17. Земельные ресурсы и их использование. Плодородие земли, последствия антропоген воздействия




страница1/7
Дата05.05.2016
Размер1.45 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
17. Земельные ресурсы и их использование. Плодородие земли, последствия антропоген воздействия. На всех этапах развития человеческого об-ва земля бы­ла, есть и будет важнейшим, ничем не заменимым средством производства. Земля, территория — это основа, базис, фунда­мент жизни человека, жизненное пространство, на котором че­ловечество возникло, развивается, где протекает его деятель­ность. 3емельные ресурсы — та часть мирового земельного фонда, которая пригодна для хозяйственного использования. Они создают основу для с/х про-ва, ведения лесного хоз-ва, а также для городской застройки и расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других ви­дов наземной деятельности человека.. 3емельный фонд РБ - это площадь страны, составляющая 20 759,6 тыс. га. В Европе по этому показателю Беларусь занимает 12 — 13-е место. В структуре земельного фонда РБ наиболь­шую площадь занимают сельскохоз. земли -44,7 % , лесные и прочие лесопокрытые земли —40,5 %, земли, находящиеся под болотами, —4,6 % , под водой —2,3 %, земли населенных пунктов —1,8 %, отданные промышленности, транспорту и т.п. —4,0 %, нарушенные и прочие земли —3,6 %. Сказывается нерациональное использование земель, когда небольшие по пло­щади сенокосы и пастбища зарастают кустарником и мелко­лесьем. Основной качественной характеристикой земельных ресур­сов, используемых в сельском и лесном хозяйстве, является плодородие, обусловленное особыми свойствами самого верхне­го слоя — почвы. Почва - самостоятельное природное тело, обладающее только ей присущими строением, составом и свой­ствами, и в то же время она — средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Факторами почвообразования выступают поверхностные слои литосферы, живые организмы (растения, животные, микроорганизмы), климат, рельеф, хозяйственная деятельность человека. Ее способность обеспечивать растения необходимым количеством питательных элементов, воды и воз­духа назыв плодородием п о ч в ы.

Важнейшими факторами плодородия почвы выступают: достаточное содержание в ней необходимых для развитии растений питательных веществ (азота, фосфора, калия, кальции и др.). Одной из основных причин ухудшения качества земельных ресурсов является ускоренная эрозия почвы - раз­рушение верхних, наиболее плодородных, горизонтов и подсти­лающей почвообразующей породы поверхностными водами и ветром. .Водная эрозия представляет собой смыв почвы струйка­ми и ручейками талой или ливневой воды. Интенсивное перемещение частиц почвы и подстилающих ее пород по земной поверхности, обусловленное ветром, назы­вают ветровой эрозией. Одной из наиболее серьезных проблем Беларуси является ра­диоактивное загрязнение земель. Почва обладает способностью накапливать радиоактивные вещества (стронций, цезий, плуто­ний и др.), Отходы потребления — изделия и материалы, кото­рые потеряли свои потребительские свойства. Особую группу составляют опасные отходы, которые в результате их реакционной способности или токсичности созда­ют непосредственную или потенциальную опасность для здоро­вья человека или состояния окружающей среды. Одним из основных факторов рационального использования земельных ресурсов является мелиорация — совокупность орга­низационно-хозяйственных и технических мероприятий по ко­ренному улучшению земель с неблагоприятным водным и воз­душным режимами, физико-химическими свойствами, подвер­женными вредному механическому действию ветра или воды




18. Учет и оценка земель, Пути улучшения использования и охраны земел ресурсов. Реализация гос. политики в области регулиро­вания земельных отношений, использования и охраны земель­ных ресурсов проводится на основе информации, которую содер­жит гос. земельный кадастр — свод системати­зированных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Данные гос. земельного кадастра используются при уста­новлении прав на земельные участки, совершении сделок с ни­ми, определении стоимости и размеров платежей за землю. Гос. земельный кадастр содержит данные: о распределении земель по категориям, землевладельцам, землепользователям и видам земель; составе, структуре и состоянии земельного фонда страны в разрезе административно-территориальных единиц; местоположении, размерах и границах земельных учас­тков и другие необходимые сведения. Впервые в условиях становления рыночных отношений в Бе­ларуси проведена экономическая оценка различных категорий земель нормативным методом с использованием стоимостных ве­личин земельной ренты. Методика кадастровой оценки земель с/х назначения с 1995 г. строится на основе учета следующих показателей: продуктивности земель в денежном выражении при сопос­тавимом среднем уровне ведения хозяйства; рентного дохода как разности между продуктивностью земли в денежном выражении и необходимыми издержками производства (включая затраты на реализацию продукции);цены земли, обусловленной размером ежегодно получае­мого дохода с учетом его капитализации. Земельным законодательством РБ уста­новлено, что землевладение и землепользование является плат­ным. Для определения размеров земельного налога также при­меняются показатели кадастровой оценки земель. Закон РБ "О платежах за землю" (1991) устанавливает ставки земельного налога и предельные ставки арендной платы, регулирует экономическими методами рациональное использо­вание земель, формирует средства на землеустройство, на ме­роприятия по повышению качества земель и их охрану. Охрана земель регулируется Кодексом РБ о земле и включает систему правовых мер, ор­ганизационных, экономических и других мероприятий, на­правленных на рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из с/х оборота и т.д.. Необходим комплексный подход к землям как к сложным природным образованиям (экосистемам) с учетом зональных и региональных особеннос­тей земель, целей и характера их использования. Система ра­ционального использования земель должна носить природоох­ранный, ресурсосберегающий характер и предусматривать сох­ранение почв, ограничение воздействия на растительный и жи­вотный мир, геологические породы и другие компоненты окру­жающей среды. В РБ разработана Гос. про­грамма охраны и рационального использования земель. На пер­вое место выдвигается проблема сохранения и повышения про­дуктивности земель.

19. Эколого-экономическое значение лесных и других биологических ресурсов. Особенности лесопользования и лесовоспроизводства Растения как единственные созидатели органической мате­рии служат биоэнергетической основой функционирования всей биосферы. От состояния растительного покрова территории от­дельных стран и планеты в целом зависит общий баланс веществ и энергии на Земле. Благодаря фотосинтезу, свойственному только зеленым растениям, создается органическое вещество планеты. Фотосинтез — это процесс получения углеводов из уг­лекислого газа и воды при помощи световой энергии солнечных лучей, которую растения превращают в химическую энергию и запасают в виде углеводов, белков, жиров, органических кислот и др. Растительность обогащает почву ор­ганическими ве-вами, которые преобразуются при участии микроорганизмов в гумус. С помощью высших растений, осо­бенно злаков, формируется структура почвы.

Среди растительных ресурсов кашей планеты особое место занимают лесные формации. Леса - на земле образуют самые крупные экологические систе­мы. Лес является главнейшим источ­ником и аккумулятором органического вещества, оказывает ре­шающее воздействие на энергетический обмен в биосфере, выс­тупает носителем колоссальной энергии. Санитарно-гигиеническая роль леса проявляется в выделе­нии фитонцидов, которые убивают многие болезнетворные мик­робы. Основные функции лесопользования и лесовоспроизводства в РБ выполняет лесное хозяйство — отрасль народного хозяйства, которая обеспечивает потребности страны в древесине и других продуктах леса, сохранение и рациональ­ное использование всего многообразия ресурсов лесного фонда и усиление экологических функций лесов. Лесопользование заключается в заготовке древесины, извлечении из леса средств для получения технического и лекарственного сырья, пищевых продуктов, пушнины, дичи, а также в его ис­пользовании в защитных, водоохранных, рекреационных и дру­гих специальных целях В лесах могут осущес­твляться следующие виды лесных пользований:заготовка древесины;подсочка (заготовка древесных соков и живицы);заготовка второстепенных лесных материалов (пней, ко­ры, бересты, новогодних елок и др.);побочные лесные пользования (размещение ульев и пасек, сбор лесных семян, других компонентов и продуктов жизнедея­тельности леса);пользование участками лесного фонда для нужд охот­ничьего хозяйства.



20. Охрана и защита лесов. Экономическое стимулирование и нормативно-правовое регулирование рационального лесопользования Лесное законодательство, включая Лесной кодекс РБ (2000), направлено на обеспечение рационального использования лесов, защиту и воспроизводство лесных экосис­тем, повышение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования. Задачами охра­ны и защиты лесов являются разработка и осуществление ком­плекса организационных, правовых и других мер, обеспечиваю­щих рациональное использование лесного фонда, его сохране­ние от уничтожения, повреждения, загрязнения, засорения и иных вредных воздействий. Осуществление мероприятий по ох­ране и защите лесов возлагается на юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, и лесопользователей, органы государственно­го управления, а также на местные Советы, исполнительные и распорядительные органы.На государственную лесную охрану возлагается охрана лесов от пожаров, незаконных порубок, загрязнения и повреждения сточными водами, химическими и радиоактивными вещества­ми, засорения промышленными, защита лесов от вредите­лей и болезней. В составе заповедников, национальных парков, военных лесхозов и других юридических лиц организуется ве­домственная лесная охрана, которая наделяется всеми правами государственной лесной охраны. Важнейшими направлениями лесозащиты являются разра­ботка и совершенствование интегрированных систем защиты лесов от вредителей и болезней.. Мероприятия по борьбе с вредителя­ми и болезнями леса в зависимости от принципа действия и тех­нологии применения подразделяются на лесохозяйственные, биологические, химические и др. Лесохозяйственные меропри­ятия носят преимущественно профилактический характер: они предупреждают распространение вредных насекомых и болез­ней, повышают биологическую устойчивость растений. Важное лесохозяйственное мероприятие ухода за лесом — рубка деревь­ев, свежезаселенных стволовыми вредителями. В основе биоло­гических методов лежит использование хищников и паразити­ческих насекомых, насекомоядных птиц и зверей, а также пато­генных бактерий и вирусов. Химический метод борьбы с вредными насекомыми и болезнями основан на применении ряда ядовитых веществ. Интенсивно разрабатывается проблема сохранения и устой­чивого использования биологического разнообразия, которое включает не только совокупность форм жизни, но и со­четание биотических сообществ в наземных, почвенных, вод­ных и других средах обитания. Биологическое разнообразие в Беларуси имеет большую на­циональную и международную значимость, что определяется географическим положением наглей страны на стыке западно­европейской и восточно-европейской зон
21.Особо охраняемые природные территории и объекты,их роль в сохранении биологического разнообразия РБ В сохранении биологического разнообразия главенствующая роль принадлежит особо охраняемым природным территори­ям. Это участки земли и части водного пространства, в том чис­ле природные комплексы, имеющие особое экологическое, на­учное, культурное, эстетическое, историческое значение, в от­ношении которых установлен особый режим охраны и использования. Согласно Закону РБ "Об особо охраня­емых природных территориях и объектах" (1994), к таковым от­носятся: государственные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, а также животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу РБ. Все объекты, подлежащие охране, объединены в еди­ную систему с включением особо охраняемых территорий, при-родно-миграционных коридоров, которые их соединяют, водо­охранных зон вдоль рек и озер, санитарно-охранных зон вокруг крупных городов. Заповедники являются исключительно природоохран­ными научно-исследовательскими учреждениями государствен­ного значения, в задачи которых входит:сохранение в натуральном состоянии природного комплек­са, входящего в состав заповедника;проведение научных исследований; организация мониторинга окружающей среды;содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы;♦популяризация природоохранных взглядов и дела охраныприроды.В настоящее время функционируют Березинский биосфер­ный и Полесский радиационно-экологический заповедники. Национальные парки — это комплексные природо-охранно-хозяйственные и научно-исследовательские учрежде­ния, задачами которых являются: сохранение эталонных и уникальных природных комплек­сов и объектов природы; организация экологического просвещения и воспитания населения; проведение научных исследований; организация рекреационной деятельности; ведение комплексного хозяйства и некоторые др. Четыре национальных парка: Беловежская пуща, Припятский, Нарочанский и Браславские озера; 3аказники - территории, выделенные с целью сохранения и восстановления одного или нескольких ви­дов природных ресурсов и поддержания общего экологического баланса. В зависимости от предназначения заказники подразде­ляются: на ландшафтные, или комплексные, определенные для сохранения и восстановления особо ценных природных лан­дшафтов и комплексов; биологические (ботанические, зоологические); палеонтологические (их назначение — сохранение отдель­ных ископаемых объектов и их комплексов); гидрологические (болотные, озерные, лесные). Хозяйственная деятельность в заказниках осуществляется в такой форме, которая не наносит ущерба охраняемому объекту.

22. Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе Общая характеристика и классификация полезных ископаемых. Минерально-сырь­евые ресурсы — это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и ма­териалов. С достижениями науки и совершенствова­нием средств труда увеличивается роль минеральных ресурсов как важнейшего фактора развития и размещения производи­тельных сил, специализации и концентрации производства. Минеральное топливо (уголь, нефть, природный газ) — ос­новной источник энергии в мировом хозяйстве и важнейшее промышленное сырье. Переработка минерального топлива является базой формирования многих промышленных комплек­сов, в том числе нефтехимических, газохимических, углехимических и т.п. Развитие ведущих отраслей тяжелой индустрии, прежде всего черной и цветной металлургии, не может обойтись без рудного сырья. Велика роль минерального сырья в химичес­кой промышленности, медицине, в промышленнос­ти строительных материалов

Полезные ископаемые - плодородное минеральное образование земной коры неорганического и органического происхождения, кото­рое может быть использовано в нархозе. Полезные ископаемые, в зависимости от области хозяйствен­ного применения, подразделяются на группы: топливно-энергетическую (нефть, природный газ, ископа­емый уголь, горючие сланцы, торф, урановые руды); рудную, являющуюся сырьевой основой черной и цветной металлургии (железная и марганцевая руды, хромиты, бокси­ты, медные, свинцово-цинковые, никелевые, вольфрамовые, молибденовые, оловянные, сурьмяные руды, руды благородных металлов и др.); горно-химического сырья (фосфориты, апатиты, поварен­ная, калийные и магнезиальные соли, сера и ее соединения, ба­рит, борные соли, бром и йодсодержащие растворы); природных {минеральных) строительных материалов и нерудных полезных ископаемых, к которым примыкают поделочные, технические и драгоценные камни (мрамор, гранит, яшма, агат, горный хрусталь, гранат, корунд, алмаз и др.);♦ гидроминеральные (подземные пресные и минерализован­ные воды).Группировка минерально-сырьевых ресурсов носит услов­ный характер, так как области хозяйственного использования одних и тех же полезных ископаемых могут быть различными. Например, нефть и газ — не только экономичные виды топлива, но и важнейшее технологическое сырье для химической про­мышленности. Данные геологической разведки позволяют вычислять объем тел полезных ископаемых, а при умножении объема на плот­ность определяются запасы полезных ископаёмых в весовом ис­числении. При подсчете запасов жидких и газообразных полез­ных ископаемых помимо объемного метода применяется способ расчета по притокам в скважинах. Запасы полезных ископаемых в недрах земли измеряются в кубических метрах (строительные материалы, горючие газы и др.), в тоннах (нефть, уголь, руда), в килограммах (благородные металлы), в каратах (алмазы).Запасы категории А являются наиболее разведанными, с точно определенными границами залегания и вполне подготов­ленными для добычи. К категории В относятся предварительно разведанные запасы полезных" ископаемых с примерно опреде­ленными границами залегания. В категорию С, включают раз­веданные в общих чертах месторождения с "запасами, подсчи­танными с помощью экстраполяции геологических данных. К категории С, относятся перспективные запасы, выявленные за пределами разведанных частей месторождений.
23.Оценка полезных ископаемых РБ Основные пути рационального использования и охраны недр. Важнейшими полезными ископаемыми, до­быча которых наиболее существенно воздействует на экономику страны, являются калийные и каменные соли, нефть, торф, строительные материалы и сырье для их производства, подзем­ные пресные и минеральные воды. Всего учтено 58 месторождений нефти, из них около 30 эк­сплуатируются, а остальные относят категории разведывае­мых или законсервированных. Торфяные ресурсы значительно истощены вследствие интен­сивного использования на предыдущих этапах экономического развития Беларуси. На территории Беларуси выделены два фосфоритоносных бассейна: Сожский — на востоке и Припятскии — на юге. Территория Беларуси перспективна Открыты два месторождения желез­ных руд. Болотные железные ру­ды встречаются почти повсеместно, известно более 300 место­рождений. В настоящее время болотные желез­ные руды служат сырьем для производства минеральных кра­сок. Беларусь имеет довольно мощную минерально-сырьевую ба­зу для производства стройматериалов. Наи­более значительны запасы цементного сырья, доломита, мела, строительного и облицовочного камня, глин, силикатных и строительных песков, песчано-гравийных и других материалов.. Вме­сте с тем дефицит в стекольных песках, глинах для производства качественного кирпича. Расширяются исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод. Большое негативное воздействие на характер изменения ли­тосферы оказывает добыча полезных ископаемых. В результате деятельности горнодобывающих предприятий происходит пере­мещение больших объемов пород, изменение режимов поверх­ностных, грунтовых и подземных вод в пределах обширных тер­риторий, нарушение структуры и продуктивности почв, активи­зация химических и геохимических процессов. Особенностью добычи полезных ископаемых является их временный характер: при истощении запасов полезного ископа­емого горные работы на месторождении прекращаются. В связи с этим разработку месторождений целесообразно вести так, что­бы формируемые при этом новые ландшафты, выемки, отвалы, инженерные сооружения могли в последующем с максималь­ным эффектом использоваться для других народнохозяйствен­ных целей. Охрана недр рассматривается как система мероприятий, обеспечивающая сохранение существующего разнообразия и ра­циональное использование геологической среды, образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих особую научную, историческую, культурную, эстетическую и рекреа­ционную ценность. Кодекс РБ о недрах (1997) определяет ос­новные требования по рациональному использованию и охране недр, среди них: по­рядок предоставления недр в пользование и недопущение само­вольного пользования недрами; полное и комплексное геологическое изучение недр, обеспе­чивающее достоверную оценку запасов полезных ископаемых; недопущение порчи разрабатываемых и близлежащих мес­торождений полезных ископаемых в результате пользования недрами, а также запасов этих ископаемых, консервируемых в недрах; обеспечение наиболее полного извлечения из запасов ос­новных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; рациональное использование вскрышных пород; охрана месторождений полезных ископаемых от затопле­ния, обводнения, пожаров
24.ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, его структурные звенья. ХМП В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Опыт многих развитых стран мира свидетельствует о том. что как в формировании рыночной экономики, так и в обеспечении ее эффективного функционирования важная роль принад­лежит государству. Гос. регулирование и управление экономикой и ее отдельными структурными звеньями осуществляется с по­мощью хозмеханизма- систему форм и методов организации и регули­рования экономической жизни общества. Такими формами и методами выступают экономическая политика, организация прогнозирования, планирования, финансирования хоз. процессов, экономическое стимулирование, деятельность управленческих структур, хозяйственное законодательство. Хозмеханизм выполняет следующие основные функции; обеспечивает взаимосвязанность, сбалансированность всех структурных элементов общественного производства как целос­тной системы;

согласовывает экономические интересы общества, коллек­тивов, каждого работника, отдельных предпринимателей, претворяет в жизнь экономическую политику государства, его стратегические цели и тактические задачи. Хозмеханизм не имел внутренних стимулов саморазвития производства: его рас­пределительный, затратный характернее затраты покрывались гос-вом, сбыт любой продукции был гарантирован) не по­буждал производителей улучшать качество продукции, повы­шать производительность труда, совершенствовать технологию производства не ставил преград бесхозяйственности и безответ­ственности. Административно-командные методы управления преобладали над экономическими, что сковывало инициативу и самостоятельность субъектов хозяйствования. Недостатки общегосударственного хозмеханизма присущи и отдельным отраслям и сферам хозяйства, в том числе природо­пользованию. Хозмеханизм природо­пользования - систему форм и методов организации и регулирования процессов природопользования обеспечивающих достижение конечных целей в этой сфере, — удовлетворение потребностей общества в сырье и ма­териалах, в чистоте и разнообразии сужающей среды. ХМП включает в себя организацию управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов; эколого-экономическое прогнозирование и планирование; финансирование при­родоохранных мероприятий; экономическое стимулирование рационального природопользования; контроль и учет в экологи­ческой сфере; экологическое нормирование, правовое регулиро­вание и т.п. В основе административное регулирования природопользования лежат экологические стандарты (нормативы). В процессе формирования рыночных отношений в ХМП дол­жны, конечно, произойти коренные перемены. Однако важно иметь в виду, что рыночные рычаги, которые мы стремимся ос­воить, автоматически не создадут более благоприятных условий для природосбережения, чем жесткое административное при­нуждение, свойственное старому ХМП. Ведь известно, что высо­коразвитые страны с их отлаженными рыночными отношения­ми пришли к состоянию экологического кризиса раньше, чем мы. Опыт стран, добившихся кардинального улучшения эколо­гической ситуации, свидетельствует о том, что и в рамках ры­ночной экономики


25. Система прогнозирования и планирования природной деятельности и рационального использования природных ресурсов. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объек­том планирования являются не только социально-экономичес­кие, но и природные процессы и явления. Цели и задачи устойчивого развития конкретизируются прежде всего Национальной программой рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Природоохранное прогнозирование и планирование осущес­твляется на территориальном и отраслевом уровнях. Террито­риальное прогнозирование и планирование на гос. уровне призвано обеспечить экологически обоснованное разви­тие и размещение производительных сил, Отраслевое природоохранное планирование проводится ми­нистерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных природных ресурсов. Прогнозирование и планирование рационального использова­ния отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред проводится при помощи действующих методов (балансо­вого, нормативного, программно-целевого, экспертных оценок и т.д.) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них.По от­дельным природным средам и природным компонентам плани­руются показатели: по охране атмосферного воздуха — лимит, то есть относи­тельное ограничение загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу стационарными источниками загрязнения, и сниже­ние общего количества этих выбросов; ввод в действие устано­вок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из от­ходящих газов; необходимые капитальные вложения; по использованию и охране водных ресурсов — объем ис­пользуемой воды; объем оборотной и последовательно используе­мой воды; лимит допустимых сбросов сточных вод в поверхнос­тные водоемы (с выделением загрязненных, нормативно-очищен­ных, нормативно-чистых сточных вод), по охране земельных ресурсов — показатели "рекультива­ция земель" и "капитальные вложения на охрану и рациональ­ное использование земельных ресурсов", а также строительство комплексов и полигонов по переработке отходов; по охране лесных ресурсов — показатели защиты лесов от вредителей и болезней биологическими методами и авиацион­ная охрана лесов от пожаров; по минерально-сырьевым ресурсам — лимит добычи полез­ных ископаемых (нефти, торфа, калийной и поваренной соли, цементного сырья);по охране других биологических ресурсов — уровень дос­тижения оптимальной численности основных видов охотничье-промысловых животных и данные по организации государ­ственных заповедников и национальных парков; реабилитация территорий, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, характеризуется показателем финанси­рования природоохранных мероприятий; объемом капиталь­ных вложений за счет средств, выделенных на ликвидацию ее последствий. Формирующаяся в Беларуси система прогнозирования и планирования должна способствовать обеспечению технологической последовательности разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансирован­ности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

26. Природопользование: сущность, методы, функции. Управление природопользованием — это деятельность госу­дарства по организации рационального использования и воспро­изводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях. Механизм управления природопользованием объединяет ме­тоды, функции и организационные структуры (органы управле­ния). Методы управления — это способы воздействия на поведе­ние и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей сре­ды. Основные из них: Административные (командно-распорядительные) — обес­печиваемые возможностью государственного принуждения; экономические — создающие непосредственную матери­альную заинтересованность субъектов хозяйствования в выпол­нении необходимых экологических мероприятий, решений ор­ганов управления в сфере природопользования; социально-психологические — методы морального стиму­лирования, которые реализуются посредством мер как поощри­тельного характера, так и воздействия на нарушителей. Управление природопользованием предполагает осущес­твление целого ряда специфических функций есть видов дея­тельности, воздействующих на эколого-экономические отноше­ния. Общими для всех отраслей и звеньев управления природо­пользованием являются: нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования; учет природных объектов и ведение природных кадастров; осуществление мониторинга окружающей среды; экологический контроль, экспертиза и аудит; эколого-экономическое прогнозирование и планирование ;экономическое стимулирование природоохранной дея­тельности; разрешение споров о праве пользования природными ре­сурсами, применение санкций за нарушение природоохранного законодательства и др.
54, Участие РБ в международном экологическом сотрудничестве. Реализация конституционного права наших граждан на благоприятную окружающую среду сегодня уже невозможна без международного экологического сотрудничества, поэтому Беларусь является активной его участницей. В развитии меж­дународного сотрудничества на многосторонней основе особое внимание в нашей республике уделяется обеспечению выпол­нения международных конвенций к подписанных к ним прото­колов, разработке национальных механизмов их реализации, а также активизации сотрудничества с органами управления конвенциями. Являясь одним из учредителей ООН, РБ на постоянной основе поддерживает контакты с межправительс­твенными организациями ООН: ЮНЕП, ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организацией (ВМО), ВОЗ. ЕЭК по пробле­мам окружающей среды и водным ресурсам, Международной справочной системой источников информации по окружающей среде (ИНФОТЕРРА), ОЭСР и др. В качестве постоянного рабочего ор­гана МЭС был учрежден Секретариат совета со штаб-квартирой в Минске. Задачами МЭС являются: осуществление координации и проведение согласованной политики в области охраны окружающей среды; проведение совместных экологических экспертиз проектов; оказание содействия в разрешении экологических споров между членами МЭС; ведение межгосударственной Красной книги; определение условий и порядка участия сторон в выполне­нии обязательств, вытекающих из ранее принятых Советским Союзом соглашений в области охраны окружающей среды. За период существования МЭС был принят ряд соглашений в области охраны окружающей среды: Экологическая деятельность Республики Беларусь находит активную поддержку международных финансовых институтов. Так, из общей суммы займов, выделенных Бе­ларуси Всемирным банком (ВБ) за годы сотрудничества, четвер­тая часть была направлена на нужды, так или иначе связанные с экологией (заем на развитие лесного хозяйства, кредитный аванс на подготовку проекта энергосбережения на объектах со­циальной сферы) Активное участие Беларуси в процессе международного эко­логического сотрудничества дает надежду на то, что наше воз­вращение на общемировые пути социально-экономического раз­вития будет способствовать выходу из экологического кризиса совместно с другими странами. Для этого существуют реальные предпосылки. Беларусь имеет определенный материально-тех­нический и интеллектуальный потенциал для совершенствова­ния технологий" в целях экологизации хоз деятель­ности, поскольку очевидно, что спасение биосферы планеты — в повсеместном переходе на передовые мало- и безотходные тех­нологии.
27. Особенности Административное управления природопользованием: основные механизмы и их инструменты. До недавнего времени наиболее распространенными и дей­ственными в системе управления природопользованием были административные методы. Они применялись в условиях монопольного владения государством пр. ресурсами, установления правовых норм и порядка воздействия на окружающую среду заинтересованными ведомствами, сохранения предприятий, наносивших ущерб природе,. В такой обстановке только административное управление позволяло без применения жестких экономических санкций (которые попросту разорили бы предприятие) в какой-то мере сдерживать эколого-катастрофические ситуации. Общесистемные Функции админ управления . обычно включают такие виды деятельности: планирование, в том числе формирование целей, задач, определение необходимых ресурсов для их выполнения (мате­риальных, финансовых, кадровых), формирование приорите­тов, прогнозирование результатов; проведение организационных мероприятий с выполнени­ем детальной классификации предстоящих работ; подбор и расстановку кадров, повышение их квалифика­ции с учетом новых задач и выдвигаемых требований; технологическое и санитарно-гигиеническое нормирова­ние хозяйственной деятельности, нормирование качества вы­пускаемой продукции и окружающей среды; выполнение контрольных и учетных функций, лицензи­рование различных видов природопользования, осуществление мониторинга окружающей среды, разработку экологических правил, нормативно-правовых актов и т.п.Основными инструментами административного регулирова­ния являются стандарты, нормы, нормативы, законы, постанов­ления, руководства, применяемые государственными природо­охранными органами, а также ряд разрешений или запретов на природопользование, ограничения, лимиты, система надзора за деятельностью субъектов хозяйствования и т.п.Центральное место в административном регулировании при­надлежит системе экологических стандартов, которая подра­зумевает установление единых и обязательных для всех объек­тов управления экологических норм и требований. Экологи­ческие стандарты охватывают все аспекты загрязнения окружающей среды и соответственно этому различают следующие их виды: Стандарт качества окружающей среды, регламентиру­ющие допустимое состояние воздушного, водного бассейнов, почв и других природных сред. Устанавливаются по уровню концентрации загрязнений в природной и техногенной средах, который не должен превышать ПДК для каждого из загрязни­телей. Поскольку возможный эффект зависит от времени воз­действия, то есть от полученной дозы, выделяют нормативы ПДК среднесуточные и максимальные разовые. Стандарты воздействия на окружающую среду опреде­ленного производственного процесса — эмиссионные стандарты — регламентируют уровень выбросов (сбросов) из данного точечно­го источника (трубы) после применения очистного оборудова­ния. В некото­рых случаях в качестве компромисса устанавливаются времен­ные нормативы — временно согласованные выбросы (сбросы) (ВСВ, ВСС), — когда по каким-то объективным причинам (соци­ально-экономического характера) нормативы ПДВ(ПДС) не мо­гут быть соблюдены. Временные нормативы устанавливаются на определенный срок убывающими во времени с условием дос­тижения уровня ПДВ(ПДС) в результате реализации соответ­ствующей программы; технологические стандарты устанавливают определен­ные экологические требования к технике, оборудованию, про­цессам производства или очистной технологии. Стандарты качества продукции, или товарные стандар­ты. Переход нашей страны к социально ориентированной ры­ночной экономике требует безусловного соблюдения единых норм и правил, выработанных международным сообществом. Помимо экологических стандартов (нормативов), админис­тративное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов, мер административного воздействия на ви­новников загрязнения (запреты, ограничения, лицензии и пр.).

Сертификаты на использование земли, воды, на выб­росы и т.п. выдаются природопользователям, как правило, ког­да для них определены лимиты воздействия. Сертификат дает право на временное или постоянное использование конкретного участка земли, леса, на забор определенного объема воды, на выбросы некоторого количества вредных веществ и т.п. Разрешен и я и лицензи и необходимы для природопользователей, желающих активизироваться в сфере, подлежащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Лицензии и разрешения выдаются на определенный срок и во­зобновляются через установленное время. Глав принцип административного управления природо­пользованием в Беларуси — разрешительно-запретительный. Суть его состоит в том, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ и его орга­нами устанавливаются лимиты на пользование природными ресурса­ми, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отхо­дов и т.д. и в соответствии с ними выдаются разрешения субъек­там хозяйствования на природопользование: разрешения на заготовку леса (лесорубочный билет), на специальное водопользо­вание, на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и т.п.




28.Организационные структуры управления природопользованием. Важнейшим звеном механизма управления являются его организационные структуры — система органов власти и управле­ния природопользованием. К управлению природопользовани­ем причастны все ветви власти: представительная (законодательная), исполнительная и судебная. Каждая из них выполня­ет свои функции и имеет подразделения, специально уполномо­ченные для регулирования экологической сферы. Организаци­онно управление природопользованием осуществляется посред­ством территориального и отраслевого принципов. Окружающая среда как объект управления в своей основе неделима и в каждом регионе своеобразна. Объекту управления должна соответствовать и система органов управления, отража­ющая, с одной стороны, целостность природы, с другой — ее ре­гиональное своеобразие. Именно такой подход к проблемам при­родопользования обеспечивается территориальным принципом управления, который реализуется в нашей стране следующим образом.
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница