1. Основные понятия организационного управления 2




страница1/20
Дата04.05.2016
Размер1.4 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20




Содержание


1.Основные понятия организационного управления 2

1.1.Понятия организационного управления 2

1.2.Приложение теории управления в менеджменте 3

2.Эволюция концепций менеджмента (самостоятельное изучение) 4

3.Функции и схемы управления 7

3.1.Функции управления 7

3.2.Схемы управления 9

4.Организация как система управления 14

4.1.Основные понятия теории организации 14

4.2.Жизненный цикл и признаки организации 17

4.3.Внутренняя и внешняя среда организации 19

5.Традиционные иерархические структуры управления 21

5.1.Понятие организационной структуры 21

5.2.Иерархический тип структур управления 22

5.3.Разновидности адаптивных структур управления 30

6.Основы стратегического управления 38

6.1.Понятие стратегического управления 38

6.2.Разработка стратегии 39

6.3.Стратегическое и оперативное управление 41

6.4.Методы менеджмента 41

6.5.Стратегическое управление в информационной сфере 44

7.Обзор методов организационного управления 60

7.1.Экономико-статистические методы 60

7.2.Использование научного подхода к менеджменту 61

7.3.Организационно-распорядительные методы 64

7.4.Социально-психологические методы 64

8.Конфликтный менеджмент в информационной сфере 68

8.1.Понятие конфликта 68

8.2.Типы конфликтов 69

8.3.Позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные) результаты конфликта 70

8.4.Разрешение конфликтов 70

9.Стили управления (самостоятельное изучение) 76

9.1.Эшриджская модель 76

9.2.Схема Блейк-Моутон 76

9.3.Координирующее руководство 78

9.4.Взаимоотношения с внутренними и внешними клиентами, руководителями, равными по положению, подчиненными 79

10.Основы теории мотивации (самостоятельное изучение) 81

10.1.Мотив и мотивация 81

10.2.Иерархия потребностей Маслоу 81

10.3.Теория потребностей МакКлелланда 83

10.4.Двухфакторная теория Герцберга 83

10.5.Теория ожиданий 84

10.6.Понятие лояльности 85

10.7.Мотивирующие факторы лояльности персонала 86

11.Основы теории принятия управленческих решений 87

11.1.Основные понятия теории принятия решений 87

11.2.Методы экспертных оценок 88

11.3.Элементы теории принятия решений 93

12.Основы управления изменениями в современной организации 94

12.1.Теория изменений 94

12.2.Изменения в прикладных областях при информатизации 95



1.Основные понятия организационного управления

1.1.Понятия организационного управления


Понятие «управление организацией» в трудах различных авторов обычно идентично понятию «менеджмент».

Организация – это группа людей, деятельность которых однозначно координируется для достижения общей цели.

В менеджменте как процессе выделяют следующие наиболее существенные аспекты:



  1. выполнение определенной совокупности специфических видов деятельности (функции менеджмента): планирование, организация, мотивация, контроль;

  2. принятие и реализация управленческих решений;

  3. переработка и выработка информации и процесс коммуникаций, связывающий воедино все составляющие системы управления.

Сущность менеджмента заключается в рациональном управлении использованием организацией таких экономических ресурсов как:

  • знания, преобразуемые с целью получения результатов, удовлетворяющих общественные или личные потребности и максимально возможной прибыли;

  • предпринимательские способности, т.е. умение идти на риск при создании новой организации, внедрении новой идеи или продукции;

  • информация о событиях, явлениях, процессах и людях, благодаря которой можно создавать и развивать бизнес;

  • труд, т.е. целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и других ценностей с помощью средств производства;

  • капитал, т.е. собственные или заёмные денежные средства;

  • земля, под которой подразумевается не только территория под зданиями, сооружениями организаций, но и полезные ископаемые, леса, поля и все что там растет, водные ресурсы и другие природные ресурсы, используемые организациями.

1.2.Приложение теории управления в менеджменте


В любом процессе управления существует объект, которым управляют (станок, предприятие, область), и орган, который осуществляет управление (техническое средство, человек). В процессе управления этот орган получает некоторую информацию о состоянии внешней среды, где находится объект и с которым он связан. Вся эта информация воспринимается управляющим органом, который вырабатывает на ее основе руководящую информацию (принимает решения). На основе принятого решения некоторый исполнительный орган (аппарат управления, руки работающего и др.) совершают управляющее влияние на объект, которым руководят. Вот эти три состава (вместе с информационными связями) образуют систему управления.



Рисунок 1 Схема работы системы управления


    Субъект управления

    Часто управляющий и исполнительный органы объекта управления объединяют в одно понятие – субъект управления. В таком случае систему управления можно представить как совокупность двух подсистем: управляемой и управляющей. Самым сложным на изображенной схеме есть управляющий орган, поскольку он может своевременно перерабатывать большие объемы информации, которая поступает в него.



    Цель управления

    Управления всегда осуществляется с определенной целью, которая всегда конкретная для заданного объекта управления и связанная с состоянием объекта и среды, в котором он находится. Очень важно определить цель управления, которая для каждого управляемого объекта может быть одна и одна и та же. Степень достижения поставленной цели управления определяется по помощи целевой функции управления. Анализ структурной схемы ИАСУ показывает, что для реализации оптимального управления не достаточно иметь целевую функцию управления и заданные для нее ограничения. Нужна также информация о состоянии объекта управления и внешней среды и о великом множестве возможных состояний элементов системы управления. Без информации не существует управления. Больше того, управления именно и являются беспрерывным процессом переработки информации: на основании одной информации вырабатывается другая, которое, в свою очередь, становится материалом для получения новой, и т.д.

    Управляющие действия, которые поступают из управляющей части в управляемую, могут быть разные по характеру: энергетические, материальные, информационные — в зависимости от природы управляемого объекта. Среди всех систем в особенности выделяются системы, управляемым объект которых являются люди или коллективы людей. Такие системы называются системами организационного управления, или организационными. Поскольку управляющие действия в них направленные на организацию (согласования) поведения коллективов людей и есть информационными. Для этих систем исполняется кибернетическое определение управления как процесса целенаправленной переработки информации.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница