· с постановкой целей и задач; · выработкой стратегии




Скачать 82.66 Kb.
Дата04.05.2016
Размер82.66 Kb.
6.1. Функция планирования

Назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий.

Планирование — процесс практического воплощения стратегии, принятия конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить неопределенность в ее деятельности.

Обычно плановые решения образуют систему, в рамках которой влияют друг на друга, поэтому нуждаются во взаимной увязке. Такая увязка позволяет обеспечить их оптимальное сочетание с точки зрения максимизации конечного результата, наиболее полного использования потенциала организации и открывающихся перед ней возможностей.

Решения, которые принято относить к плановым, связаны:

· с постановкой целей и задач;

· выработкой стратегии;

· распределением и перераспределением ресурсов в соответствии со складывающейся внешней и внутренней ситуацией.

В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком смысле слова планированием является составление специальных документов — планов, определяющих конкретные шаги организации осуществления принятых решений.

План — официальный документ, в котором отражаются:

· прогнозы развития организации в будущем;

· промежуточные и конечные цели и задачи, стоящие перед организацией и ее подразделениями;

· механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов;

· стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

Существует три основных типа планов:

· планы-цели — набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем. Эти цели согласовываются и ранжируются по тому или иному принципу, однако иногда не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Планы-цели используются при больших сроках, либо принципиальной непредсказуемости конкретных событий в будущем;

· планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки, а также порядок осуществления в стандартных ситуациях. Обычно в них предусматриваются «окна», позволяющие обеспечить свободу маневра в случае возникновения непредвиденных ситуаций и необходимости осуществления коррекции;

· планы для неповторяющихся действий, составляемые для решения специальных проблем, возникающих в процессе развития и функционирования организации. Такие планы могут иметь вид программы, бюджета поступления и распределения ресурсов и пр.

Различают следующие виды планов.

1. В зависимости от содержания хозяйственной деятельности:

· планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

· план производства;

· план сбыта;

· план материально-технического снабжения;

· финансовый план.

2. В зависимости от организационной структуры фирмы:

· планы производственного отделения;

· планы дочерней компании.

3. По срокам выполнения планы принято делить на:

· долгосрочные (свыше пяти лет), относящиеся в основном к категории планов-целей;

· среднесрочные (от одного года до пяти лет), выполняемые в виде различного рода программ;

· краткосрочные (до одного года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и пр. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные, составляемые на срок от одной смены до одного месяца.

Уровень и качество планирования определяются следующими условиями:

· компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления;

· квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях;

· наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.

Планирование базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления.

Основным из них считается участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Он обусловлен тем, что люди скорее и охотнее будут выполнять те задачи, которые сами себе поставили, чем «спущенные сверху», поскольку они им ближе и понятнее.

Другой принцип планирования — его непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности организации. В соответствии с ним планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем. Этим обеспечивается определенная преемственность планов.

Непрерывность планирования требует соблюдения принципа гибкости, предполагающего необходимость корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятого решения в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Для обеспечения гибкости в планы закладываются так называемые подушки, дающие в определенных пределах свободу маневра.

Единство и взаимосвязанность отдельных частей организации требуют соблюдения в планировании ее деятельности принципа, согласования планов в форме координации и интеграции. Координация осуществляется «по горизонтали», т.е. между подразделениями одного уровня, а интеграция — «по вертикали», т. е. между вышестоящими и нижестоящими подразделениями.

Важный принцип планирования — экономичность: затраты на составление плана меньше эффекта, получаемого после его выполнения.

Еще один принцип планирования — создание необходимых условий для выполнения плана.

Перечисленные выше принципы универсальные, пригодные для различных уровней управления, в то же время на каждом из них могут применяться также свои специфические принципы.

Процесс планирования в крупных западных фирмах осуществляет плановый комитет, членами которого обычно являются руководители подразделений, а также плановый отдел и его структуры на местах. Деятельность плановых органов координируется первым лицом организации или его заместителем. В задачу плановых органов входит определить, какие подразделения будут участвовать в реализации тех или иных организационных целей, в какой форме это будет происходить, как обеспечиваться ресурсами. Все это формализуется в проекте плановых показателей, направляемом для рассмотрения будущим исполнителям. Последние, ознакомившись с ними, вносят свои дополнения, исправления, замечания, которые рассматриваются в плановых органах.

Если организация многоуровневая, планирование нужно осуществлять одновременно на всех уровнях, так как ни одно плановое решение не является независимым от других.

Практика показывает, что в американских компаниях планы составляются, как правило, в производственных отделениях. По некоторым данным, около 2/3 американских компаний планируют «снизу вверх»; 1/3 — на основе взаимодействия всех уровней управления; планирование «сверху вниз» вообще отсутствует.

В английских компаниях также преобладает формирование планов в производственных отделениях, где готовится исходный план. Плановый отдел компании вырабатывает директивы, которые поступают в линейный плановый отдел (производственного подразделения) для учета его показателей при составлении исходного плана. Здесь так же, как в американских компаниях, в основу планирования кладется принцип «планирует исполнитель».

В японских компаниях новшества чаще вводятся «сверху вниз». Тактика оперативной деятельности разрабатывается обычно отделом управления персоналом, а принятие решений носит групповой характер.

Особенности процесса планирования в организациях зависят от степени централизации управления в них.

Если централизация высока, плановые органы единолично принимают большинство решений, относящихся не только к организации в целом, но и к отдельным подразделениям. При среднем уровне централизации ими принимаются только основополагающие решения, которые впоследствии детализируются в подразделениях.

В децентрализованной организации «сверху» определяют цели, лимиты ресурсов, а также единую форму планов, которую уже составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, увязывают и сводят в общий план организации.

В зависимости от экономических возможностей организации может использоваться 3 подхода к составлению планов.

Если ее ресурсы ограничены и появления новых в будущем не предвидится, то цели ставятся в первую очередь, с учетом имеющихся ресурсов и в дальнейшем не пересматриваются, даже если и появляются какие-то благоприятные возможности, так как на их реализацию может просто не хватить средств. Такой подход используется преимущественно небольшими организациями, главная цель которых — выживание.

Более богатые фирмы могут позволить себе изменять планы, подстраиваясь под новые возможности, привлекая для их использования дополнительные средства, излишками которых они располагают. Таким образом, составленные однажды планы не обязательно останутся неизменными, а в зависимости от ситуации могут корректироваться. Такой подход к планированию получил название адаптационного.

Наконец, организации, располагающие значительными ресурсами, могут использовать оптимизационный подход к планированию, исходящий не из ресурсов, а из целей. Поэтому если проект ожидает быть прибыльным, средств на него не жалеют.

Известны следующие методы разработки планов:

· балансовые;

· нормативные;

· математические.

Балансовый метод основывается на взаимной увязке ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода. Реализуется через составление системных балансов: материально-вещественных, стоимостных и трудовых, которые в свою очередь по временному горизонту могут быть отчетными, плановыми и прогнозируемыми, а по целям создания — аналитическими и рабочими.

Нормативный метод состоит в том, что в основу плановых заданий на определенный период закладываются нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т.п.). Нормы, используемые при планировании, могут быть натуральными, стоимостными и временными.

Математический метод сводится к оптимизационным расчетам на основе различного рода моделей. К простейшим моделям относят статистические. С помощью статистических моделей можно определить будущие доходы, основываясь на текущих вложениях и заданных процентных ставках, осуществляются другие финансовые расчеты (в области финансового планирования). Применение различных методов имеет свои границы, которые определяются нехваткой времени, бюрократизмом и инерционностью сотрудников.

Перспективное планирование в организации создается более чем на год. Как правило, речь идет о среднесрочном планировании до пяти лет, однако решение многих крупных проблем, с которыми сталкивается организация при реализации стратегии, в это время не укладывается и приходится составлять долгосрочные планы, а их срок действия достигает 10 лет и более. Перспективные планы обычно разрабатываются в форме совокупности целей, целевых комплексных программ, стратегических планов, бизнес-планов.

В рамках перспективного планирования создаются планы:

· разработки новых изделий;

· снижения издержек;

· инноваций;

· маркетинга;

· производства;

· инвестиций;

· материально-технического снабжения;

· развития систем управления;

· финансовые;

· социального развития.

Посредством такого рода планов на основе стандартных процедур происходит определение шагов, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации, прежде всего получение заданного объема продукции, прибыли и т.п.

Стратегические планы отражают сегодняшние шаги организации, направленные на формирование ее будущего потенциала и обеспечение перспективного выживания. В процессе их составления формулируются стратегия, цели организации, формируются соответствующие стратегии и распределяются ресурсы. Основу стратегического планирования составляет глубокий анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешнем окружении организации, всесторонний прогноз ее будущего состояния, научно-технического прогресса и рынков сбыта продукции. Методами стратегического планирования являются построение дерева целей, сценариев, разработка ситуационных моделей, экспертная и матричная оценка вариантов хозяйственного поведения. План при этом строится от будущего к настоящему.

Вопросы для проверки

1. Что понимается под планированием?

2. Какие существуют типы планов?

3. Какие виды планов вы знаете?

4. Перечислите основные принципы планирования.

5. Какие известны методы разработки планов?

6. В чем состоят основные задачи при планировании?

7. Что относится к перспективным и стратегическим планам?


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница