1 Цели и задачи изучения дисциплины




Скачать 280.41 Kb.
Дата09.05.2016
Размер280.41 Kb.





1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины
Целью изучения дисциплины является изучение современных теорий социального благополучия и применение полученных знаний на практике для выявления основных проблем клиента и поиска оптимальных решения для достижения его социального благополучия, что является важной частью подготовки будущих социальных работников по направлению 040100.62 бакалавр социальной работы.

Достижение социального благополучия каждого члена общества - главная задача любого социального государства. Создание условий для достижения социального благополучия одна из обязанностей государства и российского института социальной работы. Изучение дисциплины «Современные теории социального благополучия» позволяет углубить знания студентов в области теоретических моделей социального благополучия общества для более успешного решения практических задач социальной работы в России.

Целью преподаваемой дисциплины является формирование следующих компетенций:

Общекультурные – ОК-2 (уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь); ОК-17 (быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни).

Профессиональные – ПК-14 (владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп); ПК-16 (быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия); ПК-17 (быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения ее физического, психического и социального здоровья); ПК-19 (быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений); ПК-21 (быть способным к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направления обеспечения социального благополучия).

1.2 Задачи изучения дисциплины


  • изучение основных технологий обеспечения социального благополучия, физического, психического и социального здоровья;

  • изучение качества жизни, физического, психического и социального здоровья;

  • изучение основных критериев социального благополучия;

  • формирование представлений о сущности и значении социального благополучия как отдельного индивида, так и общества в целом;

  • приобретение студентами навыка выявления уровня социального благополучия у разных групп населения;



1.3 Межпредметная связь
Курс «Основы социального образования» относится к обязательной части профессионального цикла. Учебный курс «Современные теории социального благополучия» призван углубить теоретические представления студентов о процессах функционирования и развития социальных систем, формирования личности, эволюции взаимоотношений общества и человека.

Для более эффективного освоения курса «Основы социального образования» рекомендуется студентам иметь подготовку по дисциплинам «История социальной работы, «Философия», «Основы социальной политики».


2 Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)


Семестр

6











Общая трудоемкость дисциплины

2(72)

2(72)










Аудиторные занятия:

1(36)

1(36)










лекции

0(0)

0(0)










практические занятия (ПЗ)

0

0










семинарские занятия (СЗ)

1(36)

1(36)










лабораторные работы (ЛР)

0

0










другие виды аудиторных занятий

0

0










промежуточный контроль

0

0










Самостоятельная работа:

1(36)

1(36)










изучение теоретического курса (ТО)

0,66(24)

0,66(24)










курсовой проект (работа):

0

0










расчетно-графические задания (РГЗ)

0

0










реферат

0,33(12)

0,33(12)










задачи

0

0










задания

0

0










другие виды самостоятельной работы

0

0










Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

Зачет

Зачет












3 Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)


п/п


Модули и разделы дисциплины

Лекции

зачетных единиц

(часов)


ПЗ или СЗ

зачетных единиц

(часов)


ЛР

зачетных единиц

(часов)


Самостоятельная работа зачетных единиц

(часов)


Реализуемые компетенции






Модуль 1. Теоретические аспекты учебной дисциплины современные теории социального благополучия


0


0,16(6)



0

0



0,22(8)


ОК-2, ПК-19



2.

Модуль 2. Особенности использования теорий социального благополучия в деятельности социального работника


0


0,84(30)


0


0,44(16)


ОК-2,

ОК-17,


ПК-14,

ПК-16, ПК-17,

ПК-19,

ПК-21





ВСЕГО:

0

1(36)

0

0,66(24)




3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

Учебным планом не предусмотрено.





    1. Семинарские занятия

Перечень тем семинарских занятий и их объем.




п/п


№ раздела

дисциплины



Наименование практических занятий, объем в часах

1

1

Тема 1. Современные теории социального благополучия как учебная дисциплина – 3 часа.


2

1

Тема 2. Социальное благополучие как основа развития социального государства – 3 часа.


3

2

Тема 3. Идеи социального неравенства в общественной мысли – 5 часов.


4

2

Тема 4. Социальная стратификация как основа возникновения теорий социального благополучия – 6 часов.

5

2

Тема 5. Классовая система современных обществ – 6 часов.


6

2

Тема 6. Основные теории социального благополучия – 6 часов.


7

2

Тема 7. Концептуальные модели социальной работы в странах мира – 4 часа.


8

2

Тема 8. Практическая деятельность социального работника в достижении социального благополучия российского общества – 3 часа.




Модуль 1. Теоретические аспекты учебной дисциплины современные теории социального благополучия
Тема 1. Современные теории социального благополучия как учебная дисциплина
Цель, задачи учебной дисциплины, предмет и объект исследования. Место «Современных теорий социального благополучия» в системе подготовки будущих социальных работников.
Тема 2. Социальное благополучие как основа развития социального государства
Подходы к определению социального благополучия и его значение для развития правового социального государства.
Модуль 2. Особенности использования теорий социального благополучия в деятельности социального работника
Тема 3. Идеи социального неравенства в общественной мысли
Истоки возникновения современных теорий социального благополучия на разных этапах исторического развития.
Тема 4. Социальная стратификация как основа возникновения теорий социального благополучия
Модели социальной стратификации, анализ основных систем социальной стратификации.
Тема 5. Классовая система современных обществ
Социальные классы, стратификация современного российского общества, идентификация социальных классов, значение социальных классов, средний класс, бедность в России, депривация
Тема 6. Основные теории социального благополучия
Функционалистская теория стратификации, конфликтологическая теория стратификации, теория социального неравенства Ильина.
Тема 7. Концептуальные модели социальной работы в странах мира
Анализ моделей социальной работы, их сравнительная характеристика.
Тема 8. Практическая деятельность социального работника в достижении социального благополучия российского общества
Возможности использования полученных знаний для совершенствования практической деятельности социального работника в России.
3.4. Лабораторные занятия

Учебным планом не предусмотрено.



3.5 Самостоятельная работа

Программой предусмотрена самостоятельная работа в объеме 1 кредита (36 часов) и включает в себя следующие виды работ:

1) Написание реферата (0,33 (12)), тема реферата выбирается из списка тем рефератов по курсу «Современные теории социального благополучия». Реферат должен выполняться в соответствии с требованиями: выполняться на стандартных листах формата А4; иметь титульный лист, план работы с нумерацией страниц в соответствии с его пунктами, введение, текст самой работы, заключение, список литературы, использованный при написании, приложения, если таковые имеются. Реферат сдается не менее, чем за 14 дней до начала сессии. Титульный лист должен быть оформлен по форме и в обязательном порядке содержать название предмета и тему, по которой выполняется работа, ФИО и регалии преподавателя, проверяющего работу, ФИО и курс студента, выполнившего работу. Страницы должны быть пронумерованы. Пункты плана должны отражать структуру работы, названия глав и параграфов дублироваться в тексте работы без изменений. Изложение плана, введения, глав, заключения, списка литературы и приложений должно начинаться с новой страницы. Текст работы пишется только с одной стороны листа. Текст печатается шрифтом размера 14 и с интервалом в 1.5, при отступах от левого края 3 см, правого и верхнего - 1.5 см, нижнего - 2 см. В тексте работы в обязательном порядке должны быть даны ссылки на список используемой литературы. Список литературы должен быть составлен в алфавитном порядке по фамилиям авторов в соответствии с последними Гостами по оформлению. В списке литературы источники располагаются в следующем порядке: международные нормативно-правовые акты; конституция; кодексы; нормативно-правовые акты федерального уровня; региональные нормативно-правовые акты; городские нормативные акты; локальные нормативно-правовые акты; иные источники литературы в алфавитном порядке. Письменная работа должна быть надлежащим образом подшита. В случае возврата контрольной работы повторно на кафедру сдается исправленная контрольная работа с подшитым ее вариантом до исправления.

2) Для углубленного освоения дисциплины, подготовки к семинарским занятиям студентам предлагается самостоятельное изучение теоретического материала по всем разделам и темам курса (0,66 (24)). Задания для изучения теоретического материала курса можно получить у методиста кафедры теории и методики социальной работы или у преподавателя данной дисциплины. Для углубленного освоения учебной дисциплины студентам предлагается самостоятельное изучение теоретического материала.


3.6 Содержание модулей дисциплин при использовании системы зачетных единиц

п/п


Наименование модуля,

срок его реализации



Перечень тем лекционного курса, входящих

в модуль


(Перечень тем в соответствии с п. 3.2)

Перечень семинарских занятий, входящих

в модуль

(Перечень

тем в соответствии с п. 3.3)



Перечень лабораторных занятий, входящих в модуль

(в соот. с п. 3.4)



Перечень самостоятельных видов работ, входящих в модуль, их конкретное наполнение

(Перечень видов работ и их содержания в соответствии с п.3.5)



Реализуемые компетенции

Умения

Знания

1.

Модуль 1. Теоретические аспекты учебной дисциплины современные теории социального благополучия
1 – 3 неделя





Семинарские занятия: 1-2.


0

Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 1-3.

ВРФ – выдача тем рефератов



ОК-2,


ПК-19.




-знание о предмете, объекте современных теорий социального благополучия, его месте и роли в подготовке специалиста по социальной работе;

- знание сущности и значения социального благополучия для развития социального государства



2.

Модуль 2. Особенности использования теорий социального благополучия в деятельности социального работника
4 – 18 неделя





Семинарские занятия: 3-8.

0

Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 3-8.


ОК-2,

ОК-17,


ПК-14,

ПК-16,


ПК-17,

ПК-19,


ПК-21

- умение проводить исследование по выявлению уровня социального благополучия у разных групп населения;

- умение классифицировать страны по концептуальным моделям социальной работы

- умение использовать знание современных теорий социальной работы в практической деятельности


- знание основных теорий социального благополучия и истории их возникновения;

- знание основ социальной стратификации;

- знание особенностей классовой системы современных обществ;

- знание концептуальных моделей социальной работы развитых стран мира;





4. Учебно-методические материалы по дисциплине.
4.1 Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы
Литература:

  1. Авакян С.А., Кулешов С.В., Морозова Е.Г., Сарычева И.А. Политико-правовые проблемы развития Российской Федерации в свете мирового и отечественного опыта // Мир России. 1997. № 3. С. 3-42.

  2. Авраамова Е. М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения. - М., 1998. - С. 218.

  3. Авраамова Е.М. Появился ли в России средний класс? // Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999.

  4. Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике // Вопросы экономики. 2001. № 5.

  5. Ахиезер А.С. Эмиграция как индикатор состояния российского общества // Мир России. 1999. № 4.

  6. Ашин Г. К. Современные теории элит: критический очерк. М.: Международные отношения, 1985.

  7. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Эпос среднего класса: нормативная модель и отечественные реалии: научно-публицистическая монография. Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2000.

  8. Балабанов С.С. Социальные типы и социальная стратификация // Социологический журнал. 1995. № 2.

  9. Беляева Л А. Социальная стратификация и средний класс в России. 10 лет постсоветского развития. М.: Academia, 2001.

  10. Беляева Л. А. Средний слой российского общества: Проблема обретения социального статуса//Социологические исследования. 1993. № 10. С. 13–22.

  11. Бергель Е. Социальная стратификация//Социология. Хрестоматия/Под ред. A. Кравченкo. С. 209–221.

  12. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов//Вопросы социологии. 1992. № 1. С. 17–36.

  13. Бухвальд Е., Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса (опыт Венгрии и уроки для России) // Вопросы экономики. 2002. № 7.

  14. Бызов Л.Г. Уровень потребления и имущественные характеристики среднего класса // СОЦИС. 2000. № 3.

  15. Геллнер Э. Экономическая интерпретация истории // Экономическая теория (New Palgrave) / Под ред. В. Автономова. М.: ИНФРА-М, 2004.

  16. Голенкова З. Т. Трансформация социальной структуры российского общества // Общество и экономика. - 1995. - № 9.

  17. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Средние слои в современной России (опыт анализа проблемы) // СОЦИС. 1998. № 7.

  18. Гордон Л .А. Права человека, условия труда и уровень жизни в переходной России// Мир России. 1996. № 4. С. 127-184.

  19. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств / Под общ. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2003.

  20. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.

  21. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Элит 2000, 2003.

  22. Григорьев Л., Малева Т. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации // Вопр. экономики. - 2001. - Янв.

  23. Громова Р. Положение в обществе и принадлежность к социальному слою: факторы самоидентификации // Экон. и соц. перемены: мониторинг обществ. мнения: Информ. бюл. - 1997. - № 4. - С. 30-34.

  24. Заславская Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социол. исслед. - 1995. - № 3. - С. 3-12.

  25. Заславская Т. И. Социальная структура России: главные направления перемен // Куда идет Россия?.. Общее и особенное в современном развитии / Под общ. ред. Т. И. Заславской. - М., 1997. - С. 168-176.

  26. Заславская Т. И. Стратификация современного российского общества // Экон. и соц. перемены: мониторинг обществ. мнения: Информ. бюл. - 1996. - № 1. - С. 7-15.

  27. Заславская Т. И. Структура современного российского общества // Экон. и соц. перемены: мониторинг обществ. мнения: Информ. бюл. - 1995. - № 6. - С. 7-13.

  28. Заславская Т.И. Трансформация российского общества как предмет мониторинга // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 1993. № 2.

  29. Заславская Т.И., Громова Р.Г. К вопросу о "среднем классе" российского общества // Мир России. 1998. № 4.

  30. Известия. 20 апреля 2001в.; 25 апреля 2001г.; 7 мая 2001; 11 июня 2003; 13 сентября 2003; 17 ноября 2004.

  31. Кивинен М. Перспективы развития среднего класса в России // Социологический журнал. 1994. № 2.

  32. Кивинен М. Прогресс и хаос. Социологический анализ прошлого и будущего России. СПб.: Kikimora Publications, 2002.

  33. Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // Вопросы экономики. 1996. № 7.

  34. Куда идет Россия?.. Формальные институты и реальные практики / Под ред. Т.И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2002.

  35. Овчарова Л., Попова Д. Приоритеты политики содействия сокращению бедности в России // Обзор экономики России. РЦЭР при Правительстве Российской Федерации; Российско-Европейский Центр экономической политики, 2001. Вып. 1.

  36. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2002. № 7.

  37. Радаев В. В. Кто поможет работающим бедным // Pro et Contra. - 2001. - Т. 6. - № 3. - Лето. - С. 63-79.

  38. Радаев В. В. О наличии сбережений у российского населения // Куда идет Россия?.. Общее и особенное в современном развитии / Под общ. ред. Т. И. Заславской. - М., 1997. - С. 191-199.

  39. Радаев В. В. Стратификационный анализ постсоветской России: неовеберианский подход // Способы адаптации населения к новой социальноэкономической ситуации в России: Вып. 11 / Отв. ред. И. А. Бутенко; Моск. обществ. науч. фонд. - М., 1999. - С. 46-59.

  40. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. 2-е изд. М.: Наука, 1996

  41. Радаев В. Деформализация правил и уход от налогов в российской хозяйственной деятельности // Вопр. экономики. - 2001. - № 6. - С. 60-79.

  42. Радаев В. Социальная стратификация или как подходить к проблемам социального расслоения//Российский экономический журнал. 1994. № 11. С. 85–92.

  43. Радаев В.В. Малый бизнес и проблемы деловой этики // Вопросы экономики. 1996. № 7.

  44. Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998.

  45. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Аспект Пресс, 1996.

  46. Саблина С.Г. Кристаллизация статуса средних слоев в современной России // Социологический журнал. 2000. № 1/2.

  47. Саблина С.Г. Кристаллизация статуса средних слоев в современной России. / В кн.: Россия, которую мы обретаем. Новосибирск: "Наука", 2003. С. 431

  48. Социальная стратификация современного российского общества // Аналитическое обозрение Центра комплексных социальных исследований и маркетинга. - Сер. "Социология". - Вып. 134 / Отв. ред. Л. А. Беляева. - М., 1995. - 90 с.

  49. Социальное положение и уровень жизни населения России. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2000.

  50. Социология. Учебник для высших учебных заведений. Г.В. Осипов, А.В. Кабыща, М.Р. Тульчинский и др. – М.: Наука, 1995.

  51. Средние классы в России. Экономические и социальные стратегии // Под ред. Т. Малевой. М.: Гендальф, 2003.

  52. Средний класс в России: количественные и качественные оценки / Ав-раамова Е.М., Григорьев Л.М., Космарская Т.П. и др. М.: Бюро экономического анализа, 2000.

  53. Средний класс в России: количественные и качественные оценки / Е. М. Авраамова и др.; Рук. авт. кол. Т. М. Малева; Бюро экон. анализа. - М.: ТЕИС, 2000.

  54. Суринов А.Е. Уровень жизни населения России: 1992-2002 гг. (По материалам официальных статистических наблюдений). М.: Статистика, 2003.

  55. Умов В. И. Российский средний класс: социальная реальность и политический фантом // Полис. - 1993. - № 4. - C. 26-40.

  56. Умов В.И. Российский средний класс: социальная реальность и политический фактор // Полис. 1993. № 4.

  57. Формирование среднего класса в России: заключительный доклад / Бюро экономического анализа, М., 2000. С. 39-42

  58. Хахулина Л. А. Средний класс в России: мифы или реальность // Куда идет Россия? Власть, общество, личность. - М.: МВШСЭН, 2000.

  59. Хахулина Л. Субъективный средний класс: доходы, материальное положение, ценностные ориентации // Экон. и соц. перемены: мониторинг обществ. мнения. - 1999. - № 2. - С. 24-34.

  60. Хахулина Л.А. Субъективный средний класс: доходы, материальное положение, ценностные ориентации // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 2.

  61. Шереги Ф. Социология предпринимательства. Прикладные исследования. М.: Центр социального прогнозирования, 2002.

  62. Шеховцов А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах // Вопросы экономики. 2001. № 4.

  63. Шкаратан О.И. Государственная социальная политика и стратегия поведения средних слоев. - М., 2005.


Интернет-ресурсы:


  1. Аналитический материал www.publicist.ru

  2. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития \\ www.mzsrsf.ru

  3. Сайт центра экономической социологии http://www.ecsoc.ru/

  4. Учебный портал по социологии http://socportal.ucoz.ru/index/0-10

  5. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» // www.demoscope.ru



4.2 Контрольно-измерительные материалы

Контроль знаний студентов включает в себя оценку знаний студентов на основе их участия в семинарских занятиях, оценку глубины их знаний по основам социального образования по итогам выполнения самостоятельных письменных работ. Итоговый зачет по всему курсу предусматривает оценку знаний студентов в области основ социального образования и умения применять их на практике.

В итоге изучения курса знания и навыки студента должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений государственного образовательного стандарта. Для промежуточного и итогового контроля знаний, умений и навыков в соответствии с реализуемыми компетенциями после окончания каждого модуля используются контрольно-измерительные материалы в форме контрольных вопросов для устного опроса.
5. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса по дисциплине в системе зачетных единиц.

5.1 Трудоемкость модулей и видов учебной работы в относительных единицах по дисциплине «Современные теории социального благополучия», социально-правового факультета, курса 3 на семестр 2013/2014 уч. года


п/п


Название модульной дисциплины

Срок реализации модуля

Текущая работа (50 %)

Аттестация

(50 %)


Итого

Виды текущей работы

Сдача зачета

Сдача экзамена

Посещение

лекции


Посещение семинаров

Работа на семинарах

Написание реферата

Изучение теоретического материала по отдельным вопросам

Защита реферата










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1.

Всего зачетных единиц – 2.

18

6

6

12

6

12

8










50




100

1.1

Модуль №1. Теоретические аспекты учебной дисциплины основы социального образования

6

2

2

3

0

3

0










10




20

1.2

Модуль №2. Особенности социального образования в России и за рубежом


12

4

4

9

6

9

8










40




80

ГРАФИК

учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы социального образования»

направления Социальная работа, институт Юридического института, 3 курса на 6 семестр.


п/п

Наименование

дисциплины

Семестр

Число аудиторных занятий

Форма

контроля

Часов на самостоятельную работу

Недели учебного процесса семестра

Всего

По видам

Всего

По видам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

Современные теории социального благополучия

3

36

Лекции – 0

зачет

36

ТО – 24

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

Семинарские – 36

зачет

РФ – 12




ВРФ





































СРФ









Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; РЗ – расчетное задание; ВРЗ – выдача расчетного задания; СРЗ – сдача расчетного задания; КР – курсовая работа; ВКР – выдача курсовой работы; СКР – сдача курсовой работы; КП – курсовой проект; ВКП – выдача курсового проекта; СКП – сдача курсового проекта; РФ – реферат; ВРФ – выдача темы реферата; СРФ – сдача реферата; ЛР – лабораторные работы; ВЛР – выполнение лабораторной работы; ЗЛР – защита лабораторной работы; КН – контрольная неделя (аттестационная неделя); ВТ – входное тестирование по дисциплине.
Заведующий кафедрой: Жижко Е.В.
Директор института:

«_______» _______________________ 201_ г






База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница