11 класс Контроль темы№3 «Рыночные отношения в экономике» Словарная работа




Скачать 127.72 Kb.
Дата04.05.2016
Размер127.72 Kb.
11 класс

Контроль темы№3 «Рыночные отношения в экономике»
1. Словарная работа.

Найдите соответствующие определения к экономическим понятиям.




п/п

Понятие

Буквен. обозн.

Определение понятия

1

2

3

4

1

Экономическая система

А

переход права собственности на средства производства от государства к частным лицам

2

Облигация

Б

все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенные в объекты разных отраслей экономики с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта

3

Инвестиции

В

ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации

4

Приватизация

Г

совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих как производственную, так и непроизводственную сферы экономики (транспорт, связь, коммунальное хозяйство, общее и профессиональное образование, охрана здоровья и др.)

5

Спрос

Д

действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, которые определяют форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства,распределения, обмена и потребления экономического продукта

6

Национализация

Е

формирование и изменение рыночных цен под влиянием столкновения интересов покупателей и продавцов, принимающих свои решения без принуждения извне

7

Конкуренция

Ж

система экономических отношений, которая сложилась в процессе производства, вращения и распределения товара, а также движения денежных средств; для него характерно свободное определение цен, формирование и использование ресурсных источников и т. п.

8

Ценообразование

З

желание и возможность потребителей купить конкретный товар или услугу в конкретное время, в конкретном месте по конкретной цене

9

Акция

И

противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за возможность получения прибыли

10

Предложение

К

ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение от эмитента (выпускающего облигации) в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента

11

Рынок

Л

желание и возможность производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары или услуги по конкретным ценам в конкретное время







М

исключение из частной собственности лиц в собственность государства земли, промышленных и транспортных предприятий или целых отраслей народного хозяйства



2. Тест.

1. Организационные способы и механизмы распределения ограниченных ресурсов для потребления людьми определяются:

1) экономической системой;

2) экономическим выбором;

3) хозяйственным потенциалом;

4) необходимым потреблением.

2. Проблема выбора способа использования ограниченных ресурсов в свободной рыночной экономике в отличие от экономики других типов решается:

1) с помощью государственного плана;

2) путем введения запретов и ограничений;

3) на основе личных интересов свободных производителей;

4) воздействием как государства, так и рыночных механизмов.

3. Вопросы «что, как и для кого производить?» решаются:

1) в традиционной экономике;

2) в рыночной экономике;

3) в смешанной экономике;

4) в любой экономической системе.

4. Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, – это:

1) разделение труда;

2) конкуренция;

3) рынок;

4) биржа.

5. В развитых странах действуют национальные системы социального обеспечения населения, содействующие росту жизненного уровня, развитию образования и здравоохранения. Это вид экономической деятельности в сфере:

1) производства;

2) обмена;

3) распределения;

4) потребления.

6. Государство финансирует большинство убыточных предприятий. Это явление типично только для экономики:

1) смешанной;

2) рыночной;

3) командной;

4) традиционной.

7. Конкуренция производителей в рыночной экономике:

1) приводит к снижению производительности труда;

2) уравновешивает спрос и предложение;

3) усиливает вмешательство государства в экономику;

4) стимулирует увеличение затрат на производство.

8. Регулируя объемы производства, государство принимает планы, обязательные для производителей. Для какой экономической системы это характерно?

1) смешанной;

2) рыночной;

3) командной;

4) традиционной.

9. Дивиденд – это:

1) доход владельца акции;

2) процент по вкладу в банке;

3) доход от сдачи в аренду недвижимости;

4) ставка ипотечного кредита.

10. Рыночная экономика характеризуется:

1) полной занятостью;

2) слабым интересом к фундаментальным исследованиям;

3) непрерывным экономическим подъемом;

4) бережным отношением к природным ресурсам.
3. Да или нет?

1) Экономические законы рынка определяют соотношение товарных и денежных потоков в экономике.

2) Биржевая торговля – это торговля вслепую.

3) Рынок регулирует производство, «сигнализирует» через цены производителю, что, как и для кого производить.

4) Экономические законы рынка стимулируют снижение производственных затрат.

5) Суть монополии – это спасение от разорения мелких производителей.



4. Какие ответы правильные?

1. Найдите в приведенном ниже списке характерные признаки рыночной экономики.

1) контроль со стороны государства над производством;

2) свободное ценообразование;

3) экономическая свобода производителей;

4) преобладание государственной собственности;

5) централизованное планирование экономики;

6) разорение убыточных предприятий.



2. Найдите в приведенном ниже списке условия, необходимые для развития конкуренции производителей.

1) снижение налогообложения;

2) экономическая свобода;

3) повышение требований к квалификации;

4) устранение чрезмерной монополизации экономики;

5) снижение затрат производства;

6) свободное ценообразование.
5. Дополните схему

.



6. Какое слово (словосочетание) пропущено?

________________________________– количество товаров и услуг, которое производитель желает и имеет возможность произвести и предложить к продаже на рынке по конкретным ценам в конкретное время.



7. Исключите лишнее.

Ниже приведен перечень понятий, все из которых, за исключением одного, относятся к одному понятию. Найдите и исключите термин, выпадающий из этого ряда. Назовите общее понятие, к которому относятся оставшиеся термины.

А. Картель, синдикат, трест, концерн, акционерное общество.

Б. Транспорт, связь, коммунальное хозяйство, армия, общее и профессиональное образование, охрана здоровья.



8. Сформулируйте линии сопоставления различных экономических систем и заполните соответствующую графу таблицы:

Линии
сравнения

Рыночная экономическая
система

Командно-административная
экономическая система

1

Частная собственность

Государственная собственность

2

Личный интерес свободных производителей

Государственный план

3

Цены устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения

Государство устанавливает цены на товары и услуги

Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику различных систем хозяйствования.
9. Факт или мнение?

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения носят:

а) фактический характер;

б) характер оценочных суждений.

(1) С 1992-го в России заметно вырос в экономике частный сектор. (2) По мнению аналитиков, этому исключительно способствовал процесс приватизации. (3) Около 70 % валового внутреннего продукта производится в негосударственном секторе. (4) В конце 1990-х годов в сфере мелкого и среднего предпринимательства действовало более 860 тысяч предприятий.
(5) Многие специалисты считают, что благодаря этому был ликвидирован дефицит потребительских товаров.
10. Установите соответствие между экономическими системами и их характеристиками:

1) госплан; А. Рыночная.

2) свободная конкуренция; Б. Традиционная.

3) традиции и обычаи; В. Командная.

4) государственное ценообразование;

5) частная собственность;

6) цеховое ремесло.
11. Назовите три фактора, влияющих на величину предложения, и проиллюстрируйте каждый из них.

12. Подумайте и ответьте, как рынок регулирует производство?
13. Работа с текстом. О конкуренции

Разве не является сильнейшим аргументом в пользу конкуренции то, что она позволяет обойтись без «сознательного общественного контроля» и дает индивиду шанс самому принимать решения, взвешивая успех и неудачу того или иного предприятия?

Эффективное применение конкуренции исключает одни виды принудительного вмешательства в экономическую жизнь, но допускает другие, способствующие развитию конкуренции и требующие иногда определенных действий со стороны правительства. Но надо обратить особое внимание, что существуют ситуации, полностью исключающие возможность насильственного вмешательства. Прежде всего необходимо, чтобы все присутствующие на рынке стороны имели полную свободу покупать и продавать товары по любой цене, на которую найдутся желающие, и чтобы каждый был волен производить, продавать и покупать все, что в принципе может быть произведено и продано. Существенно также, чтобы доступ к любым отраслям был открыт всем на равных основаниях и чтобы закон пресекал всякие попытки индивидов или групп ограничить этот доступ открыто или тайно. Кроме того, всякие попытки контролировать цены или количество товаров отнимают у конкуренции способность координировать усилия индивидов, поскольку колебания цен в этих случаях перестают отражать изменения конъюнктуры и не могут служить надежным ориентиром для индивидуальной деятельности.

Действие конкуренции требует не только правильной организации таких институтов, как деньги, рынок и каналы информации, но и прежде всего соответствующей правовой системы. Законодательство должно быть специально сконструировано для охраны и развития конкуренции.



Ф. А. Хайек

Вопросы к тексту:

1) Опираясь на текст документа, укажите характерные черты поведения производителя в условиях конкуренции.

2) Автор считает недопустимым насильственное вмешательство в экономическую жизнь и ограничение конкуренции. Какие он приводит аргументы в обоснование своей позиции? (Приведите любые два аргумента.)

3) Используя авторский текст и знания обществоведческого курса, объясните, о чем говорит производителю рыночная цена товара. Укажите три аспекта.

4) Назовите три возможных направления деятельности государства по охране и развитию конкуренции.


14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономической системе.

11 класс(экземпляр учителя)

Контроль темы№3 « Рыночные отношения в экономике»
Задание №1 Словарная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Д

К

Б

А

З

М

И

Е

В

Л

Ж

Задание №2 Тестирование




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1)

3)

4)

3)

3)

3)

2)

3)

1)

2)



ЗАдание №3 –Да или нет

1)

2)

3)

4)

5)

Да

Нет

Да

Да

Нет

4. Какие ответы правильные?

А. Ответ: 2); 3); 6). Б. Ответ: 2); 4); 6).


5. Дополните схему

1. экономические системы.

2. традиционная.

3. смешанная.
6.Какое слово (словосочетание) пропущено?

Ответ: величина предложения.


7. Исключите лишнее.

А.


1) акционерное общество;

2) монополия.

Б.

1) армия;



2) инфраструктура.

8. Сформулируйте линии сопоставления различных экономических систем и заполните соответствующую графу таблицы:

Линии сравнения

Рыночная экономическая
система

Командно-административная
экономическая система

1. Доминирующая форма собственности

Частная собственность

Государственная собственность

2. Выбор способа использования ограниченных ресурсов

Личный интерес свободных производителей

Государственный план

3. Механизм ценообразования

Цены устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения

Государство устанавливает цены на товары и услуги


9. Факт или мнение?

1

2

3

4

5

а)

б)

а)

а)

б)


10. Установите соответствие между экономическими системами и их характеристиками:

1)

2)

3)

4)

5)

6)

В

А

Б

В

А

Б


11. Назовите три фактора, влияющих на величину предложения, и проиллюстрируйте каждый из них.

Ответ:


1) издержки производства.

2) используемая технология.

3) ожидание повышения или снижения цены товара.
12. Подумайте и ответьте, как рынок регулирует производство?

Ответ:


1) через цены отвечает на вопросы «что, как и для кого производить?».

2) побуждает к снижению производственных издержек.

3) побуждает к повышению эффективности производства (технологии, производительность труда, квалификация работников).4) регулирует распределение ресурсов.
13. Работа с текстом.

О конкуренции

1) Производитель в условиях конкуренции самостоятельно принимает решения по основным экономическим вопросам, рискует, взвешивая условия успешности своего дела, несет ответственность за неудачу своего предприятия.

2) Насильственное вмешательство в экономику и ограничение конкуренции недопустимо, так как конкуренция обеспечивает и поддерживает:

– экономическую свободу производителя;

– независимость экономического выбора потребителя;

– свободу рыночного ценообразования.

3) Рыночная цена товара «сигнализирует» производителю о том, что производить, как производить, для кого производить.

4) Задачи государства по поддержанию конкурентной среды:

– правовое регулирование рыночных отношений;

– способствовать ослаблению монополистических тенденций в экономике;

– оказывать поддержку свободному предпринимательству.
14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономической системе.

Ответ: экономическая система – это организационные способы, механизмы и принципы распределения экономических ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

1) Экономические системы различаются способами регулирования деятельности производителей.

2) В любой экономической системе решаются основные вопросы «что, как и для кого производить?».



3) Различают четыре экономические системы: традиционная, командная, рыночная, смешанная.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница