1. Методология и подходы к определению глобализационных процессов 5




Скачать 109.68 Kb.
Дата09.05.2016
Размер109.68 Kb.


Содержание


Введение 3

1. Методология и подходы к определению глобализационных процессов 5

2. Становление и развитие института предпринимательства в условиях глобализации 8

Выводы 11

Список литературы 14




Введение


Опыт индустриально развитых стран мира удостоверяет, что базисными векторами реализации рыночных реформ должны быть, во-первых, всестороннее содействие развитию предпринимательства и конкурентной среды в экономике для максимизации эффективности производства и достижения соответствия его объемно структурных параметров общественным потребностям; во-вторых, адаптация хозяйственной жизни к современным формам и методам менеджмента предпринимательства, имманентными категориями которого сегодня является процессуальное управление, информационные системы и информационные технологии, качественно новый уровень культуры предпринимательства.

Под воздействием отмеченных процессов изменяются содержание, формы и методы современного менеджмента. Если со времен А. Смита, который одним из первых считал общественное разделение труда фундаментом экономического прогресса, берет начало парадигма функционального менеджмента, то в период НТР она испытывает существенные трансформации, поскольку на базе апробированных инструментов управления производством формируются новые принципы, адаптированные к реальным условиям экономического развития. Менеджмент оперативно реагирует на внешние экстерналии, которые являются чрезвычайно изменчивыми и динамическими, под их влиянием происходят качественные изменения в системе менеджмента предприятия. Возникает процессуально ориентированная организация, целью которой является управление процессами так, чтобы были удовлетворены априорные потребности производителей и потребителей. Процессуальное благополучие управляется интегрированным способом.

Следовательно, перед наукой возникают важные задания, связанные с разработкой отмеченных проблем и практическим использованием новых подходов в предпринимательстве и менеджменте. Они заключаются во всестороннем анализе, создании соответствующей информационной базы, определенной стандартизации терминологических и смысловых проблем и последующему развитию научных исследований. Сегодня это особенно важно для постсоциалистических стран, которые изменяют траекторию движения экономики от командно-административных методов управления к рыночным формам ведения хозяйства. На этом пути допущены серьезные недостатки и просчеты, в том числе и в системе предпринимательства. Если в странах с развитой рыночной экономикой основные вопросы, которые интересуют предпринимателей, имеют чисто предпринимательский характер: максимизация прибыли, управление и всесторонняя поддержка бизнеса, финансово-кредитное стимулирование производства, внедрения инноваций и тому подобное, то основные проблемы, которые волнуют предпринимателей в большинстве стран, которые стали на путь рыночных реформ, как правило, находятся за пределами предпринимательства как такого: налоговая политика государства, отсутствие правового поля регуляции предпринимательства, затруднен доступ к кредитам, нестабильность банковской системы, коррупция во властных структурах. Отмеченные процессы предопределяют повышенный интерес ученых и хозяйственников к исследованию проблем функционирования предпринимательства.

Целью исследования является теоретическое, научное и практическое обобщение и новое решение научной проблемы относительно формирования предпринимательской среды в условиях глобализации рыночных отношений, создания модели предприятия нового поколения с точки зрения глобализации



1. Методология и подходы к определению глобализационных процессов


Опираясь на особенности развития мирового хозяйства, автор дает свое определение понятия “глобальное экономическое пространство”, раскрывает его сущность, определяет особенности зарождения тенденции к глобализации, которые основываются на формах развития мирового хозяйства (табл. 1).

Таблица 1.

Соотношение развития мирового хозяйства и глобализации

Этапы развития мирового хозяйства

период

формы развития мирового хозяйства

качественная оценка состояния развития глобализации

1 этап

начало ХІV ст. – конец ХVІ ст.

  • отношения колония-метрополия;

  • интенсификация сферы обращения;

  • возникновение рынков;

зарождение глобализации

2 этап

конец ХVІ ст. – конец ХІХ ст.

  • эффект высвобождения ресурсов, появление межстрановой специализации;

  • возникновение интернационализации (производства и капитала) мирового хозяйства;

  • интенсификация торговли

стремительный рост глобализации

3 этап

конец ХІХ ст. – 20 гг. ХХ ст.

  • формирование мирового хозяйства;

  • концентрация производства, капитала;

  • завершение территориального деления мира;

  • образование монополий;

бурное развитие глобализации

4 этап

20-50 гг. ХХ ст.

  • торговый протекционизм;

  • ограничение на движение капиталов;

резкий спад развития глобализации

5 этап

50-90 гг. ХХ ст.

  1. регионализация:

  • увеличение объемов торговли;

  • опережающий темп роста торговли над производством;

  • ускорение темпов развития экономики развитых стран;

  • концентрация производства, капитала и международного обмена;

  1. транснационализация: экспорт капитала

медленное оживление глобализационных процессов

6 этап

с конца 90-х гг. ХХ ст.

  • интеллектуальная и информационная экономика;

  • политика “открытого регионализма”

  • образование континентальных и межконтинентальных интеграционных объединений

медленный рост глобализации

Процесс формирования глобального экономического пространства протекает волнообразно под воздействием изменения форм развития мирового хозяйства, которые формируют качественную оценку состояния глобализационного развития. Глобализация является таким качественным состоянием мировой экономики, которое обнаруживает себя через степень либерализации национальных товарных и финансовых рынков, проявляется во взаимозависимости национальных экономик, сужении автономности и принятия национальными правительствами макроэкономических решений.



Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке
Кроме этого, интеграция концентрирует наибольшие потоки товаров и капиталов, создает мощный рынок для деятельности ТНК, влияет на всех другие национальные экономики, формирует экономические связки с превалированием наднациональных интересов, которое способствует выравниванию основных характеристик международных рынков и создает условия для развития конкуренции между отдельными регионами и континентами. Это способствует образованию единственной глобальной системы.


2. Становление и развитие института предпринимательства в условиях глобализации


Среда, в которой действует предприятие, рассматривается как уникальная комбинация факторов, которые находятся в постоянном движении, поскольку в зависимости от уровня развития экономики, происходит и изменение параметров этих элементов.

Также можно выделить понятие маркетинговой и конкурентной среды, указывая, что последняя является частью первой. Конкурентная среда формируется в результате влияния на товарный рынок множества разнородных факторов, которые характеризуются определенной сферой действия, периодом, интенсивностью. Предложенное типизирует и научно-обобщенная теоретическая модель конкурентной среды, которая описывает факторы и характер их взаимодействия. Структурно модель формируется в результате влияния на рынок: а) государства и его политики относительно регуляции конкуренции на определенном рынке; б) предприятий, которые входят на рынок и заостряют конкурентную борьбу; в) потребителей продукции, которые влияют на предприятия отрасли; г) поставщиков сырья, материалов, комплектующих на отраслевой рынок; д) предприятий-производителей товаров-заменителей; е) непосредственно товаропроизводителей (продавцов) продукции, с которыми конкурирует предприятие.



Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке

Крайне важное значение приобретает факт наличия объективной и постоянной информации, которая характеризует качественные параметры производственного персонала. Такая информация позволяет судить о соответствии профессионально квалификационной структуры работающих требованиям развития и совершенствования предприятия. Если менеджмент производственного персонала владеет такой информацией, то появляется реальная возможность сбалансировать вещевой и личный факторы производства. Рассматривая информацию в качестве важного инструмента принятия управленческих решений, следует акцентировать внимание на том, что она должна быть с точки зрения ее потребителей понятной, конкретной и доступной, не нуждаясь в следующем уточнении. Благодаря своей коммуникабельности информация становится руководством к действию. Именно поэтому формирование информационной базы для разработки стратегии функционирования предприятия должно включать чрезвычайно широкий круг вопросов, которые касаются построения информационно-управленческих систем и их материально-технического обеспечения. Крайне важное прикладное значение имеет структуризация информации на горизонтальную (внутриведомственная) и вертикальную (административную), или иерархическую, которая связывает разные уровни

Макроэкономическая политика без связей с микроэкономической сферой не может привести к цели, которая являет собой создание сильной конкурентоспособной экономики, которая может выжить в процессе глобализации. Эффективность функционирования основного звена экономики – предприятия – в значительной мере обусловливается ошибками и непоследовательностью в реализации экономических реформ, которые создали значительный экономический дисбаланс в экономике Российской Федерации, снижения курса рубля, большую внешнюю задолженность, отрицательное сальдо платежного баланса и тому подобное.

Экономическая среда предпринимательства в значительной мере будет определяться процессом глобализации, глубокими изменениями в технологическом способе производства. Под воздействием усовершенствования средств производства (появление управляющих устройств), создания новых предметов труды, которые в естественном виде не существуют, использование нетрадиционных источников энергии, изменений в технологии и методах влияния на естественные факторы, качественных сдвигов в структуре и организации производства и превращения науки в непосредственную производительную силу общества изменяется традиционное воображение о сущности предприятия и закладываются фундаменты предприятия нового поколения. От



Выводы


Исследование проблем предпринимательства привело к выводу, что эффективность предпринимательской деятельности в значительной мере определяется экономической средой, в которой функционирует бизнес.

В развитии предпринимательства последних десятилетий доминируют процессы международной экономической интеграции. Они определяют направления и приоритеты современного этапа интернационализации хозяйственной жизни, формируют среду глобальной конкуренции, влияют на стратегические интересы каждой страны и определяют в значительной мере динамику ее экономического роста. При таких условиях необходимо интенсивно разрабатывать и практически осуществлять государственную стратегию развития предпринимательства, которое учитывает не только национальные источники экономического роста, но и действую внешних факторов, как необходимого условия обеспечения стабильной конкурентоспособности национальной экономики в долгосрочном контексте.

Под предпринимательской средой понимается система социально-экономических отношений, которая включает взаимоотношения бизнеса и государства, отношения внутри предпринимательского сектора экономики и между ним и населением и реализуется через динамику потребительских расходов, уровень цен на экономические ресурсы, уровень занятости, процентные ставки и налоги, курс национальной валюты. Экономическая среда по своему содержанию является непосредственным окружением, в котором функционируют предпринимательские структуры. Оно определяет основные параметры, в которых хозяйственные единицы реализуют производственную функцию, осуществляют финансирование своей деятельности, применяют формы и методы менеджмента, адекватного поставленным целям, развивают трудовую мотивацию работников, реализуют изготовленную продукцию.

В условиях глобализации экономических отношений важная роль в создании предпринимательской среды принадлежит государству. Его действия должны быть направленное в поддержку свободы предпринимательство, инициативной деятельности субъектов экономических отношений, создания демократической экономики. Государство должно рассматривать предпринимательский сектор в качестве катализатора экономического развития, поскольку он выступает своеобразным ускорителем, который существенно влияет на структурную перестройку в экономике, увеличение объемов производства и предоставления услуг, стимулирования инвестиционной деятельности, повышения уровня спроса и предложения, ускорения темпов развития национальной экономики в целом.



Последующее улучшение предпринимательской среды требует сосредоточения внимания на:

  • совершенствовании законодательства, которое регулирует взаимоотношения между субъектами ведения хозяйства разных форм собственности;

  • осуществлении судебной реформы и повышения эффективности работы судебной системы;

  • повышении роли и функций арбитражных судов;

  • борьбе с коррупцией;

  • упрощении налоговой системы и возрождения ее стимулирующей функции;

  • упрощении законодательной базы, которая регулирует порядок регистрации и функционирования торговых предприятий;

  • повышении эффективности функционирования рынка недвижимого имущества;

  • упрощении выдачи промышленных свидетельств (лицензий);

  • упрощении выдачи виз и разрешения на труд для иностранных граждан;

  • разработке нормативно правовых актов, которые регулируют ипотечные отношения;

  • приведении в соответствие трудового законодательства к условиям рин-кової экономики;

  • упрощении процедур при строительстве и реконструкции производственных объектов.



Список литературы


  1. Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: начала, тенденции, перспективы. – М.: ИВ РАН, 2002

  2. Глобализация экономики и ее воздействие на предпринимательскую деятельность. - В кн.: Россия в глобальной экономике: актуальные тенденции / Под ред. Ф.И. Шамхалова. Вып. 8 (Сегодня и завтра российской экономики). – М.: Издательство «Экономика», 2006.

  3. Зевин Л.З. Экономические структуры разного уровня в глобальных процессах: особенности взаимодействия. – М., 2003

  4. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. – М.: Инфра-м, 2000.

  5. Широков Г.К. Регионализация: новые тенденции мирового развития на рубеже XX и XXI. // Новая и новейшая история, 2004 № 4.

  6. Эволюция представленный о сущности роли предпринимательства в рыночной экономике. – В кн.: Право и экономика / Под ред. С.С.Ильина, Н.Н. Косаренко. – М., 2005.




База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница