1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами




Скачать 107.78 Kb.
Дата05.05.2016
Размер107.78 Kb.
1. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программными методами

В современных условиях экономический рост и укрепление обороноспособности страны в решающей степени определяются уровнем развития отечественной электронной промышленности.

Электроника – самая динамичная отрасль народного хозяйства. Темпы роста производства в ней в 2,5-3 раза превышают соответствующие показатели в других отраслях промышленности. Однако это требует столь же интенсивного обновления производственных фондов и освоения современных высоких технологий, что невозможно без больших капитальных вложений.

В последнее десятилетие финансовые вложения в отрасль резко сократились, в связи с чем наблюдается отставание отечественной электроники, в том числе микроэлектроники, от мирового уровня. Последствия этого для обороноспособности и экономики страны очевидны, поэтому развитие российской электронной промышленности является одной из стратегических государственных задач.

В настоящее время ведущим центром электроники в России является Зеленоград – административный округ Москвы, в котором сложился и успешно функционирует научно-производственный комплекс предприятий, обеспечивающих почти 80% объема производства изделий микроэлектроники в стране.

Правительство Москвы уделяет постоянное внимание вопросам развития научно-технического потенциала зеленоградских предприятий электроники и обеспечения социально-экономического развития Зеленограда.

В значительной степени этому способствует созданная в конце 1997 года Территориально-промышленная зона с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности города Зеленограда (Особая зона), преобразованная в настоящее время в Территориальную единицу с особым статусом «Особая экономическая зона «Зеленоград» (далее – ТЕОС «ОЭЗ «Зеленоград»). Образование Особой зоны позволило Правительству Москвы и Московской городской Думе обеспечить ее участникам финансовую, правовую и организационную поддержку.

Результаты работы промышленных предприятий и научных организаций Зеленограда в условиях особого статуса территориально-промышленной зоны показали высокую эффективность используемого механизма поддержки со стороны бюджета города Москвы.

За период 1998-2001 годы объем реализации продукции значительно возрос и в 2001 году в 2,1 раза превысил уровень докризисного 1991 года.

Прибыль предприятий увеличилась в 24 раза, вдвое сократилась численность убыточных предприятий и в 4 раза – сумма убытков. Значительная часть прибыли направлена на развитие производственной базы. Объем инвестиций из прибыли составил 210 млн. руб., что в 9 раз больше уровня 1997 года. Это позволило втрое сократить неиспользуемые производственные площади, создать 4,9 тыс. новых рабочих мест. Численность работающих возросла в 1,25 раза, а их средняя заработная плата – в 3,3 раза.

За счет роста производства обеспечено расширение налоговой базы и увеличение налоговых платежей в бюджеты всех уровней и отчислений в социальные фонды.

При этом темпы роста отчислений постоянно и существенно превышают темпы роста объемов налоговых льгот, предоставленных предприятиям, обеспечивается высокая эффективность полученных из бюджета средств.

Расчеты показывают, что ведущие зеленоградские предприятия электроники за период 1998-2001 годы на проведение этих работ и обновление технологической базы направили более 80 млн. долл. США собственных и привлеченных по коммерческим кредитам средств. Правительство Москвы за счет средств городского бюджета оказало финансовую помощь участникам Особой зоны на сумму около 15 млн. долл. США, ассигнования из федеральных источников составили около 7 млн. долл. США.

За счет сделанных капитальных вложений заводы и НИИ Зеленограда реализовали широкую программу мер по сохранению и наращиванию научно-производственного потенциала.

Предприятиям ОАО Концерн «Научный центр» удалось создать новое направление в микроэлектронике – средства отображения информации на основе полимерных пленок, сохранить технический уровень производства быстродействующих интегральных схем на основе арсенида галлия, за счет собственных средств осуществить инвестиции в объеме 15 млн. долл. США в модернизацию производства интегральных схем.

ОАО «Ангстрем» им А.А. Шокина направило более 10 млн. долларов США в реализацию проекта создания производства интегральных микросхем с топологическими размерами 0,5-0,35 мкм на кремниевых пластинах диаметром 200 мм на базе построенного предприятием уникального производственного корпуса со сверхчистыми помещениями.

ОАО «Элма», ЗАО «НИИ Материаловедения», ГНЦ «Институт физических проблем», ОАО «Завод «Компонент» и др. зеленоградские предприятия и организации организуют выпуск современных материалов для электроники, аппаратуры связи военно-космического и гражданского назначения, ведут разработки по фундаментальным научно-техническим вопросам в области наноэлектроники, микромеханики, оптоэлектроники и других перспективных направлений создания электронной техники.

В целом результаты деятельности Особой зоны свидетельствуют о том, что ее особый статус реально предоставляет эффективные возможности развития производства участниками Особой зоны.

В то же время, в связи с изменением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, возможности Правительства Москвы по оказанию поддержки в части предоставления льгот предприятиям – участникам ТЕОС «ОЭЗ «Зеленоград» ограничены. Так, начиная с 2002 года, предоставляется единственная льгота – по налогу на имущество, объем которой не превышает 60-80 млн. руб. в год.

В связи с этим для дальнейшего развития ТЕОС ОЭЗ «Зеленоград» необходимо использование и других механизмов организационно-экономи­ческой поддержки предприятий, оказываемой им Правительством Москвы. Одним из них является программно-целевой подход к обеспечению финансовой поддержки предприятий. Целевое и адресное финансирование из различных источников, в том числе из бюджета города Москвы, позволит эффективно использовать привлеченные ресурсы как для финансовой стабилизации предприятий, так и для разработки и организации производства изделий электронной промышленности в интересах города.
2. Цель и задачи программы
Целью программы является развитие градообразующего научно-производственного комплекса электронной промышленности, как базы высоких технологий для народного хозяйства, а также решение социально-экономических проблем в интересах населения Зеленоградского административного округа и города Москвы в целом.

При этом должны быть решены задачи обеспечения значительного роста объемов продаж изделий электронной техники (далее – ИЭТ), освоения производства конкурентоспособных ИЭТ на базе высоких технологий, повышения финансовой устойчивости предприятий, эффективного использования производственных фондов и площадей, организации новых рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров, увеличения отчислений в бюджет и социальные фонды, повышения инвестиционной привлекательности предприятий.

Правовой базой для принятия и реализации программы является Закон города Москвы от 11 июля 2001 года № 34 «О государственных целевых программах в городе Москве».
3. Мероприятия программы
Решение вышеуказанных задач достигается на основе широкого спектра мероприятий по реализации инновационных и инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития электроники.

Отбор конкретных проектов для финансирования в рамках программы на очередной год должен производиться в порядке, определенном постановлением Правительства Москвы от 14 августа 2001 года № 753-ПП «Об утверждении положения о порядке финансирования Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве за счет средств бюджета города Москвы и создании комиссии по предоставлению бюджетных кредитов».

Мероприятия программы, их финансовое обеспечение, сроки их выполнения и исполнители приведены в таблице 1.

4. Ресурсное обеспечение программы



а). Финансовое обеспечение
Обеспечение программы финансовыми ресурсами является основным фактором её успешной реализации.

Общий объем финансирования за 2002-2006 годы составляет 17,5 млрд. руб., в т. ч. с привлечением собственных средств предприятий – 4,2 млрд. руб., средств городского бюджета – 1,0 млрд. руб., средств федерального бюджета – 0,9 млрд. руб., привлеченных средств отечественных и зарубежных инвесторов – 11,4 млрд. руб.



Привлечение средств городского бюджета для финансирования программы предусмотрено в форме:

– освобождения от уплаты налогов в соответствии с действующим налоговым законодательством;

– компенсации части процентной ставки по коммерческим банковским кредитам и части процентных выплат по долговым корпоративным ценным бумагам;

– предоставления бюджетного кредита на льготных условиях;

– выделения средств на проведение НИОКР в рамках Программы развития науки и технологий в интересах городского хозяйства.

Финансирование программы из федерального бюджета предусмотрено осуществлять в форме гарантий Правительства Российской Федерации по коммерческим кредитам иностранных и отечественных банков, а также прямого финансирования деятельности предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, и проектов, предусматриваемых федеральными целевыми программами («Электронная Россия», «Национальная технологическая база России» и др.).
б). Инженерное обеспечение
Реализация настоящей программы в части обеспечения её всеми видами ресурсов теснейшим образом увязана с развитием транспортной и инженерной инфраструктуры города, предусмотренным Генеральным планом развития г. Зеленограда до 2010 года, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 29 апреля 1997 года № 296.

Существующие системы инженерного обеспечения города в настоящее время требуют дальнейшего развития с учетом как продолжения гражданского строительства (застройка 18-27 микрорайонов Зеленограда), так и расширения промышленных зон и роста их потребности в энергоресурсах.

Кроме того, в рамках Генплана предполагается проработать вопросы зонирования, реорганизации и развития инфраструктуры территорий существующих промышленных зон и города в целом.

Общая стоимость предусмотренных Генпланом мероприятий составляет 1,3 млрд. долл. Поэтапная реализация этого плана является основой ресурсного обеспечения настоящей программы до 2006 года, а также на перспективу до 2010 года.



в). Материально-техническое обеспечение

Обеспечение мероприятий программы материально-техническими ресурсами (сырье, материалы, комплектующие изделия, инструменты и измерительные приборы, расходные материалы, в т. ч. и специальные и т. п.) осуществляется через систему материально-технического снабжения предприятий на основе установившихся связей с поставщиками и производителями необходимых изделий.

Существующую в настоящее время проблему обеспечения базовых предприятий микроэлектроники исходным сырьем для производства интегральных схем – моно- и поликристаллическим кремнием – предусматривается решать в рамках программы путем проведения ряда НИОКР по созданию отечественного кремниевого производства на базе территориальной кооперации с предприятиями и организациями Чувашии, Хаккасии, г. Подольска.
г). Обеспечение финансовой устойчивости программы
Деятельность предприятий электроники сопряжена с рядом рисков потери устойчивости финансового положения при непредвиденных событиях как технического, так и экономического характера. Устранение таких событий может потребовать значительных финансовых и временных затрат. Это обусловливает необходимость обеспечения финансовой устойчивости программы.

Для покрытия убытков в этих случаях необходимы финансовые резервы, создание которых приводит к связыванию значительных средств, которые не могут быть инвестированы в производство. В связи с этим одним из эффективных путей обеспечения финансовой устойчивости программы является страхование рисков деятельности предприятий, реализующих программные мероприятия.

Кроме того, привлечение страховых компаний позволяет повысить инвестиционную привлекательность программы за счет снижения рисков инвесторов, в том числе и при использовании инвестиционных возможностей самих страховых компаний для реализации проектов программы, и повысить социальную защищенность работников предприятий за счет льготного страхования.

5. Ожидаемые результаты реализации программы
Программа развития ТЕОС «ОЭЗ «Зеленоград» на период 2002-2006 годы предусматривает участие в ней более 30 научных организаций и промышленных предприятий, реализующих проекты в приоритетных областях развития электронной техники. Ими решаются задачи организации производств изделий микроэлектроники с высокой степенью интеграции на кремниевых пластинах большого диаметра, создания отечественной сырьевой базы микроэлектроники, разработки научных технико-технологических основ производства XXI века, что обеспечивает выпуск наукоемкой продукции, внедрение высокоэффективных технологий и решений для создания конкурентоспособных и перспективных изделий и приборов.

Программой также предусмотрены разработки в интересах развития различных отраслей промышленности и городского хозяйства Москвы (автомобильной промышленности, транспорта и связи, инженерно-технических служб, торговли, медицины, экологии, охраны общественного порядка и безопасности).

В рамках этих проектов будет создано более 70 новых материалов, комплектов интегральных схем, больших интегральных схем, сверхбольших интегральных схем, приборов, аппаратуры и электронных систем на их основе, 10 новых технологических процессов, внедрено в серийное производство свыше 80 изделий и технологических процессов, организован Центр коллективного пользования на базе специализированного источника синхротронного излучения.

Ожидаемые результаты выполнения мероприятий программы отражены в таблице 2.

Реализация программы позволит достичь высоких экономических, финансовых и социальных результатов, в том числе обеспечить среднегодовой прирост выручки от реализации продукции – 1012 млн. руб., прибыли – 120 млн. руб., среднесписочной численности работающих – 789 чел., общей бюджетной эффективности – 209 млн. руб., среднемесячной зарплаты – 1,24 тыс. руб.

За период выполнения программы объем производства продукции и услуг возрастет по сравнению с 2001 годом в 2,12 раза, будет создано почти 4000 новых рабочих мест.



Основные финансово-экономические показатели программы, включающие объемы и источники ее финансирования, а также ожидаемые результаты по годам представлены в таблице 3.
6. Управление и контроль за реализацией программы
Органом управления реализацией программы является Администрация ТЕОС «ОЭЗ «Зеленоград» в рамках ее полномочий.

Контроль за исполнением программы осуществляет префект Зеленоградского административного округа совместно с Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница