1. Сущность и значение банковского аудита Цели и задачи банковского аудита Классификация банковского аудита




Скачать 226.02 Kb.
Дата10.05.2016
Размер226.02 Kb.


Лекция 1 – Основы организации аудиторской деятельности в банковской системе РФ

1. Сущность и значение банковского аудита

2. Цели и задачи банковского аудита

3. Классификация банковского аудита

4. Нормативное регулирование банковского аудита

5. Аттестация и лицензирование на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита

6. Права, обязанности и ответственность аудиторских фирм (аудиторов)

7. Меры воздействия к аудиторским фирмам (аудиторам), аннулирование лицензий
1. Сущность и значение банковского аудита

Переход к рыночным отношениям потребовал изменения банковской системы, и реорганизация ее началась в 1987 году. В результате реорганизации банковской системы в конце 1988 — начале 1989 годов начался процесс создания первых коммерческих банков. На настоящий момент процесс первичного становления рынка банковских услуг закончен, и данная область экономики представляет собой двухуровневую систему, состоящую из банков и небанковских кредитных организаций.

В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между экономическими субъектами часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота, а также пользователи финансовой информации. Кроме того, чтобы выжить и добиться процветания, банкиры должны превратиться в предпринимателей, приспосабливающихся к рыночной экономике. Это становится невозможным без усиления контроля за качеством банковских активов, доходов, процедур учета и управленческого контроля.

Коммерческие банки, в соответствии с законодательством, подконтрольны Центральному Банку России и обязаны предоставлять в Центральный Банк подтверждение достоверности своей финансовой отчетности. Без аудиторского заключения годовой отчет банка не принимается Центральным Банком России.

Коммерческие банки как субъекты — плательщики налогов в соответствии с законодательством обязаны представлять бухгалтерские отчеты и расчеты сумм налога налоговым органам. Для целей налогообложения бухгалтерская отчетность банка также должна иметь аудиторское заключение.

Необходимость проведения аудита банка исходит также из того, что коммерческие банки должны открывать доступ заинтересованным пользователям к своей публичной финансовой отчетности.

Развитие эффективной системы банковского регулирования и надзора позволит также достигнуть повышения качества предоставляемых банковских услуг.

С точки зрения системного подхода банковский контроль и аудит являются частью системы финансового контроля за деятельностью кредитных организаций.

В сфере банковской деятельности элементами системы финансового контроля являются:

- ЦБ или иной специально созданный орган;

- аудиторские фирмы;

- службы внутреннего контроля кредитных организаций.

Функция банковского надзора тесно связана с банковским регулированием. Банковское регулирование – это комплекс законов и система мер, посредством которых государство через уполномоченный орган осуществляет воздействие на второй уровень банковской системы (кредитные организации) с целью обеспечения его стабильного и устойчивого функционирования в рамках общей экономической системы, а также защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

Исходя из целей банковского регулирования, банковский контроль – это процедура оценки успешности выполнения целей, поставленных перед банковской системой, т. е. сопоставления реальных достижений с показателями, установленными регулирующими и управляющими органами.

Банковский аудит является элементом системы банковского контроля и выполняет ряд функций присущих данной системе: оценка соблюдения действующего законодательства, выполнения обязательных экономических нормативов, оценка качества управления кредитной организацией.

Таким образом, банковский аудит можно определить как независимый нейтральный контроль за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществляемый специализированными аудиторскими организациями, имеющими лицензию на аудиторскую деятельность в банковской системе.

Одной из основных проблем становления аудиторской системы в России является, наличие хорошо подготовленного, высоко квалифицированного персонала, как аудиторских фирм проверяющих банки и кредитные организации, так и профессионального состава самих банков. Российский банковский аудит, в данное время, находится на стадии развития и становления. Нахождение банковской аудиторской системы в такой ситуации подразумевает наличие множества проблем и нерешенных вопросов. Отсутствие сбалансированной законодательной среды тормозит развитие аудита в России. Правительством страны делаются решительные шаги для поддержания аудиторской деятельности, в частности банковского аудита, так как состояние банковской системы России напрямую зависит от состояния банковского аудита.


2. Цели и задачи банковского аудита

Целью банковского аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и соответствия совершенных кредитными орга­низациями операций действующему законодательству Российской Фе­дерации и нормативным актам ЦБ РФ и выражение аудитором мнения о соответствии финансовой отчетности банка его действительному положению., а также проверка адекватности системы внутреннего контроля банка.

Банковский аудит преследует выполнение следующих задач:

• проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности, оценку активов и пассивов;

• прогнозирование результатов финансово-хозяйственной дея­тельности и разработку рекомендаций по повышению финансовой устойчивости, ликвидности;

• постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета;

• консультирование по вопросам финансового, налогового, бан­ковского и иного хозяйственного законодательства РФ;

• обучение сотрудников;

• подтверждение данных проспекта эмиссии ценных бумаг;

• оказание иных услуг по профилю деятельности аудиторских фирм (аудиторов).

Все вышеназванные задачи, в той или иной мере решаемые ауди­торскими фирмами, имеют одну общую направленность: они должны оказать помощь и содействие кредитным организациям в улучшении результатов деятельности и обеспечении условий их стабильной рабо­ты в долгосрочном периоде.



3. Классификация банковского аудита

Банковский аудит как один из видов аудита можно детализировать по следующим признакам:

1) по способу проведения:

обязательный аудит - проводимый ежегодно в соответствии с ФЗ «О банках и банковской деятельности», а также по поручению государственных органов

инициативный аудит - проводится по решению кредитной организации; характер и масштабы проверки определяет сам клиент

2) по характеру проведения:

Внешний аудит осуществляется независимыми аудиторскими фирмами; его основной целью является подтверждение финансового положения банка.

Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка с целью обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка.

Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения чёткого выполнения указаний руководства банка.

3) по периодичности проведения:

первоначальный аудит - проводится впервые для данного клиента-кредитной организации;

согласованный (повторный) аудит – осуществляется аудиторской организацией регулярно или повторно

4) с точки зрения развития аудит разделяют на три стадии и со­ответственно на три вида:

подтверждающий аудит - означает проверку и подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации

системно-ориентированный аудит – анализ системы внутреннего контроля кредитной организации

аудит, базирующийся на риске – проведение проверки выборочно с концентрацией аудиторской работы в основном на узких местах, главных аспектах деятельности клиента, т. е. в областях в более высоким аудиторским риском.


4. Нормативное регулирование банковского аудита

Правовое регулирование внешнего аудита в Российской Федера­ции осуществляется следующими основными нормативными доку­ментами:

1 .Закон «Об ауди­торской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ

2. Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации» от 10.07.2002 №86-ФЗ

3. Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-рп «Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ» и утвержденным им «Положением о Комиссии по ауди­торской деятельности при Президенте РФ»

4. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию ауди­торской деятельности в Российской Федерации». Этот документ положил начало лицензированию банковского аудита. Центральному банку Российской Федерации было предоставлено право лицензировать банковский аудит, был установлен Порядок проведения аттестации и Порядок выдачи лицензии на право осуществления аудиторской деятельности.

5. Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. № 472 «О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Рос­сийской Федерации» и утвержденным им «Положением о лицензиро­вании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Феде­рации»;

6. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 г. №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»

7. Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержден­ными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Перечисленные документы являются общими для всех существу­ющих видов аудита (банковского, страхового, инвестиционного и об­щего). Наряду с такими общими документами, по каждому виду ауди­та действует отдельное правовое регулирование.

Конкретно по банковскому аудиту разработана следующая нор­мативная база, включающая основные документы:

1.Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации (приказ от 10 сентября 1997г. №02-391). В этом документе сконцентрированы основные положения, касающиеся регулирования аудита в банковской сфере: определен порядок проведения аттестации, лицензирования, проведения проверок, определены права и обязанности аудиторских фирм (аудиторов), предусмотрены меры воздействия к аудиторским фирмам, порядок аннулирования лицензий

6. Положение ЦБ РФ от 23 декабря 1997 г. № 10-П «О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год»; Этот документ также сыграл положительную роль в становлении банковского аудита. Был упорядочен перечень вопросов, которые должны обязательно включаться в проверку и сформулированы единые требования к оформлению аудиторских заключений.

7. Правила (стандарты) аудиторской деятельности в области бан­ковского аудита, одобренные Экспертным комитетом при ЦБ РФ по банковскому аудиту. К настоящему времени разработан и утвержден один стандарт по банковскому аудиту: Правило (стандарт) № 1 «Поря­док составления аудиторского заключения о достоверности бухгал­терской отчетности кредитной организации, подготовленной по ито­гам деятельности за год» (одобрен Экспертным комитетом при ЦБ РФ по банковскому аудиту 8 сентября 1998 г., протокол № 4).

Непосредственное регулирование аудиторской деятельности в бан­ковской системе Российской Федерации возложено на Банк России, который организует проведение аттестации на право осуществления аудита банков и иных кредитных организаций, выдает и отзывает ли­цензии на осуществление банковского аудита, принимает норматив­ные документы, регулирующие аудиторскую деятельность в банковс­кой системе России, обеспечивает систематический контроль за орга­низацией банковского аудита.

На уровне государственного регулирования аудита для повышения качества его проведения и внедрения в практику передового опыта была проведена стандартизация аудиторской деятельности: были разработа­ны и утверждены правила (стандарты) аудита, положениям которых должны следовать все представители этой профессии.

На основе утверждаемых правил (стандартов) аудиторской деятель­ности аудиторские фирмы должны разрабатывать внутренние стан­дарты аудита, которые имеют вспомогательный характер и призваны обеспечить единый подход к аудиторской проверке в данной фирме.
5. Аттестация и лицензирование на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита
Для проведения аттестации и выдачи лицензий на право осуществле­ния аудиторской деятельности в области банковского аудита Централь­ным банком РФ создается Центральная аттестационио-лицензионная аудиторская комиссия (ЦАЛАК) Банка России. Состав ЦАЛАК Банка России утверждается Председателем ЦБ РФ либо лицом, его замещающим. Функции рабочего аппарата ЦАЛАК Банка России воз­лагаются на Управление лицензирования и аттестации банковского аудита Департамента лицензирования банковской и аудиторской дея­тельности Банка России.

Все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятель­ностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы, должны пройти аттестацию (сдать квалификационный экзамен).

. К аттестации допускаются лица, одновременно удовлетворяющие двум критериям (по образованию и стажу работы); имеющие, во-пер­вых, экономическое или юридическое образование и, во-вторых, стаж работы на постоянной основе не менее трех лет аудитором, руководителем или специалистом аудиторской фирмы, научным работником или препода­вателем по экономическому профилю, а также бухгалтером, экономи­стом, ревизором, другим специалистом по банковскому делу в бан­ковской системе.

Аттестат выдается без ограничения срока действия.

Запись о выдаче аттестата вносится в Государственный реестр вы­данных квалификационных аттестатов аудиторов, ведение которого осуществляется Департаментом лицензирования банковской и аудитор­ской деятельности Банка России. Аттестат является именным докумен­том и хранится у аудитора.

Аудиторские фирмы мо­гут проводить аудит кредитных организаций только после получения лицензии Банка России.

Вопрос о выдаче лицензии на осуществление аудиторской деятель­ности аудитору, работающему самостоятельно, рассматривается Бан­ком России при условии наличия у аудитора общего стажа работы на постоянной основе не менее трех лет из последних пяти в качестве специалиста в банковской системе или аудитора, осуществляющего аудит кредитных организаций.

В свою очередь, аудиторская фирма для рассмотрения Банком Рос­сии вопроса о выдаче лицензии должна соответствовать следующим критериям:

минимальный уставный капитал аудиторской фирмы, имеющей форму ЗАО, должен составлять не менее стократной суммы минималь­ного размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества;

не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационный аттестат на право осуществления банковского аудита, состоят в штате фир­мы или, занимая профессорско-преподавательские должности в выс­ших учебных заведениях экономического профиля, работают в ней



по совместительству; в уставном капитале аудиторской фирмы доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицен­зии аудиторским фирмам, составляет не менее 51%.

Для решения вопроса о выдаче лицензий в территориальное учреждение Банка России по месту регистрации аудиторской фирмы (аудитора) представляются документы Положению об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации. В случае представления документов, не соответствующих требованиям Банка России, они не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления возвращаются на переоформление. Представленные аудиторской фирмой (аудитором) документы проходят регистрацию в общем отделе (канцелярии, управлении делами) территориального Банка России. Срок рассмотрения документов аудиторской фирмы (аудитора) исчисляется от даты их регистрации. Исправленные и повторно направленные в территориальное учреждение Банка России документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в установленный срок в общем порядке. По результатам рассмотрения документов территориальным учреждением Банка России подготавливается заключение о возможности предоставления аудиторской фирме (аудитору) лицензии. При подготовке заключения территориальное учреждение Банка России может запросить территориальные учреждения Банка России по месту нахождения проаудированных фирмой (аудитором) кредитных организаций информацию об аудиторской деятельности фирмы в других регионах. Заключение территориального учреждения Банка России о возможности предоставления лицензии и подлинный экземпляр пакета документов в соответствии с Положением направляются Департаменту лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России письменно сообщает аудиторской фирме (аудитору) о направлении документов в Банк России. После получения сообщения от территориального учреждения Банка России о направлении документов аудиторская фирма (аудитор) представляет в Департамент лицензирования банковской деятельности Банка России копию квитанции (платежного поручения) об оплате сбора за выдачу лицензии. За выдачу лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита сроком на один год с аудиторской фирмы (аудитора) взимается сбор соответственно в 150-кратном и 30-кратном размере минимальной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации на дату представления в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России всех документов, необходимых для начала рассмотрения заявления о выдаче лицензии. При выдаче лицензии на срок более одного года размер сбора за выдачу пропорционально увеличивается. При отказе Ц.А.Л.А.К. Банка России в выдаче лицензии либо отказе аудиторской фирмы (аудитора) от получения такой лицензии сбор за ее выдачу не возвращается. Заявление о выдаче лицензии рассматривается в течение 60 дней с даты представления в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России документов в соответствии с Положения. Датой представления документов считается дата их регистрации в канцелярии Административного департамента Банка России. Исправленные и повторно направляемые в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в установленный срок в общем порядке. Лицензия Ц.А.Л.А.К. Банка России на срок то одного года до пяти лет с учетом заявления аудиторской фирмы (аудитора). После истечения срока действия лицензии аудиторская фирма (аудитор) может представить в Банк России документы для выдачи новой лицензии в порядке, установленном настоящим Положением. Решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита оформляется протоколом Ц.А.Л.А.К. Банка России. Лицензия выдается аудиторской фирме (аудитору) в течение недели со дня принятия решения по форме приложения номер 5 к настоящему Положению. Датой выдачи лицензии считается день принятия Ц.А.Л.А.К. Банка России решения о выдаче аудиторской фирме (аудитору) лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита. Аудиторская фирма (аудитор), получившая лицензию, вносится в Государственный реестр аудиторских фирм и аудиторов, получивших лицензию, ведение которого осуществляется Департаментом лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России. Ц.А.Л.А.К. Банка России может отказать в выдаче лицензии, если какие-либо из представленных для ее получения документов не соответствуют требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации и настоящим Положением, а также в случае, если в ходе рассмотрения вопроса о выдаче лицензии установлены факты нарушения аудиторской фирмой (аудитором) законодательства и нормативных актов Банка России при проведении аудиторских проверок. Аудиторская фирма (аудитор) вправе обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии в установленном порядке в суд или арбитражный суд. Взамен утерянной (утраченной) лицензии, срок действия которой не истек, по заявлению аудиторской фирмы (аудитора) может быть выдан дубликат лицензии. За выдачу дубликата лицензии взимается сбор в размере 50 процентов от сбора за выдачу лицензии, исчисляемый исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату обращения в Банк России, с заявлением о выдаче дубликата лицензии. Решение Ц.А.Л.А.К., Банка России о выдаче (отказе в выдаче) лицензии подлежит публикации в официальном издании Банка России ("Вестник Банка России") и в 10-дневный срок доводится до сведения всех территориальных учреждений Банка России.
Лицензия выдается ЦАЛАК Банка России на срок от одного года до пяти лет с учетом заявления аудиторской фирмы (аудитора).
6. Права, обязанности и ответственность аудиторских фирм (аудиторов)

При проведении проверки аудиторские фирмы (аудиторы) имеют следующие права:

самостоятельно выбирать формы и методы аудиторской про­верки;

проверять у кредитной организации в полном объеме управ­ленческую и финансовую документацию, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать от со­трудников кредитной организации разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для ауди­торской проверки;

получать по письменному запросу необходимую для проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государ­ственных органов, поручивших проведение проверки;

отказаться от проведения аудиторской проверки в случае не­представления проверяемой кредитной организацией необходи­мой документации, а также в случае не обеспечения государствен­ными органами, поручившими проведение проверки, личной бе­зопасности аудиторов и членов их семей при наличии такой необходимости (о всех случаях отказа от проведения проверки с указанием причин аудиторская фирма (аудитор) должна сооб­щать в 2-недельный срок в территориальное учреждение Банка России).

Аудиторские фирмы (аудиторы) помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценка активов и пассивов кредитной организации, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги кредитным организациям по профилю своей деятельности. Аудиторские фирмы (аудиторы) не вправе передавать полученные в процессе аудита сведения третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Аудиторские фирмы (аудиторы) несут в установленном порядке ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении аудиторской деятельности. Аудиторские фирмы (аудиторы) могут в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторская фирма имеет право открывать на территории Российской Федерации и за ее пределами филиалы, представительства в соответствии с действующим законодательством. При открытии филиала (представительства) аудиторская фирма в 2-недельный срок направляет территориальному учреждению Банка России по месту своего нахождения:

копию решения о создании филиала (представительства), принятого соответствующим органом управления аудиторской фирмы;

сведения о руководителе филиала (представительства), сотрудниках филиала, осуществляющих банковский аудит, в том числе имеющих квалификационный аттестат аудитора на право осуществления банковского аудита;

справку о почтовых реквизитах филиала (представительства), номерах телефонов и факсимильной связи.

Территориальное учреждение Банка России в 2-недельный срок направляет указанные данные территориальному учреждению Банка России по месту нахождения филиала (представительства) и в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России. Обо всех изменениях в представленных сведениях аудиторская фирма в2-недельный срок сообщает территориальному учреждению Банка России. Официальная переписка аудиторской фирмы (филиала, представительства) осуществляется на фирменном бланке, который содержит информацию о полном и сокращенном наименовании фирмы (филиала, представительства) и почтовом адресе, номерах телефонов и факсимильной связи. Аудиторские фирмы (аудиторы), имеющие лицензии, представляют в территориальные учреждения Банка России по месту регистрации аудиторской фирмы (аудитора) и в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России не позднее 15 августа текущего года отчеты о своей деятельности за период с 1 июля года, предшествующего текущему, до 1 июля текущего года, содержавшие информацию согласно приложению номер 6 к настоящему Приложению.

Наряду с правами аудиторские фирмы (аудиторы) имеют ряд обязанностей, основные из которых заключаются в следующем:

• аудиторские фирмы (аудиторы) не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней, деятельностью;

• аудиторские фирмы (аудиторы) при осуществлении аудиторс­кой деятельности обязаны неукоснительно соблюдать требования законодательства Российской Федерации и нормативных актов Бан­ка России;

• аудиторские фирмы (аудиторы) должны квалифицированно про­водить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги;

• аудиторские фирмы (аудиторы) обязаны обеспечивать сохран­ность документов, полученных и составленных в ходе аудиторской проверки, и не разглашать сведения, полученные в процессе ауди­та, третьим лицам. Существуют ограничения по кругу лиц, которые могут принимать участие в аудиторских проверках. Так, аудиторские проверки не мо­гут проводиться (состоящими в близком родстве, имеющие экономический интерес и т.д.).

аудиторами, являющимися учредителями, акционерами проверя­емой кредитной организации, либо или свойстве с указанными лицами или руководителями и иными должностными лицами проверяемой кредитной организации, несущи­ми ответственность за составление бухгалтерской (финансовой) от­четности;

Аудиторские фирмы (аудиторы) обязаны в недельный срок сообщать Департаменту лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России и в копии территориальному учреждению Банка России по месту нахождения об изменении в регистрационных данных для внесения соответствующих изменений в Государственный реестр аудиторских фирм и аудиторов, получивших лицензию. Нарушение этого требования рассматривается как представление недостоверных сведений.

Контроль за качеством проведения аудиторских проверок осущест­вляется на двух уровнях: внутреннем и внешнем. Внутренняя (внутри­фирменная) система контроля качества аудита должна быть организо­вана в каждой аудиторской организации в соответствии с требования­ми правила(стандарта) аудиторской деятельности «Внутрифирменный контроль качества аудита», одобренного 15 июля 1998 г. Внешний кон­троль за качеством аудиторских проверок осуществляется в соответ­ствии с требованиями законодательства Банком России, а также в со­ответствии с условиями договоров, заключаемых с аудиторской фирмой (аудитором), непосредственно проверяемыми кредитными орга­низациями.

Территориальные учреждения Банка России осуществляют систе­матический контроль за организацией банковского аудита. Территори­альные учреждения Банка России по месту нахождения кредитной орга­низации представляют сводную информацию о проведенных аудитор­ских проверках кредитных организаций по итогам их деятельности за год не позднее 15 июня текущего года в Департамент лицензирова­ния банковской и аудиторской деятельности Банка России.

Аудиторские фирмы (аудиторы) не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью. Аудиторские фирмы (аудиторы) помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценка активов и пассивов кредитной организации, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги кредитным организациям по профилю своей деятельности. Аудиторские фирмы (аудиторы) не вправе передавать полученные в процессе аудита сведения третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Аудиторские фирмы (аудиторы) несут в установленном порядке ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении аудиторской деятельности. Аудиторские фирмы (аудиторы) могут в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторская фирма имеет право открывать на территории Российской Федерации и за ее пределами филиалы, представительства в соответствии с действующим законодательством. При открытии филиала (представительства) аудиторская фирма в 2-недельный срок направляет территориальному учреждению Банка России по месту своего нахождения:

копию решения о создании филиала (представительства), принятого соответствующим органом управления аудиторской фирмы;

сведения о руководителе филиала (представительства), сотрудниках филиала, осуществляющих банковский аудит, в том числе имеющих квалификационный аттестат аудитора на право осуществления банковского аудита;

справку о почтовых реквизитах филиала (представительства), номерах телефонов и факсимильной связи.

Территориальное учреждение Банка России в 2-недельный срок направляет указанные данные территориальному учреждению Банка России по месту нахождения филиала (представительства) и в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России. Обо всех изменениях в представленных сведениях аудиторская фирма в2-недельный срок сообщает территориальному учреждению Банка России. Официальная переписка аудиторской фирмы (филиала, представительства) осуществляется на фирменном бланке, который содержит информацию о полном и сокращенном наименовании фирмы (филиала, представительства) и почтовом адресе, номерах телефонов и факсимильной связи. Аудиторские фирмы (аудиторы), имеющие лицензии, представляют в территориальные учреждения Банка России по месту регистрации аудиторской фирмы (аудитора) и в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России не позднее 15 августа текущего года отчеты о своей деятельности за период с 1 июля года, предшествующего текущему, до 1 июля текущего года, содержавшие информацию согласно приложению номер 6 к настоящему Приложению.

7. Меры воздействия к аудиторским фирмам (аудиторам), аннулирование лицензий

По заявлению заинтересованного экономического субъекта, а также по собственной инициативе или по предложению прокурора Банк России может назначить проверку качества аудиторского заключения, производимую соответственно за счет средств заинтересованного экономического субъекта либо за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

Установление неквалифицированного проведения аудиторской проверки, поведшей к убыткам государства или экономического субъекта, является основанием для применения к аудиторской фирме (аудитору)мер ответственности, установленных Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года №2263 ‘’Об аудиторской деятельности в Российской Федерации’’.

В соответствии с пунктом 24 Временных правил аудиторской деятельности в РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года №2263, Банком России могут быть аннулированы лицензии в случаях:

в случае неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг;

в случае обнаружения после выдачи лицензии факта предоставления аудитором недостоверных сведений;

в случае осуществления аудиторской фирмой (аудитором) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ей лицензией;

в случае предоставления аудиторской фирмой (аудитором) полученных ею сведений третьим лицам без разрешения участников или руководителя кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

в случае умышленного сокрытия аудиторской фирмой (аудитором) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки кредитной организации;

в случае вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений.

Для рассмотрения ЦАЛАК Банка России вопроса об аннулировании лицензии у аудиторской фирмы (аудитора) территориальное учреждение БР по месту регистрации аудиторской фирмы (аудитора)направляет в Департамент банковской и аудиторской деятельности Банка России ходатайство, содержащие исчерпывающую информацию о допущенных аудиторской фирмой (аудитором)нарушений, а также об аттестованных аудиторах, проводивших аудит.

При этом аудиторская фирма (аудитор)письменно уведомляются в трехдневный срок о направлении в Банк России ходатайства об аннулировании лицензии.

Неоднократными считаются нарушения, допущенные два или более раз за период деятельности фирмы (аудитора). О неквалифицированном проведении аудиторской проверки может свидетельствовать установление фактов несоответствия заключения аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности и выводов о достоверности отчетности кредитной организации за тот же отчетный период, полученных в ходе инспекционных и других проверок Банка России, а также неполное выполнение требований законодательства РФ или нормативных актов Банка России к проведению аудиторской проверки и содержанию аудиторского заключения.

Решение об аннулировании лицензии принимается ЦАЛАК Банка России. О принятом решении сообщается аудиторской фирме (аудитору)в недельный срок.

Решение об аннулировании подлежит опубликованию в официальном издании Банка России. (<<Вестник Банка России>>).

Аудиторская фирма (аудитор) вправе обжаловать решение об аннулировании лицензии в установленном порядке в суд или арбитражный суд.





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница