1. цели и задачи освоения дисциплины цель изучения дисциплины




Скачать 243.21 Kb.
Дата10.05.2016
Размер243.21 Kb.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины: формирование у студентов знаний теоретических основ мировой экономики, современных норм и правил ее функционирования, умений и навыков ориентирования в настоящем эмпирическом состоянии и тенденциях развития мировой экономической системы и международных экономических отношений.

Задачи изучения дисциплины: Данная цель определила следующие задачи:

  • - сформировать комплексное представление об общих принципах и результатах развития мировой экономики;

  • дать представление о потенциале и структуре мировой экономики;

  • дать знания в области анализа перспектив и оценки последствий участия стран в глобализирующемся мире;

  • изучить международные экономические отношения стран и их участие в международном разделении труда;

  • оценить состояние и перспективы участия различных субъектов в современной мировой экономике.



2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Цикл (раздел) ОП: Б1.В.
2. Связь с другими дисциплинами Учебного плана


Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)

Перечень последующих дисциплин, видов работ

Экономическая теория


Экономическая география и регионолистика




3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:

- способы обобщения, анализа и восприятия информации о мировой экономике и мирохозяйственных связях (ОК-1)

- Способы использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9)

- Основные этапы становления мирового хозяйства, принципы функционирования мирового хозяйства (ОК-8)

- основные законы развития экономики (ОК-10)



Уметь:

- Обобщать и анализировать полученную информацию (ОК-1)

- Анализировать социально-значимые процессы и явления (ОК-9)

- применять полученные знания в своей профессиональной деятельности (ОК-8)

- использовать полученные знания в свое профессиональной деятельности (ОК-10)

Владеть:

- полученными знаниями в выборе цели и способе ее реализации (ОК-1)

- Владеть навыками применения полученных знаний (ОК-9)

- навыками анализа мотивации при выполнении профессиональной деятельности (ОК-8)

- навыками сопоставления и применения полученных знаний для повышения уровня профессиональной деятельности (ОК-10)

У студента должны быть сформированы элементы следующих компетенций:

ОК-1 - Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу и восприятию информации, постановки цели выбору способа ее достижения;

ОК-9 - Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые процессы и явления;

ОК-8 - Владеть осознанием социальной значимости своей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-10 - способность использования основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Аудиторные занятия − очная форма обучения


Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, тема и краткое содержание


Реализуемые компетенции

1-18

18

2

Лекции




1-2

8
2

2
2

Модуль 1 «Сущность мировой экономики»

Тема 1. «Современное состояние мирового хозяйства, закономерности и тенденции его развития»

Лекция: Сущность мирового хозяйства, причины возникновения и этапы развития. Субъекты мирового хозяйства. Группировка стран в мировой экономике: цели и критерии группировки, характеристика групп стран. Закономерности развития мирового хозяйства. Основные черты и тенденции развития современного мирового хозяйства.

ОК-1;

ОК-9



3-4

2




Тема 2. «Международное разделение труда как базис развития всемирного хозяйства»

Лекция: Сущность МРТ, факторы возникновения, типы и исторические предпосылки формирования современной системы МРТ. Формы и виды МРТ на современном этапе. Международная специализация производства и ее разновидности. Международное кооперирование производства: виды и содержание. Современные тенденции в развитии МРТ. Место и роль различных групп стран в современном МРТ.

ОК-1;

ОК-9



5-8

4




Тема 3. «Современные формы и направления экономической интеграции в мировой экономике»

Лекция: Интернационализация хозяйственной жизни как объективная основа экономической интеграции. Интеграционные процессы в странах мирового сообщества: формы, причины возникновения, направления развития. Направления и причины интеграционных процессов в Западной Европе. Особенности интеграционных процессов в Северо-Американском регионе и странах Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Предпосылки и проблемы интеграции национальных экономик в странах СНГ и Восточной Европы. Проблемы экономической интеграции России в мировое сообщество.

ОК-1;

ОК-9






9-10

10
2




Модуль 2 «Экономический потенциал мирового хозяйства
Тема 4. «Человеческие ресурсы в мировом хозяйстве»

Лекция: Трудовые ресурсы в мировой экономике. Понятие демографии и динамики населения мира. Типы и особенности воспроизводства населения в различных группах стран. Критерии классификации народонаселения. Экономически активное население. Проблемы урбанизации в мировом хозяйстве. Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы. Глобальные проблемы в сфере народонаселения. Международное сотрудничество в решении демографических проблем.

ОК-1;

ОК-9



11-12

2




Тема 5. «Отраслевая структура мирового хозяйства»

Лекция: Место промышленности в мировой экономике. Структура промышленности, факторы и тенденции ее развития. Агропромышленный комплекс в структуре мировой экономики. Инфраструктура мировой экономики: понятие, ее составляющие, динамика инфраструктуры всемирного хозяйства. Содержание и роль производственной инфраструктуры в развитии мировой экономики. Понятие непроизводственной инфраструктуры мировой экономики: содержание и тенденции развития. Национальное и наднациональное регулирование отраслей мировой инфраструктуры.

ОК-1;

ОК-9



13-14

2




Тема 6. «Финансово-кредитная система мирового хозяйства. Мировая валютная система»

Лекция: Мировая валютная система: основные черты современной денежной системы. Структура валютной системы. Эволюция валютных систем. Международный платежный оборот. Платежный баланс. Спрос и предложение валют. валютные рынки и современные тенденции их развития. Государственное регулирование валютных отношений. Современная финансово-кредитная система мирового хозяйства. Мировой рынок ссудных капиталов. Межгосударственное регулирование кредитных и валютных отношений. Кризис внешней задолженности.

ОК-1;

ОК-9



15-16

2




Тема 7. «Транснациональные корпорации в мировой экономике»

Лекция: Общее представление о международных компаниях и месте транснациональных корпораций в развитии мирового хозяйства. Становление современных ТНК и специфика их глобальной стратегии. Факторы эффективности и последствия деятельности ТНК в развитии мировой экономики.

ОК-1;

ОК-9



17-18

2




Тема 8. «Россия в мировой экономике»

Лекция: Современное место России в мировой экономике. Оценка потенциала России на рубеже ХХ-ХХI веков. Интеграция России в мирохозяйственный процесс: проблемы и перспективы.

ОК-1;

ОК-9



1-18

36

6

Практические занятия /семинары




1-2

14
4

6
2

Модуль 1 «Сущность мировой экономики»

Тема 1. «Современное состояние мирового хозяйства, закономерности и тенденции его развития»

Семинар1:

1.Сущность мирового хозяйства, причины возникновения и этапы развития.

2.Субъекты мирового хозяйства.

Семинар2:



  1. Системное определение понятия «мировая экономика».

  2. Основные черты и тенденции развития современного мирового хозяйства.

  3. Международная конкуренция и формы ее проявления в современном мире.

ОК-1;

ОК-9



3-4

4




Тема 2. «Международное разделение труда как базис развития всемирного хозяйства»

Семинар:

1.Сущность МРТ, факторы возникновения, типы и исторические предпосылки формирования современной системы МРТ.

2.Формы и виды МРТ на современном этапе.

3.Совместные предприятия и свободные экономические зоны как способы участия стран в МРТ.



ОК-1;

ОК-9



5-8

6

4

Тема 3. «Современные формы и направления экономической интеграции в мировой экономике»

Семинар:

1.Интернационализация хозяйственной жизни как объективная основа экономической интеграции. 2.Интеграционные процессы в странах мирового сообщества: формы, причины возникновения, направления развития.

3.Направления и причины интеграционных процессов в Западной Европе.

4.Особенности интеграционных процессов в Северо-Американском регионе и странах Азиатско-Тихоокеанского бассейна.



ОК-1;

ОК-9



9-10

22
4




Модуль 2 «Экономический потенциал мирового хозяйства
Тема 4. «Человеческие ресурсы в мировом хозяйстве»

Семинар:

1.Трудовые ресурсы в мировой экономике. Понятие демографии и динамики населения мира.

2.Типы и особенности воспроизводства населения в различных группах стран.

3.Критерии классификации народонаселения. Экономически активное население. Проблемы урбанизации в мировом хозяйстве.

4.Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы.

5.Глобальные проблемы в сфере народонаселения. Международное сотрудничество в решении демографических проблем.



ОК-1;

ОК-9



11-12

4




Тема 5. «Отраслевая структура мирового хозяйства»

Семинар:

1.Понятие отраслевой структуры мирового хозяйства. 2.Динамика структурных изменений в мировой экономике.

3.Место промышленности в мировой экономике. Структура промышленности, факторы и тенденции ее развития.

4.Агропромышленный комплекс в структуре мировой экономики.

5.Инфраструктура мировой экономики: понятие, ее составляющие, динамика инфраструктуры всемирного хозяйства.


ОК-1;

ОК-9



13-14

4




Тема 6. «Финансово-кредитная система мирового хозяйства. Мировая валютная система»

Семинар:

1.Мировая валютная система: основные черты современной денежной системы.

2.Структура валютной системы.

3.Эволюция валютных систем.

4.Международный платежный оборот. Платежный баланс.

5.Валютные рынки и современные тенденции их развития. 6.Государственное регулирование валютных отношений.

7.Современная финансово-кредитная система мирового хозяйства.


ОК-1;

ОК-9



15-16

6




Тема 7. «Транснациональные корпорации в мировой экономике»

Семинар:

1.Становление современных ТНК и специфика их глобальной стратегии.

2.Факторы эффективности и последствия деятельности ТНК в развитии мировой экономики.


ОК-1;

ОК-9



17-18

4




Тема 8. «Россия в мировой экономике»

Семинар:

1.Современное место России в мировой экономике.

2.Оценка потенциала России на рубеже ХХ-ХХI веков.


ОК-1;

ОК-9




4.2 Самостоятельная работа студента – очная форма обучения


Неделя

Кол. час

Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; курсовые работы и проекты, контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.

Формируемые компетенции

1-18

54

Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку




1-2

6

Тема 1. «Современное состояние мирового хозяйства, закономерности и тенденции его развития»

Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента

Тематика докладов и рефератов:

1.Основные черты и тенденции развития современного мирового хозяйства

2.Глобальные проблемы современности, их актуальность и перспективы решения в 21 веке.

3.Развитие мировой экономики и его последствия для России.


ОК-1;

ОК-9



3-4

6

Тема 2. «Международное разделение труда как базис развития всемирного хозяйства»

Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента

Тематика докладов и рефератов:

1.Современное место новых индустриальных стран в международном разделении труда.

2.Роль развивающихся стран в международном разделении труда.



ОК-1;

ОК-9



5-8

6

Тема 3. «Современные формы и направления экономической интеграции в мировой экономике»

Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента

Тематика докладов и рефератов:

1.Теоретические концепции и объективные предпосылки международной экономической интеграции

2.Направления интеграции России в мировое экономическое сообщество.



ОК-1;

ОК-9



9-10

6

Тема 4. «Человеческие ресурсы в мировом хозяйстве»

Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента

Тематика докладов и рефератов:

1.Природно-ресурсный потенциал России: основные тенденции в его современном использовании при развитии внешнеэкономических связей.

2.Основные направления демографической политики государства в странах различного типа воспроизводства (на примере Китая, Индии).



ОК-1;

ОК-9



11-12

6

Тема 5. «Отраслевая структура мирового хозяйства»

Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента

Тематика докладов и рефератов:

1.Динамика развития инфраструктуры всемирного хозяйства.

2.Основные сдвиги в отраслевой структуре мировой экономики.



ОК-1;

ОК-9



13-14

6

Тема 6. «Финансово-кредитная система мирового хозяйства. Мировая валютная система»

Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента

Тематика докладов и рефератов:

1.Парижский клуб и его деятельность.

2.Лондонский клуб и его деятельность.

3.Иностранные инвестиции в экономике России.

4.Инвестиционный климат и пути его улучшения.



ОК-1;

ОК-9



15-16

12

Тема 7. «Транснациональные корпорации в мировой экономике»

Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента

Тематика докладов и рефератов:

1.Особенности регулирования транснационального бизнеса. 2.Транснациональный фактор и финансово-промышленные группы в России.


ОК-1;

ОК-9



17-18

6

Тема 8. «Россия в мировой экономике»

Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента

Тематика докладов и рефератов:

1.Интеграция России в мирохозяйственный процесс: проблемы и перспективы.

2.Проблемы и перспективы вступления России в ВТО.



ОК-1;

ОК-9






54

Общая трудоемкость самостоятельной работы







36

Подготовка к экзамену

ОК-1;

ОК-9




5.ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

5. 1 Фонд оценочных средств для проведения текущей аттестации


    1. Охарактеризуйте сущность мирового хозяйства, причины возникновения и закономерности развития

    2. Охарактеризуйте основные этапы развития всемирного хозяйства

    3. Проанализируйте тенденции развития и основные черты всемирного хозяйства

    4. Охарактеризуйте субъекты мирового хозяйства (цели и критерии группировки стран в мировой экономике)

    5. Охарактеризуйте понятие международные корпорации и их роль в мировой экономике (сущность и формы международных корпораций, роль в мировом хозяйстве, с примерами)

    6. Проанализируйте развитие международные экономические организации как регулирующих органов в мировой экономике

    7. Охарактеризуйте основные черты и тенденции развития современного мирового хозяйства

    8. Проанализируйте глобальные проблемы современности, их актуальность и перспективы решения в 21 веке, экономические аспекты глобальных проблем

    9. Охарактеризуйте сущность международного разделения труда, типы и исторические предпосылки формирования современной системы МРТ

    10. Охарактеризуйте формы и виды МРТ на современном этапе

    11. Проанализируйте современные тенденции в развитии МРТ, место и роль различных групп стран в международном разделении труда

    12. Охарактеризуйте региональную экономическую интеграцию: сущность, формы, причины

    13. Охарактеризуйте интеграционные объединения в группе промышленно развитых стран (ЕС, ЕАСТ, ЕЭП, НАФТА - страны-члены, цели, этапы развития экономической интеграции, результаты деятельности)

    14. Проанализируйте особенности международной экономической интеграции развивающихся стран (основные интеграционные объединения развивающихся стран Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии, их главные особенности по сравнению с интеграционными блоками промышленно развитых стран)

    15. Проанализируйте тенденции развития процессов экономической интеграции стран с переходной экономикой (СНГ, ЦЕФТА)

    16. Охарактеризуйте направления интеграции России в мировое экономическое сообщество

    17. Охарактеризуйте природно-ресурсный потенциал России: основные тенденции в его современном использовании при развитии внешнеэкономических связей

    18. Проанализируйте основные направления демографической политики государства в странах различного типа воспроизводства (на примере Китая, Индии)

    19. Проанализируйте основные сдвиги в отраслевой структуре мировой экономики

    20. Охарактеризуйте понятие, формы и современные тенденции развития международных экономических отношений

    21. Охарактеризуйте теоретические основы международной торговли и их эволюция

    22. Охарактеризуйте сущность, этапы и факторы развития международной миграции капитала, формы международной миграции капитала

  1. Охарактеризуйте мировой рынок ссудных капиталов: структура и современные особенности

  2. Охарактеризуйте понятие мировая валютная система: сущность, виды, элементы

  3. Проанализируйте эволюцию мировой валютной системы

  4. Охарактеризуйте валютный рынок: понятие, виды, современные тенденции развития

  5. Проанализируйте тенденции развития и роль международных финансовых организаций в межгосударственном регулировании кредитных и валютных отношений (МВФ, Всемирный банк (МБРР, МАР, МФК, МАИГ))

  6. Охарактеризуйте международную миграцию рабочей силы

  7. Проанализируйте тенденции развития, причины и последствия международной миграции рабочей силы

  8. Охарактеризуйте сущность, виды и инструменты государственной миграционной политики

  9. Проанализируйте тенденции развития и социально-политические последствия международной миграции населения

  10. Охарактеризуйте место России в современном мировом хозяйстве, оцените экономического потенциала России в конце XX века

    1. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля

Структура и содержание фонда оценочных средств представлены в Приложении 1 к рабочей программе дисциплины.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6. 1. Основная и дополнительная литература




Выходные данные

Количество экземпляров

Основная литература:

1

Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник. /Под ред. проф. А.С.Булатова, проф. Н.Н. Ливенцова. – М.: МАГИСТР ИНФРА-М, 2013. – 655 с.

120

2

Ломакин В.К. Мировая экономика.- М.: ЮНИТИ, 2012.

100

3

Мировая экономика: Учебник./Под ред. Проф.Николаевой И.П– М.: ЮНИТИ, 2012. – 656 с.

120

Дополнительная литература:

1

2

3




Глобализация мирового хозяйства [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; под ред. проф. М. Н. Осьмовой, доц. А. В. Бойченко. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 376 с. - (Учебники экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова). - 30000 экз. - ISBN 5-16-002032-2
Чернецкий, Юрий Александрович. Мировая экономика [Текст] : курс лекций / Ю. А. Чернецкий. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2009. - 400 с. - (Учебный курс: кратко и доступно). - 2500 экз. - ISBN 978-5-699-35396-5.

Смирнов П.С. Актуальные вопросы участия России в международных финансовых организациях.//Деньги и кредит.-2010.-№4




10

10


2

4

Внешнеэкономический бюллетень

3

5

Российский внешнеэкономический вестник

3

6

Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ)

1


6.2 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1.

http://www.cbr.ru – сайт ЦБ РФ

2.

http://www.gks.ru – сайт Госкомстат РФ

3.

http://www.imf.org – сайт МВФ

4.

http://www.worldbank.org – сайт группы Всемирного Банка

5.

www.economy.gov.ru – сайт Министерства экономического развития РФ


6.3 Перечень программного обеспечения



Наименование программного обеспечения

1

Microsoft Office


6.4 Перечень информационно-справочных систем



Наименование информационно-справочных систем

1

Консультант +


7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Помещения для проведения всех видов работ, предусмотренных учебным планом, укомплектованы необходимой специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения. Для проведения лекционных и практических занятий используется демонстрационное оборудование.


№ ауд.


Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы обучающихся с указанием наличия

Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.




Аудитория, оборудованная мультимедийными средствами обучения

Обучающее – лекции




Компьютерный класс, оборудованный мультимедийными средствами обучения с выходом в Интернет

Обучающее, контролирующее - практические занятия





Специальная лаборатория, оборудованная: приводится основной перечень

Обучающее, контролирующее - работы с использованием Интернет





Рабочие места в компьютерном классе с выходом в сеть Интернет

Обучающее, контролирующее - самостоятельная подготовка





Компьютерный класс с выходом в сеть Интернет

Контролирующее – текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация



8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические указания по освоению дисциплины представлены в Приложении 2 к рабочей программе дисциплины.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница