1. Общие сведения




Скачать 401.08 Kb.
страница1/5
Дата06.05.2016
Размер401.08 Kb.
  1   2   3   4   5

Практика государственных закупок в РФ. Перспективы вступления России в ВТО и подписания Соглашения о государственных закупках

Практика государственных закупок в Российской Федерации и перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию

1.Введение

1.1Общие сведения


Стремление России вступить во Всемирную торговую организацию продиктовано желанием расширить рынки сбыта отечественной продукции, обеспечить приток иностранных инвестиций и улучшить конкурентную среду на рынках товаров и услуг. Россия ведет многосторонние переговоры со странами-участницами ВТО с целью получения наилучших условий присоединения (наиболее выгодный уровень тарифов, возможности использования инструментов торговой политики — антидемпинговых и компенсационных мер, поддержки национального производителя и т.п.).

Одно из направлений переговоров между Россией и ВТО — это вопросы регулирования государственных закупок и присоединения России к Соглашению о государственных закупках (Government Procurement Agreement). Соглашение о государственных закупках в рамках ВТО направлено на снятие ряда ограничений на международную торговлю на рынках государственных заказов или, по крайней мере, снижения их негативных последствий. Страны-члены ВТО могут на добровольной основе присоединиться к данному соглашению, открыв свой рынок государственных закупок для других участников Соглашения, взамен получив такой же доступ на их рынки.

Государственные закупки» (англ. government procurement) — закупки, осуществляемые органами государственной власти за счет средств соответствующих бюджетов. Наиболее значимый источник доходов бюджетов — налоги на корпорации и физических лиц, т.е. налогоплательщиков. Объем государственных закупок в странах с рыночной экономикой составляет обычно 10—15% ВНП, в России (по разным оценкам) 6—8% ВНП и имеет тенденцию к росту.

Если обобщить зарубежный опыт регулирования государственных закупок, можно выделить следующие основные принципы функционирования системы государственных закупок:



  • эффективное расходование бюджетных средств;

  • экономное расходование средств при проведении закупок (достижение наилучшего соотношения цена / качество в конкретных условиях);

  • достижение целей и реализация задач, ради которых проводится закупка;

  • пресечение злоупотреблений государственными служащими своим служебным положением при проведении закупок;

  • обеспечение открытости (информационной прозрачности) процесса закупок;

  • обеспечение справедливого отношения ко всем участникам рынках при размещении государственных заказов;

  • ответственность органов государственной власти за принятые решения по закупкам.

Следует отметить, что государственные закупки не только решают задачу текущего обеспечения деятельности органов государственной власти, но и являются одним из мощных и эффективных инструментов государственной политики. В частности, через механизм государственных закупок можно:

  • обеспечивать развитие рынков или сохранять конкурентную среду;

  • поддерживать определенные регионы или группы населения (трудоизбыточные или трудонедостаточные регионы, национальные меньшинства и народные промыслы, предприятия инвалидов и ветеранов войн);

  • поддерживать определенных субъектов рынка (национальные производители, малый бизнес, отдельные секторы экономики);

  • проводить социальную, экологическую и прочие виды государственной политики путем установления особых правил или требований к социальным, экологическим и т.п. условиям выполнения государственных и муниципальных заказов.

Рынок государственных закупок является весьма привлекательным для многих предприятий. Во первых, возможность получения и выполнения государственного заказа зачастую показывает финансовую и техническую состоятельность предприятия, указывает на высокое качество его продукции («государство плохого не купит»). Во вторых, в развитых странах рынок государственных закупок является достаточно стабильным и предсказуемым в своем развитии; более того, степень его внешней открытости обычно выше, т.е. получение государственного заказа гарантирует в значительной степени стабильное производство и финансирование. В третьих, по крайней мере формально, для всех участников рынка созданы равные условия конкурентной борьбы и возможность получить государственный контракт на открытой состязательной основе существует у каждого предприятия.

Все это приводит к тому, что отечественные и зарубежные предприятия стремятся получать государственные заказы. Однако зарубежные поставщики продукции, работающие в России, зачастую находятся в неравном положении, поскольку сталкиваются с общими проблемами и ограничениями международной торговли:



  • использование рядом государств мер тарифного и нетарифного ограничения международной торговли;

  • установление преференций национальному производителю;

  • наличии обстоятельств, требующих обеспечение секретности в закупках для нужд национальной обороны и безопасности;

  • использование различных подходов в области технического регулирования и стандартизации;

  • значительные расхождения в нормативном правовом регулировании хозяйственных правоотношений;

  • недостаточное развитие информационных систем, обеспечивающих международную торговлю;

  • и т.д.

Помимо вышеизложенного, государственные заказы являются одним из инструментов защиты и скрытого субсидирования национальной промышленности, что обеспечивает таким предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке. Такой подход противоречит основным положениям ВТО и подвергается критике со стороны стран-участниц Всемирной торговой организации.

1.2Россия и Соглашение о государственных закупках ВТО


Соглашение о государственных закупках является многосторонним необязательным соглашением, к которому каждая страна-участница ВТО присоединяется на добровольной основе. В настоящее время Соглашение подписали 28 стран-участниц ВТО (включая США, Европейский Союз и большинство стран, в него входящих, Япония и другие). Кроме того, 7 стран ведут переговоры о присоединении к Соглашению, 23 государства имеют статус наблюдателей.

Основной целью Соглашения является создание условий для развития международной торговли на рынках государственных закупок путем снятия законодательных, тарифных и иных препятствий и ограничений. В рамках Соглашения однозначно перечисляются государственные организации федерального и регионального уровня, а также предприятия в государственной собственности, которые должны в своей деятельности руководствоваться не только требованиями национального законодательства, но и Соглашением. Требования Соглашения одинаковым образом распространяются как на сферу нормативного правового регулирования, так и на практику закупок; иными словами, присоединение страны к Соглашению означает необходимость приведения в соответствии с ним как нормативной правовой базы, так и правоприменительной практики.

Указание конкретного перечня государственных организаций и предприятий, закупки которых попадают под действие Соглашение, является одной из отличительных его черт; другая особенность — обязательность применения требований Соглашения только для закупок, стоимость которых превышает установленные ценовые пороги. При этом Соглашение предусматривает разнообразные гибкие способы оценки стоимости закупок в зависимости от их регулярности и структуры цены сделки.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница