1. Цели и задачи дисциплины: Цель




Скачать 297.16 Kb.
Дата11.05.2016
Размер297.16 Kb.



1. Цели и задачи дисциплины:

Цель:

овладение теоретическими основами анализа и приобретение практических навыков микроэкономического анализа.



Задачи:

1. Изучение теоретических основ изучаемой дисциплины, в частности иметь представление о роли анализа в системе управления, знать основные направления анализа;

2. Понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость;

3. Изучить метод и методику анализа хозяйственной деятельности предприятия;

4. Изучить способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности предприятия;

5. Изучить методологические основы факторного анализа;

6. Изучить способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе;

7. Используя методы экономического анализа, выявлять неиспользованные внутрихозяйственные резервы для улучшения деятельности предприятия.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Экономический анализ» относится к профессиональному циклу дисциплин базовой части (Б.3.В.7).

Изучение данного курса предполагает наличие базовых знаний, полученных студентами в процессе освоения дисциплин гуманитарного, социального, экономического и математического циклов.
3. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций:



способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

ОК-4

способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов

ПК-1

способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов

ПК-2

способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

ПК-9

способен осуществлять оценку финансово-экономических рисков, мероприятия по их снижению, оценивать эффективность использования финансовых ресурсов для минимизации финансовых потерь

ПКВ-2


4. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

- теоретические основы изучаемой дисциплины, в частности иметь представление о роли анализа в системе управления;

- сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость;

- основные показатели деятельности хозяйствующих субъектов;

- технические приемы для оценки влияния факторов на изменения показателей деятельности;

- методику оценки и выбора оптимального управленческого решения;

- методику расчета резервы повышения эффективности производства

- направления и методы экономического анализа;

- основные приемы выявления и оценки резервов производства.

Уметь:

- рассчитывать необходимые показатели, определять их взаимосвязь, анализировать, и делать прогнозы исходя из наметившихся тенденций,

- рассчитывать резервы увеличения экономической эффективности функционирования предприятия и организаций, формулировать выводы и рекомендации;

- оценивать производственный потенциал организации и его использование;

- выявлять и обосновывать условия и факторы мобилизации производственных резервов.

Владеть:

- набором технических приемов для оценки влияния факторов на изменения показателей деятельности;

- методикой выявления резервов повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов;

- методикой выбора оптимальных управленческих решений;

- практическими навыками по анализу и оценке производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

4. Структура и содержание дисциплины

Очная форма обучения



п/п


Наименование модулей, разделов,

тем


Количество часов/Зачетных единиц

Общая

трудоем.

С учетом зачетов и экзаменов

(час/

зачет.ед.

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа



Лекции

Семинарские (практические)

занятия


Лабораторные занятия

КСР

1

2

3

4

5

6

7

8




7-й семестр




















Экономический анализ и его роль в управлении предприятием


4




4




9

17



Экономико-математические методы анализа хозяйственной деятельности

4




4




9

17



Анализ затрат и себестоимости

4




4




9

17



Оценка состояния трудовых ресурсов предприятия

4




4




9

17


Анализ финансового состояния предприятия


5




5




9

19


Анализ финансовых результатов и рентабельности продукции


5




5




9

19



Типология видов экономического анализа

5




5




9

19



Анализ производства и реализации продукции

5




5




9

19



Экзамен













36







ИТОГО:

36/1




36/1




108/3

180/5


Заочная форма обучения



п/п


Наименование модулей, разделов,

тем


Количество часов/Зачетных единиц

Общая

трудоем.

С учетом зачетов и экзаменов

(час/

зачет.ед.

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа



Лекции

Семинарские (практические)

занятия


Лабораторные занятия

КСР

1

2

3

4

5

6

7

8




5 курс




















Экономический анализ и его роль в управлении предприятием


1

1







18

20



Экономико-математические методы анализа хозяйственной деятельности

1

1







19

21



Анализ затрат и себестоимости

1

1







19

21



Оценка состояния трудовых ресурсов предприятия

1

1







19

21


Анализ финансового состояния предприятия


1

2







19

22


Анализ финансовых результатов и рентабельности продукции


1

2







19

22



Типология видов экономического анализа

1

2







19

22



Анализ производства и реализации продукции

1

2







19

22



Экзамен













9







ИТОГО:

8/0,2

12/0,3







160/4,5

180/5


Содержание дисциплины

Тема 1. Экономический анализ и его роль в управлении предприятием


Предмет и объекты экономического анализа. Экономический анализ как база принятия управленческих решений. Виды экономического анализа и их роль в управлении предприятием. Пользователи экономической информации и субъекты экономического анализа. Взаимосвязь производственного и финансового анализа. Бухгалтерский учет и отчетность как информационная база экономического анализа.
Тема 2. Экономико-математические методы анализа хозяйственной деятельности

Классификация экономико-математических методов анализа хозяйственной деятельности. Экономико-математическое моделирование как способ изучения хозяйственной деятельности. Детермированное моделирование и анализ факторных систем хозяйственной деятельности. Стохастическое моделирование и анализ факторных систем хозяйственной деятельности. Методы анализа количественного влияния факторов на изменение результативного показателя. Дифференцирование, индексный методы, метод цепных подстановок, интегральный метод факторного анализа. Математические методы комплексной оценки хозяйственной деятельности. Рейтинговые методы анализа.


Тема 3. Анализ затрат и себестоимости

Понятие расходов предприятия. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции. Факторный анализ себестоимости продаж. Расчет и оценка влияния на себестоимость продаж использования труда, материалов и основных производственных средств. Анализ затрат на один рубль продукции.

Анализ использования производственных ресурсов. Особенности анализа прямых, переменных и постоянных затрат. Анализ поведения затрат в зависимости от объема продаж, себестоимости и рентабельности. Операционный рычаг. Резервы снижения себестоимости продаж.

Комплексная оценка резервов производства.


Тема 4. Оценка состояния трудовых ресурсов предприятия

Задачи и основные направления анализа трудовых ресурсов. Источники информации для анализа трудовых ресурсов.

Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. Анализ численности и состава работников.

Анализ движения рабочей силы. Коэффициент оборота по приему. Коэффициент оборота по выбытию. Коэффициент текучести рабочей силы. Анализ использования рабочего времени.

Понятие производительности труда. Методика анализа производительности труда. Анализ трудоемкости продукции. Упрощенная факторная модель среднегодовой выработки на одного работающего.

Трудоемкость продукции. Анализ фонда заработной платы и средней заработной платы. Анализ расходов на оплату труда в себестоимости продукции.



Тема 5. Анализ финансового состояния предприятия


Сущность и факторы финансового состояния предприятия. Анализ состава, структуры и динамики имущества предприятия. Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества предприятия. Система показателей, характеризующих финансовое состояние.

Тема 6. Анализ финансовых результатов и рентабельности продукции


Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли. Факторный анализ прибыли до налогообложения и после налогообложения. Показатели рентабельности и методы их расчета. Методы факторного анализа показателей рентабельности.
Тема 7. Типология видов экономического анализа

Классификация видов экономического анализа и их роль в управлении.

Качественный и количественный анализ. Производственный и финансовый анализ.

Управленческий и внешний финансовый анализ. Особенности организации и методики текущего (ретроспективного), оперативного и перспективного (прогнозного) анализа. Особенности организации и методики народнохозяйственного, отраслевого, регионального анализа народнохозяйственных комплексных программ.

Особенности организации и методики анализа деятельности предприятия, внутрихозяйственного анализа и анализ отраслевых сегментов. Особенности организации и методики межхозяйственного сравнительного анализа. Особенности организации и методики функционально-стоимостного анализа.
Тема 8. Анализ производства и реализации продукции

Задачи и информационное обеспечение анализа. Анализ выполнения плана и динамики производства и реализации продукции. Анализ в системе маркетинга. Анализ ассортимента и структуры продукции. Анализ формирования эффективности ассортиментных программ. Анализ качества производимой продукции. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства.

Анализ ритмичности работы предприятия. Анализ резервов выпуска продукции. Расчет относительной экономии ресурсов. Анализ и оценка влияния объема продаж на приращение прибыли от продаж.


5. Образовательные технологии

Преподавание дисциплины строится на сочетании проблемных лекций, практических занятий (в форме деловых игр и анализа кейсов, тренингов и др.) и различных форм самостоятельной работы студентов (подготовки рефератов, презентаций и др).



Структура итоговой оценки студента




Виды работ

оценка в баллах

оценка в к.е.

1

посещаемость

10

0,4

2

работа на практических занятиях

20

0,8

3

рубежный контроль

30

1,2




итого

60

2,4

4

Экзамен

40

1,6




всего

100

5

Шкала оценки посещаемости


посещаемость в %

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

традиционная оценка

5

4

3

2

в баллах

10

10

9

8

7

4

3

2

0

0

0

в к.е.

0,40

0,36

0,32

0,28

0,24

0,20

0,16

0,12

0

0

0

Шкала оценки работы на практических занятиях



оценка

5

4

3

2




зачтено

не зачтено

в баллах

20

15

10

0

в к.е.

0,8

0,60

0,39

0

Общая оценка на практических занятиях высчитывается как среднее арифметическая.
Шкала оценок при рубежном контроле в баллах


традиционная оценка

5+

5

5-

4+

4

4-

3+

3

3-

2

зачтено

не зачтено

в баллах

30

28

26

22

20

18

14

12

10

0

в к.е.

1,2

1,13

1,05

0,88

0,8

0,71

0,56

0,49

0,4

0,0

4. Шкала оценок на экзамене

оценка

5

4

3

2

в баллах

40

30

20

0

в к.е.

1,6

1,2

0,8

0

Рубежный контроль предусматривается после 9-й недели обучения. Рубежный контроль осуществляется в виде контрольной работы, защиты курсовой работы, выполнения другого конкретного задания (теста). Пересдача рубежного контроля не допускается. В том случае, если студент по уважительной причине пропустил занятие, на котором проводился такой контроль, то проверка его знаний осуществляется за пределами учебного времени (во время консультации).

Таким образом, при полном изучении предмета студент может набрать 5 к.е.


Рекомендуемые информационные источники.
Основная литература:

  1. Экономический анализ: учебник, Любушин Н.П., ЮНИТИ-ДАНА, 2010 г.

  2. Экономический анализ: учебное пособие, Когденко В.Г., ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.

  3. Экономический анализ. Контрольно-тестирующий комплекс: учебное пособие, Любушин Н.П., Бабичева Н.Э., ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.


Дополнительная литература:

  1. Экономический анализ фирмы и рынка: учебник, Розанова Н.М., Зороастрова И.В., ЮНИТИ-ДАНА, 2010 г.

  2. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник, Косолапова М.В., Свободин В.А., Дашков и К, 2011 г.

  3. Экономический анализ: Учебник для вузов, ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г.

  4. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности . - М.: ИНФРА-М, 2008

  5. Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: Кно-Рус, 2008.

  6. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: КноРус, 2009.

  7. Сосненко Л.С. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: КноРус, 2009.

  8. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006.


4.3 Темы контрольных работ

  1. Дисконтирование капитала и дохода.

  2. Информационные бухгалтерские системы.

  3. Качественный и количественный анализ.

  4. Классификация факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

  5. Классификация экономико-математических методов анализа хозяйственной деятельности.

  6. Классические методы математического анализа.

  7. Комплексный анализ и оценка эффективности бизнеса.

  8. Математические методы комплексной оценки хозяйственной деятельности.

  9. Методология экономического анализа как основа методики. Методика экономического анализа как совокупность специальных приемов (методов) анализа.

  10. Методы анализа количественного влияния факторов на изменение результативного показателя.

  11. Методы количественной оценки предпринимательских рисков.

  12. Методы комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности.

  13. Методы математического программирования.

  14. Методы математической статистики.

  15. Методы определения цены капитала и структуры капитала.

  16. Рейтинговые методы анализа.

  17. Система научно-технической информации, источники ее получения.

  18. Система формирования экономических показателей как база комплексного анализа.

  19. Системный подход в анализе хозяйственной деятельности.

  20. Учет фактора времени в финансовом управлении.

  21. Эконометрические методы.

  22. Экономико-математическое моделирование как способ изучения хозяйственной деятельности.

  23. Экономический анализ как наука и практика.


4.4. Примерный перечень вопросов к экзамену учебной дисциплины.

  1. Агрегированный вид баланса предприятия.

  2. Анализ состояния и использования основных средств предприятия.

  3. Анализ дебиторской задолженности предприятия.

  4. Анализ использования оборотных средств предприятия.

  5. Анализ кредиторской задолженности предприятия.

  6. Анализ ликвидности баланса.

  7. Анализ оборачиваемости оборотных средств предприятия.

  8. Анализ оборотных средств предприятия.

  9. Анализ платежеспособности предприятия.

  10. Анализ состояния запасов материальных оборотных средств предприятия.

  11. Анализ структуры и динамики основных средств предприятия.

  12. Анализ уровня и динамики прибыли предприятия и методика их определения.

  13. Анализ финансовой устойчивости предприятия.

  14. Анализ финансовых коэффициентов.

  15. Анализ финансовых коэффициентов.

  16. Анализ финансовых результатов работы предприятия.

  17. Бухгалтерский учет и отчетность как информационная база экономического анализа.

  18. Виды экономического анализа и их характеристика.

  19. Качественные и количественные методы экономического анализа.

  20. Ликвидность предприятия, ее показатели, факторы и методы определения.

  21. Методы статистики в экономическом анализе.

  22. Методы экономического анализа и их характеристика.

  23. Оборотные средства предприятия: состав, структура, кругооборот.

  24. Оборотные средства, их состав, структура и кругооборот на предприятии.

  25. Показатели затрат и себестоимости продукции.

  26. Показатели использования основных средств предприятия и методика их определения.

  27. Показатели рентабельности и методы их расчета.

  28. Пользователи экономической информации – субъекты экономического анализа.

  29. Предмет и объекты экономического анализа.

  30. Прибыль как показатель эффекта хозяйственной деятельности.

  31. Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности предприятия.

  32. Система критериев, по которой оценивается неудовлетворительная структура баланса.

  33. Сравнительный аналитический баланс предприятия и его характеристика.

  34. Сравнительный аналитический баланс предприятия и его характеристика.

  35. Типы финансовой устойчивости предприятия.

  36. Финансовая устойчивость предприятия и формирующие ее факторы.

  37. Экономико-математические методы анализа.

  38. Экономические факторы, влияющие на прибыль.

  39. Экономический анализ и его роль в управлении предприятием.


4.5. Примеры тестов по учебной дисциплине
1. Экономический анализ как наука относится к группе экономических наук:

A. специальных;

B. абстрактных;

C. прикладных;

D. отраслевых;
2. Основной подход к изучению «анализа хозяйственной деятельности» заключается в:

A. комплексном изучении работы предприятий;

B. оценке системы управления предприятием;

C. получении достоверной информации о финансовом состоянии предприятия;

D. систематизации данных бухгалтерского учета;
3. Связь анализа и математики проявляется в:

A. изучении количественных отношений.

B. решении актуальных производственных задач;

C. нахождении оптимальных соотношений между трудом и капиталом фирмы;

D. установлении внутрипроизводственных связей;
4. Содержание экономического анализа определяется:

A. задачами и целью;

B. целью;

C. нормативами;

D. решениями вышестоящей организации;
5. Связь экономического анализа с философией и теорией познания проявляется в ряде их сходных моментов, таких как:

A. единство гносеологических корней и диалектических законов;

B. единство системности и комплексности;

C. единство целого и его частей;



6. Теорию экономического анализа можно отнести к пересечению:

A. «общей экономической теории» и информационно-аналитических наук;

B. «экономики особых экономических форм» с «конкретно-экономическими науками»;

C. «конкретно-экономических наук» с «историко-экономическими науками»;

D. «общей экономической теории» с «историко-экономическими науками»;

7. Наиболее существенной можно назвать связь экономического анализа с такой смежной наукой, как:

A. бухгалтерский учет;

B. менеджмент;

C. статистика;

D. маркетинг

8. Экономический анализ в первую очередь способствует:

A. обоснованию планов и принятию управленческих решений;

B. выявлению резервов повышения эффективности производства;

C. оценке результатов деятельности предприятий;

D. прогнозированию развития предприятий;

9. В системе управления экономический анализ относится к:

A. управляющей системе:

B. управляемой системе;

C. функциям управления;

D. задачам управления;

10. Субъектом внутреннего управленческого анализа в основном является:

A. руководство предприятия;

B. вышестоящая организация;

C. коллектив предприятия;

D. менеджеры среднего уровня;

11. Назовите этапы аналитического исследования:

A. изучение деятельности предприятия, измерение влияния факторов на результат, обобщение влияния факторов;

B. изучение деятельности предприятия, измерение влияния факторов на результативные показатели;

C. сбор аналитической информации, расчет экономических показателей, изучение взаимосвязи факторных и результативных показателей;

D. подготовка программы исследования, сбор аналитической информации, обобщение влияния факторов;
12. Установите правильную последовательность этапов аналитического исследования: 1 — измерение, 2 — обобщение, 3 — изучение:

A. 3, 1, 2;

B. 3, 2, 1;

C. 1, 3, 2;

D. 2, 3, 1;

13. Способ познания предметов и явлений, основанный на разложении целого на составные части и изучение их во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности, называется:

A. анализ;

B. синтез;

C. дедукция;

D. логика;

14. Способ исследования причинно-следственных связей, заключающийся в изучении явлений от частного к общему, называется:

A. логической индукцией;

B. логической дедукцией;

C. систематизацией;

D. анализом;

15. Завершающей стадией изучения хозяйственной деятельности является:

A. обобщение результатов анализа;

B. разработка организационно-технических рекомендаций;

C. информирование трудового коллектива о результатах анализа;

D. оценка финансового состояния предприятия;

16. Причинно-следственные связи экономических явлений и процесса являются:

A. предметом экономического анализа;

B. объектом экономического анализа;

C. субъектом экономического анализа;

D. целью экономического анализ;

17. Результаты хозяйственной деятельности предприятия: производство реализация продукции, ее себестоимость, использование производственных и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства — являются:

A. объектами экономического анализа;

B. предметом экономического анализа;

C. задачами экономического анализа;

D. субъектами экономического анализа.

18. Под предметом экономического анализа понимается:

A. хозяйственная деятельность предприятия в целом;

B. система экономических показателей деятельности предприятия;

C. хозяйственные процессы предприятий и конечные; производственно-финансовые результаты их деятельности;

D. производственные отношения;

19. Какие показатели используются для общей характеристики выпускаемой и реализуемой продукции?

A. стоимостные;

B. натуральные;

C. условно-натуральные;

D. относительные.

20. В случае внедрения новой технологической линии для модификации изделия предприятие осуществляет:

A. инвестиционный анализ;

B. корреляционно-регрессионный анализ;

C. факторный анализ;



D. инновационный анализ



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница