1. Регулирование вопросов введения новой системы оплаты труда на федеральном уровне




Скачать 497.55 Kb.
страница1/3
Дата11.05.2016
Размер497.55 Kb.
  1   2   3
Аналитические материалы по результатам анализа нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы установления квалификационных требований и должностных обязанностей, выплат компенсационного и стимулирующего характера работникам общего и профессионального образования, нормирования различных видов деятельности работников общего и профессионального образования

в условиях перехода на НСОТ

Содержание:

1. Регулирование вопросов введения новой системы оплаты труда на федеральном уровне

1.1. Общие положения

1.2. Понятие системы оплаты труда. Новые системы оплаты труда в образовательных учреждениях

1.3. Уровни регулирования новой системы оплаты труда в сфере образования

1.4. Квалификационные требования. Нормирование труда.

1.5.Оплата труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров образовательных учреждений

1.6. Выплаты стимулирующего и компенсационного характера

1.7. Описание возможных рисков при ведении новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях
2. Внедрение новой системы оплаты труда на региональном уровне

2.1.Общие положения

2.2. Регулирование вопросов установления окладов работников в региональных системах оплаты труда

2.3. Оплата труда руководителей, заместителей и главных бухгалтеров образовательных учреждений. Показатели деятельности образовательных учреждений

2.4. Квалификационные требования. Нормирование труда

2.5. Компенсационные и стимулирующие выплаты
3. Предложения по совершенствованию процесса обеспечения внедрения новых систем оплаты труда в сфере образования


  1. Регулирование вопросов введения новой системы оплаты труда

на федеральном уровне

1.1. Общие положения

1.1.1.Конституция РФ в п.2 статьи 37 гарантирует каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Кроме того, в статье 72 Конституции РФ трудовое законодательство и общие вопросы образования отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ.

В статье 2 Трудового кодекса РФ (далее также -ТК РФ) в качестве основного принципа регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений закрепляется обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В ТК РФ под заработной платой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст.129 ТК РФ).

Из данного определения следует, что содержание понятия «заработная плата» включает как собственно вознаграждение за труд, который выполнен или должен быть выполнен, так и условия выплаты последнего, устанавливаемые соглашением сторон или нормативными правовыми актами. Обязанность выплаты вознаграждения за труд со стороны работодателя и право на его получение работником возникают в силу трудового договора.

1.1.2. В статье 129 ТК РФ закреплены также определения основных понятий, регламентирующих вопросы оплаты труда. К их числу возможно отнести:

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Таким образом, понятие «базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы» представляет собой минимальный оклад (должностной оклад, ставку) работника государственного или муниципального учреждения, занятого по профессии рабочего или на должности служащего, входящего в определенную профессиональную квалификационную группу.

1.1.3. ТК РФ в статье 130 закрепляет основные государственные гарантии по оплате труда работников, действие которых распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В отношении организаций бюджетной сферы закон обеспечивает данные гарантии за счет средств соответствующих бюджетов.

В систему установленных в ст. 130 ТК РФ основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

- величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (то есть величина установленного законом минимального уровня месячной оплаты труда, которая в обязательном порядке должна быть выплачена каждому работнику, отработавшему полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда)) (ст. 133 ТК РФ);

- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (ст. 134 ТК РФ);

- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы (ст.137, 138 ТК РФ);

- ограничение оплаты труда в натуральной форме (ст.131 ТК РФ);

- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами (ст.142 ТК РФ);

- государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

- сроки и очередность выплаты заработной платы (ст.136 ТК РФ).

1.1.4. При соблюдении в ходе введения новой системы оплаты труда установленных законом гарантий необходимо учитывать складывающуюся в регионах судебную практику по вопросам оплаты труда. Так в качестве примера, возможно, привести Определение Верховного суда РФ от 28.05.2008 N 74-Г08-27 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11.03.2008, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1, 2 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) «О размерах тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников республиканских государственных учреждений» от 28.09.2007 N 414 и приложения к этому постановлению». Согласно данному определению суд пришел к выводу о нетождественности таких категорий как минимальный размер оплаты труда и тарифная ставка, вопреки обращению заявителя. Данный вывод согласуется с положениями статей 129, 133, 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, по смыслу которых не может быть ниже минимального размера оплаты труда именно месячная заработная плата работника, а не тарифная ставка, как это утверждается заявителем.


1.2. Понятие системы оплаты труда. Новые системы оплаты труда в образовательных учреждениях

1.2.1.Согласно статье 135 ТК РФ (установление заработной платы) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Исходя из данной статьи, возможно, сделать вывод о том, что система оплаты труда включает в себя следующие элементы:

- тарифные ставки, оклады (должностные оклады): размеры и способы установления,

- доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: размеры и виды (основания установления);

- доплаты и надбавки стимулирующего характера, премий размеры и виды (основания установления);

Способом установления системы оплаты труда в организации является принятие локальных актов, коллективных договоров, соглашений.

Главными условиями, обеспечивающими возможность введения новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях выступают следующие обстоятельства:

- соответствие устанавливаемой данными актами системы оплаты труда трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права (ст.135 ТК РФ);

- принятие локальных нормативных актов, устанавливающих систему оплаты труда в организации должно осуществляться с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии) (ст.135 ТК РФ);

- введение новой системы оплаты труда не может привести к уменьшению заработной платы работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат) выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации (ст.135 ТК РФ; п.3 Постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее - Постановление № 583);

- установление новой системы оплаты труда не может привести к ухудшению условий труда в целом, установленных трудовым договором, а также коллективным договором, соглашениями, нормативными правовыми актами, действующими на момент введения новой системы оплаты труда (ст.135 ТК РФ).

- заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. При этом следует учесть то, что в условиях отсутствия утвержденного базового оклада роль минимума заработной платы должен выполнять минимальный размер оплаты труда в соответствии со статьей 130 ТК РФ;

- вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации, отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года (п. 2 статьи 153 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);

- новая система оплаты труда должна гарантировать для каждого работника учет его квалификации, сложности выполняемой работы, количество и качество затраченного труда и не должна ограничиваться максимальным размером. То есть новая система оплаты труда, устанавливаемая работодателем, должна обеспечивать учет таких показателей как квалификация работника, сложность выполняемой работы, количество и качество затраченного труда (ст. 132 ТК РФ).

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом:

- единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

- единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,

- государственных гарантий по оплате труда;

- рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса);

- мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

1.2.2. Изложенное предполагает необходимость определения самого понятия «новая система оплаты труда». Очевидно, что новая система оплаты труда должна предполагать отличие от старой системы в своих трех вышеназванных элементах. Схематично это можно изобразить в виде нижеприведенной таблицы.


Система оплаты труда в образовательном учреждении

(подчеркиванием выделены изменяющиеся при введении новой системы оплаты труда элементы)


Действующая система оплаты труда

тарифная ставка, устанавливаемая в соответствии с единой тарифной сеткой

доплаты и надбавки компенсационного характера

стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки, премии)

Новая система оплаты труда

оклад (должностной оклад), устанавливаемый на основании требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности

доплаты и надбавки компенсационного характера

стимулирующие выплаты (доплаты, надбавки, премии)

Рис.1

1.2.3. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что основными элементами, составляющими новую систему оплаты труда в образовательном учреждении выступают:

- оклад (должностной оклад);

- стимулирующие выплаты;

- компенсационные выплаты;

- особый порядок оплаты труда руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров образовательных учреждений во взаимосвязи с целями и задачами развития учреждений и показателями оценки их деятельности;

- квалификационные характеристики (квалификационные требования).

Данные элементы как раз и должны выступать объектом правового регулирования при обеспечении введения новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях.

1.2.4.Применительно к способу определения должностного оклада в новой системе оплаты труда возможно в качестве примера привести Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008. № 583 «О введении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее – Постановление № 583). Согласно п. 3. указанного положения размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Таким образом, размер оклада при введении новой системы оплаты труда в федеральных образовательных учреждениях устанавливается на основании отнесения того или иного работника к соответствующей профессиональной квалификационной группе должностей работников образования, определяемых в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования». В соответствии с данным приказом профессиональные квалификационные должности работников образования разделены на четыре категории: должности работников учебно-вспомогательного персонала (первый и второй уровни), должности педагогических работников (4 квалификационных уровня), должности руководителей структурных подразделений (3 квалификационных уровня).

Согласно п. 3. Положения № 583 размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.



1.3. Уровни регулирования новой системы оплаты труда в сфере образования

1.3.1. ТК РФ в статье 6 устанавливает пределы ведения федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, к числу которых относится, в том числе и принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников). Таким образом, на федеральном уровне определяются основные условия и принципы оплаты труда работников, в том числе работников образовательных учреждений.

1.3.2. В статье 144 ТК РФ закреплена норма о том, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, независимо от уровня подчиненности учреждения система оплаты в нем (включая тарифную систему оплаты труда) устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законами и иными нормативными актами государственных органов и органов местного самоуправления, действующими для соответствующего уровня подчиненности учреждений: федерального, субъектов федерации, муниципального. Отличительной чертой процесса установления системы оплаты труда в учреждении является участие представителей интересов работников в установлении систем заработной платы через коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные акты.

В статье 32 Закона РФ «Об образовании» установлена норма о том, что к компетенции образовательного учреждения- работодателя, заключающего трудовой договор, относятся установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования. То есть в части, не урегулированной нормативными правовыми актами работник и учреждение свободны в выборе условий оплаты труда с соблюдением установленных гарантий. Трудовой договор также следует считать актом, регулирующим оплату труда конкретного работника.

Таким образом, вышесказанное свидетельствует о том, что в настоящее время существует несколько властных уровней принятия решений о введении новой системы оплаты труда в образовании.

1.3.3. В федеральных образовательных учреждениях новая система оплаты труда, согласно статье 144 ТК РФ и статье 28 Закона РФ «Об образовании» вводится в соответствии с решениями федеральных органов власти. В соответствии с этим, было принято постановление Правительства № 583, которое предписывает для федеральных учреждений необходимость перехода на новую систему оплаты труда с 1 декабря 2008 года.

Для обеспечения такого рода перехода уже приняты необходимые нормативные правовые акты, в частности, приказ Минздравсоцразвития России от 2 апреля 2008 г. № 158н «Об утверждении разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения»; приказ Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 г. № 167н «Об утверждении порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения»; приказ Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей, служащих к профессиональным квалификационным группам»; приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»; приказ Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 г. № 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих»; приказ Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 г. № 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих»; приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях»; приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822 «Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях»; приказ Минздравсоцразвития России №424н от 14 августа 2008 г. «Об утверждении рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме» другие нормативные акты».

1.3.4. Согласно п. 2 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением № 583 системы оплаты труда работников в федеральных учреждениях устанавливаются с учетом:

А) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

Б) Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

В) Государственных гарантий по оплате труда;

Г) Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

Д) Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

Е) Примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета;

Ж) Рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

З) Мнения представительного органа работников.

Введение новой системы оплаты труда на уровне федерального образовательного учреждения предполагает принятие локального акта, регламентирующего оплату труда работников учреждений. Локальный нормативный акт в образовательном учреждении принимается в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Важным моментом в данном случае является процедура принятия локального акта. Первичным является определение степени участия профсоюзного или иного представительного органа работников в процедуре принятия указанного локального акта.

Исходя из содержания ТК РФ, вытекает два возможных способа участия представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) в процедуре принятия локального акта, регламентирующего оплату труда работников образовательного учреждения:

- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями (ст.8 ТК РФ). Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов определен в статье 372 ТК РФ.

- согласование принятия локальных актов в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями с представительным органом работников (ст.8 ТК РФ).

1.3.5. На муниципальном уровне применительно к подведомственным учреждениям общего образования реализуются проекты, связанные с комплексной модернизацией российского образования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 848 «О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования». Одним из направлений модернизации является внедрение новой системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях. Данное направление уже успешно реализуется с 2007 года и поэтому наиболее важной задачей является не разработка содержания новой системы оплаты труда, а мониторинг процессов внедрения новой системы оплаты труда в участвующих в проекте учреждениях.

1.3.6.Исходя из сказанного, возможно, сделать вывод о том, что в настоящее время в наибольшей степени отдаленным от внедрения новой системы оплаты труда выступает средний уровень, то есть образовательные учреждения, относящиеся к ведению субъектов федерации. Учитывая компетенцию субъектов федерации, установленную статьей 29 Закона РФ «Об образовании» можно сделать вывод о том, что наиболее актуальной на сегодняшней день задачей является разработка принципов, условий и особенностей внедрения новой системы оплаты труда в учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении субъектов федерации.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница