.);

· радикальная экономическая реформа (1988—1989 гг.);

· переход к рыночным отношениям (с 1990 г.).

В течение первых двух этапов сохранялась прежняя затратная система управления экономикой, что приводило к дальнейшему обострению экономического кризиса.

Накручивание объема производства в рублях, искусственное завышение цен, перевыполнение планов по выгодным дорогим изделиям и срыв заданий по дешевым приводило к следующим негативным последствиям:

· усилению диспропорции между отраслями и сферами общественного производства;

· систематическому невыполнению годовых и пятилетних планов выпуска продукции;

· разбалансированию потребительского рынка, созданию всеобщего дефицита;

· увеличению эмиссии денег, которая к 1990 г. возросла до 18 млрд. руб., т.е. в 4,5раза по сравнению с 1985 г.;

· росту внешней задолженности, которая в конвертируемой валюте увеличилась за годы перестройки в несколько раз.

Все это дискредитировало плановую систему управления экономикой и содействовало ее развалу.

Третий этап «перестройки» — переход к рыночным отношениям — направлен на повышение темпов социально-экономического развития СССР. После путча 1991 г. процесс приобретения союзными республиками политической и экономической самостоятельности приобрел необратимый характер. Новый план углубления и ускорения формирования рыночных отношений в России был объявлен на V съезде народных депутатов РСФСР, на котором Б.Н. Ельцин выступил с обращением к депутатам и народу, в котором говорилось о наличии уникальной возможности за несколько месяцев стабилизировать экономику и начать процесс оздоровления.

Он предложил систему мер, в центре которых были разгосударствление собственности, формирование рыночной среды и образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования.

Для реализации одобренной программы образовано новое правительство, во главе которого стоял президент. Оно активизировало процесс образования новых рыночных структур управления.

В частности, создан Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом, в функции которого входило:

· разработка и реализация программы разгосударствления и приватизации государственной собственности путем преобразования государственных предприятий в акционерные общества;

· анализ хода осуществления мероприятий по разгосударствлению и приватизации собственности и учет их результатов в практической деятельности;

· продажа на конкурсных и аукционных началах государственных предприятий и др.

В процессе создания рыночной среды многие отраслевые министерства были преобразованы в различные корпорации и холдинги, которые получили самостоятельность, необходимую для перехода от директивных методов управления к рыночному регулированию хозяйственной деятельности. Коренным поворотом в переходе к рыночной экономике стала либерализация цен со 2 января 1992 г., получившая название «шоковая терапия».

За короткий срок в стране были созданы коммерческие структуры, которые и ныне служат базой для рыночных отношений: коммерческие банки и различные биржи, многочисленные акционерные общества разнообразных типов, фирмы как местного, так и федерального масштаба деятельности. С 1992 г. проводится реорганизация колхозов и совхозов, осуществляется перераспределение земель. Активное создание инфраструктуры для рыночного регулирования по ряду объективных и субъективных причин ухудшило социально-экономическое положение населения страны.

Вместо обещанной стабилизации экономики к осени 1992 г. и двух-трехкратного повышения цен спад производства составил почти 20%, а цены на предметы первой необходимости выросли от 60 до 250 раз. В результате работа правительства признана неудовлетворительной, Е.Т. Гайдар освобожден от занимаемой должности и.о. главы правительства.

Новым премьер-министром стал B.C. Черномырдин, продолживший курс «шоковой терапии», что вело к дальнейшему спаду производства и ухудшению социального положения населения.

Принятие в 1993 г. новой Конституции заложило основы для президентского правления в России. Согласно ей основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент; он назначает Председателя правительства с согласия Государственной Думы и представляет ей для обсуждения кандидатуру председателя Центробанка. Все остальные должности исполнительной власти Президент назначает по своему усмотрению. Принципиальное изменение вносит Конституция и в основы управления в регионах: структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно с учетом исторических и иных местных традиций. По новой Конституции Президент может решать своими указами многие принципиальные вопросы управления экономикой.

В 1994 г. Президент подписал два пакета, состоящие из шести указов каждый. Все они были направлены на ускорение и углубление рыночных преобразований в России, создание более благоприятных условий для конкуренции и являются одним из базовых основ рыночных отношений.

Наиболее важными указами были следующие:

· «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой».

· «О некоторых вопросах налоговой политики».

· «О совершенствовании работы банковской системы РФ».

· «О защите прав потребителей от недобросовестной рекламы».

Исключительную важность для развития менеджмента как философии бизнеса в России имеет принятый в 1995 г. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ». В ст. 1 этого Закона говорится, что государственное прогнозирование развития РФ представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлении этого развития, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты такого прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Главными факторами, не позволившими России в августе 1998 г. избежать девальвации рубля, явились отсутствие поддержки антикризисной программы правительства со стороны Государственной Думы и недостаточный объем помощи со стороны МВФ (Международного валютного фонда).

Курс доллара по отношению к рублю неожиданно поднялся на 11%. Попытки защитить рубль с помощью валютных интервенций были крупной ошибкой ЦБР (Центрального банка России). Это и послужило решающим фактором «обвала» рубля в конце августа — начале сентября.

Последствия кризиса:

1) снижение доверия инвесторов к правительству страны, ЦБР и Министерству финансов России, что означало потерю возможностей займа и отток зарубежных инвестиций;

2) закрытие источников финансирования дефицита государственного бюджета, что означало переход к инфляционному характеру финансирования;

3) кризис отечественного банковского сектора, обострение кризиса платежей.

Способность ряда отечественных импортозамещающих отраслей быстро нарастить выпуск продукции, воспользовавшись резким падением реального курса рубля и соответствующим снижением конкурентоспособности импортных товаров, будет определяться уровнем будущей инфляции. В специфических условиях российской экономики выбор приоритетов социально-экономических преобразований является ключевым и сложным вопросом теоретической и практической разработки новой системы управления, которую целесообразно строить на многовариантности и альтернативности ряда подсистем. Основными направлениями новой системы управления должны быть следующие:

1) ориентация экономики на решение социальных задач;

2) достижение высокого уровня жизни;

3) формирование современной системы рыночных отношений при активной роли государственного регулирования;

4) создание высокоэффективной экономики, гибкой и выносливой к научно-техническим нововведениям;

5) укрепление социально-экономических основ Российского государства;

6) необходимость обеспечить функционирование национальной экономики как единого целого.

Процесс перехода экономики страны на рыночные отношения сопровождается перестройкой управления, меняется экономическая обстановка и возникает целый ряд проблем у действующих предприятий.

Все больше усиливается роль экономических методов управления, расширяются границы самостоятельности предприятий. В этих условиях возникает необходимость производству переориентироваться на потребителя, повышается степень экономического риска и возникают все новые задачи управления производством, которое должно постоянно совершенствоваться в направлениях форм и методов, повышения его качества, адекватности, оперативности и гибкости. Рыночные отношения требуют изменений сложившегося уровня специализации предприятия и его подразделений.

Предприятие должно быть готово к быстрой смене номенклатуры продукции с тем, чтобы своевременно удовлетворять потребности рынка. Это влечет за собой возникновение серийности производства и обязательное совершенствование оперативно-производственного планирования.

В последние годы в России значительно расширяется и развивается предпринимательская деятельность. Возникают малые предприятия, быстрее приспосабливающиеся к условиям рынка, более гибкие и чуткие к потребностям заказчика. Известно, что малое предпринимательство является основой становления рыночных отношений.

Практика показывает, что одной из наиболее распространенных организационных форм рыночных отношений является развитие малого бизнеса. Во многих странах мира принято считать малыми предприятиями те, на которых число рабочих и объем производства или продаж невелики.

Однако однозначного подхода к данной терминологии в мировой практике не существует. Иногда используются и качественные критерии, к ним можно отнести совмещение в одном лице хозяина и руководителя фирмы, обладание малой долей рынка, наличие неразвитой иерархической структуры управления. Однако чаще всего за критерии берут численность занятых на предприятии работников, стоимость основного капитала, объем продаж. Если посмотреть на европейский опыт, то нетрудно убедиться, что к малому бизнесу там относят предприятия с численностью от 5 до 50 человек. В России основной критерий отнесения предприятия к малому бизнесу — численность работников и доля участия в уставном капитале общественных организаций, юридических лиц и государства.

Все сказанное выше дает основание сделать вывод: сегодня российским менеджерам и специалистам необходимо постоянно участвовать в семинарах, тематических дискуссиях, которые проводятся в учебных курсах и программах повышения квалификации, где изучаются передовой опыт и современные проблемы эффективного ведения хозяйства в новой экономической ситуации.

Только грамотные и квалифицированные менеджеры способны претворить в жизнь те грандиозные планы по экономическому росту, которые позволят России занять достойное место в числе высокоразвитых цивилизованных государств.

Вопросы для проверки

1. Каковы основные вехи развития менеджмента России в ХVII в.?

2. Охарактеризуйте развитие управленческой мысли в ХVIII в.

3. Каковы особенности управления экономикой России в ХIХ в.?

4. Что принесло развитие менеджмента в России в начале ХХ в.?

5. В чем сущность экономики «военного коммунизма»?

6. Какие реформы в экономике проводились в России в период советской власти?

7. Каких три этапа характерны для управления экономикой в период перестройки?

8. Что дала либерализация цен, получившая название «шоковая терапия»?

9. Что послужило основными причинами кризиса в экономике России в августе 1998 г. и каковы последствия этого кризиса?

10. Каковы основные направления новой системы управления экономикой России?

11. Какие задачи стоят перед российскими менеджерами в современных условиях хозяйствования?


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница