1. цели освоения учебной дисциплины целью освоения учебной дисциплины «История железнодорожного транспорта»




Скачать 277.82 Kb.
Дата29.04.2016
Размер277.82 Kb.






1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения учебной дисциплины «История железнодорожного транспорта» является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальности «Эксплуатация железных дорог» и приобретение ими:

- знаний об исторических фактах создания железнодорожного транспорта, основных этапах развития мирового и российского железнодорожного транспорта, развития технических средств железнодорожной отрасли;

- умений анализировать основные тенденции технологических процессов на железнодорожном транспорте в XIX - XXI веках, оценивать вклад ученых, инженеров, крупных деятелей в достижения мирового и российского железнодорожного транспорта; определять роль железнодорожного транспорта в различные исторические периоды;

- навыков владения способностью уважительного и бережного отношения к историческому наследию, патриотическим, трудовым и научно-техническим традициям поколений железнодорожников, осознанием социальной значимости своей будущей профессии.


2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Учебная дисциплина «История железнодорожного транспорта» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые следующими предшествующими дисциплинами:

история..


Приобретенные в результате изучения дисциплины «История железнодорожного транспорта» знания, умения и навыки являются неотъемлемой частью формируемых у выпускника компетенций, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальности «Эксплуатация железных дорог», и будут использованы при изучении последующих учебных дисциплин:

- Общий курс транспорта;

- Пути сообщения;

- Экономика транспорта.



3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины студент должен:

п/п


Код и название

компетенции



Ожидаемые результаты

1

2

3

1

Выпускник должен обладать компетенцией

ОК-1


знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии, владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

Знать:

Знать основные исторические факты, даты, события из истории железнодорожного транспорта, имена ученых, инженеров, организаторов железнодорожной отрасли



Уметь:

Уметь понять роль железнодорожного транспорта в различные исторические периоды, объяснить взаимосвязь железнодорожного транспорта с уровнем социально-экономического развития стран и регионов в разные исторические периоды



Владеть:

Владеть основами аналитического мышления, способностью к пониманию и объективной оценке достижений железнодорожного транспорта, его технических средств и технологий на основе знания исторического контекста



2

Выпускник должен обладать компетенцией

ОК-4


способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, умением анализировать и оценивать исторические события и процессы;

Знать:

Знать основные исторические события из истории создания и развития железнодорожного транспорта, его технических средств, достижения железнодорожной отрасли прошлого и современности.



Уметь:

Уметь анализировать основные процессы эволюции железнодорожной отрасли, оценивать вклад ученых, инженеров, организаторов в достижения мирового и российского железнодорожного транспорта.



Владеть:

Владеть навыками выражать и обосновывать свою позицию по вопросам исторического опыта, способностью относиться к историческому наследию, патриотическим, трудовым и научно-техническим традициям поколений железнодорожников, использовать их опыт в будущей профессиональной деятельности.



3

Выпускник должен обладать компетенцией

ОК-8


осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

Знать:

Знать место и роль своей будущей профессии в системе железнодорожной отрасли. Понимать общественную значимость своей профессии, свою роль в реформировании и модернизации российского железнодорожного транспорта. Знать способы обеспечения высокой мотивации выполнения профессиональной деятельности.



Уметь:

Уметь самостоятельно и ответственно решать проблемы в области профессиональной деятельности, аргументировать высокую степень моральной ответственности в рамках профессионального направления подготовки.



Владеть:

Владеть навыками для обеспечения должным образом уровня интеллектуальных, связанных с ними физиологических показателей, достаточного для эффективного, качественного, сознательного осуществления профессиональной деятельности. Обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию, сохранению и развитию традиций на железнодорожном транспорте. Разъяснять новым работникам значимость выполняемой ими работы для подразделений ОАО «РЖД», отрасли.




4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет:
2 зачетных единиц,
72 часов.


    1. Объем учебной дисциплины




Вид учебной работы


Количество часов

Всего по учебному плану

Курсы

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

8

Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего), часов

8

8
















В том числе:

Лекции (Л) , часов



4

4
















Практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия , часов

4

4
















Лабораторные работы (ЛР) (лабораторный практикум) (ЛП) , часов






















Индивидуальные занятия (ИЗ), часов






















Самостоятельная работа под руководством преподавателя (СР) , часов






















Контроль самостоятельной работы (КСР), часов






















Самостоятельная работа (СРС) (всего), часов

60

60
















Промежуточный контроль успеваемости, часов

4

4
















ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины:

часов:

72

72
















зачетных единиц:

2

2
















Текущий контроль (К, КП, КР, КСР)






















Промежуточный контроль (За, ЗаО, Экз)




За


















4.3. Разделы учебной дисциплины


п/п


Курс

Раздел учебной дисциплины

Краткое содержание раздела

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Л

ЛР

ПЗ

ИЗ

СР

КСР

СРС

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

1

История зарождения железнодорожного транспорта

Исторические и технические предпосылки создания ж.-д. транспорта. Строительство первых дорог мира. Создание технических средств ж.-д. транспорта.

1
















8

9

2

1

Развитие железных дорог мира во 2-ой пол. XIX – начале XXI вв.

Основные тенденции ж.-д. строительства. Изменение роли железных дорог в различные исторические периоды, основные этапы развития мирового ж.-д. транспорта.

1
















8

9

3

1

Развитие технических средств железнодорожного транспорта в XIX – начале XXI вв.

История создания и развитие локомотивов. Развитие пассажирских и грузовых вагонов. Железнодорожный путь, инженерные сооружения, станции и вокзалы. Управление движением, ж.-д. связь и сигнализация.







2










9

11

4

1

История развития железнодорожного транспорта России и Советского Союза

Начало ж.-д. строительства в России. Ж.-д. транспорт во 2-ой пол. XIX в. Роль Российского государства в развитии ж.-д. транспорта. Создание сети отечественных железных дорог на рубеже XIX – XX вв. Ж.-д. транспорт СССР в 1917 – 1991 гг. Роль ж.-д. транспорта в обеспечении народного хозяйства, обороноспособности страны. Ж.-д. транспорт в годы Великой Отечественной войны. Послевоенная реконструкция, развитие ж.-д. транспорта в СССР в 1950-е – 1980-е гг.

2
















9

11

5

1

Российские железные дороги в 1990-е – нач. 2000- х гг.

Развитие ж-д. транспорта в условиях кризиса 1990-х гг. Структурные реформы и стратегия развития ж.-д.транспорта Российской Федерации до 2030 г. Задачи и деятельность ОАО «РЖД.







2










8

10

6

1

История уставов железных дорог России

Создание первого в России Устава железных дорог (1885 г.). Уставы железных дорог СССР (1935, 1964 гг.). Устав ж.-д. транспорта РФ (2003 г.).



















9

9

7

1

История транспортных учебных заведений. ВЗИИТ, РГОТУПС, РОАТ

История подготовки специалистов путей сообщения в ж.-д. вузах, учебных заведениях различных уровней. РОАТ: история и современность.



















9

9













4

0

4

0

0

0

60

68


4.4. Лабораторные работы / практические занятия / индивидуальные занятия / самостоятельная работа под руководством преподавателя
4.4.1. Лабораторные работы
Лабораторные работы не предусмотрены.
4.4.2. Практические занятия


п/п


Курс

Раздел учебной дисциплины

Наименование практического занятия

Всего часов

1

2

3

4

5

1

1

Развитие технических средств железнодорожного транспорта в XIX – начале XXI вв.

Развитие технических средств железнодорожного транспорта в XIX – начале XXI вв.

2

2

1

Российские железные дороги в 1990-е – нач. 2000- х гг.

Современные проблемы и стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации.

2










Всего

4



4.4.3. Индивидуальные занятия
Индивидуальные занятия не предусмотрены.
4.4.4. Самостоятельная работа под руководством преподавателя
Самостоятельная работа под руководством преподавателя не предусмотрена.

4.5. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовые проекты (работы) не предусмотрены.


4.6. Примерная тематика контрольных работ

Контрольные работы не предусмотрены.


5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для реализации компетентностного подхода и с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов по усмотрению преподавателя в учебном процессе могут быть использованы в различных сочетаниях активные и интерактивные формы проведения занятий, включая: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, тренинги, встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов, лекции-экскурсии в музеях железных дорог – филиалов ОАО «РЖД», музее РОАТ, встречи с ветеранами железнодорожного транспорта, специалистами ОАО «РЖД».



6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА


п/п


Курс

Раздел учебной дисциплины

Вид самостоятельной работы студента

Всего часов

1

2

3

4

5

1

1

История зарождения железнодорожного транспорта

работа с базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами

8

2

1

Развитие железных дорог мира во 2-ой пол. XIX – начале XXI вв.

работа с базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами

8

3

1

Развитие технических средств железнодорожного транспорта в XIX – начале XXI вв.

работа со справочной и специальной литературой

9

4

1

История развития железнодорожного транспорта России и Советского Союза

работа с базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами

9

5

1

Российские железные дороги в 1990-е – нач. 2000- х гг.

работа со справочной и специальной литературой

8

6

1

История уставов железных дорог России

самостоятельное изучение и конспектирование отдельных тем учебной литературы, связанных с разделом

9

7

1

История транспортных учебных заведений. ВЗИИТ, РГОТУПС, РОАТ

самостоятельное изучение и конспектирование отдельных тем учебной литературы, связанных с разделом

9













60


7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Список контрольных вопросов для зачета:

1. Исторические и технические предпосылки создания железнодорожного транспорта.

2. История строительства первых железных дорог мира.

3. Развитие мирового железнодорожного транспорта во второй половине XIX – начале XXI века.

4. Международные железнодорожные организации, транспортные органы ООН.

5. Высокоскоростной железнодорожный транспорт – современное направление в развитии железных дорог.

6. Создание трансконтинентальных и межконтинентальных магистралей.

7. Железные дороги Европы. Прошлое и настоящее.

8. Железные дороги Америки. Прошлое и настоящее.

9. Железные дороги Азии. Прошлое и настоящее.

10. Реформирование железных дорог мира в конце XX века.

11. История создания и эволюция паровозов в XIX – XX вв.

12. История электрической тяги на железнодорожном транспорте.

13. Создание и развитие тепловозов.

14. Создание газотурбовозов, перспективы их использования в XXI веке.

15. История пассажирских вагонов.

16. Грузовые вагоны: история и современность.

17. Развитие железнодорожных тормозов, сцепных приборов.

18. История железнодорожного пути.

19. Железнодорожные мосты, тоннели и другие инженерные сооружения: прошлое и настоящее.

20. Основные этапы развития железнодорожных станций.

21. История вокзалов и вокзальных комплексов.

22. Развитие сигнализации и средств железнодорожной связи.

23. Борьба в 30 – 40-х годах XIX века по проблемам железнодорожного строительства в России.

24. Вклад Е. и М. Черепановых в создание железнодорожного транспорта России.

25. Строительство Царскосельской железной дороги.

26. Проектирование и сооружение первой в России железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва.

27. Железные дороги России во второй половине XIX века.

28. Строительство Транссибирской магистрали.

29. Вклад отечественных ученых и инженеров в развитие железнодорожной отрасли.

30. Участие железнодорожников в рабочем и демократическом движениях, революционной борьбе в начале XX века.

. Российский железнодорожный транспорт в годы первой мировой и гражданской войн.

32. Железные дороги СССР в 1920-е – 30-е годы, их роль в социально-экономическом развитии страны.

33. Туркестано-Сибирская магистраль: история строительства и развитие.

34. Советские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны.

35. Развитие железнодорожной сети, техническая реконструкция железнодорожного транспорта СССР в 1950-е – 80-е годы.

36. Сооружение Байкало-Амурской магистрали.

37. Железнодорожный транспорт Российской Федерации в 1990-е годы.

38. Всероссийский съезд железнодорожников (май 1996 г.).

39. Структурные реформы на железнодорожном транспорте Российской Федерации (конец 1990-х – начало 2000-х годов).

40. Цели и задачи, деятельность акционерного общества «Российские железные дороги».

41. Железнодорожный съезд (октябрь 2007 г.). Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 г.

. Московская железная дорога. История развития.

43. Северная железная дорога. История развития.

44. Горьковская железная дорога. История развития.

45. Приволжская железная дорога. История развития.

46. Юго-Восточная железная дорога. История развития.

47. История уставов железных дорог России.

48. Зарождение и развитие службы военных сообщений и железнодорожных войск.

49. Транспортная печать.

50. История подготовки инженерных путей сообщения в вузах России.

51. Подготовка специалистов среднего звена и массовых профессий для железнодорожного транспорта.

52. ВЗИИТ, РГОТУПС, РОАТ: история и современность.

53. Ученые РОАТ – железнодорожному транспорту (внедрение научных разработок академии на железнодорожном транспорте).

54. Библиотеки и музеи железнодорожного транспорта.

См. приложение №1


8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8.1. Основная литература


№ п/п

Наименование

Автор(ы)

Год и место издания

Используется при изучении разделов

Курс

1

История железнодорожного транспорта России

Гайдомакин А.В., Лукин В.В., Четвергов В.А.

М., 2013

1-7

1

2

Транспорт России: исторические очерки.

под ред. Пашковой

М., 2010

1-7

1

3

Очерки истории железных дорог: кн. 3

Крейнис З.Л.

М., 2011

1-7

1

4

Очерки истории железных дорог: кн. 4

Крейнис З.Л.

М., 2011

1-7

1

5

Очерки истории железных дорог. Кн.1. Два столетия.

Кн.2. Как поезда самолеты догоняли




Крейнис З.Л.

М., 2010.

1-7

1



8.2. Дополнительная литература

№ п/п

Наименование

Автор(ы)

Год и место издания

Используется при изучении разделов

Курс

1

Большая энциклопедия транспорта

Конарев Н. С.

М.: Большая Российская энциклопедия, 2003

1-7

1

2

Все о высокоскоростных поездах TGV/А

Папазян А.; пер. с нем. Антонова С. С.

М.: ФГОУ, 2010

1-7

1

3

История электрической связи на железнодорожном транспорте

Семенюта Н. Ф., Задорнов И. А.

М.: УМЦ, 2008

1-7

1

4

Очерки истории железных дорог. Кн. 3. Великий Российский путь из Санкт-Петербурго во Владивосток

Крейнис З. Л.

М.: ГОУ, 2010

1-7

1

5

Очерки истории железных дорог. Кн. 4. От паровоза до суперэкспресса Sakura

Крейнис З. Л.

М.: ГОУ, 2011

1-7

1

6

Очерки истории железных дорог. Кн. 5. Железные дороги в городе на земле и под землей

Крейнис З. Л.

М.: ООО "Издательский дом Ока", 2011

1-7

1

7

Паровоз серии П36 типа 2-4-2 - последний отечественный пассажирский

Вульфов А. Б., Мальцев А. А.

М.: ФГОУ 2011

1-7

1

8

Транспорт России: исторические очерки. Краткий исторический очерк развития и деятельности Ведомств путей сообщения за сто лет существования

Пашкова Т. Л.

М.: ПАН ПРЕСС, 2009

1-7

1

9

Транспорт России: исторические очерки. Транспорт на рубеже эпох (1899-1917)

Пашкова Т. Л.

М.: ПАН ПРЕСС, 2009

1-7

1

10

Транспорт России: исторические очерки. Транспортная система - основа экономики России

Пашкова Т. Л.

М.: ПАН ПРЕСС, 2009

1-7

1

11

Транспорт России: исторические очерки. Этапы экономических преобразований в транспортной системе

Пашкова Т. Л.

М.: ПАН ПРЕСС, 2009

1-7

1


8.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Официальный сайт РОАТ – http://www.rgotups.ru/ru/

2. Официальный сайт МИИТ – http://miit.ru/

3. Электронные расписания занятий – http://appnn.rgotups.ru:8080/scripts/B23.exe/R01

4. Система обучения «Космос» – http://stellus.rgotups.ru/

5. Официальный сайт библиотеки РОАТ – http://lib.rgotups.ru/

6. Поисковые системы «Яндекс», «Google» для доступа к тематическим информационным ресурсам.

7. Портал "Гуманитарное образование" http: // www.humanities/edu/ru

8. Федеральный портал "Российское образование"http://www.edu.ru

9. Федеральное хранилище "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов"http://school-collection.edu.ru



8.4. Учебно-методические издания в электронном виде


1. Каталог электронных пособий в системе обучения «Космос» – http://stellus.rgotups.ru/ - «Вход для зарегистрированных пользователей» - «Ввод логина и пароля доступа» - «Просмотр справочной литературы» - «Библиотека».
2. Каталог учебно-методических комплексов дисциплин – http://www.rgotups.ru/ru/chairs/ - «Выбор кафедры» - «Выбор документа»

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Для проведения лекционных и практических занятий в первую очередь используются  аудитории факультетов, оснащенные мультимедийным оборудованием, а также:
1. Поточные аудитории для лекций с мультимедийной техникой.
2. Аудитории для практических занятий.
3. Доступ в Интернет.
4. Материальные ресурсы (аудио, видео и дидактические материалы)



9.2. Требования к программному обеспечению при прохождении учебной дисциплины


        Программное обеспечение должно позволять выполнить все предусмотренные учебным планом виды учебной работы по дисциплине «История ж/д транспорта»: теоретический курс, практические занятия, задания на контрольную работу, тестовые и экзаменационные вопросы по курсу. Все необходимые для изучения дисциплины учебно-методические материалы объединены в  Учебно-методический комплекс и размещены на сайте университета: http://www.rgotups.ru/ru/.
       - Программное обеспечение для проведения лекций, демонстрации презентаций и ведения интерактивных занятий: Microsoft Office 2003 и выше.   

 - Программное обеспечение для выполнения текущего контроля успеваемости: Браузер Internet Explorer 6.0 и выше.


10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) по изучению дисциплины.
См. приложение №2


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница