1. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Эпоха Возрождения и Реформации в Европе: причины, содержание, последствия. «Новое время»




Скачать 152.19 Kb.
Дата11.05.2016
Размер152.19 Kb.
РАЗДЕЛ 4. РОССИЯ В XVIXVII ВВ. В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ТЕМА 4.1. Эпоха Нового времени в Западной Европе

ПЛАН

1. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе.

2. Эпоха Возрождения и Реформации в Европе: причины, содержание, последствия.

3. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса.

1. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе.

Эпоху (XV-XVI вв.), когда закладывались основы современной западноевропейской цивилизации, называют ранним новым временем.

Одной из его главных черт было начало создания глобальной, океанической цивилизации. Это стало возможным в результате Великих географических открытий, положивших конец замкнутости Запада, сделавших его связи с Востоком постоянными. Эти связи существовали и раньше, но они были весьма ограниченными.

Предпосылки великих географических открытий. Основным стимулом поисков путей в сказочно богатые страны Востока была ненасытная «жажда золота». Развитие европейской торговли вызвало острую потребность в благородных металлах. Добыча их в Европе была ограничена. В то же время за дорогие восточные товары приходилось расплачиваться во многих случаях серебром и золотом, так как ввоз в Европу значительно превышал вывоз, по крайней мере в ценностном выражении. В золоте нуждались купцы, ростовщики, короли и дворяне. «... Золото, — по словам Ф. Энгельса, — было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан в Америку; золото — вот чего первым делом требовал белый, как только он ступал на вновь открытый берег» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С. 408). Непосредственной причиной открытий были поиски новых морских путей в Индию и Китай. Торговля с этими странами была затруднена в результате распада монгольских империй и турецких завоеваний. Пряности и другие восточные товары доставлялись теперь в ограниченных количествах, только через посредство венецианцев, поддерживавших торговые связи с арабскими купцами в Египте. Найти новый морской путь в обход турок и арабов стало настоятельной задачей западноевропейских мореплавателей.

Великие географические открытия были подготовлены большими успехами в кораблестроении, навигации и развитии географических знаний. Португальцы и испанцы научились строить весьма совершенные корабли — каравеллы, легкие, поворотливые, быстроходные и вместительные, способные плыть по волнам против ветра. Использование компаса и развитие картографии давали возможность плавать в открытом океане. К тому времени уже достаточно укоренилась гипотеза о шарообразности Земли, что вселяло мореплавателям надежду найти путь в сказочные, восточные страны, отправляясь на запад.

Первыми на поиски стран, богатых золотом, и морских путей в Индию отправились португальские мореплаватели. В их экспедициях активно участвовали генуэзские моряки и купцы, стремившиеся обогнать своих венецианских соперников в восточной s торговле. Уже в 1415 г. португальцы завладели Сеутой, ставшей; важным торговым пунктом и военным форпостом на Африканском материке. Дальше начались поиски золотоносных рек, о которых рассказывалось в сочинениях арабских географов. В организации этих экспедиций большую помощь оказывал португальский принц Энрике Мореплаватель. Созданные под его покровительством торговые компании пользовались монопольным правом колониальной торговли в странах Африки, в частности грабительской торговли черными невольниками. Львиная доля прибылей доставалась самому принцу, которому папа пожаловал монопольное право на ввоз в Европу черных рабов.

К 1460 г. португальцы открыли острова Зеленого Мыса и вошли в воды Гвинейского залива. К тому времени они уже заняли Азорские острова. Теперь стояла задача обогнуть Африканский материк и достичь таким путем побережья Индии. В 1486—1487 гг. была организована экспедиция под руководством Бартоломео Диаша, которая достигла южной оконечности Африки. Был открыт мыс Доброй Надежды — самая южная точка Африканского материка. Теперь уже появилась реальная возможность открыть морской путь в Индию. Но раньше, чем это произошло, Колумб открыл Новый Свет — Вест-Индию.



Несметные богатства Востока манили европейских купцов и мореплавателей. Португальские, испанские, а затем и другие корабли устремились к далеким берегам Индии. Попутно мореплаватели открывали новые побережья и острова, был открыт и гигантский континент - Америка (1492). В 1492 г. Христофор Колумб, опираясь на свои расчеты «розы ветров» (преобладающего направления ветра) в разное время года, на каравеллах «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» достиг берегов Америки и вернулся обратно.Имя Колумба носит одна из стран Латинской Америки — Республика Колумбия. В тени Христофора Колумба находится другой мореплаватель, главный штурман Испании Америго Веспуччи, Он совместно с А. Охедой открыл (1499-1500) 1600 км северного и 200 км восточного побережья Южной Америки, Венесуэльский островов. Он самостоятельно обнаружил и закартировал дельту Амазонки, Гвианское течение, северные берега Южной Америки (1500 км) и Бразильское нагорье. А. Веспуччи предложил назвать южный заатлантический континент Новым Светом. Картограф М. Вальдземюллер в 1507 г. назвал материк Америкой в честь Веспуччи, а в 1538 г. это название распространилось и на Северную Америку.В 1519 г. португалец Магеллан по поручению испанского короля совершил первое кругосветное плавание. Он открыл пролив, отделяющий материк Южной Америки от Огненной Земли, получивший название Магелланов пролив. Он пересек Тихий океан, дошел до Филиппинских островов, где погиб в сражении с туземцами. В сентябре 1522 г. 16 путешественников из 234 вернулись в Испанию. Следующее кругосветное путешествие в 1577-1580 гг. совершил англичанин Фрэнсис Дрейк. Во время своего путешествия он открыл пролив длиною 460 и шириною 1120 километров между архипелагом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами, соединяющий Атлантический и Тихий океаны и названный его именем.В 1597-1598 гг. португалец Васко да Гама обогнул Африку с юга (мыс Доброй Надежды) и достиг Индии. В XVII в. была открыта Австралия.

Границы известного европейцам мира стремительно раздвигались. Сталкиваясь с другими цивилизациями, европейцы подходили к ним прежде всего с точки зрения их практической полезности для себя. Поэтому, например, в ходе завоевания Америки португальцами и испанцами (Конкисты) были, по сути дела, уничтожены древние цивилизации инков, ацтеков и майя, уже имевших свою государственность (хотя и не столь развитую, как у европейцев). А Африканский континент стал источником дешевой рабочей силы - негров-рабов. С начала XVI в. Португалия, а затем Голландия, Англия и Франция возродили давно ушедшую в прошлое работорговлю. Негров захватывали на западном побережье Африки или покупали за бесценок у местных вождей и перевозили в Америку, где требовались рабочие руки. Европейцам это было выгодно, а Африка лишилась сотен тысяч своих сынов, нарушились сформировавшиеся на континенте торговые и экономические структуры.

Иначе сложились отношения Запада с азиатским Востоком. Япония и Китай, страны высокоразвитых цивилизаций, попросту закрыли свои границы, почти полностью запретив въезд иностранцам. Только к середине XIX в. европейцы силой "открыли" эти страны. А вот в политически раздробленную Индию, где пришла в упадок некогда сильная держава Моголов, им удалось проникнуть без особого труда. Европейские компании прочно утвердились в Индии, которая фактически (а затем и формально) лишилась самостоятельности.

Последствия великих географических открытий для Европы. В хозяйственной жизни западноевропейских стран результаты великих географических открытий сказались весьма ощутимо. Европеизация планеты, принимавшая, как правило, насильственные формы, порой исключительно жестокие, привела к значительным сдвигам и в самой Европе. Прежде всего, изменилось направление торговых связей. Потеряло свое прежнее значение в мировой торговле Средиземноморье, пала роль итальянских городов: Центр мировой торговли переместился на Атлантическое побережье Пиренейского полуострова, а затем в Нидерланды, куда направлялись потоки колониальных товаров. Для обслуживания возросшей мировой торговли и крупных оптовых сделок в Антверпене, Амстердаме и Лондоне были открыты фондовые биржи. Появился новый вид наживы — биржевая спекуляция.

Одним из результатов наплыва колоссального количества серебра и золота из Нового Света в Европу была «революция цен». Начиная с 40-х гг. XVI в. и до 30-х гг. XVII в. в западноевропейских странах наблюдалось падение ценности звонкой монеты и повышение цен на товары, больше всего на продукты питания. В Испании цены возросли в 4,5 раза, в Англии — в 4 раза, во Франции — в 2,5 раза, в Италии — в 2 раза. «Революция цен» была обусловлена тем, что притекавшее в Европу серебро и золото захватывалось в виде готовых сокровищ или добывалось с помощью дешевого подневольного труда. Поэтому ценность благородных металлов резко понизилась, а товары в такой же пропорции вздорожали. Этому способствовал также повысившийся спрос на продукты питания в связи с ростом городского населения. «Революция цен» способствовала, таким образом, подрыву феодальной экономики, экспроприации мелких производителей и обогащению буржуазии. Усложнились финансовая система и банковское дело. Появление новых рынков сбыта дало мощный толчок развитию промышленности и торговли. Все это в конечном счете вело к складыванию капиталистических отношений.



Великие географические открытия разрушили средневековую картину мира. Пределы его как бы раздвинулись, а кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что земля имеет форму шара. Но главной причиной перелома в умах, в представлениях о мире был невиданный взлет научной мысли. Огромный рывок в развитии техники и естественных наук говорил о беспредельности возможностей человеческого разума.

Итак, социально-экономические последствия великих географических открытий состояли в следующем:

– начало формирование колониальной системы, ускорившее возникновение капиталистического производства;

– начало складывания мирового рынка;

– «революция цен» 1480–1620 гг., которая выразилась в колоссальном удешевлении стоимости серебра из-за его притока в Европу из Америки, и, соответственно, росте цен на продукты питания. Различное воздействие «революции цен» на развитие экономики отдельных стран: в Испании приток серебра стал инструментом войн, отвлекавших энергию и ресурсы нации от производительного их использования; в Голландии и Англии, напротив, – вызвал рост городского населения и промышленности.

– укрепление положения городской и сельской буржуазии, рост ее доходов

– перемещение центра экономической жизни из Средиземноморья на Атлантическое побережье Пиренейского полуострова и, позже, в Нидерланды.

– учреждение первых фондовых бирж (в Нидерландах, Антверпене, Лондоне).

– расширение научных знаний, изменение общих представлений европейцев о мире и людях, его населяющих.

2. Эпоха Возрождения и Реформации в Европе: причины, содержание, последствия.

Великие географические и научные открытия, бурный процесс первоначального накопления капитала изменили средневековую картину мира. Появился новый тип человека – буржуа, которого не устраивало схоластическое объяснение происхождения и развития природы и общества. Человек становился творцом самого себя и своей судьбы. Новый человек создавал новое мировоззрение гуманизм.

В Западной Европе в XV- XVI вв. благодаря двум грандиозным явлениям - Ренессанса и Реформации - произошел подлинный переворот в духовной жизни. Ренессанс был возрождением античного наследия, мирского начала в культуре. Зародившись в Италии во второй половине XIV в., он в XV-XVI вв. постепенно охватил все страны Европы. Современники воспринимали Ренессанс как "светлый век", пробуждение от "тьмы" средневековья. Именно в ту эпоху и появилось название "средние века" - нечто промежуточное между античностью и новым временем.

Деятели Возрождения, сам его дух формировали новую эпоху - эпоху стихийного и буйного самоутверждения личности, освобождающейся от пут средневековой корпоративности и морали.

Для утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, для оценки человека как высшего начала бытия античная эпоха, в центре которой бесспорно стоял человек, имела огромное значение, в ней искали оправдание и поддержку титаны и рядовые труженики Ренессанса.



Возвращение гуманизма (от лат. человеческий) происходило во всех сферах жизни. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения — общественные здания, дворцы (палаццо), городские и особенно загородные дома (виллы). Итальянцы стали подражать памятникам и статуям греков и римлян. Вновь стали широко использоваться арочные галереи, колоннады, различные своды, купола, архитектурные ордера. Своими произведениями прославились Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль и Тициан. Государи того периода окружали себя поэтами и живописцами, покровительствовали искусствам. Самыми знаменитыми из них были папа Лев X в Риме и Козимо Медичи во Флоренции. Интерес к человеку проявился в мощном развитии портретной живописи, в детальном изображении человеческой фигуры, в том числе обнаженной. В середине XV в. нидерландский живописец Ван Эйк изобрел технику живописи масляными красками. В литературе интерес к античности, к ее сюжетам сочетался с вниманием к народной культуре. В музыке, как и в других областях искусства, возникло много нового — сольная песня, кантата, оратория, опера.

Реформация и ее экономические, политические, социокультурные причины. В Средние века все христиане Западной Европы были католиками, имели одну веру, повиновались папе и епископам. Христиан, несогласных в чем-то с верой (их называли диссидентами), заставляли отречься от своих взглядов. Лиц, отказавшихся отречься, считали еретиками и передавали для суда и наказания светским властям. В XIII в., после большого крестового похода на альбигойцев в Южной Франции, были учреждены трибуналы для розыска и наказания еретиков. Возникла инквизиция, которая действовала во Франции, Англии, Италии и Германии. Жизнь духовенства повсеместно вызывала недовольство. Монахов и священников упрекали в накоплении богатств, в бессовестной торговле индульгенциями: документами, которые за деньги отпускали любые грехи. Римских пап обвиняли в интриганстве, роскоши и иногда в разврате. Епископы понимали необходимость реформ, но не торопились с их проведением. Наиболее острой неприязнь к церкви была в Германии. Страна была раздроблена на множество мелких княжеств, в дела которых папа римский вмешивался особенно бесцеремонно. Большую зависть у всех групп населения вызывали экономические позиции, привилегированное положение местных духовных иерархов — архиепископов, епископов, прелатов — и монастырей. МАРТИН Лютер в октябре 1517 г. прибил на дверях местного собора свиток с 95 тезисами, в которых содержалась программа реформирования, коренных изменений в жизни католической церкви. Главным было требование «дешевой» церкви, ликвидация власти папы над немецкой церковью, подчинение последней светской власти. Лютер выступал: за секуляризацию (изъятие) большей части церковного имущества и переход ее в руки государства; за роспуск духовных орденов; за отказ от культа святых, икон, мощей; против практики продажи индульгенций, удостоверяющих отпущение грехов. Лютер считал, что для удостоверения милости Божьей человек не нуждается в посредничестве такой организации, какой была Римская церковь. Он считал высшим авторитетом Священное Писание, а не Священное Предание, решения папы и церковных соборов. Папа осудил буллой выступление Лютера, но Лютер в 1520 г. публично сжег буллу и объявил, что христиане должны повиноваться только Священному Писанию, а не папе. Несколько немецких князей взяли Лютера под свою защиту. Весь шведский народ вместе с королем принял лютеранство в 1529 г. Стремление императора Священной Римской империи Карла V восстановить прежний порядок привело к сплочению и коллективному протесту сторонников реформы. Протестанты к 1555 г. одержали победу в войне против императора .В Женеве француз Жан Кальвин не признавал ни одного таинства. Поклонение иконам и даже кресту считал идолопоклонством, из праздников признавал только воскресенье, а в церковной иерархии только сан священника. В книге «Наставление в христианской вере» он обосновал возможность для человека изменить в лучшую сторону тот приговор, который вынесен каждому человеку Богом еще до сотворения мира. Для этого люди должны быть активны, трудолюбивы, бережливы, расчетливы. Жан Кальвин учил, что предпринимателю, преуспевающему в своей деятельности, суждено спасение и на том свете, а для хорошего рабочего открывается путь в обеспеченные собственники. Кальвин оправдывал рабство и колониальную политику. Наилучшим строем он считал олигархическую республику. Реформация встретила ожесточенное сопротивление католической церкви. Для войны с сатаной (лютеранами, кальвинистами, а позже и с православными) в 1540 г. был создан Орден иезуитов (общество, или воинство Иисуса). Иезуиты не вели монастырской жизни. Они стремились стать духовниками, советниками, наставниками в школах, писателями, механиками на заводах, миссионерами, купцами и т. д. Их объединяло стремление распространять преданность папе и ненависть к еретикам. Иезуиты стремились повлиять на правителей, подвигнуть их к насилию по отношению к протестантам. Нидерланды принадлежали испанскому королю, но приняли протестантизм. В результате контрреформации католицизму удалось сохранить свои позиции во Франции, Чехии, Венгрии, Польше, Италии, Испании, на территории южной Германии, но лицо Европы изменилось. В странах, где вызревала новая цивилизация, формировались капиталистические отношения, церковь была поставлена на службу промышленной и торговой буржуазии, не мешала активности богатых, предприимчивых людей, не изымала значительную часть их доходов на свои нужды. Пришло понимание того, что каждый имеет право свободного выбора религии. Таким образом, возникло понятие свободы совести.

Итак, сущность идеологии Возрождения и Реформации состоит в следующих чертах: 1) Новый взгляд на наследие Античности; 2) Формирование гуманистического направления в мировоззрении, искусстве образовании, идеи с ценности человеческой личности, концепция универсального человека, отношение к человеку, как к центру мироздания. 3) Отрицание всеобъемлющей роли католической церкви, скептицизм или индифферентизм в отношении религии. 4) Стремление к познанию мира.

3. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса. Период Нового времени охватывает несколько столетий. В исторической науке устоялось положение, что первый, ранний этап новой истории продолжался около ста лет и протекал с середины XVII в. (1640 г. - начало буржуазной революции в Англии) до последней трети XVIII столетия. Второй этап нового времени, связанный с победой капитализма в Европе и созданием колониальных империй, завершился к 1870-м гг. Тогда европейские державы уже разделили между собой весь мир, подчинили себе отдаленные земли и сошлись в острой схватке за преобладание в Старом и Новом Свете. Первая мировая война (1914-1918) завершает третий этап новой истории, продолжавшийся около 50 лет. Дальнейший ход всемирной истории во многом был определен победой Октябрьской (1917) революции в России и происходившими в конце 1910-х - начале 1920-х гг. революционными потрясениями в разных странах Европы и Азии.

Новое время было важнейшим этапом в процессе становления современной мировой цивилизации. В эту эпоху происходит переход общества от «традиционного» типа к «индустриальному». Термин «новая история» появился в европейской политической мысли еще в эпоху Возрождения. Европейские мыслители-гуманисты, осмысливая пути развития человеческой цивилизации, предложили трехчленное деление истории на Древний мир, Средние века и Новое время. Это деление прочно закрепилось в исторической литературе.

Что касается вопроса о хронологических рамках данного периода, то среди историков до сих пор нет единого мнения по этому поводу. Долгое время в отечественной историографии точкой отсчета Новой истории было принято считать английскую буржуазную революцию 1640 года, явившуюся характерным примером кризиса «старого порядка». Однако процесс разложения феодального общества начался гораздо раньше.

В это время в жизни европейского общества происходили изменения глобального характера. В экономической сфере такие процессы, как активное развитие торговли, финансового и банковского дела, появление и расширение мануфактурной промышленности, начавшийся процесс первоначального накопления капитала, постепенно стали входить в противоречие с традиционными устоями средневековой экономики.

Меняется и социальная структура общества. Буржуазия и «новое дворянство», значительно разбогатевшие за эти годы, начинают играть все большую роль в политической жизни европейских государств.

Произошел ряд существенных изменений и в государственном устройстве европейских стран. Меняется форма правления в европейских странах от абсолютной монархии к ограниченной или республике.

Европа стала родиной первых раннебуржуазных революций, в которых зародилась система гражданских прав и свобод, вырабатывалось основополагающее понятие свободы совести.

Революционные изменения происходят и в духовной сфере. Гуманизм, распространявшийся в Европе с XV века, рассматривал человека уже не как носителя всяческих пороков, обязанного всю жизнь искупать «первородный грех», а как свободную личность, обладающую огромными возможностями. Закономерным результатом развития гуманизма стала Реформация, разрушившая духовную монополию католической церкви в Европе. Идеологической основой этого процесса стал тезис о том, что человек не нуждается в посредничестве церкви для спасения своей души. На рубеже XV — XVI веков в значительной степени меняются представления европейцев о Земле. Достижения научной мысли, Великие географические открытия — все это расширяло кругозор людей, влияло на представления о своем месте в окружающем мире. Данные явления самым радикальным образом изменили образ жизни европейцев, ознаменовав начало Нового времени.

Процесс трансформации европейской цивилизации проходил в тяжелой борьбе со старыми порядками, институтами (католическая церковь и др.), которые не желали уступать свои позиции. Эта борьба, протекавшая в виде религиозных войн, национально- освободительных движений, буржуазных революций, длилась более двух с половиной столетий.

Изменениям подверглись все сферы человеческого общества, наступила новая цивилизация – на смену традиционной пришла цивилизация индустриальная.

Итак, данный период может быть обозначен как раннее Новое время.

- именно в эту пору были заложены основы капиталистического способа производства;

- значительно возрос уровень производительных сил;

- изменились формы организации производства;

- благодаря внедрению технических нововведений повысилась производительность труда и ускорились темпы экономического развития.
Контрольные вопросы

1. Каковы были предпосылки великих географических открытий?

2. Перечислите великие географические открытия, их авторов и значение для мировой истории.

3. В чем сущность эпохи Реформации в Европе?



4. Какова периодизация эпохи Нового времени?

5. Назовите черты Нового времени как особой стадии развития всемирно-исторического процесса.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница