1. Теоретические основы занятости и безработицы > 1 Сущность, виды и формы занятости




Скачать 390.3 Kb.
страница1/2
Дата11.05.2016
Размер390.3 Kb.
  1   2


СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы занятости и безработицы

1.1 Сущность, виды и формы занятости

1.2 Безработица, ее виды и формы

1.3 Показатели и последствия безработицы. Закон Оукена

1.4 Политика государства в области занятости

2. Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь

2.1 Структура занятости и проблемы безработицы в Республике Беларусь: динамика и современные тенденции

2.2 Государственное регулирование занятости населения

2.3 Национальные программы занятости

3. Пути совершенствования трудовых отношений и занятости населения в Республике Беларусь


ВВЕДЕНИЕ

Состояние и динамика народонаселения, его количественные и качественные характеристики, экономическая активность определяют стратегию развития нашей страны. Население – это и трудовые ресурсы, способные воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал республики, поэтому проблемы народонаселения, демографической безопасности страны рассматриваются Президентом и Правительством Республики Беларусь как вопросы первостепенной государственной важности.

Политика занятости населения на макроуровне включает методы и инструменты воздействия государства, направленные на эффективное использование рабочей силы, повышение качества рабочих мест, рост профессионального и образовательного уровня наемной рабочей силы и обеспечение правовых и социальных гарантий занятости в сфере труда.

Занятость представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема занятости часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований. Именно этим и объясняется актуальность темы данной курсовой работы – «Занятость и безработица. Национальные программы занятости».

Целью данной работы является изучение и анализ проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь, особенностей государственного регулирования этой сферы. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:


  1. рассмотрение теоретических основ занятости и безработицы;

  2. изучение причин безработицы;

  3. рассмотрение и анализ проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь, развития этих явлений в динамике и их современное состояния;

  4. определение основных направлений политики занятости населения;

  5. изучение национальных программ занятости;

  6. изыскание путей совершенствования трудовых отношений и занятости населения.

Объект исследования – рынок труда Республики Беларусь. Предмет исследования – занятость и безработица в Республике Беларусь, государственное регулирование занятости населения.

В качестве источников информации были использованы: различная учебная литература, научные статьи из периодических изданий по данной проблеме, статистические данные на электронных сайтах Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и др. с использованием различных методов исследования (анализ и синтез, абстрактно-логический, диалектический и др.)



1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ

1.1 Сущность, виды и формы занятости

В соответствии с законодательством Республики Беларусь занятость определяется как не запрещённая законом деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, как правило, приносящая доход. С точки зрения экономических позиций общества занятость – это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода. Как экономическая категория занятость выражает производственные отношения по поводу включения работника (отдельной социальной группы) в конкретную кооперацию труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу. Занятость показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами.

К занятому населению относятся в первую очередь работники по найму, а также лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, занятых индивидуальной трудовой деятельностью и так далее. Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких, как учёба в общеобразовательных и высших учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и других.

Однако с точки зрения развития самого общества решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которое определяет как экономический потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан.

В занятости как экономическом явлении выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют понятиям полной и эффективной занятости. Для общества на уровне макроэкономики важно обеспечить полную занятость населения. Самому этому термину ближе всего такое его толкование: полная занятость – это такой тип занятости, когда все желающие трудиться имеют работу с полной продолжительностью рабочего дня и полной заработной платой.

В западной литературе принято несколько иное понимание полной занятости. Там считается, что если часть трудоспособных не занята, но в это же время есть свободные рабочие места, то такое состояние можно считать полной занятостью. Иными словами, полная занятость – это такой её уровень, когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест.

Эффективная занятость означает такое распределение трудовых ресурсов, в территориальном и отраслевом разрезах, по сферам приложения труда и видам деятельности, которое даёт возможность в каждый момент времени получить наибольший прирост материальных и духовных благ, предполагает эффективное использование в трудовом процессе каждого занятого.

При полной и эффективной занятости решаются две задачи:



  • создаётся достаточное количество рабочих мест;

  • обеспечиваются необходимой рабочей силой предприятия и организации.

Первая задача отражает интересы населения, проживающего на определённой территории, вторая – интересы отрасли, предприятий. Достижение эффективной занятости – задача хозяйственных единиц, а полной занятости - задача государства. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости определяет рациональную занятость.

Однако кроме полной и эффективной занятости, в реальности существует и неполная. Это такой тип занятости, при котором осуществляемая субъектом деятельность не занимает всё его рабочее время, а оставляет определённую часть свободной и незанятой. Иначе говоря, неполная занятость отличается от полной прежде всего тем, что является занятостью с неполным рабочим днём.

Два типа занятости – полная и неполная – относятся к традиционным формам занятости. Нужно отметить, что они охватывают теперь более трети всех занятых в индустриально развитых странах.

Структурные виды занятости выделяют по следующим признакам:



  • по характеру деятельности: работа на предприятиях всех видов и общественных организациях в течение полного и неполного рабочего дня; индивидуальная трудовая деятельность (без наёмного труда); личное подсобное хозяйство; обучение в высших и средних учебных заведениях; служба в армии; уход за инвалидами;

  • по принадлежности занятых к определённому классу и социальному слою: рабочие; инженерно-технические работники и служащие; управленческий персонал; предприниматели; крестьяне;

  • по территориальному признаку: по регионам; по областям; по экономическим районам;

  • по профессионально-квалификационному признаку: уровень образования; стаж работы; степень механизации труда.

МОТ (Международная Организация Труда) в своих документах различает форму нетрадиционной (нетипичной) занятости населения. Она может иметь различные виды.

Сезонная занятость как форма нетипичной занятости представляет собой занятость на основе сезонного контракта при условиях полного рабочего дня.

Подённая занятость связана с работой на условиях определённого количества рабочих дней при подённой форме оплаты труда. Периодическая занятость – это чередующиеся занятость и незанятость независимо от сроков того и другого в течение года. Временная занятость характеризуется тем, что работник занят деятельностью лишь в течение некоторого периода времени, но этот период не предопределён сезонность работ.

Занятость по вызову – нетрадиционная занятость, которая не предполагает никаких гарантий занятости и складывается под влиянием стечения обстоятельств. Формулой занятости по вызову считается: 0+Х часов.

Существует ещё и так называемая самозанятость. Под самозанятостью понимают такую занятость, которая осуществляется по собственной инициативе под своим управлением и не имеет общепринятых форм оплаты труда.

Раскрывая сущностное содержание занятости, необходимо коснуться и такого важного социально-экономического явления, как безработица.



1.2 Безработица, ее виды и формы

Наряду с занятостью существует и безработица. Она может быть двух основных видов: добровольная и вынужденная. В свою очередь, вынужденная безработица также различается: одно дело, если человек потерял трудоспособность в результате болезни и вынужден не работать, и совсем другое, если гражданин трудоспособен, но не имеет работы. Вынужденно не занятые, имеющие такие основные признаки, как: трудоспособный возраст, наличие трудоспособности, вынужденная незанятость, наличие желания трудиться, отсутствие подходящей работы, регистрация в Государственной службе за занятости, – и относятся к безработным.

Таким образом, безработица представляет собой особое состояние экономики, когда определённая часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы и становится вынужденно не занятой, избыточной.

Некоторые исследователи выделяют до 70 различных видов безработицы. Общепринятая (традиционная) классификация безработицы может быть представлена следующим образом.

Безработица бывает в двух основных формах: естественная и истинная. Каждая из них имеет свои виды (см. приложение 1). Естественная безработица – это допустимый резерв рабочей силы, который способен быстро изменяться в зависимости от потребностей производства.

Так как естественная безработица зависит от слишком многих факторов (минимума заработной платы, уровня пособий по безработице, количества бедных и их пособий, развитости профсоюзов и так далее), её уровень различные авторы определяют по-разному. Фактически он повышается. Основными видами естественной безработицы считаются: фрикционная, институциональная и добровольная. Другие авторы к естественным относят фрикционную и структурную безработицу.

Фрикционная безработица – та, которая связана с переходом с прежнего места работы на новое. Основным признаком такой безработицы служит её непродолжительность (например, 1 месяц). Институциональной безработицей считается такая, которая обусловлена правовыми или иными институциональными нормами. Например, слишком большие социальные выплаты по безработице могут снизить предложение труда и тем самым повысить уровень безработицы. Добровольная безработица – та, при которой есть люди, которые могут, но не хотят работать по каким-то личным причинам. В принципе добровольная незанятость не есть безработица.

Истинная безработица представлена следующими видами:

Структурная безработица – это такая безработица, которая возникает под воздействием крупномасштабных преобразований в той или иной отрасли, в экономике в целом. При этом в одних отраслях может резко сворачиваться производство, а значит, и потребность в работниках, в других же, наоборот, расширяться. Технологическая безработица прямо связана с научно-технической революцией и означает сокращение работающих из-за внедрения новой техники и технологии. Региональная безработица – та, которая характерна по каким-то причинам (например, демографическим, этническим) для отдельного региона. Циклическая безработица связана с экономическими циклами, с циклическими спадами производства и кризисами. Скрытая безработица – это обычно незаметная, но реально существующая избыточность применяемого труда, проявляющаяся в пониженном уровне производительности труда. Иначе говоря, это ситуация, когда работу одного работника фактически выполняют два.

Таким образом, можно выделить огромное количество всевозможных типов и видов безработицы. И каждому такому виду будет соответствовать своя политика борьбы с безработицей.

Наиболее полно содержание безработицы раскрывают её показатели.
1.3 Показатели и последствия безработицы. Закон Оукена

При всём многообразии различают абсолютные и относительные; общенациональные, отраслевые и региональные показатели безработицы, а также в разрезе социальных групп (молодёжь, женщины); официальные и расчётные (аналитические) показатели.

Среди относительных показателей безработицы выделяются:


  • соотношение между всеми безработными (официальными и неофициальными) и трудоспособным населением страны;

  • соотношение между официально зарегистрированными безработными и экономически активной армией труда;

  • продолжительность безработицы;

  • удельный вес женщин, молодёжи или лиц с высшим образованием среди безработных;

  • безработица в разрезе регионов (региональная безработица);

  • количество безработных, приходящихся на одно вакантное место.

Официальный уровень безработицы обычно рассчитывается как отношение официально зарегистрированных безработных к экономически активной армии труда. Несложно заметить, что официальный показатель заметно занижает уровень безработицы, так как учитываются только безработные, находящиеся на официальном учёте в соответствии с действующим законодательством.

Реальный уровень безработицы рассчитывается с учётом всего выявленного объёма «вынужденно незанятого населения». Чтобы получить необходимую информацию о масштабах реальной безработицы, используются разные приёмы, включая балансовый метод, обследование домашних хозяйств и другие.

Безработица не бывает равномерно распределённой среди населения страны. Поэтому при её расчёте выделяются отдельные регионы, возрастные группы (подростки, молодёжь), мужчины и женщины и другие.

С учётом фактора времени и опасности обесценивания профессиональных навыков используется показатель продолжительности безработицы. Низкие сроки безработицы свидетельствуют о высокой мобильности рабочей силы, о высокой скорости проводимых структурных сдвигов, о высокой степени адаптации населения к изменяющимся социально-экономическим условиям.

В социальном плане особую опасность представляет продолжительная (хроническая) безработица (отсутствие работы свыше 40 недель).

Таким образом, безработица - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность – к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, самоубийствам, социальной напряжённости. История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, а иногда и очень быстрым социальным политическим переменам (например, приход Гитлера к власти). Поэтому государства пытаются снижать уровни безработицы, чтобы обезопасить себя и общество от социальных взрывов и потрясений.

Безработица несёт с собой многие негативные последствия:

Во-первых, в связи с отторжением от производства определённой части работников потенциально возможный выпуск продукции общество безвозвратно теряет. Отставание реального ВНП от потенциального его объёма характеризует эти потери. Известный учёный А. Оукен вывел закон, названный его именем, согласно которому повышение фактического уровня безработицы над естественным на 1 процент даёт отставание объёма ВНП на 2,5 процента (см. приложение 2).

Во-вторых, большие экономические потери терпят граждане, особенно те, кто оказывается отторгнутым экономикой и становится безработным.

В-третьих, безработица, особенно циклическая, не только экономическое бедствие, но и социальное. Выброшенность человека «за борт» часто ведёт к потере квалификации, моральных устоев, деградации личности, увеличению беспорядков и преступности, росту смертности людей. Результаты исследований, проведённых в Финляндии, свидетельствуют о том, что среди безработных и в их семьях смертность в 2 раза выше, чем среди работающих.

Современную рыночную экономику характеризуют и такие явления, как существование безработицы и вакансий (свободных рабочих мест). Это объясняется несовпадением уровня подготовки ищущего работу и требований нанимателя, а также асимметрией информации на рынке труда.

Таким образом, безработица имеет слишком негативные социальные последствия, поэтому МОТ в своих документах рекомендует всем странам разрабатывать специальные программы по регулированию занятости и безработицы.



1.4 Политика государства в области занятости

Формирование механизма регулирования занятости предусматривает специальные меры, способные контролировать процессы, происходящие в сфере труда, и осуществлять оперативные и взаимосвязанные действия, позволяющие добиваться устранения диспропорций между спросом и предложением рабочей силы, а также предотвратить обострение проблем занятости.

Государство может использовать два типа регулирующего воздействия: пассивный; активный.

Общими принципами государственного регулирования занятости, принятыми в документах МОТ, являются следующие:


  • добровольность занятости;

  • равные возможности занятости для всех граждан;

  • содействие трудовой мобильности;

  • социальное партнёрство как осуществление государственной политики при взаимодействии с профсоюзами и союзом работодателей;

  • обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.

При этом политика пассивного типа ограничивается изысканием средств на определённое возмещение безработным их материальных потерь. Политика пассивного типа осуществляется в двух основных формах:

Первая форма – социальное страхование по случаю потери работы. Оно предусматривает пособия по безработице, выплачиваемые, как правило, с учётом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют более чем в 70 процентов развитых стран и являются основными источниками помощи при потере работы.

Вторая форма – вспомоществование – применяется чаще по отношению к длительно безработным в виде материальной помощи. Конкретные размеры выплат пособий по безработице различны в различных странах. Так, например, в Японии они составляют 60-80 процентов от заработка, во Франции – 40, в США – 50 процентов. Срок, в течение которого выплачивается пособие, тоже разный: в США – 7 месяцев, в Германии – 14. В Республике Беларусь согласно Закону о занятости (ст.18) пособие по безработице выплачивается безработным, не получающим других пособий и пенсий со дня обращения в службу занятости. Размеры колеблются от 100 – 90 – 70 процентов средней заработной платы в первые 13 календарных недель до 75 – 70 – 50 процентов в последующие 13 календарных недель в зависимости от ряда конкретных условий [9, с.151]

Активный тип политики занятости и воздействия на безработицу означает активное воздействие на состояние рынка труда. Государство использует при этом два основных метода воздействия: повышение спроса на рабочую силу; сокращение предложения рабочей силы.

Первый метод осуществляется мерами как общеэкономического характера, так и мерами по созданию нетипичной занятости.

Общеэкономическими мерами повышения спроса рабочей силы выступают:



  • установление большей свободы и самостоятельности работодателей в решении вопросов занятости (условия приёма-увольнения, графики работ);

  • льготное налогообложение там, где необходимо увеличение спроса рабочей силы;

  • кредитные льготы для тех предприятий, которые повышают спрос на рабочую силу;

  • государственные выплаты предприятию за новые рабочие места;

  • дотации при обеспечении занятости групп с низкой конкурентоспособностью (молодёжь, инвалиды);

  • обучение и переобучение.

Мерами по созданию нетрадиционной занятости являются: общественные работы; надомные работы; разделение рабочего места; занятость по вызову и др.

Общественные работы, используемые всё шире, берут своё начало со времён «великой депрессии». Они появились в США там, где существовала необходимость трудоёмких работ, не требующих специальной квалификации. Затем общественные работы стали проводиться и в социальной сфере: уход за инвалидами, престарелыми, дошкольниками. Главная их цель – включение безработных в активную трудовую деятельность. Занятые на общественных работах получают заработную плату, как правило, не меньшую, чем 1/3 средней по стране.

Общественные работы – это общедоступные виды временного трудоустройства, не требующие специальной профессиональной подготовки, выполняемые на основе трудового договора и содействующие включению безработного в сферу трудовой активности.

Второй метод, применяемый при активном типе регулирования занятости, в отличие от первого, основан на мерах по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда. Они проводятся по ряду направлений.



  • расширение программ по подготовке кадров, включая общеобразовательную и профессиональную подготовку.

  • повышение пособий и сроков отпуска по уходу за детьми, что должно способствовать некоторому оттоку рабочей силы с рынка труда.

  • введение учебных и творческих отпусков. Эта мера, способствуя сокращению предложения рабочей силы сегодня, обеспечит её большую продуктивность завтра.

  • увеличение пенсий. Повышение материального благосостояния людей пенсионного возраста оттягивает с рынка труда определённую долю рабочей силы старшего возраста.

  • введение частичных и досрочных пенсий при сокращённом режиме работы или при досрочном оставлении её. Такие меры также способны снизить давление предложения рабочей силы на рынке труда.

Все эти методы проведения активной политики широко поддерживаются со стороны МОТ, в частности в Конвенции №142 и рекомендациях №150. В последнее десятилетие они всё шире применяются и в Республике Беларусь.
2. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Структура занятости и проблемы безработицы в Республике Беларусь: динамика и современные тенденции

Современные процессы трансформации отраслевой структуры занятости характеризуются высвобождением рабочей силы из реального сектора экономики и перераспределением ее в сферу услуг. За годы строительства суверенной Беларуси доля работающих в сфере материального производства сократилась в основном за счет трех отраслей: промышленности, сельского хозяйства и строительства. Численность же занятых в сфере услуг в рассматриваемый период возросла. Наиболее высокими темпами росла занятость в управлении, финансах и кредитовании, жилищно-коммунальном хозяйстве и здравоохранении. При этом наметилось сокращение численности работников в наукоемких отраслях, таких как образование и наука.

Довольно острой продолжает оставаться проблема неэффективной занятости, что находит выражение в форме вынужденной неполной занятости на производстве. Кадровая политика в стране направлена на сохранение персонала, недопущение массового высвобождения работников путем перевода их в режим неполного рабочего времени и предоставления административных отпусков. В результате для сферы занятости в целом типичен высокий уровень вовлеченности работников с низким эффектом фактического их использования и потерями рабочего времени. Так, если в 2000 г. уровень скрытой безработицы, проявляемой в форме вынужденной неполной занятости, в целом в экономике составлял 10 процентов от среднесписочной численности работников, то в 2002 году – уже 14,1 процент. Однако в 2007 году положение стало улучшаться и число работавших в режиме вынужденной неполной занятости уменьшилось до 3,4 процента от среднесписочной численности работников. Вместе с тем остается высоким уровень вынужденной неполной занятости в легкой промышленной – 27 процента и в машиностроении – 22 процента от среднесписочной численности работников. В связи с финансово-экономическим кризисом ситуация несколько ухудшилась. В первом полугодии 2009 года 258,8 тыс. чел. работали в режиме вынужденной неполной занятости. Общее количество неотработанного времени составило 2,8 млн. человеко-дней, что равнозначно ежедневном невыходу на работу 22,2 тыс. чел. Из общего числа неотработанных человеко-дней на промышленные предприятия приходилось 85,4 процента, на строительные – 6,1 процент. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составляла в промышленности 19 тыс. чел., в строительстве – 1,4 тыс. чел. [2, C.111]

За период с 1995 по 2008 года в нашей стране наблюдалось устойчивое сокращение численности официально зарегистрированных безработных со 131 до 37,3 тыс. чел., соответственно уровень безработицы снизился с 2,9 до 0,8 процента. [4, C.75]

Характерным для экономики Беларуси является наличие скрытой безработицы. Скрытая безработица связана как с неэффективность. Использования занятого на производстве персонала, та и с развитием неформальных трудовых отношений, без юридического их оформления.

Главная характеристика рынка труда республики в 2009 году заключается в превышении предложения рабочей силы над спросом на неё. Это, несомненно, поддерживает «в тонусе» напряжённость на рынке труда.

Безусловно, государство сохраняет контроль над ситуацией. Регистрируемая безработица сократилась к концу 2009 года до 0,9 процента к численности экономически активного населения. [2, C.112] Принятые меры позволили достичь позитивной динамики по ряду процессов, определяющих «температуру» на рынке труда. Так, впервые за последние 5 лет приём работников превысил увольнение. На треть уменьшились масштабы высвобождения работников в связи с сокращением. Существенно улучшились показатели использования рабочего времени. Вдвое снизилась напряжённость на рынке труда. На треть возрос спрос нанимателей на рабочую силу. Отмечен существенный прирост вакансий, заявленных нанимателями в государственную службу занятости. Удовлетворению потребности нанимателей в необходимых кадрах и трудоустройству граждан способствовало овладение безработными новыми профессиональными навыками по направлению центров занятости – после профобучения каждые 3 из 4 безработных трудоустраиваются.

В рамках Государственной программы занятости населения создаются новые рабочие места, в том числе с использованием средств государственного фонда содействия занятости. Безработные получают финансовую поддержку в организации собственного дела, благодаря чему люди привлекаются к индивидуальной предпринимательской деятельности. Ежегодно возрастает количество семей безработных, которые переселяются на новое место жительства и работы при поддержке службы занятости.

Пристальное внимание обращено на трудоустройство граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда. К ним относятся инвалиды, многодетные семьи, люди предпенсионного возраста, воины-интернационалисты, чернобыльцы, а также отслужившие в армии и другие. Следует вспомнить, что в соответствии с законодательством государство предоставляет им дополнительные гарантии трудоустройства.

Вместе с тем опрометчиво рисовать ситуацию в сфере занятости в радужном свете. На 1 января 2010 года на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 40,3 тыс. безработных (108 процентов к уровню 2008 года). Количество вакансий в сравнении с январем снизилось и составило на 1 января 2010 года 34,5 тыс. (68 процентов к уровню 2008 года).

На одну вакансию условно приходилось 1,2 безработных. При этом отмечалась дифференциация регионов по этому показателю - если по Витебской и Гродненской области на одну вакансию приходилось 1,9 безработных, по Гомельской области - 1,8 безработных, по Брестской и Могилевской - 1,7 безработных, по Минской области - 1,1 безработных, то по г. Минску на одного безработного приходилось 2,8 вакансии. [14]

В связи с демографическим приростом трудовых ресурсов проблема молодёжной безработицы не теряет своей остроты. В рынок рабочей силы мощным потоком вливаются «непрофессионалы». Поэтому государственная служба занятости применяет различный «инструментарий», стимулирующий нанимателей к приёму на работу «новобранцев» рынка труда, - создание субсидированных рабочих мест, молодежную практика, наставничество, а также отдаёт молодым безработным приоритет в направлении на профобучение.

Максимальную заинтересованность наниматели проявляют к обладателям рабочих специальностей. В общем числе вакансий, зарегистрированных в банке данных госслужбы занятости, потребность в рабочих кадрах достигает 80 процентов. Именно по этой причине сложно найти работу специалистам, служащим. Поскольку преобладает спрос на мужскую рабочую силу, рынок труда наименее благосклонен к женщинам. Между тем в структуре безработных представительницы слабого пола доминируют. На 1 апреля 2010 года на учете по безработице в органах госслужбы занятости состояли менее 23,1 тыс. женщин. [14]

Определяющее влияние на ситуацию с занятостью населения в ближайшей перспективе будут оказывать всё те же основные факторы, что и раньше. Неизбежен прирост трудовых ресурсов. В связи с оптимизацией кадров численности организаций, проводимой в целях повышения эффективности производства, продолжится высвобождение работников. Кроме того, решение вопросов обеспечения занятости населения будет осложняться другими негативными факторами, которые преимущественно носят долговременный характер. К ним относятся сохранение тенденций превышения предложения рабочей силы над спросом на неё, дисбаланс профессионально-квалификационной структуры локальных рынков труда. Свою роль сыграет и явное несоответствие трудовых притязаний многих потенциальных работников (особенно молодёжи) содержанию и характеру работы, которая может быть реально предложена нанимателями.

По-прежнему значительная доля безработных окажется неконкурентоспособной на рынке труда (молодёжь, женщины с маленькими детьми, инвалиды, а также лица, освободившиеся из мест лишения свободы).

Таким образом, конъюнктура рынка труда останется трудоизбыточной, а конкуренция среди безработных и незанятых граждан усилится. В этих условиях будут предприниматься уже испытанные и давшие положительный результат меры по регулированию процессов на рынке труда, снижению уровня регистрируемой безработицы, а также предупреждению её наиболее тяжёлых форм - длительной и застойной безработицы.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница