2. Финансовая политика России в современных условиях




Скачать 122.68 Kb.
Дата05.05.2016
Размер122.68 Kb.

2. Финансовая политика России в современных условиях.

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участ­вуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современ­ной России, в силу особенностей ее конституционного строя, при­оритет в разработке финансовой политики принадлежит Прези­денту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собра­нию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действо­вать в рамках этого послания с целью реализации основных на­правлений развития экономики и обеспечения социальной ста­бильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть ис­полнительной ветви власти, разрабатывает проекты законов, необ­ходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Го­сударственную Думу для рассмотрения и принятия. Если Государ­ственная Дума не принимает закон или принимает его с корректировками, искажающими

или изменяющими основное содержание закона, и это не позволяет исполнительной ветви власти осуществлять финансовую политику в предполагаемом направлении, Правительство РФ должно либо добиться принятия нужного ему закона, либо уйти в отставку. Опыт взаимодействия Правительства РФ и Госдумы современной России свидетельствует о постоянном противостоянии, в силу чего до сих пор нет определенности ни в экономической, ни в финансовой политике.

Финансовая политика включает в себя: бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, ценовую и таможенную политику. В свою очередь, финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической и социальной политики, т.е. выполняет вспомогательную роль. Не надо забывать и другие направления государственной политики — национальное, геополитическое, военное. Совокупность этих пяти направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики. Финансовая политика России носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентрацию денежных ресурсов в руках государства при постоянном сужении базы формирования доходной части бюджета.

Финансовая политика, как часть системы управления финансами, является прерогативой федеральных органов управления. На уровне субъектов Федерации возможности принятия решений ограничены, и функции органов власти субъектов Федерации в финансовой политике незначительны. Эти функции ограничиваются бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации участвуют в выработке финансовой политики государства как члены Совета Федерации, но это не расширяет их функций в принятии решений в данной области.



Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Нельзя сводить бюджетную политику только к бюджетному процессу, хотя это наибольшая по объему важности работа. Закон должен четко определить функции исполнительной и законодательной ветвей власти в бюджетном процессе, функции субъектов Федерации, принципы бюджетного федерализма, права и обязанности субъектов бюджетного процесса и т.п. Однако бюджетная политика этим не исчерпывается. Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами Федерации, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в доле федерального бюджета из общей суммы консолидированного бюджета, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета и т.п.

В демократическом государстве бюджет законодательно утверждаемый документ, в котором находит отражение движение денежных средств, сконцентрированных в руках государства с целью выполнения своих функций. Приоритетом в бюджетной поли­тике является именно направление денежных ресурсов на дости­жение целей, определяющих политику государства. Если цели требуют больше средств, чем обеспечивает национальная экономика, государство прибегает к чрезвычайным способам формирования дополнительных доходов: внутренним и внешним кредитам, продаже национальных богатств, сдаче богатств и имущества в аренду и концессиям. Чрезвычайные меры пополнения доходной части бюджета могут привести к потере экономической независимости. Учитывая это, законодательная ветвь власти устанавливает пре­делы заимствования. В реальной действительности эти ограниче­ния неэффективны, поскольку у Правительства РФ есть способы их преодоления. Так, допуск на рынок государственных казначей­ских обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ) иностранных капиталов привел к переводу внутреннего долга в разряд внешних долгов. Именно деятельность Правительства Рос­сийской Федерации на рынке внешних заимствований привела к росту внешней задолженности России за период с 1992 по 1998 гг. более чем на 85 млрд. долларов. Негативные последствия такой бюджетной политики проявились, в конечном счете, в системном финансовом кризисе 17 августа 1998 г. Ошибки бюджетной поли­тики последних лет являются следствием текущего; а не стратеги­ческого планирования. Заимствования производились для реше­ния сиюминутных проблем. Ресурсы бюджета не использовались Для обновления технологии, структурной перестройки экономи­ки. Все заимствования, как и собственные доходные источники, направлялись на «латание дыр» бюджета. Постоянный рост безра­ботицы, неудержимая инфляция, рост доли теневой экономики (что приводит к снижению доходной базы бюджета), утечка капи­талов из страны, бюджетный сепаратизм субъектов Федерации — все эти факторы, вызванные непродуманной бюджетной полити­кой, привели к современному состоянию экономики.



Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Более чем за 500 лет современная финансовая наука чет­ко определилась в отношении к налогам.

  • без налогов государство не может существовать.

  • Налоговые изъятия имеют твердую тенденцию к росту. При переходе оптимального налогового порога нарушь естественный воспроизводственный процесс — экономика саморазрушается.

  • В период кризиса налоги должны быть установлены на минимально возможном уровне. В этом случае экономический механизм страны восстанавливается за счет мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.

  • Высокий налоговый порог приводит к утечке капитала. Государственное регулирование экономики необходимо. Однако при суммарной величине изъятия чистого дохода в 30% экономический рост страны приостанавливается.

  • Налоговые льготы должны носить открытый характер и быть равными для всех субъектов воспроизводственного процесса.

  • Налоговая система не должна носить конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный, том числе, в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.

  • Суммарная величина налогов имеет устойчивую тенденцию роста только в экономической системе, в которой государст­во гарантирует стабильность законов и правил. Как только государство нарушает свои обязательства гаранта стабильно­сти, капитал начинает уходить в теневую экономику или за рубеж, сужая доходную базу бюджета.

  • Налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной. Увеличение числа налогов, объектов обложения, введение многоступенчатых налогов приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов и, в конечном счете, к разрушению экономики путем аре­ста имущества, объявления неплательщика банкротом и т.д.

  • Превалирование косвенной системы налогообложения, наиболее удобной с позиции формирования доходов бюджета, приводит к дальнейшему обнищанию основной массы населения страны, поскольку бремя таких налогов падает на конечного потребителя товаров и услуг, т.е. на 80-90% населения, имеющих доходы на уровне прожиточного минимума или даже на уровне социального выживания. Этот парадокс основан на относительно одинаковом уровне потребления при разных уровнях доходов.

  • Опасность косвенной системы налогов заключается в том, что у основной части населения изымаются накопления, что, в свою очередь, разрушает базу кредитной системы и систе­мы вторичного финансового рынка. Опыт США, которые практически отказались от косвенных налогов, лучшее тому подтверждение.

  • Косвенные налоги необходимо вводить для ограничения по­требления товаров, вредных для здоровья, на предметы рос­
    коши, иногда на импортные товары и услуги и в ряде других
    специфических случаях.

  • Основной налоговой базой должны выступать налоги на до­
    ходы и имущество. Их следует строить на принципах пропор­ционального налогообложения.

Можно было бы привести еще несколько утверждений. Однако разработчики российской налоговой политики используют совер­шенно другие принципы, приведшие к разрушению экономики. Без резкого и принципиального изменения налоговой политики Россия не сможет восстановить свою экономику. Надо понимать, что без личной инициативы и эффективного труда всех членов об­щества, экономику трудно восстановить. Налоги отнимают глав­ную мотивацию труда при рыночной экономике — труд должен приносить доход. Влияние налоговой политики на экономику страны проявляется непосредственно — высокий налоговый по­рог сужает инвестиционные возможности воспроизводственного процесса, уменьшает уровень потребления в обществе, что, в свою очередь, снижает базу роста производственного сектора и сектора услуг.

Составными частями денежной политики являются эмиссионная политика и стабильность национальной валюты.

Эмиссионная политика, кроме определения необходимого коли­чества денег в обороте, имеет еще одно направление — увеличение доходов бюджета. Вторая составляющая требует особой осторожности, ибо при переходе определенных количественных границ де­нежная система подвержена инфляции, т.е. реальному обесцене­нию доходов бюджета (мы опускаем другие последствия инфля­ции). Если по каким-то причинам государство не в состоянии регу­лировать свою денежную систему (как это произошло в России), то нарушается экономическая безопасность страны, поскольку на­циональная валюта не в состоянии противостоять экспансии более сильных валют и национальные богатства могут быть утеряны (вследствие взаимных зачетов, путем скупки акций и т.п.).

Кредитная система обеспечивает функционирование внутрихо­зяйственных расчетов и ссудного капитала. Ссудный капитал явля­ется важнейшим условием осуществления воспроизводственного процесса, обеспечивая возможность заимствований как для по­полнения оборотных средств, так и для инвестиций. Кредитный сектор экономики служит и для выравнивания средней нормы прибыли. Величина процентной ставки может негативным обра­зом сказаться на экономической активности в обществе. Удешевление кредита приведет к оздоровлению производства, к повышению товарной массы, к снижению цен на товары и услуги и, как следствие, к росту доходов субъектов воспроизводственного процесса, к росту налогооблагаемой базы и, в конечном счете, к увеличению доходов бюджета. Пока же кредитная политика в России направлена лишь на сужение возможностей экономики к воспроизводству.

Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. В монопольном владении государства сохранились недра, земля, водные пространства, железные дороги, электропередающие сети, нефте- и газопроводы. Рост цен на товары и услуги этих отраслей приводит к повышению цен во всех остальных секторах народного хозяйства. Корреляция здесь настолько очевидна, что комментарии излишни. Если к этим процессам добавить сохранившуюся за государством недвижимость в городах, цена за аренду которой устанавливается местными органами власти бесконтрольно, то ожидать в ближайшее время создания условий, благоприятствующих росту экономии не приходится. Попытки органов власти регулировать цены на жизненно важные товары и услуги административными методами не приводят к желаемым результатам, поскольку в этом случае товары и услуги из легальной экономики уходят в теневую.

Из-за постоянного дефицита бюджета государство не может обеспечить населению те минимальные социальные гарантии, которые узаконены. Речь идет о льготных лекарствах и льготах за проезд в общественном транспорте. В реальной действительности предложение этих льготных товаров и услуг все время сокращается. Ценовая политика является важнейшим фактором регулирования экономики. От величины тарифов на транспорт и электроэнергию, а также цен на сырье фактически зависят цены на всю совокупность товаров и услуг. Эту возможность государство пока недостаточно использует для повышения потенциала отечественной экономики, делая неконкурентными отечественные товары и услуги.



Таможенную политику можно рассматривать как часть налоговой и ценовой политики, поскольку таможенные сборы и налоги оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. В то же время таможенная политика имеет и свой специфический способ влияния на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны. Так, если на импорт технологического оборудования, не имеющего аналогов в стране, установить таможенный сбор в размере 20%, то это умень­шит инвестиционные возможности отечественных производите­ли, снизит темпы роста внутреннего производства и увеличит долю импортной продукции. Такие ставки у нас действовали до по­следнего времени, сдерживая развитие отечественной экономики. Объяснялось это необходимостью пополнения доходов бюджета и созданием условий для роста отечественных производителей.

Таможенная политика любой страны имеет действие бумеран­га — введение ограничительных или поощрительных ставок обло­жения вызывает аналогичные ответные меры. Выбор направления таможенной политики должен соответствовать экономичес­кому состоянию страны. Если мы сегодня зависим от импорта продовольствия и товаров повседневного спроса, это должно учи­тываться таможенными ставками. Но если эти ставки будут поощ­рительными, то отечественный товаропроизводитель не сможет конкурировать с западными товарами.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница