§ Государственное регулирование инновационной деятельности Понятие инновации и инновационной деятельности. В




страница1/3
Дата04.05.2016
Размер0.6 Mb.
  1   2   3
§ 1. Государственное регулирование инновационной деятельности

  1. Понятие инновации и инновационной деятельности. В литературе не существует единого, общепринятого определения понятия инновационной деятельности. Так, в правовых исследованиях под инновационной деятельностью понимается «деятельность, представляющая процесс создания и использования результатов интеллектуального труда, направленный на получение нового или улучшение производимого продукта либо способа его производства в целях их практической реализации и (или) получения прибыли в результате их продвижения на рынок в форме товаров, работ или услуг». В экономической литературе инновационная деятельность рассматривается как «процесс создания нового товара от формирования его идеи до освоения производством, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта».

Из приведенных определений следует, что инновационная деятельность осуществляется именно в промышленной (производственной) сферах. Вместе с тем в Основных направлениях политики

Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г., утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 августа 2005 г. № 2473п-П7, отражен более широкий подход к инновационной деятельности, состоящий в ее направленности не только на разработку товара с новыми

потребительскими свойствами или технологии его производства, но и на «применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений)

при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии». При этом сама инновационная деятельность в данном нормативном акте рассматривается не в виде процесса, а как выполнение работ или оказание услуг.

Сторонники широкого подхода рассматривают инновационную деятельность в качестве разновидности творческой деятельности, связанной с выработкой новых целей и соответствующих

им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств. Однако такой подход для юридической науки не характерен, так как не позволяет четко определить предмет, содержание соответствующей деятельности в целях ее правового регулирования.

Понятие «инновация» также имеет узкий и широкий смыслы. В узком смысле инновация — «конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Согласно широкому подходу в качестве инновации рассматриваются товар, работа, услуга, если в них воплощены любые научно-технические, производственные, управленческие, коммерческие знания и опыт.

Последнее из приведенных определений позволяет выделить три вида инноваций, отличающихся характером полученного результата:



  • товарные инновации — появление нового или усовершенствованного товара;

  • технологические инновации — появление новых или модернизация (улучшение) существующих способов производства товара;

  • организационные инновации — применение иных, не являющихся техническими нововведений (управленческих, финансовых, информационных, кадровых и т. д.) при выпуске и последующем сбыте продукции.

Первые две разновидности инновации являются техническими, в то время как к третьему виду относятся нетехнические новшества.

Инновационная деятельность характеризуется рядом стадий.



Первая стадия — формирование интеллектуального результата. На этой стадии проводятся фундаментальные или прикладные исследования, положительные результаты которых будут впоследствии воплощены в новом (усовершенствованном) товаре, способе его производства. Данной стадии предшествует изучение рынка, потребностей потребителей, прогнозируются направления научно-технологического развития экономики в соответствующем секторе. В принципе изучение рынка является процессом постоянным, но именно результаты его изучения и определяют характер, направления научной исследовательской программы, формируемой субъектом предпринимательства.

Вторая стадия — воплощение интеллектуального результата в товаре и подготовка производства (изменений в производстве).

На этом этапе инновационного цикла проводятся опытно-конструкторские работы, в результате которых достигнутый на первом этапе интеллектуальный результат реализуется в товаре путем изготовления опытного образца, конструкторской документации на него, технологической документации на способ производства. Предпринимаются и иные меры организационного, производственно-технологического характера, необходимые для серийного производства разработанного товара или его технологии.



Третья стадия — вывод продукции на рынок — носит в основном коммерческий (нетехнический) характер, но ее значение не менее важно, чем роль предьщущих этапов. Качество проработки всех нюансов «захвата» рынка определяет успешность всей инновационной деятельности в целом. Отметим, что на инновационный характер данной деятельности указывают и Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, которые относят к содержанию инновационной деятельности «оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок» (п. 7).

В литературе по-разному освещается вопрос о том, является ли инновационная деятельность предпринимательской. В одних случаях инновационная деятельность, безусловно, отнесена к предпринимательской, а в других — квалифицирована как деятельность, включающая в себя лишь отдельные элементы предпринимательства. Сторонники последней позиции решающим критерием, определяющим коммерческий успех, считают качество новой конечной продукции, технологии, которые есть средства по извлечению прибыли. При этом подчеркивается бесприбыльность инновационной деятельности в начальных ее стадиях.

Представляется, что данный вопрос нельзя рассматривать в отрыве от конкретного субъекта, для которого осуществляемая в рамках инновационного цикла деятельность может являться как предпринимательской, так и не быть таковой. Например, данная деятельность явно не является предпринимательской для физических лиц, работающих по трудовому договору и занятых научно-техническими разработками в рамках какой-либо организации.

Что касается иных субъектов, то при наличии общей направленности на извлечение прибыли, с учетом других признаков предпринимательской деятельности, осуществляемая деятельность должна быть признана предпринимательской. При этом не имеет значения, получает организация прибыль сразу после создания новшества (характерно для случаев, когда участие организации, физического лица в инновационном проекте ограничено созданием инновационного результата и его передачей заказчику) либо этот результат будет достигнут только после реализации произведенной продукции (касается организаций, для которых инновационная деятельность органично встроена в производственный процесс в целом, является его неотъемлемой частью). По справедливому указанию В. С. Белых, «предпринимательская деятельность не сводится к простой совокупности действий. Она состоит из связанных и последовательных мероприятий (действий), направленных к единой цели».



Исходя из этого, отсутствие прибыли на отдельных этапах инновационной деятельности не имеет значения, поскольку это не умаляет общей направленности всей деятельности организации на получение итогового финансового результата — прибыли. Иначе пришлось бы любую деятельность субъекта предпринимательства делить на стадии и рассматривать в качестве предпринимательского лишь завершающий акт этой деятельности — реализацию произведенной продукции потребителю, а все предыдущие стадии (закупка сырья, кредитование, производство и т. д.) рассматривать как некоммерческие, что неверно.

II. Источники правового регулирования инновационной деятельности.

В настоящее время не существует какого-либо единого нормативного акта, регулирующего отношения, возникающие при осуществлении инновационной деятельности. Действующие нормативные акты определяют отдельные правовые аспекты этого процесса. Совокупность правовых источников, затрагивающих данную сферу предпринимательства, может быть представлена в виде следующей системы.

Законодательство об интеллектуальной собственности. В его состав входят законы, регламентирующие порядок оформления прав и правовой режим отдельных объектов интеллектуальной собственности — изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, нетрадиционных объектов, средств индивидуализации, объектов авторского права. Также здесь следует назвать нормативные акты патентного ведомства, регламентирующие порядок регистрации отдельных объектов и некоторые другие вопросы. Более подробно данный материал освещен в разделе настоящего учебника об интеллектуальной собственности субъектов предпринимательства. Нормы законодательства об интеллектуальной собственности регламентируют не только собственно правовой режим объектов и порядок оформления прав на них, но и затрагивают отдельные договорные формы взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, которые не предусмотрены Гражданским кодексом, например лицензионные договоры, договоры о вознаграждении автору изобретения, договоры об уступке промышленных прав.

Гражданский кодекс РФ. Особое значение в рассматриваемой сфере имеют нормы Кодекса, касающиеся отдельных видов договоров — главным образом, договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоров о возмездном оказании услуг, о совместной деятельности.

Нормативные акты, направленные на оказание государственной поддержки и стимулирование инновационной деятельности. Прежде всего к ним относятся документы программного, декларативного характера. Так, 5 августа 2005 г. Правительством РФ утверждены «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года», определившие цели, задачи государственной инновационной политики, ее основные направления, механизмы, меры реализации. Также здесь можно назвать Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий». В Указе было заявлено о приоритетности государственного стимулирования процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности как основного направления государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности.

Существует ряд постановлений Правительства РФ об утверждении федеральных программ, касающихся отдельных сфер инновационной деятельности. К ним относятся: постановления Правительства РФ: от 21 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002—2010 годы)»; от 8 ноября 2001 г. № 779 «Об утверждении федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2002—2006 годы»; от 25 ноября 1998 г. № 1391 «О федеральной целевой программе «Медицина высоких технологий» и др.

К источникам данной группы относятся принятые Правительством РФ акты индивидуального регулирования, направленные на формирование специальных фондов поддержки инновационной деятельности. Это постановления Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»; от 26 августа 1995 г. № 827 «О Федеральном фонде производственных инноваций». Схожие по направлению деятельности некоммерческие организации могут создаваться и субъектами Федерации, муниципальными образованиями, ненормативные акты об учреждении которых также входят в рассматриваемую группу источников.

Нормативные акты, направленные на защиту государственных интересов. Они касаются тех случаев, когда деятельность по созданию инновации финансируется за счет средств государственного бюджета, в связи с чем возникает необходимость в принятии различных организационных решений, упорядочивающих участие государственных органов в этом процессе и обеспечивающих реализацию интересов Российской Федерации. Здесь могут быть названы, например, следующие источники: Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»; постановление Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»; постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» (в ред. от 17 ноября 2005 г

№ 685).


Законодательство о науке и научно-технической деятельности. В первую очередь это Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», а также образовательное законодательство, представленное Федеральными законами «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании».

Нормативные акты по бухгалтерскому учету, отражающие специфику бухгалтерского учета нематериальных активов. К ним относятся: Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 914, и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (п. 55-57).

Подводя итог обзору правовых источников регулирования инновационной деятельности, отметим, что инновационное законодательство следует определить как комплексную отрасль законодательства, поскольку оно представляет собой совокупность разно-отраслевых элементов, причем «большинство правовых норм об инновациях напрямую воплощают те принципы регулирования, которые характерны для базовых, фундаментальных отраслей — главным образом права гражданского». Вместе с тем в России уже давно назрела необходимость в принятии комплексного законодательного акта об инновационной деятельности и инновациях,

который содержал бы не набор положений декларативного характера, а воплощал в себе целостную систему норм права, органично встраивающих инновационные отношения в правовое поле современного предпринимательского законодательства.

III. Субъекты и объекты инновационной деятельности.

Под субъектом инновационной деятельности следует понимать физическое или юридическое лицо, принимающее участие в создании инновации на всех или отдельных этапах данного процесса. Прежде всего к таким субъектам относятся сами субъекты предпринимательства, деятельность которых сопровождается научно-техническими и организационными изысканиями с целью совершенствования производимого ими продукта, оказываемых услуг и выполняемых работ, методов продвижения товара на рынке и т. д.

В числе субъектов инновационной деятельности необходимо назвать организации и физических лиц, относящихся к субъектам научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с Законом о науке: научные работники (исследователи), специалисты научной организации (инженерно-технические работники), научные организации, академии наук.

Согласно ст. 4 Закона научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.



Специалистом научной организации (инженерно-техническимра-ботником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации (ст. 4).

Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников (ст. 5).

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские, научные организации вузов, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации, государственные научные центры и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

Академии наук в Российской Федерации делятся на имеющие государственный статус и не имеющие такового. К числу первых относятся Российская академия наук, отраслевые академии наук, перечень которых исчерпывающе определен в Законе о науке (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств).

Российская академия наук проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями вузов и финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Отраслевые академии наук проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники. Академии наук, имеющие государственный статус, создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента РФ или Правительства РФ.

К числу академий наук, не имеющих государственного статуса, относятся, например, Российская академия правосудия, Российская академия проблем безопасности, обороны и правопорядка.

В системе субъектов инновационной деятельности самостоятельную группу образуют организации, оказывающие разнообразные консультационные услуги (по патентованию, разработке маркетинговой стратегии, оптимизации управления, юридические и т. д.).

Особую роль в инновационной деятельности выполняют технопарки. Их место среди субъектов инновационной деятельности в известной мере условно, поскольку с позиции теории права данные образования не являются субъектами правовых отношений, что, однако, не умаляет их значение в этой сфере как целостных, системно организованных структур. Технопарки создаются, как правило, на базе научной организации или вуза с привлечением субъектов предпринимательства, с целью создания инновационной инфраструктуры, способствующей осуществлению инновационной деятельности на всех ее этапах. Например, Нижегородским государственным техническим университетом создан технопарк НГТУ; на базе Российского государственного научного

центра «Курчатовский институт» образован технопарк «Курчатовский». Участники технопарка осуществляют свою деятельность на основе заключенных гражданско-правовых договоров подрядного типа или о совместной деятельности. При этом обычно определяется некая управляющая компания (ею может выступить организация, на базе которой образован технопарк), которая привлекает субъектов инновационной деятельности к сотрудничеству, оказывает им услуги и управляет технопарком. Такой способ организации деятельности технопарка предусмотрен, в частности, в Положении о технопарках, создаваемых на земельных участках, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 8 июля 2003 г. № 410-пп.

Субъекты инновационной деятельности—созданные Правительством РФ некоммерческие организации — Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Федеральный фонд производственных инноваций, финансируемые из федерального бюджета и осуществляющие поддержку инновационных проектов.

Объектом инновационной деятельности является то новшество, на создание которого направлены действия субъектов инновационной деятельности на том или ином ее этапе. В этом смысле понятие «объект инновационной деятельности» не тождественно инновации, поскольку к последней относится именно конечный результат данной деятельности, в то время как объекты создаются и на промежуточных ее этапах. Учитывая, что каждая стадия инновационного процесса характеризуется определенными целями, на достижение которых направлена активность участников, и специфическими для них результатами, объекты инновационной деятельности можно подразделить на интеллектуальный продукт и (или) готовый товар (новое или усовершенствованное изделие, материал, технология).

Правовая охрана интеллектуального результата возникает в силу различных оснований, в связи с чем данные объекты могут быть сгруппированы следующим образом.



Объекты, охраняемые в силу регистрации и выдачи охранного документа (патента, свидетельства). К ним относятся патентные объекты (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования), из числа нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности — селекционные достижения.

Следует отметить, что появление данных объектов происходит в основном на первом этапе инновационной деятельности, после чего этот процесс переходит в другую фазу, когда интеллектуальный результат воплощается в товаре. Однако это не означает невозможности появления охраноспособного результата на последующих этапах, например при проведении опытно-конструкторских работ, когда в процессе их выполнения возникает патентоспособное решение.



Объекты, охраняемые в силу факта создания. В их числе следует назвать объекты авторского права, а также топологии интегральных микросхем, которые по желанию их правообладателя могут быть зарегистрированы в патентном ведомстве.

Объекты, охраняемые в силу неизвестности третьим лицам и принятия специальных защитных мер по сохранению такой неизвестности. К объектам данной группы относится информация, составляющая служебную и коммерческую тайну. Объектами этой группы могут быть практически любые инновационные решения. Так, для участников инновационной деятельности крайне важно засекречивание технического решения (равно как и процесса его выработки), способного к патентованию, с целью недопущения преждевременного раскрытия информации о сущности достигнутого интеллектуального результата. Объекты, которые не являются патентоспособными в силу прямого указания патентного законодательства, также могут быть в отдельных случаях охраняемыми в режиме коммерческой тайны. Речь идет о названных в Патентном законе РФ решениях, не подлежащих по тем или иным причинам патентованию в качестве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Так, в соответствии с п. 2 ст. 4 Патентного закона непатентоспособны в том числе открытия, научные теории, математические методы, правила и методы игр, интеллектуальной и хозяйственной деятельности, что не исключает возможность их засекречивания. К таким объектам относится и разработанная в процессе осуществления опытно-конструкторских работ техническая документация и опытный образец, доступ к которым третьих лиц должен быть невозможен.

Существуют объекты, не входящие ни в одну из вышеназванных групп. Например, некая коммерческая идея, являющаяся в определенных профессиональных кругах известной, может в конкретной ситуации выступить в качестве объекта, представляющего действительную коммерческую ценность для предпринимателя, когда практическая реализация этой идеи способна порой «вдохнуть новую жизнь» в производственный процесс, раскрыть его новые возможности и привести к дополнительным финансовым результатам.



IV. Публично-правовой режим осуществления инновационной деятельности. Как отмечалось выше, основное содержание инновационной деятельности подчинено действию норм гражданского права, из чего следует, что горизонтальные связи между участниками инновационной деятельности, обязательственно-правовое наполнение которых определяется ими самостоятельно, являются доминирующими. В ряде случаев с целью охраны государственных, общественных интересов, стимулирования инновационной активности, а также исходя из особенностей самих отношений и объектов, по поводу которых они складываются, государство внедряет в данную сферу публично-правовые элементы. В имеющихся публикациях правовая среда инновационного предпринимательства характеризуется наличием норм (помимо гражданско-правовых), определяющих правовой статус субъектов, опосредующих деятельность в сфере управления, институтов финансового и бюджетного права, а также норм, предусматривающих мероприятия по государственной поддержке и развитию инноваций. Посмотрим, в каких случаях проявляются публично-правовые начала в правовых отношениях, возникающих в процессе осуществления инновационной деятельности.

Определение правового статуса, организация деятельности специализированного государственного органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности. В настоящее время им является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, находящаяся в ведении Министерства образования и науки РФ. На данный орган возложены следующие полномочия:

  • организация приема заявок на объекты интеллектуальной собственности, их регистрация и экспертиза; выдача патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, свидетельства на товарный знак, знак обслуживания, на право пользования наименованием места происхождения товара, на общеизвестный товарный знак, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральный микросхем;

  • регистрация договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством;

  • признание недействительным предоставления или досрочное прекращение действия правовой охраны товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, признание недействительными патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, свидетельств на право пользования наименованием места происхождения товара;

  • осуществление проверки деятельности организаций, распоряжающихся правами Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности и результаты интеллектуальной деятельности.

Установление специального правового режима объектов интеллектуальной собственности. Законодательством об интеллектуальной собственности установлены условия охраноспособности объектов интеллектуальной собственности, особая процедура оформления прав на некоторые из них, дана характеристика правам на объекты, определены требования к передаче исключительных прав, особенности их защиты. Данные положения имеют для инновационного процесса архиважное значение, поскольку самым непосредственным образом влияют на содержание отношений между субъектами инновационной деятельности, стремящимися

к созданию и внедрению новшеств, являющихся охраноспособным интеллектуальным результатом.



Установление особенностей инновационной деятельности, финансируемой из государственного бюджета. Выражаются эти особенности в следующем. Законодательство устанавливает:

1) особенности порядка заключения, содержания договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд. Так, в соответствии со ст. 766 ГК государственный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. Пункт 4 постановления Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» (в ред. от 17 ноября 2005 г.

№ 685) предписывает государственным заказчикам при заключении государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных нужд обеспечивать включение в них ряда положений, например, о том, что Российской Федерации принадлежит право на подачу заявки и получение патента на создаваемые при реализации государственного контракта изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, исключительное право на использование создаваемых при реализации государственного контракта программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем, а также право на конфиденциальную информацию о результатах научно-технической деятельности, полученных при реализации государственного контракта.

Наряду с этим некоторые особенности предусмотрены законодательством для государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения. Такие контракты должны предусматривать обязанность исполнителя заключать со своими работниками гражданско-правовые договоры о сохранении конфиденциальности сведений, относящихся к результатам инновационной деятельности (п. 4 постановления Правительства РФ от 29 сентября 1998г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»).

Другой пример: Правительство РФ вправе устанавливать для федеральных государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок (ст. 8 Закона о науке);


  1. режим секретных изобретений для патентоспособных результатов инновационной деятельности, которые относятся к средствам вооружения и военной техники, методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (разд. VI-1 Патентного закона РФ).

По таким изобретениям не публикуются сведения о заявке на выдачу патента и сведения о выданном патенте, невозможны заявления об открытой лицензии и уступке патента, не предоставляется принудительная лицензия; использование запатентованного секретного изобретения лицом, которое не знало и не могло на законных основаниях знать о наличии патента на данное изобретение, не признается нарушением исключительного права патентообладателя;

3) включение в инновационный процесс различных федеральных органов исполнительной власти, выступающих в качестве заказчиков по государственным контрактам и имеющих право распоряжения результатами интеллектуальной деятельности от имени Российской Федерации (п. 1.4 постановления Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности», п. 2 постановления Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»);

4) создание федеральных фондов, осуществляющих экспертизу и финансирование за счет средств федерального бюджета инновационных проектов (см. разд. «О субъектах инновационной деятельности»).

Определение особенностей порядка исчисления налогов, ведения бухгалтерского учета нематериальных активов. Так, в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК при определении налоговой базы по налогу на доходы организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций. В расходы, связанные с производством и реализацией и соответственно уменьшающие налогооблагаемую базу по указанному налогу, включаются также расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (ст. 262 НК); расходы на подготовку и освоение новых производств (подп. 34 п. 1 ст. 264 НК); расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации производства и управления (подп. 35 п. 1 ст. 264 НК). Кроме того, Налоговым кодексом освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Введение сертификационных и метрологических требований в отношении продукции, технологического процесса, подлежащих обязательному учету при создании новшества и последующем его внедрении.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница